Автор: Торопцев Александр Викторович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ Новокурлакская СОШ
Населённый пункт: с. Новый Курлак
Наименование материала: статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ"
Раздел: среднее образование
Торопцев А.В.,
Учитель ОБЖ
МКОУ «Новокурлакская СОШ»
Аннинского района
Воронежской области
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные
процессы
в
российской
школе
ставят
вопросы
о
сохранении
здоровья
школьников.
Объективным
показателем
неблагополучия
является
то,
что
здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать
или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты
всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с
получением ребенком общего среднего образования.
Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По
данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная
среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых
связано
20
–
40
%
негативных
влияний,
ухудшающих
здоровье
детей
школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать
школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по
убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
Это такие факторы, как:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2.
Несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
функциональным возможностям школьников.
3.
Несоблюдение
элементарных физиологических
и
гигиенических
требований к организации учебного процесса.
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья
детей.
5. Провалы в существующей системе физического воспитания.
6. Интенсификация учебного процесса.
7.
Функциональная
неграмотность
педагога
в
вопросах
охраны и
укрепления здоровья.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).
Получается, что традиционная организация образовательного процесса
создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят
к
поломке
механизмов
саморегуляции
физиологических
функций
и
способствуют развитию хронических болезней.
Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих
технологий.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в
обеспечении
надлежащих
гигиенических
условий
в
соответствии
е
регламентациями
СанПиНов.
Медицинский
кабинет
школы
организует
проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной
помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по
санитарно-гигиеническому
просвещению
учащихся
и
педагогического
коллектива,
следит
за
динамикой
здоровья
учащихся,
организует
профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает
ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Участие
врача
или
медицинской
сестры
необходимо
при
проведении
психолого-педагогических
консилиумов,
на
которых
решаются
вопросы,
касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание,
тренировку
силы,
выносливости,
быстроты,
гибкости
и
других
качеств,
отличающих здорового. тренированного человека от физически немощного.
Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Направленность этих технологий – создание экологически оптимальных
условий
жизни
и
деятельности
людей,
гармоничных
взаимоотношений
с
природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые
растения в классах, рекреациях и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных
ситуациях,
гражданской
обороны,
пожарной
инспекции
и
т.д.
Поскольку
сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной
задачи – сохранение жизни, то требования и рекомендации этих специалистов
подлежат
обязательному
учету
и
интеграции
в
общую
систему
здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам
обеспечивается
изучением
курса
ОБЖ,
а
за
обеспечение
безопасности
условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
(ЗОТ)
подразделяются на 3 три подгруппы:
–
организационно-педагогические
технологии
(ОПТ),
определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих предотвращению состояния переутомления,
гиподинамии и других состояний;
–
психолого-педагогические
технологии
(ПИТ),
связанные
с
непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он
оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-
педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
– учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают
программы
по
обучению
грамотной
заботе
о
своем
здоровье
и
формированию
культуры
здоровья
учащихся,
мотивации
их
к
ведению
здорового
образа
жизни,
предупреждению
вредных
привычек,
предусматривающие
также
проведение
организационно-воспитательной
работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное
место
занимают
еще
две
группы
технологий,
традиционно
реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во
внеурочную работу школы:
– социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии
(CAЛPT) включают
технологии, обеспечивающие
формирование
и
укрепление
психологического
здоровья
учащихся,
повышение
ресурсов
психологической адаптации лично сти.
Сюда
отно сятся
разнообразные
социально-психологические
тренинги,
программы
социальной
и
семейной
педагогики,
к
участию
в
которых
целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а
также педагогов;
–
лечебно-оздоровительные
технологии
(ЛОТ)
с о с т а вл яют
самостоятельные
медико-педагогические
области
знаний:
лечебную
педагогику
и
лечебную
физкультуру,
воздействие
которых
обеспечивает
восстановление физического здоровья школьников.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих
проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление
здоровья учащихся.
Литература:
. Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности : библиогр. указ. отеч.
автореф. пед. дис. (1993-2009 гг.) / Всерос. центр экстрен. и радиац.
медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Гос. науч.- исслед. испытат.
ин-т воен. медицины Минобороны России. - СПб.: Политехника-Сервис,
2010. - 44 с.
2. Профессиональная педагогика: учебник. - М: Ассоциация
«Профессиональное образование», 2004.
3. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2010.