Автор: Лисунова Мария Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционая) общеобразовательная школа интернат № 18"
Населённый пункт: Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация слепых и слабовидящих детей в новом коллективе.
Раздел: среднее образование
Адаптация слепых и слабовидящих детей в новом коллективе.
Лисунова М.Ю. учитель начальных классов
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
образовательная школа – интернат № 18»
Социально-психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в
настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии.
Проживая
длительное
время
в
условиях
замкнутого
пространства,
(чаще
всего
таковым
является
специальная
школа
или
интернат),
незрячие
и
слабовидящие
дети
лишены
возможности
самостоятельно
и
полноценно
включаться в социальную жизнь.
Как уже было показано выше, врожденная или рано приобретенная
слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление
дефекта у человека со сложившимися навыками общественного поведения
ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению
выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение
в нем.
В связи с этим основной задачей реабилитационной работы, в целях
адаптации детей-инвалидов по зрению в обществе, является установление
социальных связей, то есть социально-психологическая адаптация.
В процессе реабилитационной работы по социально-психологической
адаптации
слепых
перед
нами
возникают
определенные
трудности.
Возникает необходимость преодолеть депрессию, возникающую как реакция
на
слепоту,
сформировать
адекватные
установки
по
отношению
к
окружающим, своему дефекту и деятельности, вооружить слепых новыми
способами коммуникации.
Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать
преодоление
депрессии,
связанной
с
осознанием
дефекта,
на
который
инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность
реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития
заболевания, его тяжести и времени появления. Одновременно ведется работа
по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни
слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического
напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения,
основанных на двигательном контроле.
Выпускники
средних
специальных
учебных
учреждений
закрытого
типа
испытывают
большое
количество
психологических
трудностей
и
проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей. Понятие
интеграции в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с
нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими
людьми. Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от
внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет
формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не
только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании
дефекта
зрения,
налаживании
коммуникативных
связей
выпускников
специальных
школ-интернатов,
но
и
неосведомленность
общества
о
реальных
возможностях
и
психологических
особенностях
детей
с
нарушениями зрения.
Для
большинства
незрячих
и
слабовидящих
детей
первым
опытом
вхождения в социальную группу является поступление в школу. По мнению
специалистов
от
того,
насколько
успешно
будет
проходить
становлений
личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности
интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность
организации целенаправленного психологического сопровождения незрячих
и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого
психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению
трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития
личности ребенка
А.В.
Петровский,
определяя
развитие
личности
в
изменяющейся
социальной
среде,
пишет:
"В
том
случае,
если
индивид
входит
в
относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит
три фазы своего становления в ней как личности". Первая фаза становления
личности,
в
соответствии
с
концепцией
А.В.Петровского,
предполагает
усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими
формами и средствами деятельности, и обозначается как фаза адаптации.
Вторая
фаза,
обозначающаяся
как
фаза
индивидуализации,
обусловлена
"обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации
- тем, что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной на первом
этапе потребностью индивида в максимальной персонализации". Третья фаза
обозначается А.В. Петровским как фаза интеграции. "В рамках этой фазы в
групповой
деятельности
у
индивида
складываются
новообразования
личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов
группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового
развития
и
собственной
потребности
индивида
осуществлять
значимые
"вклады" в жизнь группы".
В соответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает
как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах.
Таким образом, если человеку не удается преодолеть трудности первого,
адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее
всего,
будут
формироваться
качества
зависимости,
безынициативности,
появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях.
Это положение еще раз доказывает необходимость психологического
сопровождения слепых и слабовидящих детей, так как успешное преодоление
трудностей
социально-психологической
адаптации
во
многом
определяет
дальнейший ход интеграции детей с нарушениями развития в общество.
Выделяются три аспекта адаптации детей с нарушениями зрения:
1) адаптация личности к предметному миру;
2) адаптация личности к социальной среде;
3) адаптация личности к собственному «Я».
В
первом
случае
речь
идет
о
достижении
мобильно сти,
самостоятельности,
уверенности,
то
есть
выделяется
операционально-
деятельностная
сторона,
связанная
с
формированием
умений
и
навыков,
необходимых незрячему для самостоятельной жизни.
Второй
аспект
связан
со
взаимодействием
незрячего
со
своим
социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его
в
коллективную
и
трудовую
жизнь,
то
есть
в
первую
очередь
со
взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др.
Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в
обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием своего «Я». В
целом же реабилитация инвалида по зрению в личностном плане выступает
как проблема становления внутренней саморегуляции личности.
Как
показало
исследование
контингента
учащихся,
имеющих
врожденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опросника
MMPI,
можно
выделить
две
группы
лиц
с
различной
степенью
психологической адаптации: 1) те, кто обладает хорошей психологической
адаптацией; 2) те, кто обладает плохой психологической адаптацией.
Обе
группы
различ ают ся
определенными
л и ч н о с т н ы м и
характеристиками,
во
многом
определяющими
успех
психологической
адаптации.
К первой группе относятся лица, имеющие следующие характерные
качества:
приподнятое
настроение,
повышенную
словоохотливость,
разговорчивость.
Обычно
им
свойственна
переоценка
своих
сил
и
возможностей, что отражается часто в завышенной самооценке. Это тот тип
личности,
в
структуре
которого
выделяется
фактор
эмоциональной
подвижности. Такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в
социальной сфере и отношение к ним окружающих. Они общительны, готовы
помогать другим. В то же время в структуре их личности присутствует такой
компонент,
как
ригидность.
Это
выражается
в
определенной
стойкости
аффекта.
В
поведении
этих
лиц
можно
отметить
черты
обидчивости,
повышенной психологической ранимости.
Вторая
группа
характеризуется
как
неадаптированная
или
малоадаптированная.
Это
лица,
не
достигшие
психологиче ской
реабилитации.
Они
живут
в
состоянии
внутреннего
дискомфорта
и
конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. У них на
первый
план
выступают
факторы
тревожности
и
неуправляемости
поведением. Основное для таких людей — чувство страха, порождаемое
внешними
обстоятельствами.
Эти
люди
часто
застенчивы,
скованны,
закомплексованы. У них обычно отмечаются признаки неуверенности в себе,
в своих силах и возможностях.
В
результате
включения
в
деятельность
начинается
процесс
преодоления
психологического
кризиса,
выхода
из
с о с тоя н и я
психологического конфликта. Этот процесс имеет поэтапный характер. В.С.
Мерлин выделяет четыре фазы:
1) фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия;
2) фаза занятия, на которой инвалид включается в деятельность с целью
отвлечься от тяжелых мыслей о своей инвалидности;
3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать
свои творческие возможности;
4) фаза поведения, когда складывается характер и стиль деятельности
инвалида, определяющие весь ею дальнейший жизненный путь.
Решающим
моментом
в
социально-психологической
реабилитации
является
восстановление
социальных
позиций
инвалида.
Последнее
существенно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду,
общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки
формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде
всего
зависит
от
того,
насколько
успешно
выполняется
деятельность.
Поэтому
основным
условием
социально-психологической
адаптации
и
реадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность,
воспитание
его
в
коллективе
и
через
коллектив.
Именно
в
коллективе
складывается
у
инвалида
правильное
отношение
к
своему
дефекту,
что
является решающим фактором реабилитации.
Таким образом, одним из путей профилактики нарушений социально-
психологической адаптаций у детей-инвалидов, обучающихся в интернате,
является организация целенаправленного психологического сопровождения с
использованием особых диагностических средств.
Список литературы:
1.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 2016.
2.
Азбука нравственного воспитания. /Под ред. Каирова И.А., Богдановой
О.С./-М.: Просвещение, 2005.
3.
Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения
учащихся . – М.: Просвещение, 2018.
4.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических
бесед со школьниками. – М.: Просвещение, 2015.
5.
Кузнецова Л. Основы этической культуры. / Воспитание школьника/,
1998. — №3.
6.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.:
Просвещение, 2005.
7.
. Плинер П.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. –М.,
2010.
8.
Ягодинский В. Как себя вести. /Воспитание школьников/ — 2012. —
№2