Автор: Шамуратова Лейсан Фаниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Журавушка"
Населённый пункт: ХМАО,Сургутский район,г.Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья."
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития детей с ограниченными возможностями
здоровья.
На каждом возрастном этапе ребенок приобретает определенные навыки и умения. Все
изменения и новообразования каждого этапа мы называем возрастными особенностями.
Учеными определены возрастные нормативы, т.е. навыки и умения, которыми может овладеть
ребенок на определенном возрастном этапе. Родители учат детей, воспитывают и каждый
родитель огорчается, если в определенном возрасте у ребенка что-то не получается, ведь
должен!!! (начать говорить, научиться ходить, завязывать шнурки).
Несмотря на средние возрастные показатели, каждый ребенок индивидуален и на развитие
влияют не только «возрастные этапы», но и особенности характера, темперамент, условия,
окружение и состояние здоровья. Если здоровье ослаблено, то и развитие ребенка будет
замедлено. Силы организма направлены на восстановление утраченных или нарушенных
функций и только потом, на развитие. Они испытывают серьезные трудности в организации
своей учебной, коммуникативной деятельности и контроле поведения. Категория таких детей
крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или
задержка в развитии, степень которой зависит от следующих факторов:
·характер нарушения (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические,
и общие заболевания);
·психофизиологические особенности (темперамент, характер психических процессов и др.).
·недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);
Полученную информацию мы воспринимаем через несколько каналов: визуальный (глаза),
слуховой (уши), тактильный (прикосновения), что позволяет нам создавать общую картину.
При нарушении одного из каналов восприятия, общий процесс усвоения информации
замедляется, и на ее усвоение требуется больше времени. Этим дети с ограниченными
возможностями здоровья и отличаются от своих сверстников. Они требуют больше внимания,
времени, терпения. Каждый ребенок нуждается в опеке ласке и заботе. Чувствуя нашу
поддержку, дети увереннее идут по жизни, развиваются, приобретают навыки, получают
первый опыт.
Нельзя заставить ребенка развиваться, но мы можем и должны создать условия для
успешного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей детей.