Напоминание

Рабочая программа по музыке 6 класс


Автор: Кадырова Софья Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Методическую разработку
Тема: Рабочая программа по музыке 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования по музыке, планируемыми результатами основного общего образования по музыке, разработана на основе требований

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, и

ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программа основного общего образования «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2014)

Учебник: «Музыка», для 6 класса, авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, (М.: Просвещение, 2016)

Формы промежуточной и итоговой аттестации: итоговый контроль - форме тестов, творческих работ, исследовательских проектов, концертов

для родителей.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17

17

1

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1

1

2.

2.

Образы

романсов

и

песен

русских

композиторов.

Старинный

русский

романс.

Пе сня-романс.

Мир

чарующих звуков.

1

1

3.

3.

Два

музыкальных

посвящения.

Портрет

в

музыке

и

живописи. Картинная галерея.

1

1

4.

4.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

1

5.

5.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

1

6.

6.

Обряды

и

обычаи

в

фольклоре

и

т в о рч е с т в е

композиторов.

1

1

7.

7.

Образы

песен

зарубежных

композиторов.

Искусство

прекрасного пения.

1

1

8.

8.

Старинная песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

1

9.

9.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное

искусство Древней Руси.

1

1

10.

10.

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный

концерт.

1

1

11.

11.

«Фрески Софии Киевской»

1

1

12.

12.

«Перезвон». Молитва.

1

1

13.

13.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и

земное в музыке Баха.

1

1

14.

14.

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония.

Фуга. Хорал.

1

1

15.

15.

Образы

скорби

и

печали.

Фортуна

правит

миром.

«Кармина Бурана»

1

1

16.

16.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

1

17.

17.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

1

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

18

18

18.

1.

Джаз – искусство 20 века.

1

1

19.

2.

Вечные темы искусства и жизни.

1

1

20.

3.

Образы камерной музыки.

1

1

21.

4.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

1

22.

5.

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1

1

23.

6.

«Космический

пейзаж».

«Быть

может,

вся

природа

мозаика цветов?». Картинная галерея.

1

1

24.

7.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные

1

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

«

Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный

мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки –

романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3 .Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная

музыкальная

культура

19

века:

формирование

русской

классической

школы

-

М.И.

Глинка.

Исполнение

музыки

как

искусство

интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение

исполнительских трактовок.

Урок 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические

образы

романсов

С.В.Рахманинова.

Мелодические

особенности

музыкального

языка

С.В.Рахманинова.

Выразительность

и

изобразительность в музыке.

Урок 5.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок

6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной

музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер

по выбору учителя).

Урок 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство

с

вокальным

искусством

прекрасного

пения

бельканто.

Музыкальные

образы

песен

Ф.Шуберта.

Развитие

музыкального

образа

от

интонации до сюжетной сцены.

Урок 8. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных

образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное

развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности

развития

русского

музыкального

фольклора.

Составление

ритмической

партитуры

для

инструментовки

русской

народной

песни,

инструментальное музицирование.

Урок 10.Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа

русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 11. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 12. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13.- Урок 14.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные

особенности

музыкального

языка

И.С.Баха.

Выразительные

возможности

органа.

Особенности

развития

музыки

в

полифонии.

Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 15. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов

камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип

изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 16 - 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и

«серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История

становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Урок 18. Джаз – искусство 20 века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в

различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые

обработки.

.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической

музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов.

Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки.

Контраст

как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Романтизм

в

западноевропейской

музыке.

Развитие

жанров

светской

музыки:

камерная

инструментальная

инструментальная

баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов.

Сходство и различие как основной

принцип

развития

и

построения

музыки. Контраст

как

основной

принцип

развития

в

балладеРасширение

представлений

о

жанре

ноктюрна.

Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.Новый круг образов,

отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение

и

развитие

жанра

инструментального

концерта.

Разновидности

и

структура

концерта.

Инструментальный

концерт

эпохи

барокко.

Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование

ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Урок 24. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов

прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы

русской

природы

в

музыке

Г.Свиридова.

Возможности

симфонического

оркестра

в

раскрытии

образов

литературного

произведения.

Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 25.- Урок 26. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и

различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление

внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 27. - Урок 28.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.Классицизм в

западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как

конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 29.- Урок 30.Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной,

камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как

конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 31. - Урок 32. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных

пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация

литературного

произведения

в

различных

музыкально-театральных

жанрах:

опере,

балете,

мюзикле.

Взаимопроникновение

и

смысловое

взаимодействие

слова,

музыки,

сценического

действия,

хореографии

и

т.д.

Метод

острых

контрастных

сопоставлений

как

один

из

сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки,

сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 33 Образы киномузыки. Проверочная работа. - Урок 34. Образы киномузыки. Урок 35. Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.

Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классическихСовременная трактовка классических

сюжетов

и

образов:

мюзикл,

рок-опера,

киномузыка.

Взаимопроникновение

и

смысловое

единство

слова,

музыки,

сценического

действия,

изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучение музыки в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

учебного предмета «Музыка»:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание

культуры

своего

народа,

своего

края,

основ

культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

традиционных

ценностей

многонационального российского общества;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа лог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других

людей и сопереживание им;

компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира,

творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и

практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

учебных

и

познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и

собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;

— умение

определять

понятия,

обобщать,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции

и роли участников, например в

художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к

самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,

организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль-

туры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и

творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об -

раза;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,

инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в

многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и

других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во

взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках

изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая

информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Обучающийся научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное

содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных

средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять

инициативу в художественно-творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные

вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно

решать

творческие

задачи,

высказывать

свои

впечатления

о

концертах,

спектаклях,

кинофильмах,

художественных

выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Обучающийся научится:

• раскрывать

образное

содержание

музыкальных

произведений

разных

форм,

жанров

и

стилей;

определять

средства

музыкальной

выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение

об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание

музыкального

произведения

в

пении,

музыкально-ритмическом

движении,

пластическом

интонировании,

поэтическом

слове,

изобразительной

деятельности;

• осуществлять

на

основе

полученных

знаний

о

музыкальном

образе

и

музыкальной

драматургии

исследовательскую

деятельность

художественно-эстетической

направленности

для

участия

в

выполнении

творческих

проектов,

в

том

числе

связанных

с

практическим

музицированием.

Обучающийся получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки,

библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении

концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Обучающийся научится:

• ориентироваться

в

исторически

сложившихся

музыкальных

традициях

и

поликультурной

картине

современного

музыкального

мира,

разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть

имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета,

концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального

искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное

искусство XX в.);

• применять

информационно-коммуникационные

технологии

для

расширения

опыта

творческой

деятельности

и

углублённого

понимания

образного

содержания

и

формы

музыкальных

произведений

в

процессе

музицирования

на

электронных

музыкальных

инструментах

и

поиска

информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых

в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и

разнообразную информацию, полученную из других источников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ №

пп/п

Тема урока

Кол-во

часов

по

теме

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

Мир образов вокальной и инструментальной музыки - 17 часов

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о

действительности,

выраженное

в

звуках.

Различать

лирические,

эпические,

драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же

произведения,аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла

композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание

запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный

портрет.

Понимать,

что

каждое

музыкальное

произведение

благодаря

эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь

соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств,

выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.

Знать

имена

выдающихся

русских

композиторов:

А.Варламов,

А.Гурилев,

М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения

музыкальных жанров и терминов:

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития

познавательных мотивов и интересов;

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых

корректив для достижения запланированных результатов;

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно

оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и

собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для

достижения запланированных результатов;

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;

размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов

различных стилей и жанров;

Использование разных источников информации, ИКТ;

романс, баркарола, серенада.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать

музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои

музыкальные впечатления в рисунке.

Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных

произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или

народная на примере опер русских композитов.

Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола,

серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.

Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности

разных видов искусств в создании единого образа.

Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной

музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;

Уметь называть народные музыкальные инструменты.

Знать: основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный

концерт,

фреска, орнамент.

Знать/понимать:

значение

выявления

глубоких

связей

с

русским

народным

музыкальным

творчеством

и

осмысление

интонационно-жанрового

богатства

народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов

искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о

средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Знать понятия: кантата, реквием, полифония;

Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с

написанием кантаты и реквиема.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Знать:

- историю развития авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни;

- имена авторов бардовской пени.

Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз,

спиричуэл, блюз.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения,

аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое

самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая

интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе

восприятия

и

исполнения

музыки

различных

эпох,

стилей,

жанров,

композиторских школ;

Размышление

о

взаимодействии

музыки

на

человека,

ее

взаимосвязи

с

жизнью и другими видами искусства;

Развитие

критического

отношения

к

собственным

действиям,

действиям

одноклассников

в

процессе

познания

музыкального

искусства,

участия

в

индивидуальных и коллективных

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая

интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе

восприятия

и

исполнения

музыки

различных

эпох,

стилей,

жанров,

композиторских школ.

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на

основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

Умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

ставить

и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Формирование

навыков

сотрудничества,

совместной

работы

в

парах

или

группы;

Совершенствование

видов

речевой

деятельности;

умений

выражать

ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на

основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях,

нравственно-эстетических

нормах,

эстетических

ценностях,

навыка

рефлексии,

анализа

собственной

учебной

деятельности

с

позиций

соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам

действий.

Личностные:

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развитие познавательного интереса.

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как

результат освоения художественного наследия народов России, творческой

деятельности музыкально-эстетического характера.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей

жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических,

драматических)

на

основе

поиска

их

жизненного

содержания,

широких

ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в

музыкальном и изобразительном искусстве. Понимание социальных функций

музыки

(познавательной,

коммуникативной,

эстетической,

практической,

воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни

Осмысление

взаимодействия

искусств

как

средства

расширения

представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-

нравственное становление личности.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности;

знание

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

Ро сси и

и

чел о вече ст ва;

у сво ен и е

т р ад и ц и о н н ы х

ц е н н о с т е й

многонационального российского общества

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развитие познавательного интереса.

1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов

1

3

Два музыкальных посвящения

1

4

Портрет в музыке и живописи

1

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль»

1

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов

1

8

Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

9

Старинной песни мир

1

10

Народное искусство Древней Руси

1

11

Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»

1

12

«Перезвоны». Молитва.

1

13

Небесное и земное в музыке Баха.

1

14

Образы скорби и печали.

1

15

«Фортуна правит миром»

1

16-17

Авторская песня: прошлое и настоящее

2

Мир образов камерной и симфонической музыки – 18 часов.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Знать

понятия:

вокальная

и

инструментальная

музыка;

камерная

и

симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;

- основные принципы развития музыкального произведения.

Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;

Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Знать

понятие: синтезатор.

Уметь:

определять

форму

музыкального

произведения,

определять

тембры

музыкальных

инструментов,

определять

выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические

и музыкальные произведения.

Уметь:

-

проводить

интонационно-образный

анализ

музыкального

произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;

Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.

Уметь:

- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

- определять тембры музыкальных инструментов.

Знать:

- понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.

Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их

сопоставления и развития

Знать:

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая

интонационно-образный

и

жанрово-стилевой

анализ

сочинений)

в

процессе

восприятия и исполнения джазовой музыки;

Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных

источниках, включая Интернет

Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для

классификации,

установления

причинно-следственных

связей,

построения

логических

рассуждений,

умозаключений,

выводов

об

особенностях

жанра

ноктюрна.

Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной

и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе,

коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное

отношение

к

ней,

представленное

в

музыкально-творческой

деятельности

(индивидуальной и коллективной);

Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных

традициях разных стран мира;

Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении

особенностей стиля, музыкального языка современных произведений

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с

известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров,

стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития

музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на

основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после

просмотра киноверсий музыкальных сочинений;

Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести

диалог;

Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на

сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».

Личностные:

Понимание

социальных

функций

музыки

в

жизни

людей,

-понятия: вокальная и инструментальная музыка;

- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и

их произведения;

Проводить интонационно-образный анализ;

Определять форму музыкального произведения

общества,

в

своей

жизни;

личностное

освоение

содержания

образов

(лирических,

эпических,

драматических)

на

основе

поиска

их

жизненного

содержания,

широких

ассоциативных

связей

музыки

с

другими

видами

искусства;

Развитие

чувства

стиля

композитора,

позволяющего

распознавать

национальную

принадлежность

произведений,

выявлять

единство

родного,

национального и общечеловеческого.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания;

этические

чувства

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание

им.

Развитие

эстетического

сознания

через

освоение

художественного

наследия

других стран;

Формирование

целостного

мировоззрения,

учитывающего

культурное,

языковое, духовное многообразие духовного мира.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений

о

содержании

музыкальных

образов,

их

влиянии

на

духовно-нравственное

становление личности.

Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как

духовно-нравственной категории;

Личностное

освоение

содержания

музыкальных

образов

(лирических,

эпических,

драматических)

на

основе

поиска

их

жизненного

содержания,

широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства

18

Джаз – искусство 20 века.

1

19

Вечные темы искусства и жизни

1

20

Могучее царство Ф. Шопена. Вдали от Родины.

1

21

Ночной пейзаж.

Ноктюрн.

1

22-23

Инструментальный концерт

2

24

Космический пейзаж.

Быть может вся природа – мозаика цветов.

1

25-27

Образы симфонической музыки.

«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

3

28-29

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».

2

30

Программная увертюра.

Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»

1

31-32

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»

2

33

Мир музыкального театра.

1

34-35

Образы киномузыки. Обобщающий урок.

2



В раздел образования