Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Саибова Эльнара Магомедовна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, Магистр 2 года обучения ФГБОУ ВО
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: "Игра как средство воспитания правильной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: высшее образование
Магомедова Р.М. , кандидат педагогических наук,
доцент кафедры коррекционной педагогики
и специальной психологии ДГПУ
Саибова Э.М., магистрант 2 года обучения
Игра как средство воспитания правильной речи дошкольников с
общим недоразвитием речи
В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения
детей с игрой принадлежит основателю детских садов Фридриху Фребелю.
Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на
четких
теоретических
положениях,
восходящих
к
философии
Гегеля,
и
направленная
на
развитие
сознания
и
деятельности
ребенка.
Основные
принципы системы Фребеля представляются весьма актуальными и сегодня,
поэтому целесообразно остановиться на них подробнее.
Первый
из
них
–
принцип
деятельности.
«Дитя
–
существо
деятельное, творящее, – писал Фребель, – оно постоянно требует дела и идёт
от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность.
Дело
воспитателя
–
охранять
и
руководить
действиями
ребёнка,
но
не
определять
их»
[4;
с.
139].
Высшим
проявлением
детской
деятельности
Фребель считал игру. Именно в игре ребёнок выражает свой внутренний мир,
получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя
как субъект и творец. Поэтому в основу воспитательной системы Ф. Фребеля
были
положены
игры,
которые
он
стремился
сделать
увлекательными,
яркими,
осмысленными,
вызывающими
и
раскрывающими
детскую
активность.
Второй принцип, который также представляется очень актуальным для
нашей темы – это необходимость соединения практического действия или
чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания,
для
укрепления
духовной
силы
и
способности
ребёнка
связывать
его
действия
и
поступки
со
словом.
Ни
то,
ни
другое
в
отдельности
не
исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребёнка [4;
с. 140]. Все игры Фребеля с его знаменитыми «дарами» (шаром, мячом,
кубиком, лучинками и пр.) всегда сопровождаются словом или песенкой
воспитателя. Эта связь со словом делает действия ребёнка и его чувственный
опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения ими.
Осуществление принципов деятельности и связи действия со словом
становилось
возможным
благодаря
постоянному
руководству
детской
деятельностью со стороны взрослого воспитателя. Несмотря на то, что сам
Фребель неоднократно указывал на «губительность грубого вмешательства в
развитие ребёнка…», на то, что воспитание должно быть «…пассивным,
следящим,
просто
предостерегающим
и
охраняющим,
но
отнюдь
не
предписывающим
и
не
насильственным»
[4;
с.
141],
все
его
игры
и
воздействия
предполагают
активное
участие
и
руководство
взрослого.
Передача даров, демонстрация способов действия, стишки и песенки, – всё
это исходило от взрослого. Но руководство взрослого основано на уважении к
ребёнку, на учете его интересов: «Настоящий воспитатель уже в малютке
признает и уважает человека, способного развиваться и совершенствоваться»
[4; с. 150].
Система
Фребеля
оказала
колоссальное
влияние
на
развитие
дошкольной педагогики, на долгие годы завоевала всю Европу и нашла своих
многочисленных последователей и продолжателей. Однако в процессе своего
массового использования игры Фребеля были извращены и превратились в
формальные
упражнения.
Основной
перекос
состоял
в
том,
что
всю
активность брал на себя взрослый – он сам демонстрировал нужные действия
с предметами, сам пел песенки и читал стишки, а ребёнок оставался лишь
слушателем и наблюдателем. Очевидно, что такая опасность была заложена в
самой
методике
фребелевских
игр,
которая
расходилась
с
главным
принципом
его
системы.
Принцип
деятельности,
активности
и
заинтересованности самого ребёнка оказался нарушенным. В результате эти
занятия утратили свой развивающий эффект и получили массу критики и
справедливых нареканий за «формализм», «дидактизм», «педантизм» и пр.
Не
меньшую
популярность
завоевала
система
дидактических
игр
Марии Монтессори, которая строилась во многом на других принципах. В
центре
системы
Монтессори
–
индивидуальность
ребёнка.
Внимание
воспитателя
должно
быть,
прежде
всего,
направлено
на
развитие
изначальной,
индивидуальной
природы
ребёнка.
При
этом
психическое
развитие
сравнивается
и
практически
отождествляется
с
органическим
ростом. Также как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела
своего ученика, он не должен менять его внутреннюю природу. Сохранить
природную индивидуальность ребёнка – главная забота воспитателя.
Главное условие сохранения и развития индивидуальности ребёнка, с
точки
зрения
Монтессори,
–
это
предоставление
ему
полной
свободы.
«Свобода
есть
жизненное
условие
всякого
воспитания.
Нельзя
ничего
навязывать ребёнку, заставлять, принуждать его» [4; с. 140]. Только при
наличии
полной
свободы
и
самостоятельности
может
проявиться
индивидуальный характер ребёнка, его любознательность и познавательная
активность.
Характерно, что в системе Монтессори значительное место уделяется
развитию
воли
ребёнка,
причём
воля
понимается
как
свободное
и
сознательное
самовыражение.
О
возникновении
воли,
с
точки
зрения
Монтессори, можно говорить только тогда, когда устанавливается внутренняя
координация и способность к продолжительной концентрации. Внутренняя
формация воли развивается постепенно, через усиление направленности на
какой-либо предмет (или занятие) и ограничение посторонних импульсов,
отвлекающих от решения и действия. В развитии детской воли Монтессори
выделяет три следующие стадии.
Первая из них заключается в повторении одних и тех же действий,
которое часто наблюдается в раннем возрасте. Как полагает Монтессори, в
этом
проявляется
концентрация
ребёнка
на
каком-либо
упражнении.
Циклично
повторяемые
упражнения
дают
ребёнку
ощущение
силы
и
независимости.
Эту
активность
ни
в
коем
случае
нельзя
прерывать
или
видоизменять.
После
достижения
силы
и
независимости
в
движениях
ребёнок
переходит на вторую стадию развития воли, где он начинает сознательно
выбирать
самодисциплину,
как
способ
жизни.
На
этой
стадии
ребёнок
начинает творчески использовать свои способности и может отвечать за свои
действия.
После достижения стадии самодисциплины, ребёнок переходит на
следующую ступень, суть которой состоит в стремлении к послушанию,
которое
естественно
возникает
в
результате
развития
свободной
воли
ребёнка. Этот момент в философии Монтессори является самым трудным для
американцев, поскольку воля и послушание для них – две противоположные
тенденции:
послушание
обычно
достигается
путём
подавления
учителем
воли
ребёнка.
Однако
Монтессори,
напротив,
рассматривает
волю
и
послушание
как
две
стороны
единого
процесса,
в
котором
послушание
(правилосообразность)
является
высшей
стадией
развития
воли:
«…Воля
есть фундамент развития, а послушание – высшая его стадия, основанная на
этом фундаменте… Если душа человека не обладает этим качеством, если от
него
никогда
не
требовалось
законопослушания,
социальная
жизнь
становиться невозможной» [4; с. 145]. Разумеется, здесь имеется в виду не
слепое,
бессознательное
послушание,
а
сознательное
и
свободное
выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие
воли ребёнка приводит к тому, что соблюдение норм и правил становится
потребностью
ребёнка
и
свободно
понимается
им.
Такое
направление
развития детской воли складывается, согласно представлениям Монтессори,
само собой, по естественным законам. Главная задачи воспитателя – не
вмешиваться
и
не
нарушать
эти
законы,
предоставляя
ребёнку
полную
свободу и самостоятельность на всех этапах развития.
Список использованной литературы
1.
Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия, учебник для ВУЗов.
2.
Карпова
С.
Н.,
Лысюк
Л.
Г.
Игра
и
нравственное
развитие
дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986.
3.
Ламаева
Р.
Н.,
Серебрякова
Н.
В.
Формирование
лексики
и
грамматического строя у дошкольников с ОНР.
4.
Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. М.: 1979.
5.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 1988
6.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.