Автор: Гришанова Алла Александровна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: Лицей №35 – Образовательный центр "Галактика"
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Современные образовательные технологии в рамках спецкурса «Основы интеллектуального проектирования и исследовательской деятельности обучающихся»
Раздел: полное образование
Автор разработки:
Гришанова Алла Александровна,
учитель английского языка
высшей категории МБОУ "Лицей № 35 –
образовательный центр "Галактика"
г. Казань, Республика Татарстан
Современные образовательные технологии в рамках спецкурса
«Основы интеллектуального проектирования и
исследовательской деятельности обучающихся»
1. Вступление
Сегодня все более очевидным становиться тот факт, что социальный прогресс во многом
зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от
степени
развитости
в
человеке
творческого
начала
зависит
развитие
науки,
техники,
производства.
Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни,
находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать
свои результаты и, совершая ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению.
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца,
созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные
проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Этому процессу уделяется большое внимание во всех странах мира. В Японии, к примеру, еще
в конце 19 века одним из главных государственных приоритетов были определены всеобщее
образование и поощрение творческой инициативы.
В
США
воспитание
творческой
личности
является
основной
стратегической
линией
государственной политики.
Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество
невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. Именно об этом сказал
великий ученый Л.С.Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там,
где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает,
комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по
сравнению с созданием гениев».
2. Пояснительная записка спецкурса.
Спецкурс ориентирован на подготовку обучающихся с высокой учебной мотивацией и
стремлением к научно-исследовательской деятельности различного уровня, участию в научно-
исследовательских конференциях как внутри учебного заведения, так и за его пределами.
Цель спецкурса:
Развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений обучающихся
посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Задачи спецкурса:
Помочь обучающимся овладеть основами методологии исследовательской деятельности.
Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования.
1
Сформировать
мотивацию
активного
участия
в
исследовательской
деятельности,
потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
3. Тематическое планирование спецкурса.
№ п/п
Тема занятия
Часы
Занятие 1
Образование и наука. Значение образования в жизни человека.
Научное познание и научная деятельность на примере деятелей
науки прошлого
1
Занятие 2
Каким должно быть учебное исследование. Выбор
образовательного пути в современном мире. Возможности
получения образования и требования к современному специалисту
3
Занятие 3
Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Метод и его роль в научном познании
1
Занятие 4
Учебно-исследовательская работа. Её структура, содержание,
этапы, методы исследования
2
Занятие 5
Выбор темы исследования. Его актуальность и востребованность.
Постановка целей и задач учебного исследования. Структура
учебного исследования
3
Занятие 6
План работы над учебным исследованием. Утверждение темы
учебного исследования. Отбор методов исследования, их
соответствие целям и задачам исследования
2
Занятие 7
Объект, предмет и гипотеза исследования
2
Занятие 8
Виды информационных источников учебного исследования.
Учебная литература: учебники, учебные пособия, хрестоматии.
Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники,
библиографические указатели, календари замечательных дат,
статистические справочники, путеводители
3
Занятие 9
Работа с различными источниками информации и над текстом
исследования. Справочный аппарат книги. Этапы работы над
книгой. Стратегии работы с текстами. Работа в библиотеке
4
Занятие 10
Стратегии работы с текстами. Анализ первоисточников по
проблеме исследования. Этика цитирования. Правила оформления
библиографических ссылок
3
Занятие 11
Работа с Интернет-ресурсами. Анализ. Отбор материала.
Классификация
4
Занятие 12
Составление библиографического списка по теме исследования
2
Занятие 13
Оформление теоретической главы исследования. Использование
научной терминологии в тексте теоретического описания учебного
исследования
3
Занятие 14
Способы представления экспериментальных результатов
исследования. Подготовка доклада по теме исследования
3
Занятие 15
Знакомство с Microsoft PowerPoint.
Планирование содержания презентации по теме исследования.
Сценарий презентации и его разработка
4
Занятие 16
Результаты исследования. Обоснование полученных результатов.
Заключение. Общие требования к данному разделу работы,
оформление результатов
4
Занятие 17
Как правильно делать презентации. Выступление. Подача
информации. Презентация проекта
4
Занятие 18
Рекомендации по составлению тезисов, конспектов и докладов.
Подготовка к защите учебного исследования или проекта
5
Занятие 19
Анализ участия в различных интеллектуальных проектах
2
2
4. Технология создания и разрешения проблемных ситуаций в рамках спецкурса.
Приемы создания
проблемной ситуации
Вопросы, побуждающие к ее
осознанию
Формулирование
проблемы
1. Предъявление педагогом
фактов, теорий, точек зрения
противоречивого характера
О каких фактах идет речь?
Что вас в них удивило?
На что вы обратили внимание в
этих фактах?
О каких точках зрения идет речь?
Чем они интересны?
Что в них кажется вам
противоречивым?
Над чем мы будем
работать?
Какие выводы нужно
сделать?
2. Столкновение мнений
обучающихся вопросом или
практическим заданием
Какое мнение у вас на этот счет?
Почему вы придерживаетесь
такого мнения?
Кто разделяет иную точку зрения?
В чем состоит суть
проблемы?
Каков путь ее
решения?
3.1. Дать возможность
представить мнение
обучающихся по данному
вопросу, теме, проблеме на
бытовом «житейском»
уровне или практическим
заданием на «ошибку».
3.2. Сообщить научный факт,
результаты эксперимента,
наглядные материалы
Как
вы
представляли
решение
данной проблемы?
Как ее нужно решать в реальной
ситуации?
4. Предложение
обучающимся задания,
заведомо практически
невыполнимого
Смогли ли вы выполнить задание?
В чем была трудность его
выполнения?
5. Предложение
практического задания, не
сходного с предыдущим
Смогли ли вы выполнить задание?
С какими трудностями
столкнулись?
Чем это задание непохоже на
предыдущие?
Что вы хотели сделать?
Какие знания применили?
6. Предложение
практического задания,
сходного с предыдущими
заданиями.
Доказательство, что задание
выполнено или не
выполнено
По
вашему
мнению,
удалось
ли
выполнить задание?
Выполнено ли задание?
3