Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Саибова Эльнара Магомедовна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, Магистр 2 года обучения ФГБОУ ВО
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: "Дидактические игры в коррекционно–логопедической работе по устранению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: высшее образование
Магомедова Р.М. , кандидат педагогических наук,
доцент кафедры коррекционной педагогики
и специальной психологии ДГПУ
Саибова Э.М., магистрант 2 года обучения
Дидактические игры в коррекционно-логопедической работе по
устранению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Традиция
широкого
использования
дидактических
игр
в
целях
воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике,
получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности
многих
педагогов.
По
существу,
в
каждой
педагогической
системе
дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое
место.
Автор
одной
из
первых
педагогических
систем
дошкольного
воспитания
Фридрих
Фребель
был
убежден,
что
задача
первоначального
образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в
организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком.
Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая
представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми
дошколятами.
В
эту
систему
вошли
дидактические
игры
с
разными
игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнурочками и т.д.),
расположенные
строго
последовательно
по
принципу
возрастающей
сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом
большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки,
написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего
воздействия
игр.
Эти
же
стихи,
музыкально-ритмические
разминки,
используются
логопедами
и
являются
ведущим
логопедическим
воздействием. И находят эмоциональный отклик у детей, которые благодаря
этим стихам, прибауткам, совершенствуют речь, решается и ряд других задач,
связанных с нарушениями речи. И дети с помощью игры обучаются.
Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а
затем
и
в
других
странах
высоко
оценивали
предложенную
им
систему
дидактических игр [4].
Также известна и другая всемирно известная система дидактических
игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места
игры
в
образовательном
процессе
детского
сада
Монтессори
близка
к
позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это
«пустая игра» не оказывающая влияния на развитие ребенка.
Монтессори
создала
интересные
дидактические
материалы
для
сенсорного
воспитания,
что
по
её
мнению
основу
обучения
составляет
основу обучения ребенка. Это такие материалы как клавишные доски, рамки
с
застежками,
кубы
вкладыши,
они
устроены
так,
что
ребенок
может
самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом
волю
и
терпение,
упражняя
свою
активность.
Развивается
мелкая
мускулатура рук, что является важным для коррекционного обучения.
Автор
одной
из
первых
отечественных
педагогических
систем
дошкольного воспитания Е. И. Тихеева выделила новый подход к играм. По
её
мнению
они
являются
лишь
одним
из
компонентов
воспитательно-
образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием,
трудом.
Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.
И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны
интересам
ребенка,
доставляют
ему
радость,
позволяют
проявить
свою
активность, самостоятельность.
Обучающие
задачи
в
этих
играх
выходят
за
рамки
упражнения
внешних чувств, сенсорики ребенка.
Они
предусматривают
формирование
мыслительных
операций
(сравнение,
классификация,
обобщение),
совершенствование
речи
(обогащение словаря), описание предметов, составление загадок.
Е.
И.
Тихеева
разработала
дидактические
материалы,
настольно-
печатные игры, которые используются воспитателями, логопедами (парные
картинки, мозаики) [2].
В педагогике система дидактических игр создана в 60-е гг. в связи с
разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные
педагоги и психологи: Л. А. Венгер; А. П. Усова; В. Н. Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии
игр
для
полноценного
развития
детского
интеллекта,
которые
характеризуются
гибкостью,
инициативностью
мыслительный
процессов,
переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В
таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети становятся
перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют
эти игры развивающими.
Они используются логопедами в практике при:
исследовании словаря и словообразовательных процессов;
исследовании грамматического строя речи;
исследовании связной речи (картинки с фабульным развитием);
исследовании звукопроизношения;
исследовании
понимания
логико-грамматических
отношений
и
т.д.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим
задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления
детей
об
окружающем
мире,
систематизируют
знания,
развивает
мыслительные процессы.
Среди дидактических игр преобладают игры, в основе которых лежит
парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают
подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки,
два яблока …). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по
смыслу
(найти
две
машинки
(легковую,
грузовую)
и
т.д.).
Старшим
предлагается
отыскать
пары
среди
предметов,
отличающихся
пространственных расположением, формой.
В лото ребенок должен по картинке на большой карте подобрать
тождественные
изображения
на
маленьких
картинках.
Тематики
лото
разнообразна:
«Зоологическое
лото»,
«Сказки».
Логопедическое
лото-
мозаики помогает закрепить правильное произношение звуков. В процессе
игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру
может проводить взрослый (педагог, логопед, один из родителей) с группой
детей и индивидуально. Во время игры ведущий обращает внимание на речь
детей,
добивается
правильного
произношения
звуков.
С
помощью
игры
можно
быстрее
научиться
красиво,
правильно
говорить,
учиться
дружно
играть вместе и радоваться успехам товарищей.
В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает
закрепить произношение звуков [5].
Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки:
–
дети
выполняют
определенные
роли
в
играх
типа
«Магазин»,
«Пекарня», «Ателье»;
–
игры-инсценировки
помогают
разговорить
ребенка
при
обследовании,
при
постановке
звуков,
если
ребенок
стеснителен,
то
в
бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т.д.) ребенок
незаметно
для
себя
ответит
на
вопросы
логопеда
и
отработает
(автоимитирует) звуки.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля
за
ними
организуются
игры
с
дидактическими
игрушками
моторного
характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками).
Для
детей
4-6
лет
предназначены
игры
с
бирюльками,
кеглями,
бильбоке,
настольным
бильярдом.
Особенно
велика
роль
таких
игр
на
границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений
предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за
этими
движениями
–
важные
предпосылки
для
подготовки
ребенка
к
овладению письмом. И логопед может провести консультацию с родителями,
воспитателями
о
помощи
таких
игр
в
развитии
ребенка.
Ведь
в
них
воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность,
развивается
умение
ориентироваться
в
пространстве,
это
поможет
при
исследовании логико-грамматических отношений (поставь предмет за, перед
– кеглей; правый верхний угол и т.д.) [1].
Во
время
логопедического
обследования
эти
развивающие
игры
помогут, играя выявить речевые нарушения у детей с ОНР.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым
материалам, содержанию, организации проведения.
Игры
с
предметами
дают
возможность
решать
различные
воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции
(анализ,
синтез,
сравнение,
различение,
обобщение,
классификация),
совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их
качества,
назначение;
описывать
предметы
и
отгадывать
загадки
о
них,
правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения,
памяти, внимания [6].
Список использованной литературы
1.
Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия, учебник для ВУЗов.
2.
Карпова
С.
Н.,
Лысюк
Л.
Г.
Игра
и
нравственное
развитие
дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986.
3.
Ламаева
Р.
Н.,
Серебрякова
Н.
В.
Формирование
лексики
и
грамматического строя у дошкольников с ОНР.
4.
Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. М.: 1979.
5.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 1988
6.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.