Напоминание

"Использование арт–терапевтических упражнений в психопрофилактике эмоциональных нарушений у воспитанниц."


Автор: Чеховская Ольга Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ФГКОУ "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование арт–терапевтических упражнений в психопрофилактике эмоциональных нарушений у воспитанниц."
Раздел: среднее образование





Назад




Использование арт-терапевтических упражнений в психопрофилактике

эмоциональных нарушений у воспитанниц

Арт-терапия

терапия

искусством

с

помощью

рисунка,

живописи,

скульптуры, кино, с помощью визуальной творческой продукции.

В психопрофилактической работе педагога-психолога допустимо любое

использование

творческого

процесса

в

качестве

психотерапевтического

фактора. Возможно использование следующих направлений арт-терапии:

музыкотерапия (как одно из самых сильных воздействующих арт-

направлений);

драматерапия

(терапевтиче ский

театр,

д р а мат и за ц и я

сновидений);

изобразительной искусство (искусство на плоскости: живопись,

мозаика, коллаж; искусство в пространстве: архитектура, дизайн,

бодиарт).

Эффективность

использования

арт-терапевтических

приемов

в

психопрофилактике

эмоциональных

нарушений

объясняется

тем,

что

воспитанницам подросткового возраста легче выразить свое эмоциональное

состояние через арт, а не словами. В процессе такого общения с психологом у

воспитанниц не происходит зависимости от взрослого. Сам процесс создания

творческой продукции способен смягчить, снизить негативные эмоции и само

творчество является ресурсом.

Работа

по

психопрофилактике

эмоциональных

нарушений

у

воспитанниц

начинается

с

занятия,

на

котором

девочкам

предлагается

расслабиться и с помощью красок наполнить цветом лист бумаги.

Важно

обратить внимание на то, что необходимо, как-бы отпустить руку и не думать

о красоте рисунка, выбирая цвет. Просто отдаться импульсу. Как только лист

будет заполнен, можно взять еще один лист и продолжить рисование.

Еще

одним

упражнением,

способствующим

актуа лиз ации

эмоционального состояния, является упражнение «Мое настроение», когда

девочкам

предлагается

нарисовать

круг

и

в

нем

свое

настроение.

По

завершении проводится обсуждение рисования, направленное на осознание

актуального

эмоционального

состояния.

Как

правило,

после

упражнения

воспитанницы

высказываются

о

возникающем

чувстве

освобождения,

легкости.

Позитивный

эмоциональный

отклик

у

воспитанниц

вызывает

упражнение

«Каракули»,

которое

выполняется

с

закрытыми

глазами.

На

листе бумаге необходимо свободно двигать карандашом, а затем, открыв

глаза, в сложном переплетении линий увидеть какой-либо образ и развить

его,

осознанно

дорисовав.

Продолжением

этого

упражнения

может

стать

придумывание истории, сказки о получившемся персонаже.

«Рисунок на мятой бумаге» - еще одно упражнение, направленное на

психопрофилактику

и

психокоррекцию

негативных

эмоциональных

проявлений. Воспитанницам предлагается сначала смять лист бумаги, а затем

не ведущей рукой наполнить его красками.

На занятиях, предусматривающих групповое взаимодействие возможно

использование

упражнения

«Рисование

в

парах».

Большие

листы

бумаги

закрепляются на стене. Одной воспитаннице предлагается стать ведущей,

другой

ведомой.

Причем

у

ведомой

девочки

закрыты

глаза.

Кроме

нормализации эмоционального состояния, данное упражнение способствует

развитию

рефлексивного

Я

воспитанниц

и

диагностирует

способы

взаимодействия девочек друг с другом.

Использование

арт-терапевтических

упражнений

в

работе

с

воспитанницами не только снижает риск эмоциональных нарушений, но и

развивает и усиливает у девочек внимание к собственному эмоциональному

миру,

усиливает

ощущение

собственной

уникальности

и

личностной

ценности.



В раздел образования