Автор: Кадырова Софья Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Методическую разработку
Тема: Рабочая программа по музыке 6 класс
Раздел: среднее образование
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования по музыке, планируемыми результатами основного общего образования по музыке, разработана на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, и
ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа основного общего образования «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2014)
Учебник: «Музыка», для 6 класса, авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, (М.: Просвещение, 2016)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: итоговый контроль - форме тестов, творческих работ, исследовательских проектов, концертов
для родителей.
№
п/п
№
Разделы, темы
Количество часов
Примерная программа
Рабочая программа
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
17
17
1
1.
Удивительный мир музыкальных образов.
1
1
2.
2.
Образы
романсов
и
песен
русских
композиторов.
Старинный
русский
романс.
Пе сня-романс.
Мир
чарующих звуков.
1
1
3.
3.
Два
музыкальных
посвящения.
Портрет
в
музыке
и
живописи. Картинная галерея.
1
1
4.
4.
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
1
1
5.
5.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
1
6.
6.
Обряды
и
обычаи
в
фольклоре
и
т в о рч е с т в е
композиторов.
1
1
7.
7.
Образы
песен
зарубежных
композиторов.
Искусство
прекрасного пения.
1
1
8.
8.
Старинная песни мир. Баллада «Лесной царь»
1
1
9.
9.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное
искусство Древней Руси.
1
1
10.
10.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный
концерт.
1
1
11.
11.
«Фрески Софии Киевской»
1
1
12.
12.
«Перезвон». Молитва.
1
1
13.
13.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и
земное в музыке Баха.
1
1
14.
14.
Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония.
Фуга. Хорал.
1
1
15.
15.
Образы
скорби
и
печали.
Фортуна
правит
миром.
«Кармина Бурана»
1
1
16.
16.
Авторская песня: прошлое и настоящее.
1
1
17.
17.
Авторская песня: прошлое и настоящее.
1
1
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
18
18
18.
1.
Джаз – искусство 20 века.
1
1
19.
2.
Вечные темы искусства и жизни.
1
1
20.
3.
Образы камерной музыки.
1
1
21.
4.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
1
1
22.
5.
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».
1
1
23.
6.
«Космический
пейзаж».
«Быть
может,
вся
природа
–
мозаика цветов?». Картинная галерея.
1
1
24.
7.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные
1
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
«
Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный
мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки –
романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3 .Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная
музыкальная
культура
19
века:
формирование
русской
классической
школы
-
М.И.
Глинка.
Исполнение
музыки
как
искусство
интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение
исполнительских трактовок.
Урок 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.
Лирические
образы
романсов
С.В.Рахманинова.
Мелодические
особенности
музыкального
языка
С.В.Рахманинова.
Выразительность
и
изобразительность в музыке.
Урок 5.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок
6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной
музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер
по выбору учителя).
Урок 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство
с
вокальным
искусством
прекрасного
пения
бельканто.
Музыкальные
образы
песен
Ф.Шуберта.
Развитие
музыкального
образа
от
интонации до сюжетной сцены.
Урок 8. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных
образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное
развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности
развития
русского
музыкального
фольклора.
Составление
ритмической
партитуры
для
инструментовки
русской
народной
песни,
инструментальное музицирование.
Урок 10.Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа
русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 11. «Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 12. «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13.- Урок 14.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные
особенности
музыкального
языка
И.С.Баха.
Выразительные
возможности
органа.
Особенности
развития
музыки
в
полифонии.
Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 15. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов
камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип
изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 16 - 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и
«серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История
становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Урок 18. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в
различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые
обработки.
.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической
музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов.
Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки.
Контраст
как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм
в
западноевропейской
музыке.
Развитие
жанров
светской
музыки:
камерная
инструментальная
–
инструментальная
баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов.
Сходство и различие как основной
принцип
развития
и
построения
музыки. Контраст
как
основной
принцип
развития
в
балладеРасширение
представлений
о
жанре
ноктюрна.
Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.Новый круг образов,
отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение
и
развитие
жанра
инструментального
концерта.
Разновидности
и
структура
концерта.
Инструментальный
концерт
эпохи
барокко.
Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование
ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 24. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов
прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы
русской
природы
в
музыке
Г.Свиридова.
Возможности
симфонического
оркестра
в
раскрытии
образов
литературного
произведения.
Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 25.- Урок 26. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и
различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление
внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 27. - Урок 28.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.Классицизм в
западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как
конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 29.- Урок 30.Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как
конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 31. - Урок 32. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных
пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация
литературного
произведения
в
различных
музыкально-театральных
жанрах:
опере,
балете,
мюзикле.
Взаимопроникновение
и
смысловое
взаимодействие
слова,
музыки,
сценического
действия,
хореографии
и
т.д.
Метод
острых
контрастных
сопоставлений
как
один
из
сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки,
сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 33 Образы киномузыки. Проверочная работа. - Урок 34. Образы киномузыки. Урок 35. Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классическихСовременная трактовка классических
сюжетов
и
образов:
мюзикл,
рок-опера,
киномузыка.
Взаимопроникновение
и
смысловое
единство
слова,
музыки,
сценического
действия,
изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Изучение музыки в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
—
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание
культуры
своего
народа,
своего
края,
основ
культурного
наследия
народов
России
и
человечества;
усвоение
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
—
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
—
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа лог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других
людей и сопереживание им;
—
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
—
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
— умение
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции
и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
—
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
—
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль-
туры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об -
раза;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
—
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
—
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и
других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
—
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая
информационно-коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Обучающийся научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное
содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных
средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять
инициативу в художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные
вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно
решать
творческие
задачи,
высказывать
свои
впечатления
о
концертах,
спектаклях,
кинофильмах,
художественных
выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Обучающийся научится:
• раскрывать
образное
содержание
музыкальных
произведений
разных
форм,
жанров
и
стилей;
определять
средства
музыкальной
выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение
об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание
музыкального
произведения
в
пении,
музыкально-ритмическом
движении,
пластическом
интонировании,
поэтическом
слове,
изобразительной
деятельности;
• осуществлять
на
основе
полученных
знаний
о
музыкальном
образе
и
музыкальной
драматургии
исследовательскую
деятельность
художественно-эстетической
направленности
для
участия
в
выполнении
творческих
проектов,
в
том
числе
связанных
с
практическим
музицированием.
Обучающийся получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки,
библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении
концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Обучающийся научится:
• ориентироваться
в
исторически
сложившихся
музыкальных
традициях
и
поликультурной
картине
современного
музыкального
мира,
разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального
искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное
искусство XX в.);
• применять
информационно-коммуникационные
технологии
для
расширения
опыта
творческой
деятельности
и
углублённого
понимания
образного
содержания
и
формы
музыкальных
произведений
в
процессе
музицирования
на
электронных
музыкальных
инструментах
и
поиска
информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых
в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и
разнообразную информацию, полученную из других источников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ №
пп/п
Тема урока
Кол-во
часов
по
теме
Дата проведения
Примечания
По плану
По факту
Мир образов вокальной и инструментальной музыки - 17 часов
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о
действительности,
выраженное
в
звуках.
Различать
лирические,
эпические,
драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь анализировать различные трактовки одного и того же
произведения,аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла
композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание
запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный
портрет.
Понимать,
что
каждое
музыкальное
произведение
благодаря
эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь
соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств,
выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.
Знать
имена
выдающихся
русских
композиторов:
А.Варламов,
А.Гурилев,
М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения
музыкальных жанров и терминов:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых
корректив для достижения запланированных результатов;
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов
различных стилей и жанров;
Использование разных источников информации, ИКТ;
романс, баркарола, серенада.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать
музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои
музыкальные впечатления в рисунке.
Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или
народная на примере опер русских композитов.
Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола,
серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.
Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности
разных видов искусств в создании единого образа.
Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной
музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;
Уметь называть народные музыкальные инструменты.
Знать: основные этапы развития духовной музыки;
- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный
концерт,
фреска, орнамент.
Знать/понимать:
значение
выявления
глубоких
связей
с
русским
народным
музыкальным
творчеством
и
осмысление
интонационно-жанрового
богатства
народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов
искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о
средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
Знать понятия: кантата, реквием, полифония;
Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с
написанием кантаты и реквиема.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
Знать:
- историю развития авторской песни;
-особенности и жанры авторской песни;
- имена авторов бардовской пени.
Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз,
спиричуэл, блюз.
Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое
самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая
интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе
восприятия
и
исполнения
музыки
различных
эпох,
стилей,
жанров,
композиторских школ;
Размышление
о
взаимодействии
музыки
на
человека,
ее
взаимосвязи
с
жизнью и другими видами искусства;
Развитие
критического
отношения
к
собственным
действиям,
действиям
одноклассников
в
процессе
познания
музыкального
искусства,
участия
в
индивидуальных и коллективных
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая
интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе
восприятия
и
исполнения
музыки
различных
эпох,
стилей,
жанров,
композиторских школ.
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на
основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
Умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Формирование
навыков
сотрудничества,
совместной
работы
в
парах
или
группы;
Совершенствование
видов
речевой
деятельности;
умений
выражать
ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на
основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях,
нравственно-эстетических
нормах,
эстетических
ценностях,
навыка
рефлексии,
анализа
собственной
учебной
деятельности
с
позиций
соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам
действий.
Личностные:
Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.
Развитие познавательного интереса.
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Развивать интерес к художественной деятельности.
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей
жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических,
драматических)
на
основе
поиска
их
жизненного
содержания,
широких
ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в
музыкальном и изобразительном искусстве. Понимание социальных функций
музыки
(познавательной,
коммуникативной,
эстетической,
практической,
воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни
Осмысление
взаимодействия
искусств
как
средства
расширения
представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-
нравственное становление личности.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
Ро сси и
и
чел о вече ст ва;
у сво ен и е
т р ад и ц и о н н ы х
ц е н н о с т е й
многонационального российского общества
Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.
Развитие познавательного интереса.
1
Удивительный мир музыкальных образов.
1
2
Образы романсов и песен русских композиторов
1
3
Два музыкальных посвящения
1
4
Портрет в музыке и живописи
1
5
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
1
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
1
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов
1
8
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
1
9
Старинной песни мир
1
10
Народное искусство Древней Руси
1
11
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»
1
12
«Перезвоны». Молитва.
1
13
Небесное и земное в музыке Баха.
1
14
Образы скорби и печали.
1
15
«Фортуна правит миром»
1
16-17
Авторская песня: прошлое и настоящее
2
Мир образов камерной и симфонической музыки – 18 часов.
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Знать
понятия:
вокальная
и
инструментальная
музыка;
камерная
и
симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;
- основные принципы развития музыкального произведения.
Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;
Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Знать
понятие: синтезатор.
Уметь:
определять
форму
музыкального
произведения,
определять
тембры
музыкальных
инструментов,
определять
выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические
и музыкальные произведения.
Уметь:
-
проводить
интонационно-образный
анализ
музыкального
произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;
Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять тембры музыкальных инструментов.
Знать:
- понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.
Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их
сопоставления и развития
Знать:
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая
интонационно-образный
и
жанрово-стилевой
анализ
сочинений)
в
процессе
восприятия и исполнения джазовой музыки;
Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных
источниках, включая Интернет
Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для
классификации,
установления
причинно-следственных
связей,
построения
логических
рассуждений,
умозаключений,
выводов
об
особенностях
жанра
ноктюрна.
Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной
и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе,
коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное
отношение
к
ней,
представленное
в
музыкально-творческой
деятельности
(индивидуальной и коллективной);
Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных
традициях разных стран мира;
Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении
особенностей стиля, музыкального языка современных произведений
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с
известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров,
стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития
музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на
основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после
просмотра киноверсий музыкальных сочинений;
Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести
диалог;
Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на
сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».
Личностные:
Понимание
социальных
функций
музыки
в
жизни
людей,
-понятия: вокальная и инструментальная музыка;
- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и
их произведения;
Проводить интонационно-образный анализ;
Определять форму музыкального произведения
общества,
в
своей
жизни;
личностное
освоение
содержания
образов
(лирических,
эпических,
драматических)
на
основе
поиска
их
жизненного
содержания,
широких
ассоциативных
связей
музыки
с
другими
видами
искусства;
Развитие
чувства
стиля
композитора,
позволяющего
распознавать
национальную
принадлежность
произведений,
выявлять
единство
родного,
национального и общечеловеческого.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
этические
чувства
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание
им.
Развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
других стран;
Формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
культурное,
языковое, духовное многообразие духовного мира.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений
о
содержании
музыкальных
образов,
их
влиянии
на
духовно-нравственное
становление личности.
Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как
духовно-нравственной категории;
Личностное
освоение
содержания
музыкальных
образов
(лирических,
эпических,
драматических)
на
основе
поиска
их
жизненного
содержания,
широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства
18
Джаз – искусство 20 века.
1
19
Вечные темы искусства и жизни
1
20
Могучее царство Ф. Шопена. Вдали от Родины.
1
21
Ночной пейзаж.
Ноктюрн.
1
22-23
Инструментальный концерт
2
24
Космический пейзаж.
Быть может вся природа – мозаика цветов.
1
25-27
Образы симфонической музыки.
«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
3
28-29
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».
2
30
Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
1
31-32
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»
2
33
Мир музыкального театра.
1
34-35
Образы киномузыки. Обобщающий урок.
2