Авторы: Магомедова Аида Насрутдиновна, Раджабова Патимат Габибуллаевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, Магистр 2 года обучения ФГБОУ ВО
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в условиях специализированного образовательного учреждения
Раздел: высшее образование
Магомедова А. Н. , кандидат педагогических наук,
доцент кафедры коррекционной педагогики
и специальной психологии ДГПУ
Раджабова П.Г., магистрант 2 года обучения
Особенности
социальной
реабилитации
детей
с
нарушениями
зрения в условиях специализированного образовательного учреждения
Проблема
социальной
реабилитации
детей
с
нарушением
зрения
является исключительно важной в учебно-воспитательной работе школы-
интерната.
На
ее
решение
нацелена
деятельность
всего
коллектива
работников школы-интерната, всех его служб: медицинской, педагогической,
социальной, психологической.
Реабилитация
(восстановление
пригодности,
способности)
детей
с
нарушением зрения — система медико-педагогических мер, направленных на
включение такого ребенка в социальную среду, приобщение к общественной
жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация
осуществляется
с
помощью
медицинских
средств,
направленных
на
устранение или смягчение дефектов зрения, вторичных отклонений, а также
коррекционного обучения и воспитания и специальной профессиональной
подготовки.
Предпосылкой нормального развития незрячего ребенка, условием для
осуществления процесса реабилитации является адаптация
Социальная
адаптация
—
постоянный
процесс
активного
приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого
проце сса.
Основные
типы
адаптационного
проце сса
—
т и п ,
характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную
среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и
ценностных
ориентации
группы,
—
формируются
в
зависимости
от
структуры потребностей и мотивов индивида.
1
Адаптационные процессы существенно затруднены для детей с нару-
шением зрения, в силу ограничений, накладываемых дефектом. Но для того,
чтобы достичь состояния адаптированности, успешно осуществлять процесс
социальной
адаптации
и
реабилитации,
необходимо
знать
причины,
затрудняющие эти процессы или приводящие к дезадаптации.
Дезадаптация
ребенка
понимается
как
возникновение
рассогласо-
вания, несоответствия, непринятия ребенком окружающей среды, условий
жизнедеятельности,
часто
возникающие
в
результате
сенсорной
или
психической
депривации.
Дезадаптация
выражается
во
внутреннем
психологическом дискомфорте и внешнем отклоняющемся поведении.
Под
психической
депривацией
мы
понимаем
особое
психическое
состояние ребенка, формирующееся в результате дефицита основных психи-
ческих стимулов (эмоциональных, сенсорных, социально-коммуникативных,
познавательных) в период развития.
Школьная дезадаптация — это возникновение различных проблем и
трудностей, образование неадекватных механизмов приспособлений ребенка
к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений,
искажений в личностном развитии.
Медицинские причины обусловлены не только нарушениями зрения,
но
и
патологиями
психического
развития
и
нервно-психическими
заболеваниями (А.Л. Венгер, Е.В. Филиппова, 1980, Т.В. Егорова, 1973; А.М.
Цимбалюк, 1974; В.И. Лубовский, 1978; и др.), соматической ослабленностью
ребенка (Е.К. Глушкова, М. Попова, 1983; Б.В. Воронков, 1984 и др.).
Педагогич е ские
прич ины
обусловлены
п е д а г о г и ч е с ко й
запущенностью
детей,
отсутствием
помощи
и
внимания
со
стороны
родителей
и
проявляются
в
неуспеваемости
по
одному
или
нескольким
предметам школьной программы, утрате интереса к учебе, сопротивлении
педагогическим воздействиям, неадекватном взаимодействии с учащимися и
педагогами (П.П. Блонский, 1928; И.В. Дубровина, 1975; А.С. Белкин, 1988,
2
С.А.
Беличева,
1996
и
др.).
Вместе
с
тем,
несмотря
на
педагогическую
запущенность, такие учащиеся отличаются трудолюбием, имеют достаточно
четкие
профессиональные
намерения,
владеют
различными
трудовыми
навыками,
стремятся
к
получению
рабочей
профессии,
экономической
самостоятельности,
что
может
послужить
опорой
в
коррекционно-
педагогической работе.
Психологическими
причинами
являются:
недостаток
родительской
ласки,
внимания
и
любви,
ранняя
психическая
и
сенсорная
депривация,
нарушение
психических
функций,
состояний,
личностного
статуса,
существование стойкой травмирующей ситуации.
Исследования,
проведенные
А.Г.
Литваком,
Г.И.
Трошиным
и
др.
указывают на то, что на современном уровне развития науки во главу угла
следует
ставить
задачи
управления
развитием
личности
ребенка
с
нарушением зрения, на основе реализации резервных возможностей орга-
низма и личности. Такой подход способствует реабилитации инвалидов по
зрению, их интеграции в общество зрячих. В основе такого подхода лежит
высказанная еще в начале века идея русского дефектолога Г.И. Трошина,
согласно
которой
между
нормальными
и
аномальными
детьми
нет
принципиальной разницы.
Коррекция
и
компенсация
познавательных
процессов
(восприятия,
представлений, памяти, внимания, воображения, речи и др.) и психических
функций
у
детей
с
нарушением
зрения
базируются
на
теоретических
положениях, выдвинутых Т.А. Власовой, Л.С. Выготским, М.И. Земцовой,
Ю.А. Кулагиным, А.Б. Литваком, В.И. Лубовским, И.С. Моргулисом, Л.И.
Солнцевой и др.
Компенсация нарушенных функций и восстановление недоразвитых
функций у разных детей протекает неодинаково. Это зависит от многих
условий:
от
содержания
и
методов
обучения,
структуры
и
состава
нарушенных
функций,
от
клинических
форм
нарушения
зрения,
течения
3
патологического процесса, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от
применяемых технических и оптических средств коррекции зрения, режима
зрительной нагрузки и других.
Это
свидетельствует
о
том,
что
педагогическая
коррекционно-
реабилитационная и компенсаторная деятельность должна протекать в тесной
связи
с
социально-психологической
коррекцией,
направленной
на
преодоление разрыва ребенка со средой, адаптацию и реабилитацию при
условии
дифференцированного
индивидуального
подхода
к
незрячему
школьнику.
Социальная интеграция означает наличие упорядоченных отношений
между
индивидуумами,
группами,
организациями,
расширение
их
общественных функций и связей.
Смысл социальной интеграции и реабилитации заключается в том,
чтобы
вернуть
ослепших
к
полноценной
жизни,
создать
условия
для
проявления слепыми своих способностей и талантов в науке, искусстве, в
педагогической,
организационной
и
хозяйственной
деятельности,
на
производстве. Одной из практических задач социальной интеграции является
материальное обеспечение слепых не ниже уровня благосостояния других
членов общества. Задачи интеграции для инвалидов по зрению различных
стран мира во многом совпадают, но возможности и пути их реализации
зависят
от
уровня
экономического
развития
и
политического
устройства
страны.
Следующим
препятствием
на
пути
интеграции
является
низкий
уровень подготовки по ориентировке в пространстве учащихся специальных
школ для незрячих. Овладение способами ориентировки в пространстве и
мобильности
являются
важной
частью
системы
реабилитации
слепых
и
условием реализации потенциальных возможностей личности. Это главный
путь
и
способ
преодоления
изоляции,
как
показали
многочисленные
4
исследования (Л.Н. Наумов, 1982; Е.Н. Подколозина, 1995; Л.И. Солнцева,
Л.А. Семенов, 1989; и др.).
Таким образом, анализируя сущность и механизм реабилитации детей
с
нарушением
зрения,
необходимо
отметить,
что
она
является
сложным
противоречивым
процессом,
требующим
целого
комплекса
медицинских,
социальных
и
психолого-педагогических
мероприятий.
Основная
задача
социально-педагогической
реабилитации
—
подготовка
незрячих
к
полноценной жизни в обществе через коррекцию их личностного развития,
социальное
воспитание,
создание
условий
и
возможностей
для
их
самореализации. Поскольку эффективность интеграции инвалидов по зрению
зависит
от
имеющейся
социальной
установки
в
обществе,
мы
должны
направить свои усилия на подготовку общества к принятию незрячих, шире
пропагандировать в обществе их потенциальные возможности.
Список использованной литературы
1.
Карякина, О.И. Основы реабилитации инвалидов : учеб. пособие /
О.И.
Карякина,
Т.Н.Карякина.
–
Волгоград
:
Издательство
Волгоградского государственного университета, 1999. - 88 с.
2.
Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы : учеб.
пособие. - Владивосток: Издательствo ДВГТУ, 2002. - 92 с.
3.
Тех н ол о г и и
с о ц и а л ь н о й
р а б от ы
в
р а з л и ч н ы х
с ф е р а х
жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. – 2-е
изд. перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2006. – 596 с.
4.
Фирсов,
М.В.
Теория
социальной
работы
:
учеб.
пособие
/
М.В.
Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: 2001. - 230с.
5. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е.И.
Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: «Дашков и Ко», 2005.-500с.
5