Напоминание

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности


Автор: Барилко Людмила Григорьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского
Населённый пункт: с.Мужи, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Раздел: полное образование





Назад




Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельно- сти
Содержание

1.

Происхождение типов темперамента

2.

Влияние типа темперамента на учебную деятельность

3.

Трудности в учении у детей с разными типами темперамента

4

Особенности темперамента и умственные способности

5

Заключение

6

Библиографический список


1.Происхождение типов темперамента
Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И не- малую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он за- кладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привыч- ки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека. Идеи и учение о темпераментах в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связал темперамент не со свойствами нервной си- стемы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и жел- чи.
Холерик:
преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
Сангвиник:
преобладание крови, делающей представителя данного типа темпе- рамента веселым и очень подвижным
Меланхолик:
преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание бо- язливости и грусти в характере
Флегматик:
преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимости от телесных. Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (IIв.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темпе-
рамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он рассматривает тем- перамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени харак- теристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропор- цией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от первой системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение -отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: - по силе, - взаимной уравновешенности, - подвижности. Особенности темперамента зависят не от одного из этих свойств, а от своеобразного их сочетания. И. П. Павлов назвал такое сочетание свойств нервной системы типом высшей нервной деятельности и выделил четыре основных типа: - 1) сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту) - 2) сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту) - 3) сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением (соответствует холерическому темпераменту)
- 4) слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов (соответствует меланхолическому темпераменту). - Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно- психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности. - Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно- психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах. - Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. - Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым
внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие». Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психологическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь ввиду, что в чистом виде типы темперамента не существует. Генетическая программа развития гармонична: доминирующему инстинкту соответствует определенный темперамент.
2
.
Влияние типа темперамента на учебную деятельность
Проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость не теряет своей актуальности и по сей день. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в целом.Очевидно, если младший школьник не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка. По мнению некоторых авторов одной из характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динами- ку психической деятельности в целом Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обу- словлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает перво- очередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и
организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обуче- ния, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка. Медлительные дети обладают типом темперамента флегматика и меланхолика, а торопливые - холерика и сангвиника. Т к. продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента, то подвижность сангвиников может принести большой результат, если работа требует смены объектов общения, сме- ны рода занятий, частого перехода от одного темпа работы к другому. Малопо- движные флегматики предпочитают однообразные способы действия, четко соблюдают порядок. Меланхолики готовы к выполнению простых действий, мало устают и раздра- жаются от их повторений. Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопро- тивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам. Сангвиник легко переключается с выполнения одного вида деятельности на другой., а флегматик - медленно. Холерики способ- ны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя и сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью. В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявлять себя как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если энергия холерика направ- лена на цель, то это может принести положительный результат, но недостаточная уравновешенность, несдержанность, склонность к взрывам могут оказать отри- цательное влияние на результате деятельности. Порой учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпера- менту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он ока- зывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Конеч- но, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не учитывать данный факт, у детей могут возник- нуть определенные трудности при достижении поставленной цели. Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природ- ным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной дея- тельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной систе- мы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности опре- деляют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля дея- тельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это раз- личия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений. Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результата обуче- ния, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в опреде- ленной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учиты- вать особенности темперамента школьников при организации учебной работы. Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое
обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспеваю- щих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной систе- мы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особен- ностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной си- стемой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются сре- ди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока дру- гим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на дру- гое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных про- цессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках. То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегма- тикам, труднее приходится в школе, замечено давно. Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпера- ментов. На самом деле успех или неуспех в учении может быть объяснен не сами- ми природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуаль- ные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащих- ся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности уче- ника, учитывающего его природные типологические особенности. Так, недоста- точная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нерв- ной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопро- веркой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость — частыми пере- рывами в работе и т.д.
3. Трудности в учении учащихся с разным типом темперамента
Какие же трудности в учении возникают у учащихся с разным типом тем- перамента? Ученики-флегматики В.А.Сухомлинский так характеризовал ум-
ственную деятельность учащихся: «…У одного ребенка поток мыслей течет бур- но, стремительно, рождая все новые образы, у другого — как широкая, полно- водная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже неза- метно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повер- нуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мыс- ли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход» (Сухомлинский В. А.). И вот что он писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребе- нок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невоз- можно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответ- ствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки — ничего не поможет». Детям с флегматическим темперамен- том требуется больше времени на выполнение заданий познавательного харак- тера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Но и самая инертная нервная система не лишена некото- рой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степе- ни преодолена, и лучше всего — путем активизации двигательной сферы ребен- ка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как со- бранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскач- ку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами. Ученики-меланхолики. У них быстро возни- кает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и ка- бинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников-меланхоликов означает и пониженную сопротив- ляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорга- низующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в соб- ственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику- меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе. Ученики-сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реак- ция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому.
Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, от- сутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросан- ность» и многообразие увлечений. Учеников-сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, ко- торые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчи- вости в труде. Ученики-холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, не- сдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на ка- кой-либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь за- тем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социально- го окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступ- кам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочи- тыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при вы- полнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизи- рованности — вот те трудности в учебной работе, причиной которых может яв- ляться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения
Особенности темперамента и умственные способности
Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем ум- ственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая одно- значная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказывают- ся они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умствен- ных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на дина- мике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу
работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, осо- бенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уро- вень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может до- стичь субъект. Но какую же роль все-таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффек- тивнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, при- спосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Наблюдая за учащимися, мож- но выделить среди них наиболее характерных представителей того или иного свойства. Так, сразу бросается в глаза ребенок со слабой нервной системой — чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участ- вовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до пе- дантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повы- шенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление — все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях ребенок может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Из-за своей повышенной чувствительности «слабые» дети отличаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагиру- ют на окружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувстви- тельны к недовольству окружающих взрослых . Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему мате- риал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он способен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой- либо интересной для себя деятельностью. Включаясь в работу, почти не испыты- вает трудностей. Ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельности. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Поглощенный своими занятиями ученик с сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних момен- тов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить
уроки на перемене, в транспорте — везде. Его отличают большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же промежуток времени больше, чем другие учащиеся, за счет своей выносливости, отсутствия остано- вок и перебоев в работе
Заключение
Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам,но стоит дать рекомендации для повышения успеваемости с учетом темперамента. Рекомендации флегматику: поднимать на уроках руку, когда знаешь ответ, отве- чать четко и быстро, попытаться сменит свои привычки, побороть робость и за- стенчивость, записаться в спортивную секцию. Совет меланхолику: при выполнении домашней работы отдыхать после выполне- ния каждого задания, на уроках больше уверенности в своем ответе. Рекомендация холерику6 при выполнение домашних заданий следует менять вид деятельности; на уроке необходимо контролировать себя, не выкрикивать с ме- ста. Рекомендация сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, присту- пать к другому, это позволит более конкретно подойти к выполнению задуманно- го Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его сторо- ны.

Библиографический список
1.Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г. 2.Дубровина И.В. Практическая психология образования. Москва 1998 3.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психо- профилактика. «Питер Пресс» 2009 г. 4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г. 5. Немов Р.С. Общие основы психологии т.1 Москва Просвещение Владос 1995 6. Рогов Е.И. Психология человека. «Владос» 2001 г.


В раздел образования