Автор: Чеховская Ольга Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ФГКОУ "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование арт–терапевтических упражнений в психопрофилактике эмоциональных нарушений у воспитанниц."
Раздел: среднее образование
Использование арт-терапевтических упражнений в психопрофилактике
эмоциональных нарушений у воспитанниц
Арт-терапия
–
терапия
искусством
с
помощью
рисунка,
живописи,
скульптуры, кино, с помощью визуальной творческой продукции.
В психопрофилактической работе педагога-психолога допустимо любое
использование
творческого
процесса
в
качестве
психотерапевтического
фактора. Возможно использование следующих направлений арт-терапии:
музыкотерапия (как одно из самых сильных воздействующих арт-
направлений);
драматерапия
(терапевтиче ский
театр,
д р а мат и за ц и я
сновидений);
изобразительной искусство (искусство на плоскости: живопись,
мозаика, коллаж; искусство в пространстве: архитектура, дизайн,
бодиарт).
Эффективность
использования
арт-терапевтических
приемов
в
психопрофилактике
эмоциональных
нарушений
объясняется
тем,
что
воспитанницам подросткового возраста легче выразить свое эмоциональное
состояние через арт, а не словами. В процессе такого общения с психологом у
воспитанниц не происходит зависимости от взрослого. Сам процесс создания
творческой продукции способен смягчить, снизить негативные эмоции и само
творчество является ресурсом.
Работа
по
психопрофилактике
эмоциональных
нарушений
у
воспитанниц
начинается
с
занятия,
на
котором
девочкам
предлагается
расслабиться и с помощью красок наполнить цветом лист бумаги.
Важно
обратить внимание на то, что необходимо, как-бы отпустить руку и не думать
о красоте рисунка, выбирая цвет. Просто отдаться импульсу. Как только лист
будет заполнен, можно взять еще один лист и продолжить рисование.
Еще
одним
упражнением,
способствующим
актуа лиз ации
эмоционального состояния, является упражнение «Мое настроение», когда
девочкам
предлагается
нарисовать
круг
и
в
нем
свое
настроение.
По
завершении проводится обсуждение рисования, направленное на осознание
актуального
эмоционального
состояния.
Как
правило,
после
упражнения
воспитанницы
высказываются
о
возникающем
чувстве
освобождения,
легкости.
Позитивный
эмоциональный
отклик
у
воспитанниц
вызывает
упражнение
«Каракули»,
которое
выполняется
с
закрытыми
глазами.
На
листе бумаге необходимо свободно двигать карандашом, а затем, открыв
глаза, в сложном переплетении линий увидеть какой-либо образ и развить
его,
осознанно
дорисовав.
Продолжением
этого
упражнения
может
стать
придумывание истории, сказки о получившемся персонаже.
«Рисунок на мятой бумаге» - еще одно упражнение, направленное на
психопрофилактику
и
психокоррекцию
негативных
эмоциональных
проявлений. Воспитанницам предлагается сначала смять лист бумаги, а затем
не ведущей рукой наполнить его красками.
На занятиях, предусматривающих групповое взаимодействие возможно
использование
упражнения
«Рисование
в
парах».
Большие
листы
бумаги
закрепляются на стене. Одной воспитаннице предлагается стать ведущей,
другой
–
ведомой.
Причем
у
ведомой
девочки
закрыты
глаза.
Кроме
нормализации эмоционального состояния, данное упражнение способствует
развитию
рефлексивного
Я
воспитанниц
и
диагностирует
способы
взаимодействия девочек друг с другом.
Использование
арт-терапевтических
упражнений
в
работе
с
воспитанницами не только снижает риск эмоциональных нарушений, но и
развивает и усиливает у девочек внимание к собственному эмоциональному
миру,
усиливает
ощущение
собственной
уникальности
и
личностной
ценности.