Напоминание

«Географические координаты»


Автор: Гавриленко Антонина Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Громовская СОШ"
Населённый пункт: пос. Суходолье, Ленинградская область
Наименование материала: Технологическая карта урока географии в 5 классе
Тема: «Географические координаты»
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока в 5 классе с учётом требований ФГОС учителя географии

МОУ “Громовская СОШ” Гавриленко А.В.

ТЕМА: « Географические координаты

»

Деятельностная цель

Формирование УУД по теме:

«Географические координаты»

Предметно-дидактическая цель

Обучающиеся получат возможность:

познакомиться с понятием «градусная сетка»

«географические координаты»

провести анализ и обобщение тематического материала;

используя источники информации для её поиска и

извлечения;

решать практические задачи по нахождению координат;

определять по карте координаты природных объектов;

определять расстояния между ними;

выявлять

местоположения

объектов

с

разными

географическими координатами

Этап урока

Методы

обучения*

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Методы

оценки/

самооценки

Организационный

этап.

Приветствие учащихся,

настрой на работу.

Подготовка

необходимого

оборудования (карты

атласа, линейка)

Регулятивные:

планировать свою

деятельность под

руководством учителя,

оценивать работу

одноклассников,

работать в

соответствии с

поставленной задачей,

сравнивать полученные

результаты

ожидаемыми.

Познавательные:

-делать анализ и отбор

информации, добывать

новые знания из

источников,

-перерабатывать

информацию для

получения

необходимого

результата

-давать определения

понятиям.

Коммуникативные:

-умение общаться и

взаимодействовать друг

с другом

-

умение вступать в

диалог, участвовать в

коллективном

обсуждении проблемы,

аргументировать свою

позицию

Проверка

домашнего

задания.

Фронтальная

беседа

Организует

проверку

знаний

учащихся

по

теме

«Параллели

и

меридианы»

1.

Что называется

параллелью?

2.

Как называется

самая длинная

параллель и какова её

длинна?

3.

На какие два

полушария делит

экватор Землю?

4.

Что показывают

линии параллелей на

карте?

5.

Что называют

меридианом?

6.

Какой самый

длинный меридиан?

7.

Какова длина

меридиана?

8.

Что показывают

-

Параллельные

окружности,

расположенные

перпендикулярно оси

вращения

Земли.

- Экватор –

40076км.

На северное и

южное полушария.

Направление на

запад и восток.

Полуокружности

соединяющие

Северный и южный

полюсы Земли.

Одинаковые

20005км

Направление на

полуокружности

меридианов?

9.

На какие два

полушария делит 0

и 180 меридиан

Землю?

10.

От каких

параллелей и

меридианов мы ведём

отсчёт координатам?

П р е д л а г а ю

р е б я т а м

определить тему урока и

п од у м ат ь ,

ч е м у

о н и

должны

научиться

на

уроке. (слайд 3)

север и юг.

На западное и

восточное.

От нулевого

меридиана и

экватора

Говорят о том, что с

помощью

паралле

лей

и

меридианов

определяются

не

только

направления

сторон

горизонта,

но и географические

координаты точек на

земной поверхности

географическую

широту,

географическую

долготу.

Формирование

новых знаний,

умений и

навыков:

Актуализация

знаний;

Создание

проблемной

ситуации

Постановка

учебной

проблемы

Значит, по параллелям и

меридианам мы можем

определить направления

на карте, но

географический объект

эти направления не

укажут, так же как и не

полное знание почтового

адреса.

Как же узнать

«географический адрес»

объекта на карте? Для

точного определения

местоположения

объекта на карте

необходимо знать две

части «адреса» —

широту и долготу. - Кто

из вас играл в «Морской

бой», тот знает её

условия.

Окружности

пересекающихся

параллелей и меридианов

образуют на глобусе и

карте своеобразную

сетку.

Каждая «ячейка сетки»

состоит из дуг

окружностей. Единицей

измерения может

служить градусная мера.

С л у ш а ю т

р а с с к а з

учителя

Определять

по

карте

координаты природных

объектов;

определять

р а с с т о я н и я

м е ж д у

ними;

Выявлять

местоположения

объектов

с

разными

географическими

Р е ш а т ь практические

задачи по нахождению

координат;

координатами

Постановка

учебной

проблемы

Каждый человек в своей

жизни обязательно

сталкивается с …

(проблемой определения

географических

координат и определения

расстояния между

объектами)

Вместе

с

учител ем

формулируют

проблему.

Решение

проблемной

ситуации:

Выдвижение

гипотезы.

объяснение

Предлагает

сформулировать

определение

градусной

сетки

и

сравнить

с

определением

на

слайде

(слайд 4)

С

помощью

градусной

с е т к и

о п р е д е л я ю т

координаты

точек

на

Записывают

в

тетрадь,

что

такое

градусная

сетка.

Го в о р я т

о

т о м ,

с

помощью

градусной

сетки можно научиться

определять

«географический

адрес»,

местоположение

или

про сто

ко о рд и н ат ы

отдельных объектов.

Проверка

гипотезы.

самостоятельная

работа

земной

п о в е р х н о с т и :

географическую широту и

географическую долготу.

К а к и е

и с т о ч н и к и

информации нам помогут

в этом?

С

помощью

учебника,

какие

географиче ские

понятия мы можем узнать

и чему научиться?

П р ед л а г а ю

р а б оту

с

текстом учебника.

Атлас, учебник.

Сформулировать

понятия:

г р а д у с н а я

сеть,

географические

широт а

и

д о л г о т а .

Научиться

определять

их на карте и измерять

р а с с т о я н и я

м е ж д у

объектами.

Ученики в учебнике

находят и дают

определение понятию

географическая широта,

а так же определяют,

какая широта бывает

(северная и южная)

Определяют

понятие

географическая

долгота,

какая

о н а

бывает.

(западная

и

восточная)

Узнают, что с помощью

градусной сетки можно

определять расстояния.

Определять по карте о

р а с с т о я н и я

м е ж д у

объектами.

Р е ш а т ь практические

задачи по определению

расстояния на карте.

Работают

индивидуально

,

п о т о м

осуществляют

взаимопроверк

у

в

п а р а х ,

правильно

выполнившие

получают

смайлики

для

будущей

оценки.

Формулировка

окончательного

решения

постановка

проблемы

метод КМ

метод КМ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Предлагаю ситуацию.

Предлагаю

практическое

задание:

Используя карту в атласе

сформулируйте

задание

на

измерение

расстояния

на

карте

с

помощью

градусной сетки

(слайд 9)

Разминаются на

физкультминутке под

музыку.

Работа в парах,

объекты

выбирают

самостояте-

льно.

После

выполнения

задания

самостоятельн

поисковый метод

Слайд 10

Слайд 11

К а к

в ы

с ч и т а е т е ,

масштаб может влиять

н а

п о д р о б н о с т ь

изображения на карте ?

Чтобы

понять,

«КАК»

м о ж е т ,

п р е д л а г а ю

задание.

Для

этого

необходимо

выполнить

задание

из

электронного

приложения. Слайды 10-

11)

Предлагаю

сопоставить

работу

ребят

и

эталон

правильно

выполненной

работы. (слайд 12)

о

оценивают

себя.

Доказательство

и

применение

найденного

решения

решение

проблемы

Предлагаю сделать вывод

о

влиянии

масштаба

на

подробность

изображения. (слайд 12)

Ребята

говорят

о

том,

что

на

изображениях

б о л е е

к р у п н о г о

м а с ш т а б а

м о ж н о

подробнее

п ока з ат ь

географические

о б ъ е к т ы

, н о

н а

небольших

участках

м е с т н о с т и

Н а

изображениях

более

м е л ко го

м а с ш т а б а

п л о щ а д ь

у ч а с т к о в

больше,

но

объекты

п о к а з а н ы

м е н е е

подробно.

Подведение

и т о г о в

и

рефлексия

Н а

с л а й д е

в о п р о с ы

(слайд 13)

Домашнее задание:

П о м о г и т е

Т и м о ф е ю

определить

расстояние

м е ж д у

М о с к в о й

и

Петербургом и посчитать,

сколько денег нужно

на

д о р о ж н ы е

р а с х о д ы .

(слайд 14)

Дети

с

удовольствием

отвечают на вопросы.

Записывают

домашнее

задание

(рассчит ать

стоимо сть

п о е з д к и

Тимофея

в

Москву)

и

с д а ю т

т е т р а д и

н а

проверку.

Объявляю

оценки

наиболее

активным

ученикам.

*Методы: Постановка и решение учебной проблемы, беседа, самостоятельная работа, объяснение

Литература.

1.

Учебник . География. Планета Земля. 5-6 кл. Автор А.А.Лобжанидзе. М.- Просвещение. 2013 г.

2.

Атлас. Контурные карты. Тетрадь –тренажер.

3.

Рабочая программа . География 5-9 кл. Авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. М.- Просвещение 2013 г.

4.

Поурочные разработки по географии . 6 класс. М.- « ВАКО» 2012 г. Авторы: Н.А. Никитина, Е.А. Жижина.



В раздел образования