Автор: Базалей Ирина Анатольевна
Должность: Преподаватель истории, обществознания, права
Учебное заведение: МБОУ "Лицей№130 "РАЭПШ""
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Использование компонентов психодидактики при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории в рамках ФГОС и ИКС
Раздел: высшее образование
И.А. Базалей МБОУ «Лицей №130 «РАЭПШ»», г.Барнаул
Использование компонентов психодидактики при подготовки учащихся к сдаче Единого
Государственного Экзамена по истории в рамках ФГОС и ИКС
Древние римляне считали, что корень учения
горек. Но когда учитель призывает в союзники
интерес, корень учения меняет вкус и вызывает
вполне здоровый аппетит
Г.Е. Окулова
Российская школа в последние годы претерпивает процесс системных преобразований. Из-
за смены социального заказа к образованию актуально звучит вопрос подбора методов, методик
преподавания предметов. Особенно данная проблема касается гуманитарных дисциплин.
Основным элементом изменения является сдача экзамена в форме ЕГЭ.
Можно выделить три основных компонента подготовки к ЕГЭ: познавательный, личностный,
процессуальный компоненты.
Познавательный компонент – умение ребенка работать с различной информацией, что
предполагает наличие высокого уровня внимания, развития логики и памяти. Внимание крайне
важно при выполнении письменных заданий. Логика помогает не только связанно выражать свои
мысли в вопросе, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случаи затруднения при
выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного).
Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда происходит усвоение
материала, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на
экзамене:
Изучение понятий материала;
Исторической терминологии;
Хронологии событий;
Умением выстраивать историческую ситуацию;
Работа с исторической картой;
Работа с историческим текстом с использованием технологии – инсерта.
Умение выстраивать причинно-следственные связи
Как правило, с учетом физиологических особенностей ребенка, им легко усваивается либо
хронологический материал и конкретные исторические события, либо общие моменты
внутренней, внешней политики государств, культуры. Редким исключением является то, что ученик
легко овладевает исторической наукой в целом.
Учитывая всё это, мы многие годы готовим детей к сдаче ЕГЭ по истории и используем
здоровьесберегающие, психодидактические технологии и индивидуальный подход в подготовке.
Мы разработали и применили на практике модель, в которой используется нетрадиционный
подход в преподавании истории. Модель способствует развитию детей, учит их приёмам анализа
и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, применяемые определенные
способы, приемы и методы улучшают запоминание и значительно способствуют количественному
и качественному усвоению материала и удерживанию в памяти необходимой информации. Для
успешной сдачи экзамена нами используются приемы мнемотехники.
БЭС дает такую трактовку данному понятию: «мнемотехника – совокупность приемов и
способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования
искусственных ассоциаций».
Важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприёма и интереса к уроку, так как внутренние
резервы уникальны, богаты и разнообразны. Это смена деятельности и эмоциональный подъём, и
колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Зерно успеха
заключено в том, что мнемотехнический приём не оставляет школьников безучастными,
равнодушными, другими словами делает их заинтересованными.
В основу мнемотехники заложены следующие приёмы и методы:
Осознание – сознательное вовлечение большого количества чувств в процесс
запоминания информации; задержание мысленного взора на наиболее значительных элементах
информации и различных подсказках;
Личные комментарии – способствуют эмоциональному и интеллектуальному
вовлечению в процесс записи информации и помогает оставить яркий след в памяти;
Организация материала по категориям , связанным с ассоциациями;
Расслабление – позволяет подавить беспокойство, которое препятствует
концентрации внимания и блокирует механизмы памяти, информация записывается более точно
и без усилий извлекается из памяти;
Метод запоминания исторических дат – фиксирование даты с помощью
простейшей математической формулы.
«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - говорил один немецкий
педагог.
Данная работа – это попытка «открыть» ребенку «глаза и уши» с помощью приемов
мнемотехники.