Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Автор: Барилко Людмила Григорьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского Населённый пункт: с.Мужи, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности Раздел: полное образование
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельно-
сти
Содержание
1.
Происхождение типов темперамента
2.
Влияние типа темперамента на учебную деятельность
3.
Трудности в учении у детей с разными типами темперамента
4
Особенности темперамента и умственные способности
5
Заключение
6
Библиографический список
1.Происхождение типов темперамента
Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И не-
малую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он за-
кладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привыч-
ки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее.
Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность
психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью.
Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека,
которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации:
как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная)
она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или
энергичность человека.
Идеи и учение о темпераментах в своих истоках восходят к работам
древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов,
дал им характеристики, однако связал темперамент не со свойствами нервной си-
стемы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и жел-
чи.
Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и
«горячим»
Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темпе-
рамента веселым и очень подвижным
Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание бо-
язливости и грусти в характере
Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека
спокойным и медлительным
Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет
здоров, при неправильном - болен.
Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли
бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми.
Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные
качества ставились в зависимости от телесных.
Все более расширялась психологическая характеристика темперамента.
Римский врач Гален (IIв.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темпе-
рамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными
свойствами.
Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной
психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он рассматривает тем-
перамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени харак-
теристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи
с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропор-
цией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение
разных чувств и разной степени активности деятельности.
Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив
внимание на зависимость темперамента от первой системы.
Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение
-отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные:
- по силе,
- взаимной уравновешенности,
- подвижности.
Особенности темперамента зависят не от одного из этих свойств, а от
своеобразного их сочетания. И. П. Павлов назвал такое сочетание свойств
нервной системы типом высшей нервной деятельности и выделил четыре
основных типа:
-
1) сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности
характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также
живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту)
-
2) сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности
характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой
живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту)
-
3) сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности
характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным
торможением (соответствует холерическому темпераменту)
-
4) слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью
процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов
(соответствует меланхолическому темпераменту).
-
Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-
психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений,
эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем
эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его
подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к
отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и
поверхностности.
-
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-
психической активности и энергии действий, резкость и стремительность
движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных
переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность
холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в
несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при
эмоциогенных обстоятельствах.
-
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем
активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и
спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной
чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика
могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость
эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
-
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками
поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и
приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью,
глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве
этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных
воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности
эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым
внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого
не заслуживают.
Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие».
Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а
некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа
темперамента при соответствующих условиях и психологическом состоянии
индивида могут сыграть положительную роль.
При этом надо иметь ввиду, что в чистом виде типы темперамента не
существует. Генетическая программа развития гармонична: доминирующему
инстинкту соответствует определенный темперамент.
2 . Влияние типа темперамента на учебную деятельность
Проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость не
теряет своей актуальности и по сей день. Особенно важно ее детальное
рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в
младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и
осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на
всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в
целом.Очевидно, если младший школьник не достигает успешности в ходе
обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что
ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот
период времени играет решающую роль в целостной социализации личности
ребенка.
По мнению некоторых авторов одной из характеристик личности ребенка,
определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент,
как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динами-
ку психической деятельности в целом
Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обу-
словлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека
(в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и
поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает перво-
очередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и
организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обуче-
ния, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.
Медлительные дети обладают типом темперамента флегматика и меланхолика, а
торопливые - холерика и сангвиника. Т к. продуктивность работы человека тесно
связана с особенностями его темперамента, то подвижность сангвиников может
принести большой результат, если работа требует смены объектов общения, сме-
ны рода занятий, частого перехода от одного темпа работы к другому. Малопо-
движные флегматики предпочитают однообразные способы действия, четко
соблюдают порядок.
Меланхолики готовы к выполнению простых действий, мало устают и раздра-
жаются от их повторений. Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопро-
тивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность
протекает по строгим правилам. Сангвиник легко переключается с выполнения
одного вида деятельности на другой., а флегматик - медленно. Холерики способ-
ны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя и сдерживать.
Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью.
В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявлять себя как с
положительной стороны, так и с отрицательной. Если энергия холерика направ-
лена на цель, то это может принести положительный результат, но недостаточная
уравновешенность, несдержанность, склонность к взрывам могут оказать отри-
цательное влияние на результате деятельности.
Порой учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпера-
менту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он ока-
зывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Конеч-
но, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от
типа темперамента, но если не учитывать данный факт, у детей могут возник-
нуть определенные трудности при достижении поставленной цели.
Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природ-
ным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной дея-
тельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих
равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной систе-
мы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности опре-
деляют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля дея-
тельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это раз-
личия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.
Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результата обуче-
ния, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в опреде-
ленной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учиты-
вать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.
Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определенное влияние
природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое
обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспеваю-
щих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью
нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной систе-
мы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности?
Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания,
ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по
своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной
нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со
слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более
благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особен-
ностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной си-
стемой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются сре-
ди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока дру-
гим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на дру-
гое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при
этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью
нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных про-
цессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на
уроках. То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегма-
тикам, труднее приходится в школе, замечено давно. Отмечая необходимость
учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего,
следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпера-
ментов.
На самом деле успех или неуспех в учении может быть объяснен не сами-
ми природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуаль-
ные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного
процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащих-
ся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного
процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности уче-
ника, учитывающего его природные типологические особенности. Так, недоста-
точная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нерв-
ной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопро-
веркой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость — частыми пере-
рывами в работе и т.д.
3. Трудности в учении учащихся с разным типом темперамента
Какие же трудности в учении возникают у учащихся с разным типом тем-
перамента? Ученики-флегматики В.А.Сухомлинский так характеризовал ум-
ственную деятельность учащихся: «…У одного ребенка поток мыслей течет бур-
но, стремительно, рождая все новые образы, у другого — как широкая, полно-
водная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже неза-
метно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повер-
нуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мыс-
ли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход»
(Сухомлинский В. А.). И вот что он писал про учеников-флегматиков: «А ведь
такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы
ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребе-
нок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невоз-
можно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответ-
ствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но
не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой
лозинкой отметки — ничего не поможет». Детям с флегматическим темперамен-
том требуется больше времени на выполнение заданий познавательного харак-
тера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них
часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как
якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и
говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в
более быстром темпе. Но и самая инертная нервная система не лишена некото-
рой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степе-
ни преодолена, и лучше всего — путем активизации двигательной сферы ребен-
ка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных
игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как со-
бранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскач-
ку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более
подвижными нервными процессами. Ученики-меланхолики. У них быстро возни-
кает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности
больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального
звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и ка-
бинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость
нервных процессов у учеников-меланхоликов означает и пониженную сопротив-
ляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорга-
низующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в соб-
ственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику-
меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего
темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что
позволяет добиваться хороших успехов в учебе. Ученики-сангвиники. В качестве
положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реак-
ция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому.
Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков
учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе
с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость,
недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, от-
сутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросан-
ность» и многообразие увлечений. Учеников-сангвиников следует убеждать в
необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения
учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, ко-
торые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах
работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчи-
вости в труде. Ученики-холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, не-
сдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение.
Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого
нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на ка-
кой-либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь за-
тем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социально-
го окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что
нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступ-
кам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных
учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно
сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость
при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочи-
тыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при вы-
полнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизи-
рованности — вот те трудности в учебной работе, причиной которых может яв-
ляться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из
этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие»
расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения
Особенности темперамента и умственные способности
Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем ум-
ственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая одно-
значная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут
обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент,
могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти
природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказывают-
ся они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умствен-
ных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на дина-
мике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу
работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, осо-
бенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уро-
вень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может до-
стичь субъект. Но какую же роль все-таки здесь играют умственные способности
субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы,
которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента.
Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля деятельности
(В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только
стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффек-
тивнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, при-
спосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы,
помогающие ему достигать лучших результатов. Наблюдая за учащимися, мож-
но выделить среди них наиболее характерных представителей того или иного
свойства. Так, сразу бросается в глаза ребенок со слабой нервной системой —
чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участ-
вовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил,
повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до пе-
дантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повы-
шенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем
более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление — все это
может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях
ребенок может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не
выполнить простейших просьб. Из-за своей повышенной чувствительности
«слабые» дети отличаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагиру-
ют на окружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реплика
может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувстви-
тельны к недовольству окружающих взрослых
. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего
бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении,
поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему мате-
риал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности,
его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он способен
в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-
либо интересной для себя деятельностью. Включаясь в работу, почти не испыты-
вает трудностей. Ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой,
новой деятельности. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим
очередным занятием. Поглощенный своими занятиями ученик с
сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних момен-
тов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить
уроки на перемене, в транспорте — везде. Его отличают большая эффективность
использования времени, способность выполнить за тот же промежуток времени
больше, чем другие учащиеся, за счет своей выносливости, отсутствия остано-
вок и перебоев в работе
Заключение
Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует
приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам,но
стоит дать рекомендации для повышения успеваемости с учетом темперамента.
Рекомендации флегматику: поднимать на уроках руку, когда знаешь ответ, отве-
чать четко и быстро, попытаться сменит свои привычки, побороть робость и за-
стенчивость, записаться в спортивную секцию.
Совет меланхолику: при выполнении домашней работы отдыхать после выполне-
ния каждого задания, на уроках больше уверенности в своем ответе.
Рекомендация холерику6 при выполнение домашних заданий следует менять вид
деятельности; на уроке необходимо контролировать себя, не выкрикивать с ме-
ста.
Рекомендация сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, присту-
пать к другому, это позволит более конкретно подойти к выполнению задуманно-
го
Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они
противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его сторо-
ны.
Библиографический список
1.Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.
2.Дубровина И.В. Практическая психология образования. Москва 1998
3.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психо-
профилактика. «Питер Пресс» 2009 г.
4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.
5. Немов Р.С. Общие основы психологии т.1 Москва Просвещение Владос 1995
6. Рогов Е.И. Психология человека. «Владос» 2001 г.