Напоминание

"Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)"


Автор: Хвостикова Наталья Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ детский сад комбинированного вида №19 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: село Солуно-Дмитриевское, Андроповский район, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Опыт работы) Старший воспитатель МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка» Хвостикова Н.С. Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры - это сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура, как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему. Экологическая культура - это результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развитие эмоциональной сферы и практиче ских навыков э кол о ги ч е с к и целесообразного взаимодействия с природой. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории ипрактике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанов). Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения, как основного метода ознакомления с окружающим, накопление, уточнение, и расширение достоверных сведений о природе (С.А.Веретинникова, А.М.Низова).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвящённых живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которого является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников Программа Е.Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личности развития ребёнка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный". Программа Н.А.Рыжовой "Наш дом природа" нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков практического участия в природоохранной деятельности. Половина программы "Наш дом природа" рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.). Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С.Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников, программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех её проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребёнок приобретает основы личности культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема - сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают всё новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которые появляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании с неразрывностью с ней. Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми; наблюдают за падающими снежинками; слушают экологические стихи и рассказы; дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли; ухаживают за растениями и животными в уголке природы; сталкиваются с неживой природой.
Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни… Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и среди людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей На протяжении нескольких лет, работая в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.С.Комаровой, В.В.Гербовой, отмечаю, что большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. У них отсутствует опыт общения с природными объектами (живой и неживой природы), недостаточно знаний и представлений о природном окружении, не знают правила экологически-безопасного поведения в природе, отмечаются отрицательные эмоции к окружающей среде дошкольника. Исходя из этого, приоритетом в своей работе я определила тему: "Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста". Главной целью моей деятельности является формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников. Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи:  формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, её явлениям и объектам;  развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;  формирование умений и навыков наблюдений за неживыми объектами природы;  освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом. Для успешной реализации поставленных задач в нашем дошкольном учреждении была создана экспериментальная мини-лаборатория под названием "Любознайка". Лаборатория работает по двум направлениям: Естественно-научное - передача знаний об окружающем мире; об объектах неживой природы, о цикличности природных процессов Эмоционально-чувственное - дети учатся восхищаться окружающим миром, чувствовать природу и своё отношение к ней, они читают
познавательные рассказы, заучивают стихотворения, участвуют в экологических утренниках. Мною разработана система кружковой работы по экологическому образованию старших дошкольников, а так же комплекс познавательных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность. Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы. Программа экологического воспитания детей содержит 10 разделов: 1. "Звук". По данному разделу разработан комплекс познавательных интегрированных занятий с участием логопеда, психолога, музыкального руководителя. Дети знакомятся с понятием "звук", усваивают его значение; знакомятся с принципами образования и улавливания звука, проявляют интерес к звучащему миру. А помогают им в этом обыкновенные бытовые предметы, в которых ребятам проще всего разглядеть причину возникновения звука и понять, отчего зависит его тембр и громкость. Отталкиваясь от понимания дошкольниками причины возникновения звука, мы ведём их дальше, в мир звуков природы. 2. "Бумага". Здесь старшие дошкольники знакомятся с удивительными историями возникновения бумаги, с её разнообразными видами, закрепляют свойства бумаги, её качества, развивают навыки конструирования, знакомятся с назначением и использованием бумаги. 3. "Воздух". По данному разделу юные экспериментаторы получают возможность расширить свои представления о свойствах воздуха, о способах его обнаружения, учатся устанавливать причинно- следственные связи на основе опытов. У дошкольников формируется представление о роли воздуха, об источниках загрязнения воздуха, формируется желание заботится о его чистоте. 4. "Вода". Юные любознайки знакомятся со свойствами и качествами воды, её агрегатными состояниями получают представление о круговороте воды в природе, проводят экологические эксперименты по очистке воды, самостоятельно учатся изготавливать фильтры и водяные часы. 5. "Резина". Этот раздел знакомит детей со свойствами и качествами резины, её видами, назначением. Они узнают удивительные истории о заводах и фабриках по изготовлению резины и превращаются в настоящих экспертов. 6. "Магниты". Дошкольники получают элементарные представления о магните, его свойствах, демонстрируют его действие, а главное знакомятся с удивительным прибором для ориентировки по сторонам света - компасом, учатся пользоваться им. 7. "Стекло". Загадочный мир стекла знакомит экспериментаторов с фарфоровым секретом китайцев. Ребята с удовольствием путешествуют в мире стеклянных вещей, а удивительные опыты дают представление о свойствах стекла.
8. "Свет". Дошкольники учатся выполнять эксперименты с отражением и выявляют причинно-следственные связи; уточняют, как свет влияет на рост комнатных растений и почему солнце светит днём, а солнце ночью. 9. "Песок. Глина. Почва." На занятиях по данному разделу ребята становятся настоящими геологами, с помощью опытов они знакомятся с составом почвы, закрепляют знания о флоре и фауне. В экспериментальной деятельности получают представления о свойствах песка и глины, знакомятся с разнообразным миром камней, их свойствами, особенностями, учатся классифицировать их по разным признакам. 10.Обобщение знаний по всем темам по средством экологических праздников, развлечений, экскурсий. Моя работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован так, чтобы ребёнок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира. Большое значение я придаю исследовательской деятельности - проведение опытов, наблюдение. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляется возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке. Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, исследуют почву, воду, камни и т.д. Результатом своей работы считаю: В экспериментальной мини-лаборатории созданы условия, способствующие развитию элементарных естественнонаучных знаний, воспитанию экологической культуры у старших дошкольников. Дети имеют первоначальные представления о неживой природе, умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями. Они замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней. Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребёнок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир.


В раздел образования