Автор: Ачикасова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: Булунский улус п.Тикси
Наименование материала: статья
Тема: Волшебные пальчики в ясельной группе
Раздел: дошкольное образование
План работы кружка по сенсорике «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Опубликовано в рубрике Фестивали
Дек, 24th, 2014
Автор: Шихалиева Шахла Шихали кызы, воспитатель I
квалификационной категории МБДОУ «Детский сад
№350»
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов
(ощущение, восприятие, представление) у детей младшего
дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста
умение воспринимать и представлять предметы и явления,
способствующие совершенствованию процессов рисования,
лепки и развития речи, и, выделять в них самое
существенное, характерное (признаки, качества).
Учить применять полученные знания в практической и
познавательной деятельности.
Развивать у детей внимание, мыслительные операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий,
предметов).
Практический – показ способов действия с предметами,
эксперимент
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с
восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и
многограннее будут полученные человеком сведения об
окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура
ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий
являются важной предпосылкой успешной познавательной
деятельности.
Актуальность.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и
формирование его представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия
предметов и явлений окружающего мира и начинается
познание.
Сенсорное развитие является условием успешного
овладения любой практической деятельностью. А истоки
сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного
развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного
физического и психического развития детей. В этом
возрасте при соответствующих условиях у ребенка
развиваются различные способности: речь,
совершенствование движений. Начинают формироваться
нравственные качества, складываться черты характера.
Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством
осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает
различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка,
полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной,
образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что
познание человеком окружающего мира начинается с
«живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных
свойств предметов и явлений действительности при
непосредственном воздействии на органы чувств) и
восприятия (отражение в целом предметов и явлений
окружающего мира, действующих в данный момент на
органы чувств). Известно, что развитие ощущений и
восприятий создает необходимые предпосылки для
возникновения всех других, более сложных познавательных
процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования
практической деятельности современного человека. Как
справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие
успехи науки и техники рассчитаны не только на
мыслящего, но и на ощущающего человека».
Месяц
Сроки
Тема
Цель
Сентябрь1неделя
«В гостях у
Осени»
Закрепить основные цвета спектра, название
геометрических фигур;
развивать действия соотношения геометрических
фигур с эталоном;
закрепить название овощей и фруктов;
2неделя
«В гостях у
Осени»
Закрепить свойства предмета: тяжёлые предметы
тонут, лёгкие – не тонут;
развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на
вопросы воспитателя;
воспитывать любовь к природе.
3неделя«Волшебная
коробочка
Формировать восприятие цвета, формы, величины
предметов.
Задачи: 1. Упражнять детей в определении и
назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий,
чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм
(куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат,
круг, треугольник посредством зрительного и
осязательного обследования, сравнения.
2. Учить детей группировать предметы по одному из
признаков: форме, цвету, величине.
3. Воспитывать любознательность, расширять опыт
ориентировки в окружающем, обогащая детей
разнообразными сенсорными впечатлениями.
4. Развивать мелкую моторику.
4неделяД/и: «Шнуровка»
Развитие мелкой моторики руки, утончения движений
пальцев, концентрации внимания, способствует
развитию точности глазомера, координации и
последовательности действий.
Октябрь 1неделя
«Протолкни
предмет»
Учить детей обращать внимание на форму предметов,
учитывать это свойство при выполнении
элементарных действий с игрушками.
2
неделя
«Как Миша и
Мишутка
подружились»
Обогащать представления детей об окружающем
мире, о разных литературных жанрах (загадки, стихи,
песенки, потешки), активизировать словарь: чайная
посуда, пара, поровну, один, много, круглый,
квадратный, треугольный, дикое животное – медведь
о том, что каждый предмет имеет цвет, форму, размер
и предназначение..
Учить детей ориентироваться в основных цветах
спектра, форме и размере;
3
неделя
Своими руками:
игрушки из
подручных
материалов.
4
неделя
Д/и: «Полянка»
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета
однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой»,
«разные».
5
неделя
Д/и: «Подбери
чашку к блюдцу»
Учить сопоставлять и сравнивать предметы по цвету,
форме и размеру.
ноябрь
1неделя
«Найди домик для
каждой рыбки»
Развивать зрительное внимание и память.
2
неделя
«Гусеничка
крупеничка»
Развивать тактильные ощущения у детей.
развивать мелкую моторику рук.
3
неделя
«Сложи из
палочек».
развивать зрительное внимание и память, мелкую
моторику.
На столе раскладываются счетные палочки.
Ребенок должен сложить из палочек фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
4
неделя
Д.и«Найди
заплатку».
Учить выделять в процессе восприятия качества
предмета, сравнивать по форме.
Декабрь
1
неделя
«Зима пришла»
2
неделя
«Ёлка в гости к
нам пришла»
Развивать умения детей располагать прищепки
определенного цвета, используя дидактическую игру:
«Укрась елочку».
Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь
определенного цвета.
Продолжать совершенствовать умение детей водить
хоровод.
Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.
3
неделя
Я слепил
снеговика
Развитие зрительно-пространственного восприятия,
глазомера, образно-пространственно-кинестетической
интеграции.
4
неделя
Д/и: «Бусы»
Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно –
моторной координации; различение предметов по
форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Январь
2
неделя
«Колобок и
шарики»
Закрепить сенсорные эталоны: форма, размер,
обогащать словарный запас,
воспитывать у детей интерес к занятию.
3
неделя
«Зимний пейзаж».
Познание различных сенсорных оттенков
воспринимаемых систем.
4
неделя
Д/и: «Разложи
фигуры по
местам»
Познакомить с плоскими геометрическими формами –
квадратом, кругом, треугольником, овалом,
прямоугольником. Учить подбирать нужные формы
разными методами.
Февраль
1
неделя
«Снеговик в
гостях у ребят»
Употреблять в речи названия основных цветов.
Развивать речевую активность :Продолжать учить
детей действовать со сборно-разборными игрушками,
учить составлять предметы из частей, ориентируясь
на их величину и положение в пространстве, подбирая
в соотношении: большой, поменьше, маленький.
2
неделя
«Разноцветные
шарики»
Упражнять в группировке предметов по цвету.
Побуждать детей к называнию предметов и их
признаков (цвет, количество).
3
«Дорисуй
Способствуют постепенному усвоению принципа
неделя картинку»
условности и замещения одних предметов другими,
развитию воображения. В таких играх дети смогут
научиться одушевлять самые разные предметы. Для
этих игр можно использовать практически любые
предметы, они не занимают длительного времени.
4
неделя
Д/и: «Угадай на
вкус»
Обогащать вкусовые ощущения, развивать память;
развивать умение определять нужный способ для
опознания предметов; обогащать словарь детей.
Март
1
неделя
«Ведёрки для
Зайки и Мишки»
учить детей чередовать предметы по величине и по
форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять
элементарные действия с предметами, формировать
эмоциональное отношение к занятию, воспитывать
добрые чувства
2
неделя
“Пальчиковый
сухой бассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного
активного воздействия на различные точки кистей,
пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие,
формирование основных сенсорных эталонов: форма,
величина, материал, вес, звук; воспитание
усидчивости и терпеливости в работе; снятие
эмоционального напряжения.
3
неделя
«Дорисуй
картинку с
помощью
пуговицы»
развивать воображение и творчество детей.
4
неделя
Д/и: «Лёгкий –
тяжёлый»
Предоставить детям возможность прочувствовать
меру тяжести знакомых предметов, тем самым
обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение
рассказывать о своих чувственных впечатлениях
Апрель
1
неделя
«Плывут наши
кораблики»
Учить детей создавать композицию. Используя
игровые приемы, закреплять у детей умение рисовать
горизонтальные линии, раскатывать комочки
пластилина круговыми движениями ладоней.
Закреплять навык рисования краской пальчиками.
Повторить названия цветов, формы, величины.
Развивать у детей восприятие, воображение,
ощущение, радость творчества. Способствовать
обыгрыванию рисунка с использованием лепки,
мелких игрушек. Воспитывать аккуратность и
самостоятельность в работе.
2
неделя
«Волшебный
зонт»
Учить детей называть цветовой тон с указанием его
признака.
3
неделя
«ТРИ
ПОДРУШКИ»
Учить определять пропорции: подбирать на глаз
предметы, находящие между собой в таком же
отношении по величине, как в образце.
4
неделя
Д/и: «Ёжики»
Май
1
неделя
«Найди такой же
узор».
«Подбери себе
соседа».
Научить детей последовательно осматривать
расчлененную форму, выделять, называть и
запоминать ее части, их пространственное
расположение.
Упражнять детей в сопостановлении и обобщении
предметов по цвету.
2
неделя
« Мы составляем
петрушку».
Формировать у детей умение расчленять сложную
форму предмета на элементы. В этой игре дети
должны применять 3 типа прямоугольника,
различающихся между собой по величине и
пропорциям, - составлять фигуру петрушки из
мазайки.
3
неделя
«Найди на
ощупь».
Учить детей сопоставлять результаты зрительного и
осязательного обследования формы предмета.
4
неделя
Д/и: «Укрась
бабочку»
Развития у детей воображения, формирования
зрительно-моторной координации на основе действия
с предметами.
Работа с родителями.
1. Консультации на темы:
«Развитие сенсорных способностей детей »;
«Роль дидактических игр по сенсорике на умственное
развитие детей»;
«Дидактические игры по сенсорике».
2. Выставка дидактического материала.
3. Методические рекомендации для родителей по
сенсорному воспитанию ребенка .
4. Индивидуальные