Авторы: Магомедова Аида Насрутдиновна, Раджабова Патимат Габибуллаевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, Магистр 2 года обучения ФГБОУ ВО
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Условия эффективности социальной реабилитации детей с нарушением зрения
Раздел: высшее образование
А. Н. Магомедова, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры коррекционной педагогики
и специальной психологии ДГПУ
П.Г. Раджабова, магистрант 2 года обучения
Условия эффективности социальной реабилитации детей с
нарушением зрения
Организация
социально-педагогической
реабилитации
детей
с
нарушением зрения должна опираться на прогрессивное мировоззрение и
методические принципы науки о человеке, способствовать гармоничному
развитию ребенка на основе реализации резервных возможностей организма
и личности. Поэтому социальное воспитание в духе гуманизма и высокой
духовности
является
главным
в
процессе
социально-педагогической
реабилитации.
Социальная среда выступает как наиболее общий уровень социального
определения
личности
и
ее
потребностей.
Как
представляется,
гуманистические
тенденции
современного
социального
развития,
определяющие характер и направление совершенствования образовательно-
воспитательной
системы
в
целом
могут
быть
реализованы
либо
через
изменение
образовательной
парадигмы,
либо
через
специальную
организацию
учебно-воспитательного
процесса.
Происходящие
в
стране
изменения
в
политической,
экономической
и
социальной
сферах
жизни,
свержение
авторитетов,
ставших
почти
«государственной
религией»,
упразднение пионерской и комсомольской организаций — все это привело к
появлению новых социальных проблем, породило духовный кризис, лишило
общество
точки
опоры,
того
фундамента,
на
котором
формировались
убеждения,
взгляды
молодежи
на
те
или
иные
жизненные
ситуации.
Произошла утрата веры, символов веры.
Таким образом, проблема начала жизни связана с проблемой создания
самой жизненной среды, т.е. проблема выходит из пределов начала земной
материи и земной энергии. «Общая проблема о начале жизни в космосе
теряет научное значение, подобно тому, как нет научной проблемы о начале
материи, электричества, энергии». Необходимо отметить, что ориентация в
вопросе
о
происхождении
жизни
влияет
на
отношение
к
жизни
и
ее
будущему.
Поэтому
педагогике
следует
опираться
на
новейшие
естественнонаучные представления о природе с позиции квантовой теории и
теории
саморегулирующихся
открытых
макро-
и
микро систем,
охватывающих всестороннюю взаимосвязь материальных, энергетических и
информационных
процессов.
Эти
системы
не
носят
детерминированного
характера;
но
в
них
постоянно
воспроизводится
строгий
порядок
в
соответствии с действующими законами. Чтобы понять эти законы, выжить,
адаптироваться, нужно переориентировать свою психику, изменив систему
взглядов на мир.
Определяясь в вопросах методологической базы исследования, автор
считает необходимым включить в работу анализ современных концепций
человека в тех аспектах, которые углубляют понимание проблем социальной
педагогики. Отметим, что в настоящее время в философии сложились три
основных концепции соотношения биологического и социального:
1 Биологизаторский подход (3. Фрейд, современные американцы: Шуе,
Хебер,
Вильсон).
Они
объявляют
биологические
факторы
главными
в
жизнедеятельности
человека,
а
поведение
человека
определяется
биологически врожденными инстинктами (социал-дарвинизм). В генофонде
человек несет фатальную детерминацию психики, — утверждают они — и
целенаправленные воздействия на процесс формирования личности являются
безуспешными.
2. Социологизаторский подход, предполагающий, что сущность человека
только социальна, что никакой прогресс в познании биологических аспектов
человеческой
природы
и
жизнедеятельности
не
способен
повлиять
на
характер
сущностных
представлений
о
человеке
как
социальном
образовании.
Данные
биологии
и
генетики
расширили
и
углубили
естественнонаучные марксистко-ленинские учения о человеке. М.Б. Туровс-
кий, например, отрицает всякое влияние биологической природы. Он считает,
что человек — явление только социальное.
3.
Концепция
биосоциальной
природы:
человек
—
биосоциальное
существо (Дубинин Н.П., В.П. Тугаринов, В.Ф. Сержантов и др.).
Биологическое и социальное существуют в человеке в диалектическом
единстве (два начала). Если ищут границы, отделяющие биологическое от
социального, то это приводит к нарушению единства.
Итак, дискуссия по проблеме «биологическое—социальное» была очень
поучительной. Она показала прежде всего, что обсуждение проблем человека
невозможно
изолировать
от
конкретной
ситуации
в
духовной
жизни
общества. Если в недавнем прошлом термин «биосоциальное» использовался
как «метка» биологизаторства, то К. Маркс указывал на «двойственность
качественной определенности» природы человека, существование человека
од новре ме нно
и
ка к
«субъ е кт а
природ ы»,
и
ка к
« с у б ъ е к т а
общества».Биосоциальный
подход
к
человеку
охватывает
самые
разнообразные
стороны
жизнедеятельности
реально
живущего
человека,
реально существующей человеческой популяции.
Принцип единства биологического и социального в развитии ребенка в
педагогике
был
обоснован
в
теоретической
концепции
Л.С.
Выготского
(1960) о комплексном и многоплановом характере онтогенеза человеческой
психики,
в
котором
сочетаются
процессы
биологического
созревания
и
обучения (усвоения общественного опыта).
А.Н.
Леонтьев
(1965)
связывал
формирование
психики
человека
с
особенностями его конкретного бытия, а также с общественным сознанием;
им
разработано
положение
о
большом
значении
для
формирования
сенсорных
процессов
и
высших
психических
функций
человека
общественно-исторического
опыта.
В
настоящее
время
все
большее
экспериментальное
подтверждение
получает
биосоциальная
трактовка
закономерностей формирования человеческой психики. (Б.Ф. Ломов, 1990;
А.В. Брушлинский, 1991).
Таким образом, соотношение биологической и социальной детерминант
развития изменяется в зависимости от стадии онтогенеза и совокупности
различных
предприятий.
Переход
от
одной
стадии
развития
к
другой
сопровождаются изменениями системы детерминант.
Наличие
сенсорного
дефекта
у
ребенка
изменяет
нормальное
воздействие
биологических,
психологических
и
социальных
факторов.
Прежде
всего
нарушается
биологическое
созревание
структур
мозга
в
условиях
сенсорной
депривации,
что
в
свою
очередь
задерживает
формирование таких важнейших психических функций, как мышление и речь
(М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Р.А. Мареева, 1986 и др.).
Одновременно
с
биологическими
факторами
огромную
роль
играет
предметно-практическая
и
социальная
деятельность,
направленная
на
усвоение
общественно-исторического
опыта
человека.
Опытные
исследования автора показывают, что глубокие нарушения зрения, в большой
степени
изолирующие
ребенка
от
внешнего
мира,
могут
сопровождаться
вторичными отклонениями в его психическом развитии.
Однако
комплексный
подход
к
проблеме
человека
обязывает
не
ограничиваться
обозначенными
выше
двумя
факторами
развития.
Попытаемся обозначить границы еще одной составляющей.
Таким образом, современное гуманистическое представление о человеке
предлагает рассмотрение его и как существа природного (биологического), и
как
социального
(культурного),
и
как
экзистенциального
(независимого,
самосущего, свободного). Именно свобода интегрирует человека как целое,
позволяет ему выстраивать гармоничное существование в мире.
Для
того,
чтобы
ребенок
мог
развиваться
как
целостная
свободная
личность, следует создать для него необходимые условия в той социальной
среде, в которой он живет и воспитывается.
Как представляется, успех учебно-воспитательной и социальной работы
общеобразовательных учреждений в значительной степени определяется тем,
насколько эффективно она взаимодействует с социальной средой. Поэтому
задача образовательного учреждения заключается в том, чтобы определить
пути совместной работы с другими институтами социализации и управлять
процессом
общественного
(социального)
воспитания,
педагогизировать
социальную среду.
Принцип
целостности,
отражающий
связь
воспитания
с
другими
факторами развития ребёнка, предполагает разностороннее и гармоничное
развитие
личности.
В
нём
реализуются
основные
цели
воспитания
и
обучения.
Целостность,
единство
воспитательного
процесса
предусматривает
интеграцию
всех
воспитательных
сил
общества
(семейное,
школьное,
социальное,
религиозное
воспитание),
объединенных
общими
целями
и
традициями,
с
использованием
всех
воспитательных
средств
и
методов.
Принцип
целостности
означает
единство
требований
и
преемственность,
непрерывность,
последовательность
и
взаимосвязь
воспитательных
воздействий. Большое внимание уделяется целостному развитию личности,
её духовно-душевному и физическому здоровью, развитию в единстве и
гармонии
с
природой,
в
духе
широкой
социальной
активности,
коммуникабельности,
ответственности.
В
соответствии
с
принципом
целостности, человек рассматривается как существо природное, социальное
и свободное, но свобода рассматривается не как вседозволенность, а как
право самому выбирать свою несвободу.
Целостный подход к воспитанию позволяет рассматривать ребёнка не
как совокупность его особенностей (памяти, воли, мышления и т.д.), а как
целостную личность, позволяет принимать его таковым, каков он есть.
Принцип природосообразности социального воспитания предполагает,
что в основе социального воспитания лежит научное понимание природных и
социальных процессов во Вселенной.
Ребёнок — часть природы, поэтому его воспитание должно проходить в
соответствии с законами природы, с учётом возрастных, индивидуальных,
психофизических и половозрастных особенностей, сенситивных периодов
развития. Поскольку умственные и физические силы и возможности детей не
одинаковы, необходимо не переделывать ребёнка, а выявлять, развивать его
сущностные силы, склонности, способности. Это придаст ему уверенности в
собственных силах, поможет найти своё место в жизни, выбрать профессию.
Природа
—
важнейший
фактор
воспитания
детей,
их
умственного,
нравственного, эстетического и физического развития. Поэтому очень важно
воспитать в ребёнке чувство сопричастности природе и социуму, чувство
ответственности за экологию планеты, за дальнейшую эволюцию биосферы и
ноосферы.
Принцип
культуросообразности
социального
воспитания
означает
соответствие
социального
воспитания
требованиям
среды
и
времени
общечеловеческим ценностям культуры. Поскольку культура всегда опре-
деляла уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,
данный принцип должен определять организацию жизни детей, цели, задачи,
формы и методы социального воспитания, его содержания. В соответствии с
принципом культуросообразности основной задачей социального воспитания
является приобщение человека к различным видам культуры (физической,
духовной, нравственной, производственной, религиозной и др.). Культура
характеризует
социальную
деятельность
как
возможность
для
развития
личностных качеств, формирует потребности и интересы личности. Отдавая
приоритет
общечеловеческим
ценностям,
социальное
воспитание
должно
учитывать и традиции этнических групп, национальностей, общностей.
Культура
личности
—
категория,
отражающая
одну
их
сторон
социальной
зрелости,
воспитанности
индивида,
проявляющаяся
в
межличностных
отношениях.
Уровень
межличностных
отношений,
выражающийся
в
поведении,
поступках
людей
зависит
от
характера
субъективного
нравственного
пространства,
состояние
которого
должно
контролироваться
педагогами
и
качественно
преобразовываться.
Это
основополагающий принцип в отношениях воспитателей и воспитанников.
Успех социального воспитания во многом зависит от того, насколько мы,
педагоги, можем помочь человеку поверить в себя, в свои собственные силы,
способствовать
самоутверждению,
личностному
росту.
Личностно
ориентированный подход к обучению и воспитанию основан на приоритете
личности, ограничение которого, по мнению А.В. Мудрика, возможно лишь
на
столько
на
сколько
оно
необходимо,
чтобы
обеспечить
права
других
личностей. Задача состоит в том, чтобы гуманный образ педагогического
мышления стал достоянием более широкого круга педагогов. В связи с этим
цели социального воспитания, образования, организации жизнедеятельности
детей должны быть максимально приспособлены к ребёнку.
Образовательно-воспитательный
процесс
при
личностно-деятель-
ностном
подходе
представляет
каждому
ученику,
опираясь
на
его
способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и социальный
опыт,
возможность
реализовать
себя
в
познании,
учебной
деятельности,
поведении, творчестве.
Для
преодоления
аномального
развития
ребёнка
необходимо
обеспе-
чение соответствующих социальных и педагогических условий. Коррекция
направлена на преодоление вторичных отклонений в развитии ребёнка, хотя
корригироваться может и должен также первичный дефект. Коррекционно-
воспитательная работа направлена на коррекцию вторичных отклонений в
формировании
личности,
способствует
полноценному
усвоению
знаний
детьми
с
нарушением
зрения,
усвоению
социального
опыта,
реальной
подготовки
к
жизни.
Реализация
принципа
коррекционно-развивающей
направленности
основана
на
знании
сенсорных
и
психофизических
возможностей детей. Успех во многом зависит от выбора путей, методов и
средств развития познавательной деятельности, от вида пособий и средств
наглядности,
используемых
для
достижения
полноты
восприятий,
применения
тифлотехнических
средств,
применения
различных
видов
коррекции качеств личности для расширения общественного и социального
опыта, для адаптации в обществе зрячих.
Список использованной литературы
1.
Карякина, О.И. Основы реабилитации инвалидов : учеб. пособие /
О.И.
Карякина,
Т.Н.Карякина.
–
Волгоград
:
Издательство
Волгоградского государственного университета, 1999. - 88 с.
2.
Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы : учеб.
пособие. - Владивосток: Издательствo ДВГТУ, 2002. - 92 с.
3.
Тех н ол о г и и
с о ц и а л ь н о й
р а б от ы
в
р а з л и ч н ы х
с ф е р а х
жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. – 2-е
изд. перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2006. – 596 с.
4.
Фирсов,
М.В.
Теория
социальной
работы
:
учеб.
пособие
/
М.В.
Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: 2001. - 230с.
5. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е.И.
Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: «Дашков и Ко», 2005.-500с.