Напоминание

"Шумовой оркестр"


Автор: Гагарина Наталия Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ города Хабаровска "Центр развития ребенка - детский сад №83"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Шумовой оркестр"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер-класс для родителей "Шумовой оркестр"

Подготовила музыкальный руководитель Гагарина Наталия Викторовна

Цель мастер - класса:
Передача родителям воспитанников основных приёмов игры на детских музыкальных шумовых инструментах.
Материал:
шумовые музыкальные инструменты, детские стихи, проэктор,ноутбук.
Участники мастер-класса:
родители, педагоги ДОУ. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать вам о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А точнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям. Что такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. У вас на столах находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан, каким способом можно извлечь звук из инструмента.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп: 1. Игра под фонограмму, 2. Подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам 3. Импровизация звуковых картин на заданную тему 4. Звуковая иллюстрация стихов 5. Сказки-шумелки Сегодня вы вместе со мной выполните несколько игровых заданий - это будут сказки – шумелки, озвучите небольшое стихотворение. Одной из увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок и стихотворений. Такой совместный игровой досуг для ребёнка можно организовать дома без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. При выборе текста нужно обязательно учитывать возраст, сказка должна быть понятной ребенку. Можно заранее определить шумовое оформление для выбранного стихотворения или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. Перед сказкой можно раздать инструменты, а также можно предложить ребенку выбрать самому инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. Указания для игры на инструментах нужно подготовит заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу. А сейчас вы сами попробуете озвучить небольшую сказку, но для начала послушайте и определитесь, какие инструменты вам понадобятся.
Сказка-шумелка

Мышиная история (Е. Железнова)
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
Побарабанить пальчиками

по барабану
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
Металлофон
(или треугольник) Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

пошуршать листочком
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки,
деревянные ложки,
Грызли зёрнышки
рубель (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
Маракасы или шейкеры
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
Царапаем пластик барабана (или дощечку)
А снаружи на землю каждый день падал снег
металлофон
(или ложечкой по бокалам) Шумел ветер,
подуть в бутылку
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
Ксилофон
(или барабаним пальчиками по пустой коробке) Вам понравилось? А теперь я предлагаю вам еще поиграть, только теперь это будет не сказка, а небольшое стихотворение. Послушайте его внимательно. О чем было стихотворение? Как бы вы его назвали? Какие инструменты больше подойдут для озвучивания?
Звуковая иллюстрация стихов

Аквариум (Т.Тютюнникова)
Этот дом не деревянный,
ложки или деревянные палочки, деревянные

коробочки
Не из камня этот дом,
небольшие камушки или кастаньеты
Он прозрачный он стеклянный,
стаканы или бокалы
Золотые рыбки в нем.
колокольчики
Перламутровые струйки, разноцветные чешуйки
бокалы и металлофоны
Рыбки бабочки порхают, словно звездочки сверкают.
Треугольники
Как я уже говорила такие сказочки, стихотворения вы можете озвучивать вместе с детьми дома, инструментами могут быть любые материалы, так же вы можете изготовить инструменты своими руками совместно с ребенком. Если у вас есть ко мне вопросы, пожалуйста задавайте. 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали? Спасибо за внимание!


В раздел образования