Напоминание

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Сложное предложение и его виды"


Автор: Грудистова Юлия Парфирьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 330
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 6-м классе по теме "Сложное предложение и его виды"
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ гимназия № 330 Невского района Санкт-Петербурга Урок русского языка в 6- м классе по теме " Сложное предложение и его виды " Учитель русского языка и литературы Грудистова Юлия Парфирьевна
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Сложное предложение и его виды"
Цели урока:
1. познавательная:  расширение и углубление знаний о сложном предложении;  формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;  умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений 2. развивающая:  совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;  развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;  развитие коммуникативных навыков учащихся 3. воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому. Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.
Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой

встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со

своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким,

радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было,

утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое

утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.

– А каким было сегодня ваше утро?

– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и

почему?

II. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

III. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на доске с интервалом друг от друга, дети произносят их

в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о,

каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

IV. Актуализация темы


(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило,

которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие

это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

определение сложного предложения;

виды сложных предложений: сложносочиненное,

сложноподчиненное, бессоюзное;

как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

распознавать сложное предложение и простое;

ставить знаки препинания в сложном предложении;

конструировать разные синтаксические конструкции;

разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном

предложении.

II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний

по теме.

III этап – «Используй!» – применение полученных знаний:

упражнения на опознание видов сложных предложений,

конструирование сложных предложений и использование в речи.

IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

V. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от

простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное

предложение? Сделайте выводы.

Пошел теплый дождь, и …


Пошел теплый дождь и …

VI. Изучение нового материала

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

1.

Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)

Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для

вас информация в нем содержится.

2.

Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную

схему)

3.

Анализ примеров на доске

Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как

связаны части сложного предложения, расставить знаки

препинания.

4.

Физкультминутка

VII. Закрепление материала

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для

учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на

слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая

полоска и разливается по всему небосклону.

Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной

скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок

и запел. И лес наполнился птичьим пением.


Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет

зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так

ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их

поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите,

постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы.

Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них

являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения

разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

VIII. Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

1.

Устно закончи предложения

2.

Тест (карточка для учащихся)

IX. Домашнее задание

(Слайд 13)

1.

Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды»

(схема «кластер») Учебник стр. 65-66

2.

Упражнения 153

X. Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке?

, – выскажите свои мысли по уроку

? – что осталось непонятным, вызвало трудности.

– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).



В раздел образования