Напоминание

"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ ГРУПП (на примере Республики Дагестан)"


Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Арсланалиева Зиярат Биймуратовна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ ГРУПП (на примере Республики Дагестан)"
Раздел: высшее образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНИЧЕСКИХ

ЯЗЫКОВЫХ ГРУПП

(на примере Республики Дагестан)

Магомедова Р.М.

Арсланалиева З.Б.

к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО Дагестанский Государственный

педагогический университет

Россия, Махачкала;

Магистр 2 года обученияФБГОУ ВПО Дагестанский

Государственный педагогический университет

Россия, Махачкала

Менее

исследованным

аспектом

проблемы

является

специфика

патриотического воспитания учащихся с ЗПР.

Народная

педагогика

необычайно

богата

факторами,

средствами,

источниками

благотворного

воздействия

на

патриотическое

воспитание

учащихся с ЗПР, формирование и развитие личности в целом. Неразрывность

патриотического воспитания

от

всей

жизнедеятельности

предоставляет

большие, почти неограниченные возможности развивающего воздействия на

личность.

Народная педагогика, хотя и не в состоянии делать широкие обобщения,

но вполне сознает, что развитие личности достигается ее активным включением

в труд, игру и другие виды деятельности, представляющие собой испытанные

факторы и средства патриотического воспитания.

«Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне

активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и

чувства

подрастающего

поколения

всегда

находились

в

соответствии

с

комплексными формами организации его жизни и деятельности», - пишет Г.Н.

Волков

[1],

подчеркивая,

какое

большое

значение

в

народном

воспитании

придается различным проблемам человека.

На

наш

взгляд,

специфика

жизни,

быта

дагестанских

народов

представляет народным воспитателям еще больше возможностей всестороннего

воздействия

на

развитие

личности

воспитуемого.

Это

многочисленные

календарные

обряды,

традиции

взаимопомощи,

молодежные,

трудовые,

религиозные праздники, народные зрелища и др.

Значение

фольклора

с

его

различными

жанрами,

учитывающими

возрастные периоды развития подрастающего поколения, трудно переоценить

как фактора патриотического воспитания и развития воспитуемого.

Специфика народной педагогики, которая заключается в формировании

личности

посредством

деятельности

игры,

труда,

общения

открывает

широкие возможности для ее самовоспитания, саморазвития.

В народной педагогике сосредоточены не только обобщенные нормы и

требования, но признается, что у детей разные способности, таланты, интересы,

с

которыми

они

приходят

в

мир.

Они

требуют

равенства

в

сохранении

и

развитии того, что заложено в их природе от рождения.

Народная

мудрость

гласит,

что

Бог

одному

дает

«золотую

голову»,

другому «золотые руки», а третьему – «золотое сердце».

У многих народных педагогов часто обнаруживается глубокая интуиция,

очевидно,

основанная

на

вдумчивом

отношении

к

своему

богатому

опыту

патриотического воспитания подрастающего поколения.

Остановимся на конкретных факторах, средствах народного воспитания,

не

утерявших

своего

значения

и

функционирующих

в

этнической

воспитательной системе народов Дагестана.

Совместный труд (и не только производительный, но и интеллектуально-

творческий)

с

родителями,

другими

взрослыми,

имеющими

отношение

к

воспитанию детей.

Совместный

труд

родителей

и

их

разновозрастных

детей

-

одна

из

древнейших

традиций,

которая

является

в

то

же

время

замечательным

средством воспитания подрастающего поколения семьи не только настоящими

тружениками, но и людьми, глубоко чувствующими свою ответственность во

всем.

В

Дагестане

прошлого

были

сильны

традиции

коллективного

добровольного

и

безвозмездного

труда,

выполняемого

в

порядке

оказания

помощи семье родственника, соседа, односельчанина. Такие трудовые традиции

есть у каждого дагестанского народа: «мел» у лезгин, «булкъа» у кумыков,

«гвай» у аварцев, «вука» у даргинцев и т.д.

Важным воспитывающим фактором для детей является осознание того,

что взрослые оценивают их участие в труде высоко. И действительно, зрелого

возраста мужчины и женщины без устали хвалят детей, поощряют их участие в

труде, имея труд на благо родственников, соседей, односельчан.

В народном быту в различных ситуациях безвозмездный коллективный

труд награждал их приятными для слуха эпитетами, сравнениями: «Герой!»,

«Настоящий труженик!», «Сказочный пахливан!» и т.д.

Ценно осознание детьми нужности их трудового вклада в необходимое

для чьей-то семьи, джамаата дело.

Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть

полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и

определенными личностными качествами, нравственными свойствами»,

– так

высоко оценивает добровольный безвозмездный труд как комплексный фактор

развития личности воспитуемого академик Г.Н. Волков [1].

Другой атрибут народного воспитания - это традиции как «моральные

законы

народа,

выведенные

из

социально-нравственного

опыта

многих

поколений, передаваемые из поколения в поколение, от предков к потомкам».

У

дагестанских

народов

чрезвычайно

богатое

наследие

традиций,

регулирующих жизнедеятельность людей в социальной, трудовой, моральной,

бытовой и других сферах. Вся жизнь Дагестана был в прошлом пронизана

традициями.

Это

свидетельствует

об

упорядоченности,

рациональной

обустроенности жизни и быта горцев.

Роль

традиций

в

качестве

эффективных,

действенных

факторов

в

патриотическом воспитании учащихся посредством этнокультурных дисциплин

«Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к

жизни» Ш.А Мирзоев [3], Т. Г. Саидов [4].

Важнейший

атрибут

детской

жизни

игра,

также

представляет

собой

соответствующую

детской

психологии

форму

подготовки

подрастающего

поколения к жизни - трудовой деятельности, общению, реализации многих

важных потребностей и интересов личности.

В

их

играх

на

первом

месте

стоит

цель

формирования

физически

развитого

целеустремленного,

волевого,

выносливого,

стойкого

труженика,

воина,

надежного

товарища,

верного

друга,

«настоящего

горца»,

высоко

держащего свою честь и достоинство, уважительного к людям.

Другой,

дополняющий

главный

путь

социализации

подрастающего

поколения канал - это фольклор, в котором в красочной художественной форме

в

поступках,

поведении

любимых

героев

детей

показывается,

чему

нужно

следовать в жизни. Произведение фольклора, в особенности сказки, выполняли

роль мудрых учебников в народной школе подготовки детей, к жизни.

В народных сказках, легендах, сказаниях, притчах, песнях, пословицах в

высокохудожественной форме, в ярких образах, благородных поступках героев

дан пример - идеал настоящего, т.е. совершенного человека.

Литература

1.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чуваш. гос. издат, 1979. -

448 с.

2.

Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в

процессе нравственного воспитания школьников: Автореф. дисд-ра пед.

наук. - М., 1979. - 35с.

3. Мирзоев Ш.А Культура и традиции народов Дагестана.: Учебник для 4

кл. - Махачкала, 1996. - 163 с.

4. Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Становление

мужчины: Учебник - хрестоматия для 10-11 кл. - М.: «Гном - Прессе», 1998. -

320 с.



В раздел образования