Автор: Соколова Анна Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Усть–Кут, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Системно–деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Раздел: среднее образование
Системно –деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась
ныне действующая система образования. В первую очередь, изменилась
социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую
художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы,
разных типов мышления;
-ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления
своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых
условиях?»
Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые
должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях
реализации новых стандартов.
Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе
стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная
парадигма образования постулирует в качестве цели образования – развитие
личности учащегося на основе освоения универсальных способов
деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы
знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения
духовно-нравственного и социального опыта.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические
способности человека есть результат последовательного преобразования
внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую
деятельность. Таким образом, личностное, социальное, познавательное
развитие обучающихся определяется характером организации их
деятельности, в первую очередь учебной.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и
навыков к определению цели как формированию умения учиться);
переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных
понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого
1
содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание
личностной и социальной значимости результатам образования;
целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных
образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения
обучающихся в изучаемой области;
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей
обучения.
Опираясь на слова А.Н.Леонтьева, можно сделать вывод, что деятельность —
это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели,
действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие
поставленной цели и необходимость корректировки). Их нельзя
рассматривать порознь, они образуют систему.
Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий
и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты
образовательной деятельности.
Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования
к результатам освоения основной образовательной программы.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования каждому учителю предстоит осознать
важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп
планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и
метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и
навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их
при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей
программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.
Становление целостной картины мира и компетентностей в любой
предметной области на основе развития универсальных учебных действий —
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
(формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной
особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть
обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.
На практике учёт трёх перечисленных выше ключевых особенностей нового
стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые
результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть
зафиксирован в виде следующих принципов:
принцип деятельности заключается в том, что основным целевым
ориентиром в системе образования становится способность обучающихся
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает
2
не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько
формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции
её субъекта;
принцип целостности предполагает формирование у обучающихся
обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных
учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной
деятельности;
принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих
образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, которые могут
быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система
заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как
логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);
принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся
способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и
возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в
целом.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной
жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и
творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного
пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой
представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса:
содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их
рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с
этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический
процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется
множество различных требований.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока
становятся следующие:
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как
равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметность предусматривает формирование и развитие
универсальных способностей учащихся.
3
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а
добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют
на уроке.
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо
проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции
хода урока в процессе его проведения.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
Схема урока
1. Традиционный урок
Домашнее задание.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Закрепление.
Итог урока.
Инновационный урок
Мобилизующий этап.
Самоопределение учащихся на
основе антиципации.
Момент осознания учениками
недостаточности имеющихся
знаний.
Закрепление нового материала.
Рефлексия.
В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания.
Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке.
Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся
знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.
В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы
вышли на методику субъективизации процесса обучения русскому языку
(автор – Бакулина Галина Александровна, доктор педагогических наук,
4
профессор кафедры русского языка Вятского государственного
гуманитарного университета). Степень новизны заключается в комбинации
элементов современных педагогических технологий (игровых,
информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации),
инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке
специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как
средство творческой самореализации личности школьника в учебно-
познавательной деятельности.
Принципы методики субъективизации:
Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому
передается часть функций учителя: формулирование и определение цели
урока, формулировка задания к учебному материалу.
Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации
(предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное
развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся,
рефлексия.
Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного
характера на всех этапах урока.
Также изменяются и требования к учителю:
Четко и точно формулирует задания.
Не дает новые знания ученикам в готовом виде.
Не повторяет задание два раза.
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать
самим ученикам.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если
дети не смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица
рассматривается с нескольких сторон.
Структура урока проблемно - диалогического обучения
Проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и
воспроизведения знаний. При подготовке к урокам я использую следующие
этапы:
1.Создание проблемной ситуации на уроке и формулирование проблемы
учениками.
5
2.Актуализация обучающимися своих знаний.
Использую вопросы, на которые возможны разные правильные варианты
ответов. Учащиеся же вспоминают изученный ранее материал: понятия,
факты, которые связаны с формулировкой проблемы.
3.А на следующем этапе урока, поиске решения проблемы, на основе ранее
обобщённого материала учащимся необходимо найти ответ на проблемный
вопрос.
4.Выражение решения. Применение нового знания. Обобщают, делают вывод
по проблеме. Дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок
и т.п.
Такая структура урока проблемно - деятельностного обучения способствует
тому, что все учащиеся включены в учебную деятельность, каждый ребенок
понимает, зачем он делает, что он делает, как он делает и достиг ли он
результата собственной деятельности. Таким образом, проблемно -
диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое
усвоение знаний учащимися посредством специально организованного
учителем диалога. Сначала я в побуждающем или подводящем диалоге
помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему
урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников
интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем
посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск
решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное
понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего
додумался сам.
Принципиально важно при этом:
1)Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей
беседой;
2)Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания,
чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником
ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти
закономерность, вывести правило, понятие).
4.Мысленно сформулировать ответ.
6
5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что вo-
первых…, во вторых…».
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей,
поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное
развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной
личности при сохранении здоровья учащихся.
Подведение итогов урока(рефлексия в конце урока может быть как
традиционной, так и творческой)
Исходя из того, что рефлексия по форме бывает вербальной (устной и
письменной), образной (цвет, рисунок, символ), можно использовать
следующее:
1.Рефлексивный тест:
что узнал нового;
на уроке было над чем подумать;
на все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответ
на уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
2.Рефлексия в цвете:
а) учащиеся могут написать тот цвет, который они выбирают для описания
своего состояния,
б) группам раздаются конверты с разноцветными лепесточками. Ребята
приклеивают лепесточек с выбранным цветом к середине альбомного листа
(который тоже выдается группе).
Домашнее задание дифференцированное, зависит от степени
подготовленности учащихся.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы
работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития
учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой
требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока
должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя
и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
7
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации
их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается
посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения
учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную
информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе;
самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных
положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем,
таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и
приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений,
навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них
ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение
ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность
учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного
человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и
давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить
человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это
достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины
и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до
конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
8