Урок русского языка в 6-м классе по теме "Сложное предложение и его виды"
Автор: Грудистова Юлия Парфирьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 330 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок русского языка в 6-м классе по теме "Сложное предложение и его виды" Раздел: среднее образование
ГБОУ гимназия № 330 Невского района Санкт-Петербурга
Урок
русского
языка
в
6-
м
классе
по
теме
"
Сложное
предложение
и
его
виды
"
Учитель русского языка и литературы
Грудистова Юлия Парфирьевна
Урок русского языка в 6-м классе по теме
"Сложное предложение и его виды"
Цели урока:
1.
познавательная:
расширение и углубление знаний о сложном предложении;
формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений
2.
развивающая:
совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических
конструкций;
развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать,
рассуждать;
развитие коммуникативных навыков учащихся
3.
воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко
всему живому.
Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.
Ход урока
I. Организационный момент
Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой
встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со
своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким,
радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было,
утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое
утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.
– А каким было сегодня ваше утро?
– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и
почему?
II. Работа в тетради. Запись числа и классной работы
III. Орфоэпическая разминка
(слова записаны на доске с интервалом друг от друга, дети произносят их
в соответствии с нормами литературного произношения)
Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о,
1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило,
которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие
это правило.
– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)
2. Целевая установка отражена в рубриках:
Слайд 4
Знать:
определение сложного предложения;
виды сложных предложений: сложносочиненное,
сложноподчиненное, бессоюзное;
как связаны, с помощью чего части сложного предложения.
Слайд 5
Уметь:
распознавать сложное предложение и простое;
ставить знаки препинания в сложном предложении;
конструировать разные синтаксические конструкции;
разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.
Слайд 6
3. Этапы работы
I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном
предложении.
II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний
по теме.
III этап – «Используй!» – применение полученных знаний:
упражнения на опознание видов сложных предложений,
конструирование сложных предложений и использование в речи.
IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.
V. Повторение
I этап «Вспомни!» (Слайд 7)
– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от
простого? Устно закончите предложение:
Сложное предложение – это …
– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?
Закончите письменно предложения.
– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное
предложение? Сделайте выводы.
Пошел теплый дождь, и …
Пошел теплый дождь и …
VI. Изучение нового материала
Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»
1.
Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для
вас информация в нем содержится.
2.
Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную
схему)
3.
Анализ примеров на доске
Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как
связаны части сложного предложения, расставить знаки
препинания.
4.
Физкультминутка
VII. Закрепление материала
Слайд 9 «Используй!»
1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для
учащихся)
«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)
На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на
слайде)
Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая
полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной
скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок
и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет
зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так
ярко?
– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их
поморфемно.
– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите,
постройте схему сложных предложений.
– Какие предложения вы не назвали и почему?
Слайд 10
2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.
Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы.
Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них
являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.
2. Фотоколлаж. (Слайд 11)
Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения
разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
VIII. Выводы по уроку
«Проверь себя!» (Слайд 12)
1.
Устно закончи предложения
2.
Тест (карточка для учащихся)
IX. Домашнее задание
(Слайд 13)
1.
Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды»
(схема «кластер») Учебник стр. 65-66
2.
Упражнения 153
X. Рефлексия
(Слайд 14)
! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.