Напоминание

Использование компонентов психодидактики при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории в рамках ФГОС и ИКС


Автор: Базалей Ирина Анатольевна
Должность: Преподаватель истории, обществознания, права
Учебное заведение: МБОУ "Лицей№130 "РАЭПШ""
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Использование компонентов психодидактики при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории в рамках ФГОС и ИКС
Раздел: высшее образование





Назад




И.А. Базалей МБОУ «Лицей №130 «РАЭПШ»», г.Барнаул

Использование компонентов психодидактики при подготовки учащихся к сдаче Единого

Государственного Экзамена по истории в рамках ФГОС и ИКС

Древние римляне считали, что корень учения

горек. Но когда учитель призывает в союзники

интерес, корень учения меняет вкус и вызывает

вполне здоровый аппетит

Г.Е. Окулова

Российская школа в последние годы претерпивает процесс системных преобразований. Из-

за смены социального заказа к образованию актуально звучит вопрос подбора методов, методик

преподавания предметов. Особенно данная проблема касается гуманитарных дисциплин.

Основным элементом изменения является сдача экзамена в форме ЕГЭ.

Можно выделить три основных компонента подготовки к ЕГЭ: познавательный, личностный,

процессуальный компоненты.

Познавательный компонент – умение ребенка работать с различной информацией, что

предполагает наличие высокого уровня внимания, развития логики и памяти. Внимание крайне

важно при выполнении письменных заданий. Логика помогает не только связанно выражать свои

мысли в вопросе, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случаи затруднения при

выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного).

Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда происходит усвоение

материала, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на

экзамене:

Изучение понятий материала;

Исторической терминологии;

Хронологии событий;

Умением выстраивать историческую ситуацию;

Работа с исторической картой;

Работа с историческим текстом с использованием технологии – инсерта.

Умение выстраивать причинно-следственные связи

Как правило, с учетом физиологических особенностей ребенка, им легко усваивается либо

хронологический материал и конкретные исторические события, либо общие моменты

внутренней, внешней политики государств, культуры. Редким исключением является то, что ученик

легко овладевает исторической наукой в целом.

Учитывая всё это, мы многие годы готовим детей к сдаче ЕГЭ по истории и используем

здоровьесберегающие, психодидактические технологии и индивидуальный подход в подготовке.

Мы разработали и применили на практике модель, в которой используется нетрадиционный

подход в преподавании истории. Модель способствует развитию детей, учит их приёмам анализа

и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, применяемые определенные

способы, приемы и методы улучшают запоминание и значительно способствуют количественному

и качественному усвоению материала и удерживанию в памяти необходимой информации. Для

успешной сдачи экзамена нами используются приемы мнемотехники.

БЭС дает такую трактовку данному понятию: «мнемотехника – совокупность приемов и

способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования

искусственных ассоциаций».

Важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприёма и интереса к уроку, так как внутренние

резервы уникальны, богаты и разнообразны. Это смена деятельности и эмоциональный подъём, и

колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Зерно успеха

заключено в том, что мнемотехнический приём не оставляет школьников безучастными,

равнодушными, другими словами делает их заинтересованными.

В основу мнемотехники заложены следующие приёмы и методы:

Осознание – сознательное вовлечение большого количества чувств в процесс

запоминания информации; задержание мысленного взора на наиболее значительных элементах

информации и различных подсказках;

Личные комментарии – способствуют эмоциональному и интеллектуальному

вовлечению в процесс записи информации и помогает оставить яркий след в памяти;

Организация материала по категориям , связанным с ассоциациями;

Расслабление – позволяет подавить беспокойство, которое препятствует

концентрации внимания и блокирует механизмы памяти, информация записывается более точно

и без усилий извлекается из памяти;

Метод запоминания исторических дат – фиксирование даты с помощью

простейшей математической формулы.

«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - говорил один немецкий

педагог.

Данная работа – это попытка «открыть» ребенку «глаза и уши» с помощью приемов

мнемотехники.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники