"Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)"
Автор: Хвостикова Наталья Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБОУ детский сад комбинированного вида №19 "Золотая рыбка" Населённый пункт: село Солуно-Дмитриевское, Андроповский район, Ставропольский край Наименование материала: Статья Тема: "Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)" Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Опыт работы)
Старший воспитатель МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка»
Хвостикова Н.С.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в
гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках
экологической необходимости. Формирование экологической культуры - это
сознание
человеком
своей
принадлежности
к
окружающему
его
миру,
единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность
за
осуществление
самоподдерживающего
развития
цивилизации
и
сознательное включение в этот процесс.
Экологическая культура, как часть общей культуры является процессом,
который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и
передачей их старшим поколением младшему. Экологическая культура - это
результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных
отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение
формируется
в
процессе
усвоения
специальных
знаний,
развитие
эмоциональной
сферы
и
практиче ских
навыков
э кол о ги ч е с к и
целесообразного взаимодействия с природой. В этот период закладываются
основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает
осознавать
её
как
общую
ценность
для
всех
людей.
Все
выдающиеся
мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как
средству
воспитания
детей:
Я.А.Коменский
видел
в
природе
источник
знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то,
чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им всё доступное и полезное
для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее
развитие в теории ипрактике советского дошкольного воспитания в статьях,
методических
работах
(А.А.Быстров,
Р.М.Басс,
А.М.Степанов).
Большую
роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания
которых
было
формирование
наблюдения,
как
основного
метода
ознакомления
с
окружающим,
накопление,
уточнение,
и
расширение
достоверных сведений о природе (С.А.Веретинникова, А.М.Низова).
В
дошкольной
педагогике
начались
исследования
по
отбору
и
систематизации
природоведческих
знаний,
отражающих
ведущие
закономерности
живой
(И.А.Хайдурова,
С.Н.Николаева,
Е.Ф.Терентьева
и
др.)
и
неживой
(И.С.Фрейдкин
и
др.)
природы.
В
исследованиях,
посвящённых
живой
природе,
в
качестве
ведущей
была
выбрана
закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно
зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти
работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с
природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух
значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических
проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
За
рубежом
и
в
России
в
этот
период
происходило
становление
нового
образовательного
пространства
-
системы
непрерывного
экологического
образования:
проводились
конференции,
съезды,
семинары,
создавались
программы, технологии, учебные и методические пособия.
В
нашей
стране
формировалась
общая
Концепция
непрерывного
экологического
образования,
начальным
звеном
которого
является
сфера
дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются
начальные
элементы
экологической
культуры:
понимают
общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить
взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество
программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников
Программа
Е.Рылеевой
"Открой
себя"
создана
на
основе
авторской
концепции, предполагающей индивидуализацию личности развития ребёнка.
Программа
предусматривает
развитие
у
детей
естественнонаучных
представлений экологической культуры, начальные формы экологического
сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Программа Н.А.Рыжовой "Наш дом природа" нацелена на воспитание
гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка, с целостным
взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с
программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые
и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры,
ответственного
отношения
к
окружающей
среде
и
своему
здоровью.
Программа
предусматривает
выработку
у
детей
первых
навыков
практического
участия
в
природоохранной
деятельности.
Половина
программы "Наш дом природа" рассматривает область неживой природы
(вода, воздух, почва и др.). Программа имеет методическое обеспечение -
разработку
по
созданию
развивающей
среды
в
дошкольном
учреждении,
рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С.Николаевой "Юный
эколог",
созданная
на
основе
собственной
Концепции
экологического
воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы -
программу экологического воспитания дошкольников, программу повышения
квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания
детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической
культуры
у
детей
и
развития
её
у
взрослых,
их
воспитывающих
(ведь
воспитатель,
являющийся
носителем
экологической
культуры
важнейшее
условие развития детей).
Таким
образом,
обзор
ряда
программ
экологического
образования
дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов
- понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения,
ценности природы и жизни на Земле во всех её проявлениях, необходимости
изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов
его
взаимодействия
с
природой.
А
для
этого
нужно
интенсивное
экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
В
условиях
глобального
экологического
кризиса,
переживаемого
человечеством,
возникла
необходимость
в
непрерывном
экологическом
образовании.
Дошкольный
возраст
можно
рассматривать
как
начальную
ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни
ребёнок приобретает основы личности культуры, её базис, соответствующий
широкому кругу общечеловеческих ценностей.
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но,
пожалуй,
одной
из
самых
острых
и
насущных
является
проблема
-
сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что
мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают всё
новые
и
новые
виды
растений
и
животных,
мы
физически
страдаем
от
загрязнения
воздуха,
воды,
почвы.
Погруженные
в
повседневные
дела
и
заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не
вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы,
и
поэтому
я
считаю,
что
основы
экологического
воспитания
должны
закладываться уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей
среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,
которые появляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании с
неразрывностью с ней.
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной
форме
соприкасаются
с
её
объектами
или
явлениями:
на
прогулках
наблюдают
за
птицами
и
насекомыми;
наблюдают
за
падающими
снежинками;
слушают
экологические
стихи
и
рассказы;
дома
смотрят
телепередачи
о
животном
и
растительном
мире
Земли;
ухаживают
за
растениями
и
животными
в
уголке
природы;
сталкиваются
с
неживой
природой.
Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой,
яркостью
красок,
разнообразием
и
это
является
источником
первых
конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю
жизнь.
Под
экологическим
воспитанием
детей
я
понимаю,
прежде
всего,
воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе,
и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить
Землю пригодной для полноценной жизни…
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что
происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в
природе
и
среди
людей.
Часто
из-за
незнаний
они
не
могут
выбрать
правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу
незаметной и привлекательной для детей
На протяжении нескольких лет, работая в рамках "Программы воспитания и
обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.С.Комаровой,
В.В.Гербовой,
отмечаю,
что
большинство
дошкольников
с
большим
интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они
берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. У них отсутствует
опыт
общения
с
природными
объектами
(живой
и
неживой
природы),
недостаточно знаний и представлений о природном окружении, не знают
правила
экологически-безопасного
поведения
в
природе,
отмечаются
отрицательные эмоции к окружающей среде дошкольника.
Исходя из этого, приоритетом в своей работе я определила тему: "Развитие
естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Главной
целью
моей
деятельности
является
формирование
системы
элементарных
научных
экологических
знаний,
доступных
пониманию
дошкольников.
Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи:
формирование
у
дошкольников
осознанного
отношения
к
природе,
её
явлениям и объектам;
развитие
экологического
мышления
и
творческого
воображения
в
процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
формирование умений и навыков наблюдений за неживыми объектами
природы;
освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и
окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач в нашем дошкольном
учреждении
была
создана
экспериментальная
мини-лаборатория
под
названием "Любознайка".
Лаборатория работает по двум направлениям:
Естественно-научное - передача знаний об окружающем мире; об объектах
неживой природы, о цикличности природных процессов
Эмоционально-чувственное - дети учатся восхищаться окружающим
миром,
чувствовать
природу
и
своё
отношение
к
ней,
они
читают
познавательные
рассказы,
заучивают
стихотворения,
участвуют
в
экологических утренниках.
Мною
разработана
система
кружковой
работы
по
экологическому
образованию
старших
дошкольников,
а
так
же
комплекс
познавательных
занятий,
включающий
проблемные
ситуации,
проведение
опытов
и
экспериментов,
поисковую
деятельность.
Разработаны
конспекты
наблюдений за объектами и явлениями природы.
Программа экологического воспитания детей содержит 10 разделов:
1.
"Звук".
По
данному
разделу
разработан
комплекс
познавательных
интегрированных
занятий
с
участием
логопеда,
психолога,
музыкального
руководителя.
Дети
знакомятся
с
понятием
"звук",
усваивают
его
значение;
знакомятся
с
принципами
образования
и
улавливания звука, проявляют интерес к звучащему миру. А помогают
им в этом обыкновенные бытовые предметы, в которых ребятам проще
всего разглядеть причину возникновения звука и понять, отчего зависит
его
тембр
и
громкость.
Отталкиваясь
от
понимания
дошкольниками
причины
возникновения
звука,
мы
ведём
их
дальше,
в
мир
звуков
природы.
2.
"Бумага".
Здесь
старшие
дошкольники
знакомятся
с
удивительными
историями
возникновения
бумаги,
с
её
разнообразными
видами,
закрепляют
свойства
бумаги,
её
качества,
развивают
навыки
конструирования, знакомятся с назначением и использованием бумаги.
3.
"Воздух".
По
данному
разделу
юные
экспериментаторы
получают
возможность
расширить
свои
представления
о
свойствах
воздуха,
о
способах
его
обнаружения,
учатся
устанавливать
причинно-
следственные связи на основе опытов. У дошкольников формируется
представление
о
роли
воздуха,
об
источниках
загрязнения
воздуха,
формируется желание заботится о его чистоте.
4.
"Вода". Юные любознайки знакомятся со свойствами и качествами воды,
её агрегатными состояниями получают представление о круговороте
воды в природе, проводят экологические эксперименты по очистке воды,
самостоятельно учатся изготавливать фильтры и водяные часы.
5.
"Резина". Этот раздел знакомит детей
со свойствами и качествами
резины, её видами, назначением. Они узнают удивительные истории о
заводах
и
фабриках
по
изготовлению
резины
и
превращаются
в
настоящих экспертов.
6.
"Магниты".
Дошкольники
получают
элементарные
представления
о
магните,
его
свойствах,
демонстрируют
его
действие,
а
главное
знакомятся с удивительным прибором для ориентировки по сторонам
света - компасом, учатся пользоваться им.
7.
"Стекло".
Загадочный
мир
стекла
знакомит
экспериментаторов
с
фарфоровым секретом китайцев. Ребята с удовольствием путешествуют
в мире стеклянных вещей, а удивительные опыты дают представление о
свойствах стекла.
8.
"Свет". Дошкольники учатся выполнять эксперименты с отражением и
выявляют причинно-следственные связи; уточняют, как свет влияет на
рост комнатных растений и почему солнце светит днём, а солнце ночью.
9.
"Песок.
Глина.
Почва."
На
занятиях
по
данному
разделу
ребята
становятся настоящими геологами, с помощью опытов они знакомятся с
составом
почвы,
закрепляют
знания
о
флоре
и
фауне.
В
экспериментальной деятельности получают представления о свойствах
песка
и
глины,
знакомятся
с
разнообразным
миром
камней,
их
свойствами,
особенностями,
учатся
классифицировать
их
по
разным
признакам.
10.Обобщение
знаний
по
всем
темам
по
средством
экологических
праздников, развлечений, экскурсий.
Моя работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и
ребёнка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс
организован так, чтобы ребёнок имел возможность сам задавать вопросы,
выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного
восприятия ребёнком окружающего мира.
Большое значение я придаю исследовательской деятельности - проведение
опытов, наблюдение. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы
задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Для
этого детям предоставляется возможность потрогать, понюхать окружающие
его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Содержанием
проводимых
с
дошкольниками
экскурсий
являлось
обследование близлежащей местности для формирования представлений об
окружающих
природных
условиях,
экологической
обстановке.
Во
время
экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, исследуют
почву, воду, камни и т.д.
Результатом своей работы считаю:
В экспериментальной мини-лаборатории созданы условия, способствующие
развитию
элементарных
естественнонаучных
знаний,
воспитанию
экологической культуры у старших дошкольников.
Дети имеют первоначальные представления о неживой природе, умеют
выстраивать
элементарные
связи
между
природными
явлениями.
Они
замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней.
Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что
ребёнок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет
постоять за окружающий нас мир.