Автор: Суворова Людмила Васильевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: п. Железнодорожный
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УМК ПО МАТЕМАТИКЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.В. ДОРОФЕЕВА, И.Ф. ШАРЫГИНА И ДР. В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УМК ПО МАТЕМАТИКЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.В. ДОРОФЕЕВА, ШАРЫГИНА И.Ф. И ДР.
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО»
В 2016/2017 учебному году продолжается поэтапный переход на реализацию
ФГОС. Одним из основополагающих документов является приказ МинОбрнауки
России
«О
внесении
изменений
в
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию».
В
этот
перечень
включены
учебники,
рекомендованные
Научно-методическим
советом
на
основании
положительных
экспертных заключений и отвечающие следующим требованиям:
а) принадлежащие к завершённой предметной линии учебников;
б) представленные в печатной форме и имеющие электронное приложение,
являющееся их составной частью;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по
методике
преподавания,
изучения
учебного
предмета
(его
раздела,
части)
или
воспитания.
Для
реализации
основного
общего
образования в
перечень
включены
учебники следующих завершенных предметных линий по математике:
Математика:
1. Дорофеев Г.В.
[Просвещение],
2. Бунимович Е.А.
[Просвещение],
3. Мерзляк А.Г.
[ВЕНТАНА-ГРАФ],
4. Муравин Г.К.
[Дрофа],
5. Никольский С.М.
[Просвещение]
Алгебра:
1. Дорофеев Г.В.
[Просвещение],
2. Мерзляк А.Г.
[ВЕНТАНА-ГРАФ],
3. Муравин Г.К.
[Дрофа],
4. Никольский С.М.
[Просвещение],
5. КолягинЮ.М.
[Просвещение]
Геометрия:
1. Атанасян Л.С.
[Просвещение],
2. Мерзляк А.Г.
[ВЕНТАНА-ГРАФ],
3. Шарыгин И.Ф.
[Дрофа]
При
выборе
учебников
необходимо
учитывать
разработанно сть
соответствующего ему учебно-методического комплекта на весь уровень обучения.
В соответствии с методическими рекомендациями на замену учебников ав-
торского коллектива Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. мы рассмотрели учебники
авторской группы Дорофеев Г.В., Шарыгин И. Ф.и др. [Просвещение].
В
принципе
исключенным
из
перечня
учебникам Виленкина
Н.Я. близок
УМК авторской группы Мерзляк А. Г., т.к. тематическое содержание и порядок из-
ложения тем в учебниках полностью совпадают, но УМК Мерзляка А.Г. является
новым изданием, созданным в соответствии с требованиями ФГОС и выгодно отли-
чаются более современным методическим аппаратом.
Но в начальной школе 4 класс обучался по УМК Дорофеева и выбор был оче-
виден.
Содержание УМК Дорофеев Г.В., Шарыгин И. Ф. так же обеспечивает дости-
жение
требований
ФГОС
к
результатам
освоения
образовательной
программы
основного общего образования.
1
В состав УМК входят:
•
Сборник рабочих программ для 5-6 классов
•
Учебники:
– Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Математика. 5 класс;
– Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Математика. 6 класс;
•
рабочая тетрадь
•
дидактические материалы
•
тематические тесты
•
сборник контрольных работ
•
устные упражнения
•
методические рекомендации
•
электронное приложение
Центральная идея - интеллектуальное развитие учащихся средствами мате-
матики, способности к усвоению новой информации, подвижность и гибкость, не-
зависимость мышления. Эта идея полностью соответствует ФГОС, в котором ста-
вится задача эффективного использования потенциала школьных предметов для
развития личностных качеств обучаемых.
К общим идеям, составляющим основу концепции курса, относятся:
•
ознакомление с математикой как частью общечеловеческой культуры;
•
развитие интереса к математике;
•
создание условий для дифференциации обучения;
•
внимание к практико-ориентированному знанию.
Если говорить о методике, то методическими идеями курса являются:
- структурирование содержания «по спирали», что позволяет возвращаться к знако-
мому материалу на новом уровне, включать знания в новые связи, формировать их
в системе;
- организация этапа содержательно-практической деятельности как исходного при
введении новых понятий;
- широкое использование наглядности;
- опора на здравый смысл и интуицию.
Все это создает условия для осознанного восприятия материала учащимися, ак-
тивизации их познавательной деятельности.
По особенностям содержания курс можно охарактеризовать как арифметико-гео-
метрический: в нем усилено внимание к изучению арифметики и представлена на-
глядно-деятельностная геометрия. Кроме того, начиная с 5 го класса, последовательно
изучается вероятностно-статистический материал, а также элементы раздела «Логика
и множества». В содержание включён раздел «Математика в историческом раз-
витии», причём, исторические фрагменты даны не отдельными приложениями, а
органично включаются в объяснительный текст.
Основное содержание числовой линии курса математики 5-6 классов тради-
ционно составляет обучение навыкам и приёмам вычислений.
Концепция курса реализована в комплекте взаимосвязанных учебно-методичес-
ких пособий, и каждый компонент УМК несёт определённую методическую нагрузку.
Текст учебника разбит на смысловые фрагменты вопросами, которые позво-
ляют учащимся проверить, как понято прочитанное. Система упражнений делится
2
на три группы, первые две из которых А и Б – это группы сложности, а третья П
– задания на повторение пройденного ранее.
Основное внимание уделяется формированию у учащихся умения пользовать-
ся приёмами проверки и прикидки ответа, потребности и умения проконтролиро-
вать себя, что влияет на развитие рефлексии. С этой целью в УМК выделяются руб-
рики «Прикидка и оценка», «Округление и прикидка», предлагаются специальные
упражнения, способствующие формированию соответствующих умений.
В формировании вычислительных умений усилен практический аспект. Так в
рубрике «Практическая ситуация» вычисления со всеми видами чисел сопрово-
ждаются формированием навыков, требующихся и в школьной практике, и в быту:
замена числа близким ему числом, сравнение чисел на основе качественных оце-
нок, решение задач практического характера, предполагающих выполнение рас-
чётов, оценки результата в соответствии с рассматриваемой реальной ситуацией и
пр. (Чаще всего они начинаются словами «Представь себе, что …»: № 71, 76,
105,114)
В курсе наглядной геометрии изучение геометрических фигур и их свойств
опирается на наглядно-образное мышление, основой изучения является практиче-
ская деятельность, опыт, эксперимент. Учащиеся знакомятся с плоскими и про-
странственными геометрическими фигурами (а также их свойствами), которые в
дальнейшем будут изучаться в систематическом курсе геометрии, конфигурациями
фигур, вырезая и складывая из бумаги, моделируя из различных материалов, вы-
полняя построения фигур. Все это можно найти в рубриках: «Моделируем», «Ищем
способ копирования», «Ищем способ построения» («Скопируйте рисунок в тет-
радь и выполните следующее задание …» № 1, 685, 704,423, 437,590)
В изложении учебного материала реализованы новые методические подходы, об-
легчающие учащимся усвоение материала курса. В каждой главе есть рубрики, отража-
ющие основные виды деятельности учащихся: «Действуем по алгоритму (по правилу)»,
«Ищем (разбираем) способ подсчета (решения, сравнения)», «Ищем закономерность»,
«Анализируем и рассуждаем», «Исследуем», «Работаем с символами», «Решаем задачу
по плану», «Верно или неверно», что позволяет эффективно формировать и УУД, и пред-
метные умения и навыки. Для развития ИКТ-компетентности есть задания рубрики
«Ищем информацию» (Найдите в СМИ предложения с %, что значит идти параллель-
ным курсом, чему равна ширина ж/д колеи, найдите в Интернете изображения пред-
метов с осевой симметрией). Каждая глава завершается рубрикой «Чему вы научи-
лись?», помогающей ученику проверить себя на базовом уровне усвоения материала и
осознанно оценить возможность выполнения заданий более высокого уровня.
Электронное приложение предоставляет учителю широчайшие возможности
для организации разнообразной деятельности учащихся как на уроке, так и вне
урока, самостоятельной работы учащихся, дистанционного обучения.
Предметная линия авторской группы Дорофеев Г.В., Шарыгин И. Ф.и др.
является
завершенной,
продолжаясь
УМК
по
алгебре
в
7-9
классах,
и
ее
особенностями является:
целенаправленное
развитие
познавательной
сферы
учащихся,
активное
формирование УУД;
создание условий для понимания и осознанного владения содержанием курса;
эффективное обучение математическому языку и знаково-символическим действиям;
3
использование технологии уровневой дифференциации, которая позволяет работать
в классах разного уровня, индивидуализировать учебный процесс в рамках одного
коллектива.
СООТВЕТСТВИЕ ФГОС
-
Идея
развивающего
обучения
реализуется
в
учебниках
через
систему
методических
решений.
УМК
содержит
достаточный
и
специальным
образом
организованный
учебный
материал
(теорию
и
задачи),
обеспечивающий
формирование УУД.
- Школьники имеют возможность овладевать исследовательскими и логическими
действиями,
предполагающими
умение
видеть
проблему,
ставить
вопросы,
наблюдать
и
проводить
эксперименты,
делать
несложные
выводы
и
умозаключения,
обосновывать
и
опровергать
утверждения,
сравнивать
и
классифицировать.
-
Эффективности
интеллектуального
развития
способствует
понимание
и
осознание самого процесса мыслительной деятельности (механизмов рассуждений,
умозаключений).
Поэтому
в
доработанных
в
соответствии
с
ФГОС
изданиях
учебников инициируется рефлексия способов и условий действий, акцентируется
внимание на собственно процессе решения задачи.
- Развитие мышления тесно связано с речью, со способностью грамотно говорить,
правильно
выражать
свои
мысли.
Свидетельством
чёткого
и
организованного
мышления является грамотный математический язык. Обучение математическому
языку,
как
специфическому
средству
коммуникации
в
его
сопоставлении
с
реальным языком, авторы считают важнейшей задачей обучения, для решения
которой используются адекватные методические приёмы.
- Ряд заданий снабжён «указателями», которые выделяют в системе упражнений
сквозные
рубрики.
Тем
самым
акцентируется
определённый
вид
учебной
деятельности. Это позволяет ученику стать активным субъектом учения в плане
освоения универсальных учебных действий. Так, задания, снабжённые указателями
«Работаем
с
символами»,
«Действуем
по
правилу»,
выполняются
на
этапе
введения новых элементов математического языка, закрепления нового алгоритма.
Через задания рубрики «Верно или неверно» учащиеся целенаправленно обучаются
приёмам самоконтроля и самопроверки при изучении самых разных разделов.
Кроме того, они учатся распознавать верные и неверные утверждения, опровергать
неверные утверждения с помощью контрпримера.
-
Система упражнений насыщена заданиями, направленными на формирование
логического мышления учащихся. Выделены специальные рубрики «Рассуждаем»,
«Анализируем», «Исследуем», «Моделируем», «Ищем закономерность», «Действуем
по алгоритму», «Ищем способ сравнения (способ решения)» и др. Учащиеся в ходе
выполнения
упражнений
обучаются
некоторым
приёмам
доказательных
рассуждений, учатся проводить обоснования со ссылкой на правила, свойства и
признаки.
-
Отличительной особенностью данного УМК является внимание к развитию и
формированию различных видов мышления. Этому, в частности, способствует
включение в курс большего, чем это бывает традиционно, объёма геометрического
материала. Изучая геометрию, учащиеся начинают последовательное продвижение в
4
развитии
мышления
от
конкретных,
практических
его
форм
до
абстрактных,
логических.
- Серьёзное внимание в УМК уделяется формированию личностно-ценностного
отношения к математическим знаниям, развитию интереса к предмету, знаниям
культурологического характера. Авторы ставят целью доступное, живое изложение
содержания курса, создание учебников, которые можно читать.
Виленкин Н.Я.
Математика 5 кл.
Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
§ 1. Натуральные числа и шкалы
§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Уравнения
§ 3. Умножение и деление натуральных чисел
§ 4. Формулы
Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
§ 5. Обыкновенные дроби
§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание
десятичных дробей
§ 7. Умножение и деление десятичных дробей
§
8. Инструменты для вычислений и измерений.
Проценты. Углы. Диаграммы
Математика 6 кл.
Глава I. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
§ 1. Делимость чисел. Признаки делимости. НОД
и НОК.
§ 2. Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями
§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей
§ 4. Отношения и пропорции. Прямая и обратная
пропорциональные зависимости
Глава II. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
§ 5. Положительные и отрицательные числа
§
6.
Сложение
и
вычитание
положительных
и
отрицательных чисел
§
7.
Умножение
и
деление
положительных
и
отрицательных чисел
§ 8. Решение уравнений. Раскрытие скобок.
§ 9. Координаты на плоскости. Перпендикулярные
и параллельные прямые
Дорофеев Г.В.
Математика 5 кл.
Глава 1. Линии
Глава
2.
Натуральные
числа.
Сравнение.
Округление
Глава 3. Действия с натуральными числами
Глава 4. Использование свойств действий при
вычислениях
Глава 5. Многоугольники
Глава
6.
Делимо сть
чисел.
Пр из нак и
делимости
Глава 7. Треугольники и четырехугольники
Глава 8. Дроби. Основное свойство дроби. НОД
и НОК
Глава 9. Действия с дробями
Глава 10. Многогранники. Объемы
Глава
11.
Таблицы
и
диаграммы.
Опрос
общественного мнения
Математика 6 кл.
Глава 1. Обыкновенные дроби
Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве
Глава 3. Десятичные дроби
Глава 4. Действия с десятичными дробями
Гл а в а
5 .
О к р у ж н о с т ь .
П о с т р о е н и е
треугольника. Круглые тела
Глава 6. Отношения и проценты
Глава 7. Симметрия
Глава
8.
Целые
числа.
Действия
с
целыми
числами. Множества. Круги Эйлера
Глава 9. Комбинаторика. Случайные события
Глава
10.
Рациональные
числа.
Действия
с
рациональными числами. Координаты
Глава 11. Буквы и формулы. Уравнения
Глава
12.
Многоугольники
и
многогранники.
Сумма углов треугольника. Площади
5
6