Напоминание

"Тема войны в искусстве, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста


Автор: Мингалеева Венера Розябовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №78
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема войны в искусстве, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Тема войны в искусстве,

как средство патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Понятие «патриотизм» очень многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство необходимо формировать в ребенке в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Именно процесс разностороннего воспитания, включающий в себя нравственное, эстетическое, трудовое, умственное, зарождает первые ростки патриотизма у детей. Знакомство дошкольников с культурными истоками своей страны становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Срок реализации проекта
: краткосрочный (3 месяца);
Участники проекта:
музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, родители, физ.инструктор, воспитатели, ветераны;
Цель:
формирование патриотизма у детей в совместной работе с родителями;
Задачи:
- воспитывать любовь к родине, интерес к её героическому прошлому; - развивать чувство гордости за воинов – защитников в большом историческом отрезке времени;
- расширять представления детей о чувствах человека и их выражении в музыке, живописи, скульптуре, литературе.
Этапы реализации проекта.

1.

Организационно – подготовительный этап
Что знаем? - знаем об освободительной борьбе русского народа с древних времён до современности; - знаем имена богатырей и некоторых полководцев, можем назвать имена и показать на портрете. Что хотим узнать? - хотим познакомиться с жанром сюжетно – исторического искусства – плакатом Тоидзе И.М. «Родина – мать зовёт»; - с творчеством композитора Шостаковича Д.Д. и его произведением «Седьмая симфония - ленинградская»; - с жизнью и деятельностью великого князя и полководца Александра Невского; - скульптурной композицией «скорбящая мать»; - научиться анализировать содержание песен военной тематики.
2.

Основной этап
Как мы можем реализовать проект?
Познавательная деятельность: - беседа по теме: «Плакаты великой отечественной войны»; - цикл занятий по теме: «Александр Невский - душа России»; - фото монумента славы и скульптуры «Скорбящая мать»; - просмотр отрывков из фильмов «Александр Невский», «Они сражались за родину», «Чистое небо», «Аты – баты, шли солдаты» и др.; - просмотр архивных фотографий, семейных реликвий, иллюстраций и репродукций о ВОВ. - посмотреть энциклопедию «История России для дошкольников»; - вспомнить исторические события 1240 и 1941 годов; - рассмотреть плакат Тоидзе И.М «Родина – мать зовёт»; Игровая деятельность: - военно-спортивные эстафеты различной тематики (совместная деятельность с инструктором физо и родителями); - дидактические игры, «Какой я богатырь?», «К бою» (доспехи и оружие русского богатыря), (совместная деятельность с воспитателями). Продуктивная деятельность: - рисование на тему: «Памятники воинской славы»; - художественно – ручной труд детей и воспитателей «Подарки ветеранам»; - совместно с родителями всех возрастных групп оформить выставку на тему: «Песни, опалённые войной». Художественно – речевая деятельность: - разучивание литературного материала к празднику «День победы». - чтение стихотворения Нины Самковой «У памятника скорбящей матери»; литературы о ВОВ, доступной детскому восприятию; - прослушивание аудиозаписи со стихами о ВОВ в исполнении артистов театра и кино.
- разучивание с детьми и педагогами практического материала к сценарию музыкально – литературной композиции «День победы». Музыкально – певческая деятельность: - совместно с детьми подготовить и провести праздник «День победы», с концертными номерами для ветеранов ВОВ; - подготовить музыкальную гостиную с участием родителей для сотрудников ДОУ на тему «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?». - прослушать отрывки из «Седьмой симфонии» Шостаковича Д.Д. и «Песни об Александре Невском» из кантаты Прокофьева С.С. «Александр Невский»;
3. Заключительный этап.
- проведение музыкально – литературной композиции «День победы» в подготовительных группах ; - выставка совместных работ родителей и детей МБДОУ д/с № 78 на тему «Песни, опалённые войной»; - участие танцевального коллектива МБДОУ №78 в смотре-конкурсе самодеятельного творчества первичных профсоюзных организаций, посвященный 70-летию великой победы; - приглашение ветеранов ВОВ Красноглинского района на праздничные мероприятия, посвящённые 70- летию победы.
Результаты:
- дети и педагоги глубоко изучили тематику проекта; почти все дети были заинтересованы тематикой проекта, наблюдался устойчивый интерес к проблеме; - в ходе работы над проектом была создана атмосфера сотворчества педагогов, родителей и детей, был использован индивидуальный подход; - в процессе обсуждения были систематизированы ранее полученные и вновь
приобретённые знания (текстовые, иллюстративные, видео, аудио материалы); - налажена работа с первичной организацией ветеранов Красноглинского района; - во время презентации у детей был эмоциональный отклик на музыкальные произведения, на присутствие ветеранов ВОВ; - более 30 родителей приняли участие в выставке рисунка «песни, опалённые войной»; - танцевальный коллектив МБДОУ д/с № 78 стал призером конкурса профсоюзных организаций.
Заключение.
Я помню… я горжусь за тех, Кто храбро воевал за нас. Я помню… я горжусь за тех, Кто жизни отдавал за нас. Они погибли, все сражаясь. Сражаясь до победного конца. Они погибли, не сдаваясь. И глядя всем смертям в глаза! Но мы их помним. будем помнить. Они живут в наших сердцах. Нам не забыть. мы будем помнить, Героев, павших в тех боях!


В раздел образования