Автор: Равковская Мария Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ Соляновский детский сад Населённый пункт: п. Соляная, Тайшетский р-он, Иркутская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: "Музыкально-дидактические игры" Раздел: дошкольное образование
"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-
образовательной деятельности детей дошкольного возраста."
Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А.
Ветлугиной. В ее работах раскрыто значение музыкально-дидактических игр
для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями,
выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного,
ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа
дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Особо ценно то, что
за основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков
облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и
явлениями.
1 слайд. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия
взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:
одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
другая - игровая, ради которой действует ребенок
Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть два
начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку
возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость
появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной
серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д.
Колоцца.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом
дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы
подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие
музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать,
различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.
2 слайд. Основное назначение музыкально-дидактических игр:
формировать у детей музыкальные способности,
в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении
звуков по высоте,
развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,
побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний,
полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают
специальные музыкальные знания и способности.
У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества,
ответственности, способствуют формированию у детей психологических
качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные
умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания,
обогащению словарного запаса.
3 слайд. Музыкально – дидактические игры, воздействуя на ребенка
комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную
активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Особую роль играют музыкальные произведения. Они должны отвечать
эстетически требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их
вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Педагогическая
ценность музыкально-дидактических пособий и игр в том, чтобы они открыли
перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Основной источник самостоятельной музыкальной деятельности – это
музыкальные занятия, где ребенок получает первоначальные сведения о музыке,
овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками,
приемами игры на инструментах.
4. слайд . Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем
проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с
применением образных пособий.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом
дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно
печатные игры, а также используются и технические средства обучения.
Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности –
создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон»,
«уголков». Где необходим набор технических средств: проигрыватель,
пластинки, диски, кассеты, настольно-печатные игровые пособия, инструменты
(шумовые, звуковысотные), в том числе сделанные своими руками, различные
пособия – самоделки иллюстрированные. «нотные тетради», дирижерская
палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки.
Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она
осуществляется при тактильном, практически незаметном руководстве
взрослых, так как предполагает особу непринужденную обстановку.
У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в
исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют
и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер,
средства выразительности, жанр, строение.
Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески
мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, мы должны
комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и
личностного развития ребенка.
5 слайд. Наиболее эффективны здоровье сберегающие технологии, так как
музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на
эмоциональное, но и на общее физическое состояние ребенка, вызывает
реакции, связанные с изменениями кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение
организма.
П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на
самочувствие ребенка, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и
ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.А.
Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет
голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка,
координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и
музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.
Поэтому на музыкальных занятиях актуально и необходимо использовать
современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме, привычные
виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и
музыкальность ребенка можно разнообразить с пользой для здоровья.
6 слайд. Проведение интегрированных занятий с использованием
музыкально-дидактических игр позволяет педагогам как можно шире и
интереснее побуждать ребенка к самостоятельным действиям с применением
знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Организация в ДОУ интегрированных музыкальных занятий с
использованием музыкально дидактических игр помогает выявить и развить у
воспитанников музыкальные способности и творческий потенциал каждого
малыша.
Использованная литература:
1. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.
Марковой. – М.: 1976.
2. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском
саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз,
1960.
3. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. – К.: 1987.
4. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного
возраста. К., Сов. школа, 1958. – 87с.: ноты.
5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных
руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.
6. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из
опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.