Напоминание

Построение «дерева целей» для определенной возрастной группы обучающихся.


Автор: Пудовкина Наталья Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 54
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Духовно–нравственное развитие
Тема: Построение «дерева целей» для определенной возрастной группы обучающихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Построение «дерева

целей»

для

определенной

возрастной

группы

обучающихся.

Данная

программа

в

основной

школе

преемственно

продолжает

и

развивает

программу

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования.

Поскольку к моменту начала реализации данной программы школа уже

в

течение

нескольких

лет

вела

целенаправленную

работу

по

духовно-

нравственному развитию и воспитанию российских граждан, достигнутые

результаты рассматриваются как стартовая площадка для осуществления ее

следующего этапа.

Очевидно,

что

по

сравнению

с

результатами,

удовлетворяющими

требованиям духовно-нравственного развития и образования в начальной

школе

и

являющимися

сквозными,

общими

для

всех

стадий

духовно-

нравственного развития и воспитания, результаты подобной деятельности в

основной

школе

должны

стать

существенно

иными

по

целому

ряду

оснований. Эти основания лежат в различных областях, но центрируются на

подростке,

переживающем

в

этом

возрасте

(12-15

лет)

глубочайшую

гормональную

перестройку,

влияющую

на

все

сферы

жизнедеятельности

организма

и

существенно

изменяющую

характер

его

социально-

психологических связей и отношений с внешней средой. Именно на начало

этого

возрастного

периода

приходится

бурный

рост

показателей

правонарушений и преступности, употребление табака, алкоголя, а несколько

позже – наркотиков.

Уровень

основного

общего

образования,

таким

образом,

принимает

взрослеющего человека в драматический момент перехода многих латентных

процессов его становления в явные. Именно на этот уровень приходится

время

завершения

активной

фазы

социализации

обучающегося

и

его

«самопрезентации» в качестве юного взрослого. Поэтому и акцент данной

программы сделан на социализацию подростка, воспитание его с позиции

правильного выбора, самореализации, самостоятельности действий.

Все структурные элементы данной Программы определяют подходы к

целям,

содержанию

и

организационным

механизмам

реализации,

отражающим национальные, региональные и этнокультурные особенности

региона. Из этого следует, что духовно- нравственное развитие обучающихся

на

уровне

основного

общего

образования

не

некая

изолированная

деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она

осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в

развитии

у

обучающихся

универсальных

компетентностей,

и

в

их

собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях.

Именно

в

степени

развитости

у

подростков способности к рефлексии

оснований

собственной

деятельности

и

собственных

отношений

к

действительности фиксируется критическая точка как их социализации в

целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них

определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы.

Данная

программа

должна

обеспечить

связь

между

самоценностью

проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между

их

внутренним

миром

и

внешним

с

его

нормами,

требованиями

и

вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление; помочь

подросткам

избежать

социально-психологических

стрессов

(и,

по

возможности, уврачевать уже полученные), а с другой – подготовить их к

бесконфликтному, конструктивному взаимодействию

с другими людьми,

помочь

реализовать

себя,

определись

свои

приоритеты,

наметить

свой

жизненный путь.

Цели

и

задачи

духовно-нравственного

развития,

воспитания

и

социализации.

Целью

является

социально-педагогическая

и

социально-культурная

поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей

гражданской

и

индивидуальной

личности;

социально-педагогическое

и

социально-культурное

сопровождение

процесса

культурно-нравственного

постижения

подростком

Родины,

духовного

и

культурного

наследия

и

достояния

родного

народа,

народов

России

и

всего

человечества

через

национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.

Задачи духовно-нравственного развития, социализации и воспитания

обучающихся на уровне основного общего образования:

осознанное

принятие

воспитанниками

духовно-нравственного

начала

человеческой

индивидуальности

в

качестве

важнейшей

жизненной

ценности; субъектная установка на самовоспитание и развитие

своего

творческого

потенциала

во

всех

областях

социально

и

социокультурно

ориентированной деятельности;

операциональное

овладение

воспитанниками

набором

программ

деятельности

и

поведения,

характерных

для

актуальной

культурной

традиции (культурных традиций), а также усвоение выражающих их знаний,

ценностей и норм.

В

педагогическом

смысле воспитание – процесс не стихийный, а

целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно,

воспитательная

цель

развитие

определённых

человеческих

качеств

личности, отражающих своеобразный нравственный портрет подростка.

При

этом

получение

нравственного

портрета

подростка

можно

представить в виде схемы:

Нравственный портрет воспитанного

подростка

Основные ценности

Желаемые качества личности



В раздел образования