Автор: Брусенкова Светлана Витальевна
Должность: учитель ИЗО и МХК
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ивдель Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка урока ИЗО
Тема: "Русские народные праздники"5 класс по программе Неменского (ФГОС)
Раздел: среднее образование
Урок ИЗО по теме «Праздничные народные обряды». 5-й класс
Тема раздела: Древние корни в народном искусстве
Тема урока: «Праздничные народные обряды. Осенины».
Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного
материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом
творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: ролевая игра
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся
представления о русских народных праздниках и их значения в жизни наших
предков, дать представление о праздничных народных обрядах как о синтезе
устного и художественного фольклора.
Развивающие: формировать умения и навыки в работе с разными
художественными материалами, развитие образного и пространственного
воображения, эстетического вкуса.
Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность,
нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины посредством
изобразительного искусства;
Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная практическая.
Задание: составить композицию «Веселые овощи и фрукты» с использованием
работ учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Материалы: рисунки ребят, основа для композиции
Зрительный ряд: Презентация « Осенины-праздник урожая», иллюстрации с
изображением овощей и фруктов из м/ф «Чиполино».
Музыкальный ряд: Народные мелодии «Золотая ярмарка»
Литературный ряд: стихи об урожае, пословицы, загадки
Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением
Оргмомент
Экспозиция (начало действия).
Завязка (разработка и постановка проблемы).
Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
Развязка (практическая деятельность учащихся).
Эпилог (афиширование продукта деятельности).
Рефлексия (повторение и обобщение).
Последействие (домашнее задание).
Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции с
изображением ярмарочных прилавков.
Ход урока
Оргмомент
Приветствует учащихся.
Экспозиция.
Вступительное слово учителя.
-Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни,
танцы, театрализованные представления. У наших предков каждый праздник был
определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового
периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых
изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди
обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи,
дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы. Каждый праздник
имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая
традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников
живы и сегодня.
Слайд 1-2. Праздник
– Давайте попробуем назвать тему нашего урока.
1ученик. В закрома собрали урожай
Щедрым колосом зазолотилась Осень
Испечем медовый каравай
Вас к нам в гости заглянуть попросим.
2ученик. Румянеет яблок красный бок,
И березки, будто из картины
Поздравление для вас я приберег,
Ведь сегодня праздник - Осенины.
Слайд 3.Тема урока.
«Праздничные народные обряды. Осенины»
-Сегодня на уроке мы вспомним русский народный праздник урожая, обряды и их
значение в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков
составим композицию «На веселой ярмарке»
Кульминация настраивает учащихся на выполнение основного задания
-С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме.
Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси
всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и
переносились в мир радости и мечты.
-А давайте вспомним русские пословицы об урожае (дети говорят пословицы и объясняют
их)
День прозевал - урожай потерял.
Работай, не зевай, собирай урожай.
Все зимой сгождается, что летом нарождается.
Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота.
- Мы сегодня побываем на празднике Урожая - Осенинах ,познакомимся с разными
представителями наших огородов.
Слайд 4.Портрет Джанни Родаре
- Замечательный итальянский писатель Джанни Родаре написал сказочную повесть
«Чиполино», где оживил овощи и фрукты, придумал город, где они живут. А художник -
мультипликатор Борис Дежкин снял замечательный мультфильм «Чиполлино»
Познакомьтесь с персонажами и этого мультфильма.
Слайд 5.Кадры из мультфильма «Чиполлино»
-Дети рассматривают картинки, стараясь определить характер персонажей.
Развязка
– А, теперь отправляемся на ярмарку.
Физминутка (дети выполняют стоя движения вместе с учителем)
1,2,3,4-дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Мы едем, едем, на ярмарку друзья.
Мы будем веселиться, ликует пусть душа.
Мы на людей посмотрим, покажем мы себя.
Ох, да чего - же ярмарка наша хороша!
Чтение стихотворения «На веселой ярмарке» Н. Подлесовой
1ученик. Продавало солнышко
на веселой ярмарке
платья разноцветные
яркие-преяркие.
2 ученик. Приходил на ярмарку
Веселый народ.
Побывал на ярмарке
Весь огород.
3 ученик. Прибегали раньше всех
Огурцы-братишки,
Выбирали себе
Майки да трусишки.
4 ученик. Примерял помидор
Яркую рубашку,
А подсолнух купил
Желтую фуражку.
5 ученик. Модницы - морковки
Взяли по обновке.
И в полоску блузы
Выбрали арбузы.
6 ученик. А капуста, просто смех,
Накупила больше всех.
И повез покупки ей
На тележке муравей.
На доске открывается изображение листа с «пустыми» прилавками
-Но вот беда, прилавки то пустые.
Задание: Что нужно сделать?
Наполнить прилавки «веселыми» овощами и фруктами, в своих рисунках показать
характер персонажа
Практическая работа. Выполнение рисунков веселых овощей и фруктов
-Вот и готовы наши ярмарочные прилавки
С яблоками, медовыми,
С чаем мятным,
Пирогами сытными
Водить хороводы народные
С песнями веселыми,
Шутками задорными,
Развлекайся народ - пока праздник идет!
Рефлексия. Подведение итогов и выставление оценок
-Давайте посмотрим наши овощи и фрукты. Как вы думаете, чьи рисунки получились
выразительнее, показаны черты характера
–О чем мы сегодня говорили на уроке?
– А, что вам больше всего понравилось?
Вывод
Хорошо, когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и
все на них веселятся! Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки,
которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо пели и плясали! Славянскому
роду – нет переводу! А значит, и веселье никогда на Руси не смолкнет!
Слайд 7
Эпилог. Посмотрите, какая красивая и веселая получилась у нас «Ярмарка»
– Наш праздник подошел к концу.
Все в жизни меняется, а праздники остаются.
А сейчас давайте завершим наш урок веселой песенкой Юлиана Тувима «Хозяйка
однажды с базара пришла»
1.Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу о-ох
2.Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла о-ох
3.Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу о-ох
4.Накрытые крышкою в душном котле
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла о-ох
И суп овощной оказался неплох.
- Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закончилась.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!
Спасибо за урок
Последействие. Домашнее задание: посмотреть мультфильм «Чиполлино» и нарисовать
к нему иллюстрации.