Автор: Мазаева Галина Васильевна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Калининская СОШ"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Усть–Абаканский район
Наименование материала: Учебная программа внеурочной деятельности
Тема: Внеурочная деятельность "Светофорик" 1–4 класс
Раздел: среднее образование
1 класс
Обучающийся научится
Обучающийся
получит
возможно сть
научиться
переходить улицы и дороги по сигналам
светофора и пешеходным переходам, а
также проезжую часть небольшой дороги
(вне зоны видимости пешеходных
переходов);
правильно вести себя во дворах,
жилых зонах, на тротуаре, при движении
группой, в транспорте, при езде на
велосипеде.
переходить регулируемые и
нерегулируемые перекрестки;
переходить проезжую часть с
односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями.
обращаться за помощью к взрослым
в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из
общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной
обстановке: не выходить из-за препятствий
и сооружений; не стоять близко от углов
перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
не создавать помех движению
транспорта;
определять опасные и безопасные
участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на
посадочных площадках, при входе, выходе
и в салоне общественного транспорта.
определять сигналы светофора; виды
транспорта; причины ДТП; правила
движения на велосипеде; правила движения
по дороге.
ориентироваться в дорожных
ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила
поведения на дороге.
что такое остановочный и тормозной
работать в группе, учитывать мнения
партнеров, отличные от собственных;
самостоятельность и личная
ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим
участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за
общее благополучие;
этические чувства, прежде всего
доброжелательность и эмоционально-
нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
навыки сотрудничества в разных
ситуациях.
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему
решению;
формулировать собственное мнение и
позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
путь, как он изменяется и от каких факторов
зависит;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и
нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из
общественного транспорта.
Содержание курса.
Ориентировка в окружающем мире (17 ч.)
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-
далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по
краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой
по краю и др.).
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на
велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт.
Наземный,
подземный,
воздушный,
водный
(узнавание,
называние,
различение).
Транспортное
средство.
Участники
дорожного
движения:
водитель,
пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения
Ты — пешеход (11 ч.)
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила
движения
по
тротуару:
движение
навстречу
транспорту;
движение
по
обочине
при
отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки
дорожного
движения,
определяющие
переход
дороги:
«пешеходный
переход»,
«пешеходная
дорожка»,
«подземный
пешеходный
переход»,
«надземный
пешеходный
переход»,
«место
остановки
автобуса
(троллейбуса)»,
«место
остановки
трамвая»
(название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем
или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия
пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир (5 ч.)
Правила
поездки
в
транспортном
средстве:
не
отвлекать
водителя
разговорами;
не
задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из
окна.
Тематическое планирование
№ Тема (кол – во час)
Содержание
Характеристика
о с н о в н ы х
в и д о в
деятельности
Планируемые
результаты
1
Ориентировка
в
окружающем
мире (17 ч.)
Пространственные
п о л о ж е н и я
и
взаимоотношения
объектов
окружающего
мира
(близко-далеко;
рядом, около; за; перед;
ближе-дальше).
Форма
и
цвет
знаков
дорожного
движения.
Адрес
местожительства,
название
ближайших
улиц и их особенности.
Д о р о г а
от
д ома
д о
ш к о л ы
Т р а н с п о р т .
Наземный,
подземный,
воздушный,
в од н ы й
Транспортное
средство.
Участники
дорожного
движения.
Узнают
пространственное
расположение
объектов,
называют
виды
транспорта,
а д р е с
м е с т а
жительства.
Различают
форму
и
цвет знака.
Л1,3,5,
М1,2,3
П6,7,9
2
Ты – пешеход (11
час)
Дорога.
Тротуар
как
ч а с т ь
д о р о г и ,
предназначенная
для
движения
пешеходов.
Правила
движения
по
т р о т у а р у
и
п о
обочине.Знаки
дорожного
движения,
определяющие
переход
д о р о г и :
т р а м в а я »
(название,
назначение,
внешние
п р и з н а к и ) .
Светофор пешеходный и
транспортный.
Особенности
сигналов
светофора
и
действия
п е ш е х о д о в
в
соответствии с ними.
Умеют
р а з л и ч ат ь
знаки
«пешеходный
переход»,
«пешеходная
дорожка»,
«подземный
пешеходный
переход»,
«надземный
пешеходный
переход»,
«ме сто
остановки
автобуса
Называют
сигналы
с в е т о ф о р а
и
и х
значение
Л1,2,3,5,
М1,2,3,5
П1,2,6,7,9
3
Ты
—
пассажир
(5 ч.)
Правила
поведения
в
транспортном
средстве.
Обязанности
пассажиров.
Анализируют
о п а с н о с т и
д л я
пассажиров
Л1, 3,5,
М1,2,3,
П1,2,6,7
Календарно-тематический план
1а класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
1
6.09
Введение
Ориентировка в окружающем мире
2
13.09
Форма
предметов
окружающего
мира
(треугольник,
круг,
квадрат)
3
20.09
Цвет
(цветовые
оттенки)
предметов
(сравнение,
название,
классификация)
4
27.09
Пространственные
положения
и
взаимоотношения
объектов
окружающего
мира
(близко-далеко;
рядом,
около;
за;
перед;
ближе-дальше).
5-6
4.10
11.10
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с
красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной
полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).
7-8
18.10
25.10
Цвет
и
форма
запрещающих
знаков:
«движение
пешеходов
запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Рисуем дорожные знаки
9
8.11
Экскурсия «Мы идем по улице»
10-
12
15.11
22.11
29.11
Адрес
местожительства,
название
ближайших
улиц
и
их
особенности.
Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного
маршрута движения детей в школу и домой.
13
6.12
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»
14
13.12
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.
15-
16
20.12
27.12
Транспортное
средство.
Участники
дорожного
движения:
водитель,
пассажир,
пешеход
(узнавание,
называние,
особенности поведения).
17
17.01
Игра «Дорожный калейдоскоп»
Ты – пешеход
18-
20
24.01
31.01
7.02
Дорога.
Тротуар
как
часть
дороги,
предназначенная
для
движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение
навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии
тротуара;
движение
в
темное
время
суток
только
в
сопровождении
взрослого
Общие
правила
перехода
улиц
и
дорог. Составление памятки.
21
14.02
Целевая
прогулка
«Места,
предназначенные
для
движения
пешеходов»
22-
23
21.02
28.02
Знаки
дорожного
движения,
определяющие
переход
дороги:
«пешеходный
переход»,
«пешеходная
дорожка»,
«подземный
пешеходный
переход»,
«надземный
пешеходный
переход»,
«место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки
трамвая» (название, назначение, внешние признаки).
24
7.03
Проектная работа «День дорожного знака»
25
14.03
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком
ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного
перехода).
26
21.03
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов
светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
27
4.04
Творческая работа. Изготовление макета светофора
28
11.04
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»
Ты – пассажир
29-
30
18.04
25.04
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с
правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в
транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не
задерживаться
у
входа
и
выхода;
вести
себя
спокойно
и
сдержанно
31
16.05
Игра «Какой ты пассажир?»
32
23.05
Экскурсия по городу. Тест «Знаешь ли ты правила ДД»
33
Всего 33 часа
Календарно-тематический план
1б класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
1
7.09
Введение
Ориентировка в окружающем мире
2
14.09
Форма
предметов
окружающего
мира
(треугольник,
круг,
квадрат)
3
21.09
Цвет
(цветовые
оттенки)
предметов
(сравнение,
название,
классификация)
4
28.09
Пространственные
положения
и
взаимоотношения
объектов
окружающего
мира
(близко-далеко;
рядом,
около;
за;
перед;
ближе-дальше).
5-6
5.10
12.10
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с
красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной
полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).
7-8
19.10
26.10
Цвет
и
форма
запрещающих
знаков:
«движение
пешеходов
запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Рисуем дорожные знаки
9
9.11
Экскурсия «Мы идем по улице»
10-
12
16.11
23.11
30.11
Адрес
местожительства,
название
ближайших
улиц
и
их
особенности.
Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного
маршрута движения детей в школу и домой.
13
7.12
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»
14
14.12
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.
15-
16
21.12
28.12
Транспортное
средство.
Участники
дорожного
движения:
водитель,
пассажир,
пешеход
(узнавание,
называние,
особенности поведения).
17
18.01
Игра «Дорожный калейдоскоп»
Ты – пешеход
18-
20
25.01
1.02
8.02
Дорога.
Тротуар
как
часть
дороги,
предназначенная
для
движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение
навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии
тротуара;
движение
в
темное
время
суток
только
в
сопровождении
взрослого
Общие
правила
перехода
улиц
и
дорог. Составление памятки.
21
15.02
Целевая
прогулка
«Места,
предназначенные
для
движения
пешеходов»
22-
23
22.02
1.03
Знаки
дорожного
движения,
определяющие
переход
дороги:
«пешеходный
переход»,
«пешеходная
дорожка»,
«подземный
пешеходный
переход»,
«надземный
пешеходный
переход»,
«место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки
трамвая» (название, назначение, внешние признаки).
24
15.03
Проектная работа «День дорожного знака»
25
22.03
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком
ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного
перехода).
26
5.04
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов
светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
27
12.04
Творческая работа. Изготовление макета светофора
28
19.04
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»
Ты – пассажир
29-
30
26.04
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с
правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в
транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не
задерживаться
у
входа
и
выхода;
вести
себя
спокойно
и
сдержанно
31
17.05
Игра «Какой ты пассажир?»
32
24.05
Экскурсия по городу
33
Тест «Знаешь ли ты правила ДД»
Всего 33 часа
Литература:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного
движения”,
под
редакцией
П.В.Ижевского,
авторы: В.
А.
Лобашкина,
Д.Е.
Яковлев,
Б.О.Хренников,
М.В.Маслов. Москва.
“Просвещение”,2009
г.
Пособие
для
учащихся
“Безопасное
поведение
на
улицах
и
дорогах”,
1–4
кл.,
пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений
под
редакцией
П.
В.
Ижевского,
авторы: П.В.
Ижевский, Б.О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов. .
Учебно-методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего
школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий
Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”,
автор:Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.
И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил
дорожного движения”, авторы: В. Е. Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
2 класс
Обучающийся научится
Обучающийся
получит
возможно сть
научиться
сравнивать предметы по их положению в
пространстве;
определять направление движения объекта
и свое пространственное положение по
отношению к нему;
ориентироваться в скорости
приближающегося транспортного средства
(быстро, медленно);
соотносить скорость движения с
положением объекта в пространстве
(далеко-медленно; близко-быстро);
различать скорости перемещения разных
объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что)
быстрее (медленнее)?»;
самостоятельно строить и перестраивать (в
игровых и учебных ситуациях)
пространственные взаимоотношения
предметов (близко-далеко, ближе-дальше,
рядом, около и пр.);
различать, сравнивать, группировать
общественный и личный транспорт.
переходить улицы и дороги по
сигналам светофора и пешеходным
определять геометрическую форму знаков
дорожного движения, группировать знаки
по цвету и геометрической форме
выделять среди объектов окружающей
среды знаки дорожного движения
(изученные), необходимые для правильной
ориентировки на дороге и улице; называть
их, объяснять назначение и соотносить с
особенностями своего поведения;
в учебных ситуациях оценивать наличие
опасности, коллективно определять
причину ее возникновения; выбирать
безопасные маршруты (по рисункам и
личным наблюдениям); отвечать на вопрос
«Опасна или не опасна эта ситуация,
правильно ли поступают ее участники?»;
объяснять значение конкретного знака (в
значении, приближенном к установленному
в ПДД);
различать транспорт стоящий,
двигающийся, подающий сигналы
поворота;
оценивать состояние дороги (асфальт,
грунт) и время, которое может быть
затрачено на переход дороги;
работать в группе, учитывать мнения
переходам, а также проезжую часть
небольшой дороги (вне зоны видимости
пешеходных переходов);
ориентироваться в дорожной
обстановке: не выходить из-за препятствий
и сооружений; не стоять близко от углов
перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
не создавать помех движению
транспорта;
определять опасные и безопасные
участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на
посадочных площадках, при входе, выходе
и в салоне общественного транспорта.
определять сигналы светофора; виды
транспорта; ориентироваться в дорожных
ситуациях;
партнеров, отличные от собственных;
самостоятельность и личная
ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим
участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за
общее благополучие;
способность к самооценке;
ставить вопросы;
обращаться за помощью.
Содержание курса
Ориентировка в окружающем мире (24 ч.)
Предметы
и
их
положение
в
пространстве:
определение,
сравнение,
объяснение
соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-
дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость
движения
объекта
(быстро,
медленно,
очень
быстро).
Особенности
пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости
движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-
близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт
личный
и
общественный
(отличие,
классификация).
Механические
транспортные
средства.
Маршрутное
транспортное
средство
(автобус,
троллейбус,
трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,поселок, деревня.
Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое
может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные
маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход (6 ч.)
Знаки
дорожного
движения:
«светофорное
регулирование»,
«движение
пешеходов
запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать
пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение
конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма
предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир (4 ч.)
В
легковом
автомобиле
пристегиваться
ремнями
безопасности.
На
первом
сидении
ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или
обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Тематическое планирование
№ Тема (кол – во час)
Содержание
Характеристика
о с н о в н ы х
в и д о в
деятельности
Планируемые
результаты
1
Ориентировка в
окружающем
мире (24 ч.)
Предметы и их
положение в
пространстве: Скорость
движения объекта
(быстро, медленно,
очень быстро).
Транспорт личный и
общественный Гужевой
транспорт. Населенный
пункт. Дорога.
Состояние дороги
(асфальт, грунт).
Опасность и
безопасность на дорогах.
Причины возникновения
опасностей. Безопасные
маршруты движения.
Определение,
сравнение,
объяснение
соотношений с
использованием
соответствующей
терминологии
(близко-ближе,
далеко-дальше,
рядом, перед, за и
т.д.).
Определяют
безопасный маршрут
(определение на
рисунках,
моделирование).
Л1,2 ,3,5,
М1,2,3,
П1,2,6,7
2
Ты — пешеход (6
ч.)
З н а к и
д о р о ж н о г о
движения: «светофорное
регулирование»,
«движение
пешеходов
запрещено»,
«пешеходная
дорожка».
Знаки
для
водителей,
которые
необходимо
з н а т ь
п е ш е х о д а м :
«дорожные
ра боты»,
« д е т и » ,
« д в и ж е н и е
прямо, направо, налево.
Ц в е т
и
ф о р м а
предупреждающих
и
Определяют
значение
конкретного знака (в
значении,
приближенном
к
установленному
в
ПДД).
Л1,2 ,3,5,6,8
М1,2,3,5,6
П1,2,6,7
запрещающих
знаков.
Правила
поведения
на
остановке
маршрутного
транспортного средства.
3
Ты – пассажир (4
ч.)
Правила
поведения
в
легковом
автомобиле:
пристегиваться
ремнями
безопасности. На первом
сидении
ребенок
ехать
не
может.
Из
машины
выходить
можно
только
со стороны тротуара или
обочины.
Не
открывать
двери
автомобиля
на
ходу, не высовываться из
окна.
Анализируют
значимость
правил
б е з о п а с н о с т и
в
автомобилях
Л1 ,5,6,8
М1,2,3,5,6
П1,2,6,7,3
Календарно – тематическое планирование
2 а класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
Ориентировка в окружающем мире
1
4.09
Повторение правил ДД по материалам 1 класса
2-4
11.09
18.09
25.09
Предметы
и
их
положение
в
пространстве:
определение,
сравнение,
объяснение
соотношений
с
использованием
соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше,
рядом, перед, за и т.д.).
5-7
2.10
9.10
16.10
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).
Особенности
пространственного
положения
предмета
(транспортного
средства)
при
разной
скорости
движения
по
отношению
к
другим
предметам
и
участникам
дорожного
движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
8
23.10
Транспорт
стоящий,
двигающийся,
подающий
сигналы
поворота.
9-11
6.11
13.11
20.11
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
Механические
транспортные
средства.
Маршрутное
транспортное
средство
(автобус,
троллейбус,
трамвай).
Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой
транспорт.
12
27.11
Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»
13-
14
4.12
11.12
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город,
село,
поселок,
деревня.
Знание
своего
района
как
условие
безопасного передвижения.
15
18.12
Творческая работа «Улицы моего города»
16-
17
25.12
15.01
Дорога.
Состояние
дороги
(асфальт,
грунт).
Практическое
определение времени, которое может быть затрачено на переход
дороги.
18-
20
22.01
29.01
5.02
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасностей.
В
каких
случаях
транспортные
средства
представляют
опасность
для
пешехода?
Когда
пешеходы
представляют
опасность
для
транспортных
средств
и
водителей?
21
12.02
Целевая прогулка «Правила юного пешехода»
22-
23
19.02
26.02
Безопасные маршруты движения (установление, определение по
рисункам и личным наблюдениям)
Разбор
маршрутов
следования
учащихся
по
улицам
с
интенсивным движением. Блиц-опрос
24
5.03
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу
умножения!»
Ты – пешеход
25
12.03
Знаки
дорожного
движения:
«светофорное
регулирование»,
«движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».
26-
27
19.03
2.04
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам:
«дорожные
работы»,
«дети»,
«движение
прямо,
направо,
налево…».
Значение
конкретного
знака
(в
значении,
приближенном
к
установленному
в
ПДД).
Цвет
и
форма
предупреждающих и запрещающих знаков.
Рисуем дорожные знаки
28
9.04
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».
29
16.04
Автобусные
остановки,
посадочные
площадки
в
местах
остановок
трамвая.
Правила
поведения
на
остановке
маршрутного транспортного средства
30
23.04
Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»
Ты – пассажир
31-
32
30.04
7.05
Пассажиром
быть
не
просто.
В
легковом
автомобиле
пристегиваться
ремнями
безопасности.
На
первом
сидении
ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со
стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля
на ходу, не высовываться из окна.
33
14.05
Проектная работа «Безопасность на дорогах»
34
21.05
Тест «Какой ты пассажир?»
Всего 34 часа
2б класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
Ориентировка в окружающем мире
1
4.09
Повторение правил ДД по материалам 1 класса
2-4
11.09
18.09
25.09
Предметы
и
их
положение
в
пространстве:
определение,
сравнение,
объяснение
соотношений
с
использованием
соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше,
рядом, перед, за и т.д.).
5-7
2.10
9.10
16.10
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).
Особенности
пространственного
положения
предмета
(транспортного
средства)
при
разной
скорости
движения
по
отношению
к
другим
предметам
и
участникам
дорожного
движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
8
23.10
Транспорт
стоящий,
двигающийся,
подающий
сигналы
поворота.
9-11
6.11
13.11
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
20.11
Механические
транспортные
средства.
Маршрутное
транспортное
средство
(автобус,
троллейбус,
трамвай).
Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой
транспорт.
12
27.11
Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»
13-
14
4.12
11.12
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город,
село,
поселок,
деревня.
Знание
своего
района
как
условие
безопасного передвижения.
15
18.12
Творческая работа «Улицы моего города»
16-
17
25.12
15.01
Дорога.
Состояние
дороги
(асфальт,
грунт).
Практическое
определение времени, которое может быть затрачено на переход
дороги.
18-
20
22.01
29.01
5.02
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасностей.
В
каких
случаях
транспортные
средства
представляют
опасность
для
пешехода?
Когда
пешеходы
представляют
опасность
для
транспортных
средств
и
водителей?
21
12.02
Целевая прогулка «Правила юного пешехода»
22-
23
19.02
26.02
Безопасные маршруты движения (установление, определение по
рисункам и личным наблюдениям)
Разбор
маршрутов
следования
учащихся
по
улицам
с
интенсивным движением. Блиц-опрос
24
5.03
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу
умножения!»
Ты – пешеход
25
12.03
Знаки
дорожного
движения:
«светофорное
регулирование»,
«движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».
26-
27
19.03
2.04
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам:
«дорожные
работы»,
«дети»,
«движение
прямо,
направо,
налево…». Значение знака, цвет и форма предупреждающих и
запрещающих знаков.
Рисуем дорожные знаки
28
9.04
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».
29
16.04
Автобусные
остановки,
посадочные
площадки
в
местах
остановок
трамвая.
Правила
поведения
на
остановке
маршрутного транспортного средства
30
23.04
Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»
Ты – пассажир
31-
32
30.04
7.05
Правила для пассажиров.
33
14.05
Проектная работа «Безопасность на дорогах»
34
21.05
Тест «Какой ты пассажир?»
Всего 34 часа
Литература
1.Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного
движения”,
под
редакцией
П.В.Ижевского,
авторы: В.
А.
Лобашкина,
Д.Е.
Яковлев,
Б.О.Хренников,
М.В.Маслов. Москва.
“Просвещение”,2009
г.
Пособие
для
учащихся
“Безопасное
поведение
на
улицах
и
дорогах”,
1–4
кл.,
пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений
под
редакцией
П.
В.
Ижевского,
авторы: П.В.
Ижевский, Б.О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов.
2.Учебная
книжка
–
тетрадь
для
2
класса
“Дорожная
безопасность”,
авторы:
Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
3 класс
Обучающийся научится
Обучающийся
получит
возможно сть
научиться
определять «на глаз», расстояние до
объекта (близко, далеко, рядом, несколько
метров, несколько шагов);
определять «на глаз, особенности
движения и скорость передвижения объекта
(передвигается спокойно, быстро,
медленно, неуверенно, тормозит,
останавливается, набирает скорость)
выделять в окружающей среде знаки
дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными
формами поведения;
определять по световым сигналам поворота
на рисунках и схемах части дороги; строить
графическую модель дороги, означать ее
части;
находить и исправлять ошибки в
графическом изображении дорожной
ситуации;
объяснять правила передвижения в
соответствии со знаками дорожного
движения;
выполнять изученные правила движения по
дорогам и улицам (в игровых и учебных
ситуациях, а также в реальной жизни);
самостоятельно выбирать маршруты
транспортного средства направление его
движения (налево, направо, назад);
самостоятельно строить и перестраивать (в
игровых и учебных ситуациях)
пространственные взаимоотношения
предметов (близко-далеко, ближе-дальше,
рядом, около и пр.);
различать, сравнивать, группировать
общественный и личный транспорт.
переходить улицы и дороги по
сигналам светофора и пешеходным
переходам, а также проезжую часть
небольшой дороги (вне зоны видимости
пешеходных переходов);
дисциплинированно вести себя на
посадочных площадках, при входе, выходе
и в салоне общественного транспорта.
определять сигналы светофора; виды
транспорта; причины ДТП; правила
движения на велосипеде; правила движения
по дороге.
ориентироваться в дорожных
ситуациях;
безопасного движения от дома до школы
(библиотеки, кинотеатра, магазина).
определять геометрическую форму знаков
дорожного движения, группировать знаки
по цвету и геометрической форме
выделять среди объектов окружающей
среды знаки дорожного движения
(изученные), необходимые для правильной
ориентировки на дороге и улице; называть
их, объяснять назначение и соотносить с
особенностями своего поведения;
в группе, учитывать мнения партнеров,
отличные от собственных;
уважительное отношение к другим
участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за
общее благополучие;
способность к самооценке;
Содержание курса
Ориентировка в окружающем мире (10 ч.)
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на
дорогах
разного
типа
(несколько
полос
движения,
регулируемый
и
нерегулируемый
участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание
дорожных
ситуаций:
расстояние
до
приближающегося
транспорта
и
его
скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро,
дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по
которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки,
повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения
(поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход (21 ч.)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в
сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая
часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды
перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток.
Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с
направлением
движения
стрелок
дополнительных
секций
светофора.
Регулировщик,
особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение
пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где
нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила
передвижения
в
соответствии
со
знаками
дорожного
движения.
Предупреждающие
знаки:
«железнодорожный
переезд
со
ш ла г б аумом»,
«железнодорожный
переезд
без
шлагбаума».
Запрещающие
знаки:
«движение
на
велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для
водителей,
которые
должны
знать
пешеходы:
«дорога
с
односторонним
движением»,
«жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир (3 ч.)
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет
опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Тематическое планирование
№ Тема (кол – во час)
Содержание
Характеристика
о с н о в н ы х
в и д о в
деятельности
Планируемые
результаты
1
Ориентировка
в
окружающем
мире (10 ч.)
Пространственные
положения
транспортных средств в
различных
ситуациях
движения
на
дорогах
разного типа (несколько
п о л о с
д в и ж е н и я ,
р е г у л и р у е м ы й
и
нерегулируемый участок
дороги,
одностороннее
д в и ж е н и е
и
др.).Оценивание
дорожных
с и туа ц и й :
р а с с т о я н и е
д о
приближающегося
т р а н с п о р т а
и
е г о
с к о р о с т ь
( м ч и т с я ,
стремительно
Анализируют
особенностей
дороги и местности,
п о
ко т о р о й
о н а
проходит
(прямая,
просматривается
в
обе
стороны,
есть
«закрытые» участки,
повороты,
подъемы,
спуски).
Различают
сигналы
транспортного
средства
в
начале
д в и ж е н и я
и
изменении
направления
движения
Л1 ,2,3,5,6,8
М1,2,3,5,6
П1,2,6,7,3,4
приближается,
едет
с
небольшой
скоростью,
небыстро,
дает
сигналы
п о в о р о т а
и л и
остановки).
Сигналы
транспортного
средства
в
начале
движения
и
изменении
направления
д в и же н и я
( п о в о р о т,
задний
ход),
правила
поведения
пешехода
в
соответствии с ними.
2
Ты — пешеход (21
ч.)
Дорога используется для
движения
транспортных
средств. Правостороннее
движение.
Перекресток
—
место
пересечения,
п р и м ы к а н и я
и л и
разветвления
д о р о г.
Р а з н ы е
в и д ы
перекрестков
(четырехсторонний,
трехсторонний,
круговой). Регулируемый
перекресток.
Светофоры
с
д о п о л н и т е л ь н ы м и
с е к ц и я м и .
П р а в и л а
поведения
пешехода
в
с о о т в е т с т в и и
с
направлением
движения
стрелок дополнительных
с е к ц и й
с в е т о ф о р а .
Регулировщик,
о с о б е н н о с т и
е г о
внешнего
вида
(форма,
отличительные
знаки,
жезл,
диск).
Поведение
пешехода в зависимости
о т
с и г н а л о в
регулировщика.
Дорожные
опасности:
правила перехода дороги
н а
н е р е г у л и р у е м о м
участке дороги Правила
д в и же н и я
в
т е м н о е
время суток.
Различают
особенности дорог в
городе и в сельской
местности
(«полевые
пути»,
«зимники»).
Части
(элементы)
дороги:
п р о е зж а я
ч а с т ь ;
тротуар,
обочина,
разделительная
полоса.
Предвидят
дорожные опасности
(где нет пешеходных
п е р е х о д о в
и
перекрестков).
Учатся
оценивать
опасности
вблизи
ж/д переезда.
Л1 ,2,3,5,6,8
М1,2,3,5,6
П1,2,6,7,3,4
Правила передвижения в
соответствии со знаками
дорожного
движения.
Предупреждающие
знаки:
«железнодорожный
переезд со шлагбаумом»,
«железнодорожный
переезд без шлагбаума».
Запрещающие
знаки:
« д в и ж е н и е
н а
велосипедах
запрещено».
Предписывающие знаки:
«велосипедная
дорожка».
Знаки
для
в од и т е л е й ,
ко т о р ы е
должны знать пешеходы:
« д о р о г а
с
односторонним
движением»,
«жилая
зона»,
«конец
жилой
зоны».
3
Ты
—
пассажир
(3 ч.)
В ы х о д и т ь
и з
транспортного
средства
н а
п р о е зж у ю
ч а с т ь
только в том случае, если
нет
опасности
и
н е
создаются
помехи
для
д р у г и х
у ч а с т н и к о в
движения.
Анализируют
опасные
ситуации,
с в я з а н н ы е
с
в ы х о д о м
н а
проезжую часть.
Л1 ,2,3,8
М1,2,3,5,6
П1,2 ,3,4
Календарно – тематическое планирование
3а класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
1
6.09
Повторение правил ДД по материалам 2 класса
Ориентировка в окружающем мире
2-3
13.09
20.09
Пространственные
положения
транспортных
средств
в
различных
ситуациях
движения
на
дорогах
разного
типа
(несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый
участок дороги, одностороннее движение)
4-5
27.09
4.10
О ц е н и в а н и е
д о р ож н ы х
с и т у а ц и й :
р а с с т оя н и е
д о
приближающегося
транспорта
и
его
скорость
(мчится,
стремительно
приближается,
едет
с
небольшой
скоростью,
небыстро, дает сигналы поворота или остановки).
6
11.10
Анализ
особенностей
дороги
и
местности,
по
которой
она
проходит
(прямая,
просматривается
в
обе
стороны,
есть
«закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
7-8
18.10
25.10
Сигналы
транспортного
средства
в
начале
движения
и
изменении направления движения (поворот, задний ход, обгон,
разворот), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Применение
аварийной
сигнализации.
Подача
звукового
сигнала.
9
8.11
Встреча с инспектором ГИБДД
10
15.11
Игра «Аукцион знаний»
Ты – пешеход
11-
12
22.11
29.11
Дорога
используется
для
движения
транспортных
средств.
Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые
пути», «зимники»).
13-
14
6.12
13.12
Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина,
разделительная полоса. Рисуем схему дороги
15
20.12
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.
История появления этого правила.
16
27.12
Перекресток
—
место
пересечения,
примыкания
или
р а з в е т в л е н и я
д о р о г.
Р а з н ы е
в и д ы
п е р е к р е с т к о в
(четырехсторонний, трехсторонний, круговой).
17
17.01
Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»
18
24.01
Проектная работа «Виды перекрёстков»
19-
20
31.01
7.02
Регулируемый
перекресток.
Светофоры
с
дополнительными
секциями.
Правила
поведения
пешехода
в
соответствии
с
направлением
движения
стрелок
дополнительных
секций
светофора.
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.
21
14.02
Викторина «В гостях у Светофорчика».
22-
23
21.02
28.02
Регулировщик,
особенности
его
внешнего
вида
(форма,
отличительные
знаки,
жезл,
диск).
Значение
сигналов
регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор
дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.
24-
25
7.03
14.03
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь
пешеходам и водителям».
26
21.03
Дорожные
опасности:
правила
перехода
дороги
на
нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов
и перекрестков).
27
4.04
Правила движения в темное время суток.
28
11.04
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного
движения.
Предупреждающие
знаки:
«железнодорожный
переезд
со
шлагбаумом»,
«железнодорожный
переезд
без
шлагбаума».
29
18.04
З ап р е щ а ю щ и е
з н а к и :
« д в и ж е н и е
н а
в е л о с и п е д а х
запрещено».Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».
30
25.04
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога
с
односторонним
движением»,
«жилая
зона»,
«конец
жилой
зоны».
31
16.05
Праздник «Дорожный переполох»
Ты – пассажир
32
23.05
Экскурсия в Автогородок Тест «Дорожная азбука»
Всего 32 часа
3б класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
1
6.09
Повторение правил ДД по материалам 2 класса
Ориентировка в окружающем мире
2-3
13.09
20.09
Пространственные
положения
транспортных
средств
в
различных
ситуациях
движения
на
дорогах
разного
типа
(несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый
участок дороги, одностороннее движение)
4-5
27.09
4.10
О ц е н и в а н и е
д о р ож н ы х
с и т у а ц и й :
р а с с т оя н и е
д о
приближающегося
транспорта
и
его
скорость
(мчится,
стремительно
приближается,
едет
с
небольшой
скоростью,
небыстро, дает сигналы поворота или остановки).
6
11.10
Анализ
особенностей
дороги
и
местности,
по
которой
она
проходит
(прямая,
просматривается
в
обе
стороны,
есть
«закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
7-8
18.10
25.10
Сигналы
транспортного
средства
в
начале
движения
и
изменении направления движения (поворот, задний ход, обгон,
разворот), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Применение
аварийной
сигнализации.
Подача
звукового
сигнала.
9
8.11
Встреча с инспектором ГИБДД
10
15.11
Игра «Аукцион знаний»
Ты – пешеход
11-
12
22.11
29.11
Дорога
используется
для
движения
транспортных
средств.
Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые
пути», «зимники»).
13-
14
6.12
13.12
Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина,
разделительная полоса. Рисуем схему дороги
15
20.12
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.
История появления этого правила.
16
27.12
Перекресток
—
место
пересечения,
примыкания
или
р а з в е т в л е н и я
д о р о г.
Р а з н ы е
в и д ы
п е р е к р е с т к о в
(четырехсторонний, трехсторонний, круговой).
17
17.01
Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»
18
24.01
Проектная работа «Виды перекрёстков»
19-
20
31.01
7.02
Регулируемый
перекресток.
Светофоры
с
дополнительными
секциями.
Правила
поведения
пешехода
в
соответствии
с
направлением
движения
стрелок
дополнительных
секций
светофора.
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.
21
14.02
Викторина «В гостях у Светофорчика».
22-
23
21.02
28.02
Регулировщик,
особенности
его
внешнего
вида
(форма,
отличительные
знаки,
жезл,
диск).
Значение
сигналов
регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор
дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.
24-
25
7.03
14.03
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь
пешеходам и водителям».
26
21.03
Дорожные
опасности:
правила
перехода
дороги
на
нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов
и перекрестков).
27
4.04
Правила движения в темное время суток.
28
11.04
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного
движения.
Предупреждающие
знаки:
«железнодорожный
переезд
со
шлагбаумом»,
«железнодорожный
переезд
без
шлагбаума».
29
18.04
З ап р е щ а ю щ и е
з н а к и :
« д в и ж е н и е
н а
в е л о с и п е д а х
запрещено».Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».
30
25.04
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога
с
односторонним
движением»,
«жилая
зона»,
«конец
жилой
зоны».
31
16.05
Праздник «Дорожный переполох»
Ты – пассажир
32
23.05
Экскурсия в Автогородок Тест «Дорожная азбука»
34
Всего 34 часа
Литература
1.Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного
движения”,
под
редакцией
П.В.Ижевского,
авторы: В.
А.
Лобашкина,
Д.Е.
Яковлев,
Б.О.Хренников,
М.В.Маслов. Москва.
“Просвещение”,2009
г.
Пособие
для
учащихся
“Безопасное
поведение
на
улицах
и
дорогах”,
1–4
кл.,
пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений
под
редакцией
П.
В.
Ижевского,
авторы: П.В.
Ижевский, Б.О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов. .
2.Учебная
книжка
–
тетрадь
для
3
класса
“Дорожная
безопасность”,
авторы:
Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
4 класс
Обучающийся научится
Обучающийся
получит
возможно сть
научиться
группировать знаки ДД по назначению
(предупреждающие, запрещающие,
соотносить знак дорожного движения с
конкретной ситуацией на дороге; находить
предписывающие, информационные, знаки
особых предписаний), объяснять
назначение каждой группы знаков ДД;
характеризовать слова «опасность»,
«опасный»;
объяснять значение слов «осторожный и
неосторожный», «внимательный и
невнимательный»,
предвидеть результат возникшей ситуации
при различных действиях в окружающей
среде; выделять особо опасные ситуации,
предусматривать свои действия в них;
представлять возможное развертывание
ситуации, отвечать на вопрос «что будет,
если …»;
осуществлять правильный подсчет времени
на дорогу в неблагоприятных условиях
(особенности дороги, погоды и пр.).
выделять в окружающей среде знаки
дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными
формами поведения;
определять по световым сигналам поворота
транспортного средства направление его
движения (налево, направо, назад);
дисциплинированно вести себя на
посадочных площадках, при входе, выходе
и в салоне общественного транспорта.
определять сигналы светофора; виды
транспорта; причины ДТП; правила
движения на велосипеде; правила движения
по дороге.
ориентироваться в дорожных
ситуациях;
и исправлять ошибки в схемах и рисунках,
раскрывающих разные ситуации дорожного
движения;
анализировать погодные условия, знать
особенности тормозного пути транспорта
при разных дорожных условиях;
изученные правила движения по дорогам и
улицам (в игровых и учебных ситуациях, а
также в реальной жизни); проводить игры и
учебные ситуации со сверстниками и
малышами; разыгрывать различные роли
(водитель, пешеход, пассажир), передавать
особенности их поведения в зависимости от
ситуации;
свое и чужое поведение, находить ошибки,
устанавливать их причины, определять пути
исправления.
выработать навыки по оказанию первой
медицинской помощи.
выполнять изученные правила движения по
дорогам и улицам (в игровых и учебных
ситуациях, а также в реальной жизни);
самостоятельно выбирать маршруты
безопасного движения от дома до школы
(библиотеки, кинотеатра, магазина).
уважительное отношение к другим
участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за
общее благополучие;
способность к самооценке;
Содержание курса
Ориентировка в окружающем мире (11 ч.)
Погодные
условия,
особенности
тормозного
пути
транспорта
при
разных
дорожных
условиях.
Разнообразие
транспортных
средств.
Краткие
сведения
об
истории
создания
разных
транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход (17 ч.)
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при
приближении
к
главной
дороге.
Тупик.
Дорожное
движение
при
разных
дорожных
условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его
безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные
знаки.
Знаки
дорожного
движения
для
водителей,
которые
нужно
знать
пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная
обочина», «перегон скота».
Запрещающие
знаки:
«опасность».
Знаки
особых
предписаний:
«выезд
на
дорогу
с
полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец
населенного пункта», «пешеходная зона».
Информационные
знаки
(общее
представление):
«указатель
направления»,
«предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения»,
«схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая
вода», «милиция», «туалет».
Светофор.
Разные
виды
светофора
(обобщение
изученного
материала).
Особенности
светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных
средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на
нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные
опасности.
Населенный
пункт,
знаки,
обозначающие
разные
населенные
пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных
погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир (7 ч.)
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на
грузе, который выше бортов.
Тематическое планирование
№ Тема (кол – во час)
Содержание
Характеристика
о с н о в н ы х
в и д о в
деятельности
Планируемые
результаты
1
Ориентировка
в
окружающем
мире (11 ч.)
П о г од н ы е
у с л о в и я ,
особенности
тормозного
пути
транспорта
при
р а з н ы х
д о р о ж н ы х
условиях.Разнообразие
транспортных
средств.
Краткие
сведения
об
истории создания разных
транспортных
средств.
Транспорт будущего.
Рассматривают
опасности погодных
явлений,
отбирают
информацию,
ф а н т а з и р у ю т
о
транспорте
будущего
Л1 ,2,3,6.7,8
М1,2,3,5,6
П1,2 ,3,4
2
Ты — пешеход (17
ч.)
Дорога. Автомагистраль.
Главная
дорога.
Знаки
г л а в н о й
д о р о г и .
Поведение пешехода при
приближении
к
главной
дороге. Тупик. Дорожное
движение
при
разных
дорож ны х
у с л о в и я х
(обобщение
знаний)..
Движение пеших колонн.
Правила
поведения
при
движении колонной.
Дорожные знаки.
Анализируют
взаимоотношения
участников
д в и ж е н и я
к а к
у с л о в и е
е г о
безопасности.
Изучают
г р у п п ы
дорожных знаков
Л1 ,2,3,6.
М1,2,3,5,6
П1,2 ,3,4
Ты
—
пассажир
(7 ч.)
Правила при поездке на
грузовом
автомобиле
с
бортами
не
стоять,
не
сидеть на бортах или на
грузе,
который
выше
бортов.
Изучают
опасности
для
пассажиров
на
грузовом
транспорте.
Л1 ,2,3,6.8
М1,2,3,5,6
П1,2 ,3,4
Калндарно – тематическое планирование
4а класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
1
4.09
Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
Ориентировка в окружающем мире
2-3
11.09
18.09
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта
при разных дорожных условиях.
4-5
25.09
2.10
Разнообразие
транспортных
средств.
Легковой,
грузовой,
общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и
опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания
разных транспортных средств.
6-7
9.10
16.10
Правила
эксплуатации
велосипеда.
Технический
осмотр
велосипеда
перед
выездом.
Экипировка.
Возрастные
о г р а н и ч е н и я .
Д Т П
с
в е л о с и п е д и с т а м и ,
м е р ы
и х
предупреждения. Движение велосипедистов группами.
8
23.10
Творческая работа «Мой друг велосипед»
9
6.11
Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»
10-
11
13.11
20.11
Проект «Транспорт будущего».
Ты – пешеход
12-
13
27.11
4.12
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги.
Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик.
Дорожное
движение
при
разных
дорожных
условиях
(обобщение знаний).
14
11.12
Взаимоотношения
участников
движения
как
условие
его
безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при
движении колонной
15
18.12
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей,
которые
нужно
знать
пешеходам.
Предупреждающие
знаки:
«опасный
поворот»,
«скользкая
дорога»,
«опасная
обочина»,
«перегон скота».
16
25.12
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний:
«выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных
средств»,
«начало
населенного
пункта»,
«конец
населенного
пункта», «пешеходная зона».
17
15.01
Информационные
знаки
(общее
представление):
«указатель
направления»,
«предварительный
указатель
направления»,
«наименование объекта», «схема движения», «схема объезда»,
«указатель расстояний».
18
22.01
Знаки
сервиса:
«пункт
первой
медицинской
помощи»,
«больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
19
29.01
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»
20
5.02
Светофор.
Разные
виды
светофора
(обобщение
изученного
материала).
21-
22
12.02
19.02
Особенности
светофоров
на
железнодорожных
переездах,
светофоров
для
пешеходов
и
транспортных
средств,
с
дополнительными
стрелками.
Железнодорожный
переезд-
источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге
недопустимы.
23
26.02
КВН «Азбука безопасности»
24-
25
5.03
12.03
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток.
Правила
движения
на
нерегулируемых
участках
дороги
(перекрестках).
Целевая прогулка
26
19.03
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие
разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в
разных населенных пунктах и при разных погодных условиях
(недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
27
2.04
Разработка
памяток
для
водителей
«Тише
едешь,
дальше
будешь»
28
9.04
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»
Ты – пассажир
29
16.04
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не
сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
30
23.04
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей,
происшедших
в
городе.
Выявление
причин
дорожно-
транспортных происшествий.
31
30.04
Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии
на дороге. Защитная поза при столкновении.
32
7.05
«Это
может
случиться
с
каждым»,
«Простейшие
правила
помощи пострадавшим при ДТП»
33
14.05
Викторина «У дорожных правил каникул нет».
34
21.05
Проектная
работа.
Выпуск
стенгазеты
« Д о р ож н а я
безопасность».
Всего
4б класс
№
Дата
Наименование темы
По
плану
Коррек
тировк
а
1
7.09
Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
Ориентировка в окружающем мире
2-3
14.09
21.09
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта
при разных дорожных условиях.
4-5
28.09
5.10
Разнообразие
транспортных
средств.
Легковой,
грузовой,
общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и
опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания
разных транспортных средств.
6-7
12.10
19.10
Правила
эксплуатации
велосипеда.
Технический
осмотр
велосипеда
перед
выездом.
Экипировка.
Возрастные
о г р а н и ч е н и я .
Д Т П
с
в е л о с и п е д и с т а м и ,
м е р ы
и х
предупреждения. Движение велосипедистов группами.
8
26.10
Творческая работа «Мой друг велосипед»
9
9.11
Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»
10-
11
16.11
23.11
Проект «Транспорт будущего».
Ты – пешеход
12-
13
30.11
7.12
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги.
Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик.
Дорожное
движение
при
разных
дорожных
условиях
(обобщение знаний).
14
14.12
Взаимоотношения
участников
движения
как
условие
его
безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при
движении колонной
15
21.12
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей,
которые
нужно
знать
пешеходам.
Предупреждающие
знаки:
«опасный
поворот»,
«скользкая
дорога»,
«опасная
обочина»,
«перегон скота».
16
28.12
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний:
«выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных
средств»,
«начало
населенного
пункта»,
«конец
населенного
пункта», «пешеходная зона».
17
18.01
Информационные
знаки
(общее
представление):
«указатель
направления»,
«предварительный
указатель
направления»,
«наименование объекта», «схема движения», «схема объезда»,
«указатель расстояний».
18
25.01
Знаки
сервиса:
«пункт
первой
медицинской
помощи»,
«больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
19
1.02
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»
20
8.02
Светофор.
Разные
виды
светофора
(обобщение
изученного
материала).
21-
22
15.02
22.02
Особенности
светофоров
на
железнодорожных
переездах,
светофоров
для
пешеходов
и
транспортных
средств,
с
дополнительными
стрелками.
Железнодорожный
переезд-
источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге
недопустимы.
23
1.03
КВН «Азбука безопасности»
24-
25
15.03
5.04
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток.
Правила
движения
на
нерегулируемых
участках
дороги
(перекрестках).
Целевая прогулка
26
12.04
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие
разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в
разных населенных пунктах и при разных погодных условиях
(недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
27
19.04
Разработка
памяток
для
водителей
«Тише
едешь,
дальше
будешь»
28
26.04
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»
Ты – пассажир
29
6.05
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не
сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
30
12.05
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей,
происшедших
в
городе.
Выявление
причин
дорожно-
транспортных происшествий.
31
17.05
Викторина «У дорожных правил каникул нет».
32
24.05
Проектная
работа.
Выпуск
стенгазеты
« Д о р ож н а я
безопасность».
33
34
Всего 32 час
Литература
1.
Программа
для
системы
дополнительного
образования
детей
“Безопасность
дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В. А. Лобашкина,
Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
2.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл.,
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П. В.
Ижевского,
авторы: П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И. В. Александрова, М. В.
Маслов. Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы:
Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
3.
Учебная
книжка
–
тетрадь
для
4
класса
“Дорожная
безопасность”,
авторы:
Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.