"Тема войны в искусстве, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор: Мингалеева Венера Розябовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №78 Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: методическая разработка Тема: "Тема войны в искусстве, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
старшего дошкольного возраста"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни
общества,
одним
из
актуальных
направлений
в
работе
с
подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Понятие
«патриотизм» очень многогранно по своему содержанию: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с
окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Это сложное чувство необходимо формировать в ребенке в ходе воспитания
любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Именно
процесс
разностороннего
воспитания,
включающий
в
себя
нравственное, эстетическое, трудовое, умственное, зарождает первые ростки
патриотизма у детей. Знакомство дошкольников с культурными истоками
своей
страны
становится
в
настоящее
время
одним
из
приоритетных
направлений.
Срок реализации проекта : краткосрочный (3 месяца);
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшего
дошкольного возраста, родители, физ.инструктор, воспитатели, ветераны;
Цель: формирование патриотизма у детей в совместной работе с
родителями;
Задачи:
- воспитывать любовь к родине, интерес к её героическому прошлому;
- развивать чувство гордости за воинов – защитников в большом
историческом отрезке времени;
- расширять представления детей о чувствах человека и их выражении в
музыке, живописи, скульптуре, литературе.
Этапы реализации проекта.
1.
Организационно – подготовительный этап
Что знаем?
- знаем об освободительной борьбе русского народа с древних времён до
современности;
- знаем имена богатырей и некоторых полководцев, можем назвать имена и
показать на портрете.
Что хотим узнать?
- хотим познакомиться с жанром сюжетно – исторического искусства –
плакатом Тоидзе И.М. «Родина – мать зовёт»;
-
с творчеством композитора Шостаковича Д.Д. и его произведением
«Седьмая симфония - ленинградская»;
-
с жизнью и деятельностью великого князя и полководца Александра
Невского;
-
скульптурной композицией «скорбящая мать»;
-
научиться анализировать содержание песен военной тематики.
2.
Основной этап
Как мы можем реализовать проект?
Познавательная деятельность:
- беседа по теме: «Плакаты великой отечественной войны»;
-
цикл занятий по теме: «Александр Невский - душа России»;
-
фото монумента славы и скульптуры «Скорбящая мать»;
-
просмотр отрывков из фильмов «Александр Невский», «Они сражались за
родину», «Чистое небо», «Аты – баты, шли солдаты» и др.;
-
просмотр архивных фотографий, семейных реликвий, иллюстраций и
репродукций о ВОВ.
- посмотреть энциклопедию «История России для дошкольников»;
- вспомнить исторические события 1240 и 1941 годов;
-
рассмотреть плакат Тоидзе И.М «Родина – мать зовёт»;
Игровая деятельность:
- военно-спортивные эстафеты различной тематики (совместная деятельность
с инструктором физо и родителями);
- дидактические игры, «Какой я богатырь?», «К бою» (доспехи и оружие
русского богатыря), (совместная деятельность с воспитателями).
Продуктивная деятельность:
- рисование на тему: «Памятники воинской славы»;
- художественно – ручной труд детей и воспитателей «Подарки ветеранам»;
- совместно с родителями всех возрастных групп оформить выставку на тему:
«Песни, опалённые войной».
Художественно – речевая деятельность:
- разучивание литературного материала к празднику «День победы».
- чтение стихотворения Нины Самковой «У памятника скорбящей
матери»; литературы о ВОВ, доступной детскому восприятию;
- прослушивание аудиозаписи со стихами о ВОВ в исполнении артистов
театра и кино.
- разучивание с детьми и педагогами практического материала к сценарию
музыкально – литературной композиции «День победы».
Музыкально – певческая деятельность:
- совместно с детьми подготовить и провести праздник «День победы», с
концертными номерами для ветеранов ВОВ;
- подготовить музыкальную гостиную с участием родителей для сотрудников
ДОУ на тему «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?».
- прослушать отрывки из «Седьмой симфонии» Шостаковича Д.Д. и «Песни
об Александре Невском» из кантаты Прокофьева С.С. «Александр Невский»;
3. Заключительный этап.
- проведение музыкально – литературной композиции «День победы» в
подготовительных группах ;
- выставка совместных работ родителей и детей МБДОУ д/с № 78 на тему
«Песни, опалённые войной»;
- участие танцевального коллектива МБДОУ №78 в смотре-конкурсе
самодеятельного творчества первичных профсоюзных организаций,
посвященный 70-летию великой победы;
- приглашение ветеранов ВОВ Красноглинского района на праздничные
мероприятия, посвящённые 70- летию победы.
Результаты:
- дети и педагоги глубоко изучили тематику проекта;
почти все дети были заинтересованы тематикой проекта, наблюдался
устойчивый интерес к проблеме;
- в ходе работы над проектом была создана атмосфера сотворчества
педагогов, родителей и детей, был использован индивидуальный подход;
- в процессе обсуждения были систематизированы ранее полученные и вновь
приобретённые знания (текстовые, иллюстративные, видео, аудио
материалы);
- налажена работа с первичной организацией ветеранов Красноглинского
района;
- во время презентации у детей был эмоциональный отклик на музыкальные
произведения, на присутствие ветеранов ВОВ;
- более 30 родителей приняли участие в выставке рисунка «песни, опалённые
войной»;
- танцевальный коллектив МБДОУ д/с № 78 стал призером конкурса
профсоюзных организаций.
Заключение.
Я помню… я горжусь за тех,
Кто храбро воевал за нас.
Я помню… я горжусь за тех,
Кто жизни отдавал за нас.
Они погибли, все сражаясь.
Сражаясь до победного конца.
Они погибли, не сдаваясь.
И глядя всем смертям в глаза!
Но мы их помним. будем помнить.
Они живут в наших сердцах.
Нам не забыть. мы будем помнить,
Героев, павших в тех боях!