Напоминание

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ"


Автор: Торопцев Александр Викторович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ Новокурлакская СОШ
Населённый пункт: с. Новый Курлак
Наименование материала: статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ"
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Торопцев А.В.,

Учитель ОБЖ

МКОУ «Новокурлакская СОШ»

Аннинского района

Воронежской области

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные

процессы

в

российской

школе

ставят

вопросы

о

сохранении

здоровья

школьников.

Объективным

показателем

неблагополучия

является

то,

что

здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать

или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты

всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с

получением ребенком общего среднего образования.

Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По

данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная

среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых

связано

20

40

%

негативных

влияний,

ухудшающих

здоровье

детей

школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать

школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по

убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Это такие факторы, как:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2.

Несоответствие

методик

и

технологий

обучения

возрастным

функциональным возможностям школьников.

3.

Несоблюдение

элементарных физиологических

и

гигиенических

требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья

детей.

5. Провалы в существующей системе физического воспитания.

6. Интенсификация учебного процесса.

7.

Функциональная

неграмотность

педагога

в

вопросах

охраны и

укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и

здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).

Получается, что традиционная организация образовательного процесса

создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят

к

поломке

механизмов

саморегуляции

физиологических

функций

и

способствуют развитию хронических болезней.

Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих

технологий.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в

обеспечении

надлежащих

гигиенических

условий

в

соответствии

е

регламентациями

СанПиНов.

Медицинский

кабинет

школы

организует

проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной

помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по

санитарно-гигиеническому

просвещению

учащихся

и

педагогического

коллектива,

следит

за

динамикой

здоровья

учащихся,

организует

профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает

ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Участие

врача

или

медицинской

сестры

необходимо

при

проведении

психолого-педагогических

консилиумов,

на

которых

решаются

вопросы,

касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание,

тренировку

силы,

выносливости,

быстроты,

гибкости

и

других

качеств,

отличающих здорового. тренированного человека от физически немощного.

Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий – создание экологически оптимальных

условий

жизни

и

деятельности

людей,

гармоничных

взаимоотношений

с

природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые

растения в классах, рекреациях и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных

ситуациях,

гражданской

обороны,

пожарной

инспекции

и

т.д.

Поскольку

сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной

задачи – сохранение жизни, то требования и рекомендации этих специалистов

подлежат

обязательному

учету

и

интеграции

в

общую

систему

здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам

обеспечивается

изучением

курса

ОБЖ,

а

за

обеспечение

безопасности

условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

(ЗОТ)

подразделяются на 3 три подгруппы:

организационно-педагогические

технологии

(ОПТ),

определяющие

структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,

способствующих предотвращению состояния переутомления,

гиподинамии и других состояний;

психолого-педагогические

технологии

(ПИТ),

связанные

с

непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он

оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-

педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

– учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают

программы

по

обучению

грамотной

заботе

о

своем

здоровье

и

формированию

культуры

здоровья

учащихся,

мотивации

их

к

ведению

здорового

образа

жизни,

предупреждению

вредных

привычек,

предусматривающие

также

проведение

организационно-воспитательной

работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное

место

занимают

еще

две

группы

технологий,

традиционно

реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во

внеурочную работу школы:

– социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии

(CAЛPT) включают

технологии, обеспечивающие

формирование

и

укрепление

психологического

здоровья

учащихся,

повышение

ресурсов

психологической адаптации лично сти.

Сюда

отно сятся

разнообразные

социально-психологические

тренинги,

программы

социальной

и

семейной

педагогики,

к

участию

в

которых

целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а

также педагогов;

лечебно-оздоровительные

технологии

(ЛОТ)

с о с т а вл яют

самостоятельные

медико-педагогические

области

знаний:

лечебную

педагогику

и

лечебную

физкультуру,

воздействие

которых

обеспечивает

восстановление физического здоровья школьников.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих

проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление

здоровья учащихся.

Литература:

. Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности : библиогр. указ. отеч.

автореф. пед. дис. (1993-2009 гг.) / Всерос. центр экстрен. и радиац.

медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Гос. науч.- исслед. испытат.

ин-т воен. медицины Минобороны России. - СПб.: Политехника-Сервис,

2010. - 44 с.

2. Профессиональная педагогика: учебник. - М: Ассоциация

«Профессиональное образование», 2004.

3. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2010.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники