Напоминание

"Толерантность – что это такое?"


Автор: Евсеева Татьяна Васильевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: МБОУ СКОШ № 128
Населённый пункт: Челябинская обл., г.СНЕЖИНСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Толерантность – что это такое?"
Раздел: среднее образование





Назад




Познавательное занятие «Что такое толерантность?»

(занятие № 2 в рамках воспитательного комплекса

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»)

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является

фактором социализации и в значительной мере определяет

успешность жизненного пути человека. Именно поэтому

важнейшей задачей является развитие у подрастающего поколения

умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с

окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,

готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими,

какие они есть.

Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему

позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в

своих возможностях и перспективах.

Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу,

установки на принятие другого; понимания важности передачи

эмоциональных связей и уважения.

Задачи:

Воспитательные:

1.

Развитие толерантных установок по отношению к людям;

2.

Развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной

отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3.

Развитие коммуникативных навыков, умения

взаимодействовать в группе сверстников;

4.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

5.

Знакомство детей с понятием “толерантность” и историей его

происхождения.

Материалы и оборудование:

1.

Мультимедийная презентация.

2.

Музыкальное оформление.

3.

Фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.

4.

Раздаточный и наглядный материал.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. На нашем

прошлом занятии мы говорили о Дне добра и уважения (кстати, кто

скажет, кому была посвящена наша прошлая встреча? – пожилым

людям).

2. Разминка.

Поднимите, пожалуйста, руку, кто был на прошлом занятии? – а

теперь поднимите другую руку, кто после той встречи поздравил

хотя бы одну бабушку или дедушку? – а теперь поднимите две руки

те, кто помог за это время пожилому человеку?- а теперь попрошу

встать тех, кто сделал хотя бы одно доброе дело. - а теперь

похлопайте, у кого хорошее настроение!

3. Введение в тему.

– Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего. В

прошлый раз, заканчивая встречу о Дне пожилых, я сказала вам, что

следующее занятие будет посвящено событию, которое во всем

мире отмечается 16 ноября.

Ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите

мне, пожалуйста, Леша, Даня и Женя.

На доске – числа. Они – вразброс. Прошу вас выстроить числовой

ряд по возрастанию.

Спасибо. Теперь Костя, Русалина и Сережа помогут мне

перевернуть цифры.

А теперь Ваня прочитает, что у нас получилось: “толерантность –

что это такое?”. (МАГНИТЫ!!!)

Мы вместе собрали тему нашего занятия. Молодцы!

Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает себя

толерантным человеком.

Остальные – нет? Выходите ко мне. Хорошо. Вот у нас получилось

2 команды. Объединяйтесь!

– Ребята, откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно

означает, давайте заглянем в историю. (Обращение к презентации)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран-

Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных

правительствах (и во времена французской революции, и при

Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно

министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно,

более всего – в умении учитывать настроения окружающих,

уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом,

наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом

сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы

управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Вот

почему его имя было использовано для названия такого понятия в

психологии, как толерантность.

Ученик читает стихотворение по теме занятия.

Итак, вы согласны, что толерантность — означает уважение,

принятие и признание другого человека или другой культуры,

уважительное отношение к их взглядам, образу жизни,

вероисповеданию, национальности?

Давайте поработаем в командах!

Перед вами – качества личности. Часть из них относится к

толерантному человеку, другая – нет.

Они перемешаны. Необходимо их разделить на 2 группы. В первую

– отнести те, которые по–вашему входят в понятие толерантность.

Другая группа – качества, которыми не обладает толерантный

человек (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Для педагогов - другое задание.

Ребята работают по командам. Педагоги готовятся к прочтению

стихотворения.

Давайте проверим. Слово толерантность я изобразила в виде

солнышка. Пусть станут лучиками качества толерантного человека.

Посмотрите, у нас появилась РАДУГА!

Для того, чтобы это сложнопроизносимое слово быстрее вошло в

ваш личный словарь, я предлагаю обратиться к следующему слайду.

Я приготовила для вас вот такую картинку. Детский рисунок. Что

нам изображено?

Затем следует обсуждение.

Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической,

цветом глаз.)

Да, ребята, эта картинка символизирует людей, живущих на

планете. Но она же легко подходит, чтобы описать и нашу школу, и

наш город.

Педагоги читают стихотворение по теме занятия.

Все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря

уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать

индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у

нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем

остальным.

А еще у каждого из нас есть то личное, что принадлежит только

нам. Это – наше имя. Некоторым из вас повезет, и выполните

следующее упражнение. На нескольких стульях я заранее

прикрепила цветную ленточку. Нашли? Вот и определились

участники.

Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

«В детстве мама звала меня Танюша, когда я училась в школе,

меня звали Таня, а теперь вы - мои ученики и коллеги зовете меня

Татьяна Васильевна, мои внуки будут меня звать бабушка Таня».

(Участники - 3-4 человека). Последним – батюшка.

Итак, нам стало известно имя гостя – отец Павел. Я предоставляю

ему слово.

Завершается наша встреча, благодарю всех за работу и прошу

выполнить еще одно творческое задание.

На доске – плакат «все мы разные, но все мы вместе!», вокруг

текса – смайлики без улыбок.

Вот так – в виде солнца - я представила девиз, под которым мы с

вами живем в школе, и так прошло наше занятие. Поскольку все мы

разные, но все мы вместе! Чтобы эта картинка стала живой, надо

каждому из вас оставить на ней частичку себя. У вас есть

разноцветные фломастеры, нарисуйте на одном из смайликов

элемент. Пусть это будут улыбающиеся лица, если занятие вам

понравилось, и грустные, если нет. Есть еще один вариант – для

тех, кто не определился.

Ребята выходят и рисуют смайликам улыбку.

Посмотрите, какая картинка у нас получилась веселая и счастливая!

Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу,

чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и

неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь

успеха.

Будьте толерантны!

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕРПИМОСТЬ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

КОНФЛИКТНОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЩЕНИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ

ДОВЕРИЕ

БЕССЕРДЕЧНОСТЬ

ЛОЖЬ

ЧУТКОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ВЫСОКОМЕРИЕ

ЗАВИСТЬ

ГОТОВНОСТЬ ПОМОЧЬ

ДОБРОДУШИЕ

ЗЛОРАДСТВО

ЖЕСТОКОСТЬ

ДРУЖЕЛЮБИЕ

МЯГКОСТЬ

РАВНОДУШИЕ

ЭГОИЗМ

ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАК ЕСТЬ

АГРЕССИЯ



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники