Автор: Пудовкина Наталья Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 54
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Духовно–нравственное развитие
Тема: Построение «дерева целей» для определенной возрастной группы обучающихся.
Раздел: среднее образование
Построение «дерева
целей»
для
определенной
возрастной
группы
обучающихся.
Данная
программа
в
основной
школе
преемственно
продолжает
и
развивает
программу
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования.
Поскольку к моменту начала реализации данной программы школа уже
в
течение
нескольких
лет
вела
целенаправленную
работу
по
духовно-
нравственному развитию и воспитанию российских граждан, достигнутые
результаты рассматриваются как стартовая площадка для осуществления ее
следующего этапа.
Очевидно,
что
по
сравнению
с
результатами,
удовлетворяющими
требованиям духовно-нравственного развития и образования в начальной
школе
и
являющимися
сквозными,
общими
для
всех
стадий
духовно-
нравственного развития и воспитания, результаты подобной деятельности в
основной
школе
должны
стать
существенно
иными
по
целому
ряду
оснований. Эти основания лежат в различных областях, но центрируются на
подростке,
переживающем
в
этом
возрасте
(12-15
лет)
глубочайшую
гормональную
перестройку,
влияющую
на
все
сферы
жизнедеятельности
организма
и
существенно
изменяющую
характер
его
социально-
психологических связей и отношений с внешней средой. Именно на начало
этого
возрастного
периода
приходится
бурный
рост
показателей
правонарушений и преступности, употребление табака, алкоголя, а несколько
позже – наркотиков.
Уровень
основного
общего
образования,
таким
образом,
принимает
взрослеющего человека в драматический момент перехода многих латентных
процессов его становления в явные. Именно на этот уровень приходится
время
завершения
активной
фазы
социализации
обучающегося
и
его
«самопрезентации» в качестве юного взрослого. Поэтому и акцент данной
программы сделан на социализацию подростка, воспитание его с позиции
правильного выбора, самореализации, самостоятельности действий.
Все структурные элементы данной Программы определяют подходы к
целям,
содержанию
и
организационным
механизмам
реализации,
отражающим национальные, региональные и этнокультурные особенности
региона. Из этого следует, что духовно- нравственное развитие обучающихся
на
уровне
основного
общего
образования
–
не
некая
изолированная
деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она
осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в
развитии
у
обучающихся
универсальных
компетентностей,
и
в
их
собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях.
Именно
в
степени
развитости
у
подростков способности к рефлексии
оснований
собственной
деятельности
и
собственных
отношений
к
действительности фиксируется критическая точка как их социализации в
целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них
определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы.
Данная
программа
должна
обеспечить
связь
между
самоценностью
проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между
их
внутренним
миром
и
внешним
–
с
его
нормами,
требованиями
и
вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление; помочь
подросткам
избежать
социально-психологических
стрессов
(и,
по
возможности, уврачевать уже полученные), а с другой – подготовить их к
бесконфликтному, конструктивному взаимодействию
с другими людьми,
помочь
реализовать
себя,
определись
свои
приоритеты,
наметить
свой
жизненный путь.
Цели
и
задачи
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации.
Целью
является
социально-педагогическая
и
социально-культурная
поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей
гражданской
и
индивидуальной
личности;
социально-педагогическое
и
социально-культурное
сопровождение
процесса
культурно-нравственного
постижения
подростком
Родины,
духовного
и
культурного
наследия
и
достояния
родного
народа,
народов
России
и
всего
человечества
через
национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.
Задачи духовно-нравственного развития, социализации и воспитания
обучающихся на уровне основного общего образования:
осознанное
принятие
воспитанниками
духовно-нравственного
начала
человеческой
индивидуальности
в
качестве
важнейшей
жизненной
ценности; субъектная установка на самовоспитание и развитие
своего
творческого
потенциала
во
всех
областях
социально
и
социокультурно
ориентированной деятельности;
операциональное
овладение
воспитанниками
набором
программ
деятельности
и
поведения,
характерных
для
актуальной
культурной
традиции (культурных традиций), а также усвоение выражающих их знаний,
ценностей и норм.
В
педагогическом
смысле воспитание – процесс не стихийный, а
целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно,
воспитательная
цель
–
развитие
определённых
человеческих
качеств
личности, отражающих своеобразный нравственный портрет подростка.
При
этом
получение
нравственного
портрета
подростка
можно
представить в виде схемы:
Нравственный портрет воспитанного
подростка
Основные ценности
Желаемые качества личности