Автор: Ромахина Евгения Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, город Югорск Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Как Дельфину вовремя заметить опасность" Раздел: дошкольное образование
Цель: создание условий для развития у детей основных мыслительных операций
творческого характера и интеграция информационных технологий в процессы
воспитания и обучения.
Задачи:
Образовательная:
- формировать умение объяснять наличие противоположных значений одного
признака с точки зрения двух разных требований;
- продолжать закреплять умение детей классифицировать объекты;
- продолжать
закреплять
умение
детей
решать
творческую
задачу
по
алгоритму;
- формировать чувствительность к проблемной ситуации;
- развивать умение формулировать противоречие и разрешать его.
Развивающая: развивать
- умение сужать поле поиска объекта;
- чувствительность к противоречиям;
- умение рефлексировать;
- воображение.
Воспитательная: воспитывать
- желание работать с творческими задачами;
- умение совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование:
предметные
картинки,
мультимудийное
оборудование,
карандаши, бумага.
Организация
Содержание
И г р а
« Г д е
п р я ч у т с я
противоположности».
В: На столе лежат картинки с объектами. Я
предлагаю поиграть в игру «Где прячутся
противоположности».
В: дерево
Д: ветки толстые, а листики тонкие
В: кошка
Игра «Классификационная Да-
нетка».
Рефлексия.
Решение творческой задачи.
Д: шерсть мягкая, а когти твердые
В: шарф
Д: сам шарф длинный, а кисточки короткие
и т . д.
В: Я загадала объект, а вы с помощью игры
«Да – нет» попробуйте его отгадать.
Д:
Этот
объект
относится
к
природному
миру?
В: Да
Д: Это живая природа?
В: Да
Д: Это класс …. млекопитающих?
В: Да
Д: Он находится в …воде?
В: Да
Д: Он большой по размеру?
В: Да
Д: Он по характеру дружелюбный?
В: Да
Д: Это Дельфин?
В: Да.
Что мы делали сейчас?
Как играли?
См. протокол занятия.
Протокол проведения занятия по решению творческой задачи
«Как Дельфину вовремя заметить опасность».
Воспитатель
Дети
В к л ю ч и т ь
в и д е о
с ю ж е т
о
дельфинах.
Д е л ь ф и н ы
–
э т о
м о р с к и е
млекопитающие.
Видят
дельфины
очень
плохо.
Ориентируются
в
пространстве, испуская ультразвуки.
Как
вы
думаете,
проблемы
могут
возникнуть у дельфинов, если у них
плохое зрение?
Они могут акулу не увидеть, не увидят,
куда
они
плывут,
дельфин
может
пораниться, может попасть в ловушку
–
сети
рыбаков.
Его
могут
поймать
рыбаки, в дельфинарий забрать.
Да,
дельфина
могут
подстерегать
опасности,
а
особенно
много
хищников.
Гл а в н ы м
в р а го м
д е л ь ф и н о в
являются акулы.
Как вы думаете, как можно вовремя
заменить опасность дельфину?
П о
з в у к у,
о н
м о ж е т,
к а к - т о
почувствовать.
Дельфин
то
ведь
должен
вовремя
заметить опасность, почему?
А в то же время дельфин не может
вовремя
заметить
о п а с н о с т ь ,
почему?
Да, он плохо видит, пока ультразвук
дойдет
до
акулы
и
обратно…,
а
глазами то он не видит.
Чтоб его не съели, он хочет жить.
Дельфин должен заметить опасность,
и не может, т.к. он плохо видит.
А хорошо было бы, если дельфин
сам замечал вовремя опасность.
Физкультминутка
«Дельфин
и
акула».
Включение
аудиозаписи
«Шум
моря».
Да, хорошо было бы, чтобы ему кто-то
подсказал бы.
Проигрывание ситуации.
Ребята, давайте представим подводный
мир.
Кто
кроме
дельфинов
и
акул
обитает в море?(Крабы, киты, рыбы и
т.д.)
Действительно, может быть что-то
может помочь дельфину?
А
если
акула
одна
и
у
нее
нет
детеныша?
Может быть, у акулы есть детеныш, а
он
на
стороне
дельфина.
И
он
подскажет,
что
его
подстерегает
опасность.
А
ему
краб
может
подсказать.
Он
подплывет к нему и скажет.
Ребята,
а
дельфин
плавает
на
поверхности, а краб ползает где?
Ну-ка
на
минуточку
закройте
все
глазки. Вы ничего не видите. Что
вам
может
помочь
почувствовать
что-то?
А
еще
как?
А
может
это
плывет рядом не акула, а большая
рыба?
А
кто
в
море
еще
может
подать
сигнал об опасности дельфину?
Ребята, открою вам секрет: рядом с
дельфином
плавают
маленькие
рыбки,
которые
ему
помогают,
подают сигнал. Как вы думаете как?
Они
хорошо
видят,
рыбки
увидят
акулу и быстро уплывают…
Дельфин
почувствует,
что
рыбки
ушли…
Внизу, на дне.
Можно почувствовать по запаху.
Можно по звуку услышать. Вода будет
шуметь или акула зубами стучит.
Не
надо
от
дома
далеко
уплывать,
тогда тебя акула не съест или вообще
дома сидеть.
Может морская черепаха или нет.
Они быстро плавают.
Дельфин почувствует опасность.
И
дельфин
тоже
уплывет
вместе
с
рыбками.
Скажите
пожалуйста,
чем
мы
занимались на занятии?
Напомните мне какое противоречие
у нас получилось?
Мы решали проблему дельфина – как
вовремя почувствовать опасность.
Дельфин должен заметить опасность,
и не может, т.к. он плохо видит.
Как
дельфин
вовремя
замечает
опасность?
Да,
ребята,
дельфин
почувствует,
что рядом рыбок нет, и уплывает.
В к л ю ч и т ь
в и д е о
с ю ж е т
о
дельфинах.
А сейчас я предлагаю вам пройти за
столы и нарисовать, как дельфину
вовремя заметить опасность.
С ним рыбки маленькие плавают. Они
увидят опасность и уплывают.
А дельфин вместе сними уплывает.
.