Напоминание

"Создание и реализация системы мер содействия учащемуся в профессиональном самоопределении с учетом его потребностей, возможностей и социально–экономической ситуации на рынках труда различного уровня."


Автор: Варлыга Алефтина Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Добрянская средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: г Добрянка Пермский край
Наименование материала: проект "Время осознанного выбора"
Тема: "Создание и реализация системы мер содействия учащемуся в профессиональном самоопределении с учетом его потребностей, возможностей и социально–экономической ситуации на рынках труда различного уровня."
Раздел: полное образование





Назад




»

П Р О Е К Т

«Время осознанного выбора»

(система профориентационной работы в старшей школе)

Варлыга Алефтина Ивановна,

учитель химии

Цель проекта

Создание

и

реализация

системы

мер

содействия

учащемуся

в

профессиональном

самоопределении

с

учетом

его

потребностей,

возможностей

и

социально-экономической

ситуации

на

рынках

труда

различного уровня.

Задачи:

1.

определить составные звенья системы и функционал каждого из них;

2.

разработать

нормативно-правовую

базу,

привести

нормативно-правовое

обе спечение

в

соответствие

с

федеральной

и

р е г и о н а л ь н о й

образовательной политикой и инновационным развитием ОУ;

3.

создать

организационно-управленческие

механизмы

согласования

деятельности разных структур;

4.

развить

партнерские

отношения

с

предприятиями,

организациями

и

социальными институтами района и учреждениями профобразования;

5.

обеспечить методическое сопровождение вышеуказанной деятельности;

6.

создать

систему

мониторинга

состояния

и

процессов

реализации

профессионального самоопределения.

Обоснование проекта

Функцией школы становится сопровождение процесса принятия учеником

самостоятельного, осознанного решения о своем профессиональном будущем и

образовательном настоящем.

Принципиальным требованием к образовательной деятельности является

рефлексивно-проектное сопровождение процесса выбора и самоидентификации

учащегося,

поэтому

сегодня

НОЦы

испытывают

потребность

введения

новых

образовательных технологий сопровождения ученика.

Одной из перспективных образовательных технологий является тьюторство

1

.

Тем

не

менее,

для

российской

средней

школы

тема

тьюторского

сопровождения остается одной из самых малоизученных, и опробованных.

Мы

предлагаем

свое

решение

проблемы

систематизации

работы

по

профессиональному самоопределению в школе для старшеклассников:

- создание условий для эффективной работы по самоопределению учащихся;

1

Тьютор – от англ. наставник. Феномен тьюторства появился в в 14 веке в Оксфорде и Кембридже. Тьютор

выполнял функции поддержки процесса постоянного самоопределения и передавал свой опыт самообразования,

сопровождая студента во всех сферах его жизни.

-выстраивание

системы

управления

профессиональным

самоопределением

старшеклассников;

-определение

функций

координатора

работы

по

профессиональному

самоопределению, тьютора, психолога и педагогов;

-создание

дидактических

и

методических

средств

для

каждого

субъекта

профессионального сомоопределения;

-ведение мониторинга по сопровождению профессионального самоопределения

старшеклассника.

На этапе составления индивидуальных учебных планов (ИУП) около 70%

учащихся

испытывают

затруднения

с

выбором

профильных

предметов

и

поддерживающих

их

элективных

курсов.

До

35

%

учащихся

выбирают

профильный предмет по принципу «нравится учитель», «нравится предмет».

Возникает противоречие: с точки зрения имеющейся системы среднего

образования выпускники считаются успешными, если они обладают большой

суммой

предметных

знаний,

а

с

точки

зрения

современного

общества

они

оказываются неподготовленными к решению реальных жизненных задач.

Однако

в

НОЦах

есть

ряд

противоречий

и

нестыковок,

вызванных

недостаточным опытом работы в этом направлении:

- классно-урочная система отсутствует, а классные руководители пока еще

сохраняются;

- введена должность «тьютор» (потому что «так должно быть»), но никто не

знает, ЧТО делать тьютору, а главное, КАК делать;

- есть предметы по выбору, элективные курсы, клубы и студии, призванные

дать учащимся возможность выбора и профессиональной

пробы, но

не все

пользуются этой возможностью, так как не осознают, для чего им это надо;

- есть условия, но нет эффективного управления этими условиями;

- есть необходимость учить старшеклассников проектной деятельности, но

нет подготовленных кадров, методических средств, организационных форм;

- есть необходимость и возможность организовывать профессиональные и

социальные практики на базе предприятий города, но в школе нет сотрудника,

который бы этим занимался и т.д.

Автор проекта предлагают свое решение перечисленных выше проблем,

которое заключается в следующем:

1)

объединить усилия всех субъектов профессионального самоопределения для

достижения цели;

2)

назначить координатора для слаженной работы субъектов;

3)

определить,

что

главным

лицом,

сопровождающим

ученика

от

момента

поступления в 10 класс до выпуска, будет тьютор (классные руководители

при этом упраздняются);

4)

определить основным инструментом профессионального самоопределения

индивидуальную

образовательную

программу

(ИОП),

которую

ученик

начинает составлять с проектирования своего образа будущего (жизненной

цели) и под эту цель подбирает ресурсы (средства достижения цели);

5)

определить основную задачу тьютора как помощь ученику (тьюторанту) в

составлении

его

ИОП,

в

которую

будут

включены

все

образовательные

ресурсы школы и вне ОУ, а также организация рефлексии выполнения ИОП;

6)

включить

в

ресурсы

все,

что

поможет

ученику

попробовать

себя

в

профессии:

проектные

мастерские,

клубы,

студии,

профессиональные

и

социальные практики и пробы.

Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что разработанный

проект учитывает:

изменения в социально-экономической ситуации в стране в целом;

региональную политику в области образования;

необходимость

реализации

основных

идей

модернизации

и

образовательной политики РФ на институциональном уровне.

1.

Анализ условий:

В

НОЦ

представлено

максимально

широкое

пространство

ответственного

выбора образовательных услуг, различных по целям, содержанию, способам

организации.

Повышенный

подушевой

норматив

позволяет

организовать

обучение

по

индивидуальным учебным планам в профильных группах от 8 до 25 человек.

Обучение

ведется

в

группах

сменного

состава,

классно-урочная

система

отсутствует.

Созданы

благоприятные

для

развития

учащихся

материально-технические

условия.

Вывод:

условия,

созданные

в

НОЦ,

достаточны

для

построения

старшеклассником

индивидуальной

образовательной

траектории,

но

учащиеся чаще делают выбор НЕОСОЗНАННО.

Задача – создать условия и систему мер ДЛЯ ОСОЗНАННОГО выбора.

2.

Анализ процесса:

Согласно Концепции НОЦ образовательная деятельность этих школ изначально

проектируется как открытое (сетевое) пространство выбора, самоопределения и

самореализации учащихся, интегрирующее различные образовательные практики.

Поэтому

одним

из

принципиальных

требований к

деятельности

школы

старшеклассников является рефлексивно-проектное сопровождение процесса

выбора и самоидентификации учащегося.

Однако, в НОЦах, на данном этапе их развития, применяются пока отдельные

организационно-управленческие,

организационно-педагогические

механизмы

сопровождения ученика в пространстве выбора.

Вывод: На сегодняшний день имеется опыт работы по сопровождению

старшеклассников

в

пространстве

выбора,

но

деятельность

субъектов

профессионального самоопределения разобщена.

Задача

определить

звенья

системы

профессионального

самоопределения

старшеклассников и механизмы координации деятельности звеньев.

3.

Анализ результата:

Выпускники основной школы, приходящие к нам в 10-ый класс, имеют

смутное представление о своей будущей профессиональной деятельности.

При

выборе

учреждения

профессионального

образования

около

55%

учащихся полагается не на желание заниматься этой деятельностью, а на

количество баллов, полученных на ЕГЭ.

При выборе той или иной профессии не учитывается рынок труда.

Вывод: статистический анализ, сделанный по итогам 3-х летнего периода

работы НОЦев показал, что процент учащихся, имеющих к концу обучения в

школе

реальное

представление

о

своей

будущей

профессии

и

делающих

осознанный выбор, невысок – не более 55%.

Задача

сформировать

компетентность

п р о ф ес с и о н а л ь н о г о

самоопределения как минимум у 70-80% учащихся.

Содержание проекта

Организация управления процессом самоопределения учащихся

Поскольку, профессиональное самоопределение учащихся представляет собой

целостный

процесс,

его

должен

«удерживать»

один

человек,

привлекая

необходимых

для

этого

специалистов.

Комплексное

управление

процессом

самоопределения

учащихся

НОЦ

осуществляется

координатором

системы,

в

которую

входят

тьюторы,

педагоги,

психолог,

социальный

продюсер

и

руководитель проектов (рис.1).

Структура проекта

Структура

представляет

собой

целостную

систему,

объединяющую

всю

работу

по

профессиональному

сопровождению

старшеклассников.

(см.

приложение 5)

Главный человек, сопровождающий ученика – тьютор.

Функции субъектов профориентации:

Ть ю то р -

это

человек,

сопровождающий

разработку

и

реализацию

Индивидуальных образовательных программ учащихся.

Социальный

продюсер.

С оциа льный

прод юс е р

о с у щ е с т в л я е т

посредническое действие между школой и социумом, направленное на решение

проблем ученика, связанных с его профессиональным самоопределением.

Психолог

работает

с

проблемами

учащегося,

связанными

с

его

самоопределением, осуществляет психологическую диагностику.

Руководитель проектной и исследовательской деятельностью.

Так как, проектной деятельности уделяется первостепенное внимание,

необходим специально подготовленный педагог, отвечающий за это направление

работы.

Педагог-предметник. Успешное

овладение

профессией

предполагает

изучение отдельных предметов на профильном уровне. В этих условиях роль

учителя и как носителя предметных знаний, и как личности крайне высока.

Координатор

профориентационной

работы.

В

целях

повышения

эффективности профориентационной работы, а также планового ведения данной

деятельности

необходима

общая

координация

деятельности

всех

субъектов

профориентации.

Деятельность по профориентации

Учащиеся,

приходя

в

10-ый

класс,

составляют

индивидуальную

образовательную программу. Таким образом, появляется образовательный проект.

Результатами работы являются достижения учащихся, реализованные в виде:

-публично защищенная ИОП учащегося;

-наличие у учащихся рефлексивных текстов;

-результаты профессиональных диагностик;

Педагог -

предметник

Социальный

продюсер

Руководитель

проектов

Психолог

Координатор

профориентационной работы

Тьюторы

Курирование работы

всех субъектов

Взаимодействие с

социумом

Разработка и

ведение

элективных курсов

курсов

Организация

проектной

деятельности

Сопровождение

ИОТ

Диагностика,

сопровождение

личностного

развития

-написание и публичная защита исследовательской работы;

-написание и реализация социального проекта;

-подтверждение

образовательной

траектории

по

окончании

школы

той,

которая была заявлена в ИОП;

-овладение учащимся технологиями эффективного поиска работы;

-информированность учащихся об учебных заведениях России;

-овладение компетенциями, определяющими успешность на рынке труда

(умение

составить

резюме,

знание

правил

поведения

при

проведения

собеседования при приеме на работу и т.д.);

-наличие у учащегося портфолио личных достижений;

-коррекция ИОП как результат осмысленной работы над собой.

План-график реализации проекта

№п\

п

Содержание

Срок

Ответствен

ное лицо

1.

1

Подготовительный этап

Разработка нормативно-правовой базы

Заключение договоров с руководителями

предприятий о прохождении

профессиональной практики и проб

Разработка материалов тьютора для

проведения классных часов и

индивидуальной работы по личностному и

профессиональному самоопределению

школьников (см. приложение 1)

Создание материалов для

психологического сопровождения

Создание базы данных «Куда пойти

учиться?»

Анализ рынка труда

Разработка элективных курсов по

предметам

2.

2

Внедренческий

Составление

ИУП

учащегося

( с м .

приложение 2)

Проведение классных часов и

индивидуальной работы по личностному и

профессиональному самоопределению

школьников (см. приложение 3)

Методические семинары с тьюторами

Прохождение профессиональной практики

и проб (см. приложение 5)

Проведение тренингов, учебных модулей

по формированию умений целеполагания,

рефлексии, самоорганизации, общения,

бесконфликтного взаимодействия и т.д. по

запросам учащихся.

Диагностика и коррекция

психологических проблем учеников,

испытывающих затруднения в процессе

самоопределения;

Консультирование

тьюторов,

педагогов,

учащихся и родителей.

Диагностика учащихся по

профоопределению

Мониторинг выпускников

Организация проектных мастерских

Курирование исследовательских работ

учащихся

Организация и проведение научно-

исследовательской конференции

Ведение элективных курсов

Проведение и участие в олимпиадах

различного уровня

Организация

участия

в

краевых

и

муниципальных

проектах

(бизнес-класс,

агрокласс, медкласс, энергокласс)

Организация участия учащихся, родителей

и педагогов в видеоконференциях

Организация

на

базе

школы

ярмарок

учебных мест

Организация профильных проб учащихся

9-ых классов на базе школы.

3.

3

Аналитико-рефлексивный этап

Анализ профессионального и личностного

самоопределения учащихся

Ведение

мониторинга

р е зул ьт ато в

профориентационной работы.

Апробация проекта

Формы

ап роба ц и и :

встречи,

беседы,

тренинги,

экскурсии,

круглые

столы,

конференции,

бизнес-класс,

агрокласс,

медкласс,

энергокласс,

семинары,

видеоконфепренции, профессиональные пробы.

Результативность

Описание

промежуточных

и

конечных

результатов,

которые

должны

быть

получены.

1.- будет создана система профориентационной работы;

- будет разработана нормативно-правовая база;

- будут заключены договоры с руководителями предприятий о прохождении

профессиональной практики и проб;

-

будет

разработана

форма

индивидуальной

образовательной

программы

ученика как личного образовательного (гуманитарного) проекта ученика;

-

будут

обучены

тьюторы,

и

разработаны

программы

тьюторского

индивидуального сопровождения;

- будет назначено лицо, осуществляющее координацию профориентационной

работы.

2

.

К концу учебного года:

- в НОЦ появится эффективная, налаженная система тьюторского и психолого-

педагогического

сопровождения

индивидуальной

образовательной

программы

ученика;

- в медиатеке будет создана, оформлена и оснащена база профориентационной

работы;

-

будет

достигнута

главная

цель

проекта

- у

70-80%

выпускников

будет

сформирована

способность

к

самоопределению

и

самореализации

в

постшкольном пространстве.

Анализ нормативно-правовой базы.

В рамках модернизации российского образования была одобрена Концепция

профильного обучения на старшей ступени общего образования как одного из

ведущих направлений модернизации.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в

том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным,

функциональным и эффективным.

Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов

Наименование

ресурса

Направление деятельности

1.

К а д р о в ы е

ресурсы

1.Координатор

2.Тьюторы

3.Руководитель проектов

1. Научно-методическое сопровождение.

2. Подготовка тьюторов.

3.Создание временных творческих групп.

2. Условия

1.Клубы, секции, кружки.

2.Учебная практика.

3.Профессиональные

практики и пробы.

4.Социальные практики и

пробы.

1. Создать клубы, секции, кружки на базе

школы в сотрудничестве с учреждениями

допобразования.

2. Кооперация с учреждениями ВПО и СПО.

3. Заключить договоры о профессиональных

практиках и пробах на базе городских

предприятий и организаций.

Прогнозируемый результат и эффекты от реализации модели

Результаты и критерии эффективности

№п

\п

Результат

Критерии

Инструмент

Количество

замеров

1

Сформированная

компетенция

проектирования

Н а л и ч и е

и н д и в и д у а л ь н о г о

образовательного

проекта

у

100%

учащихся

Статистика

3 замера

1,2 полугодие 10

класса,

личного

образовательного

пространства

1полугодие

11

класса

2

Сформированная

компетенция

в

сфере

профессионального

самоопределения

П о в ы ш е н и е

у р о в н я

сформированности

компетенции

-

целеполагание,

выбор,

рефлексия

(1,2,3 уровня)

Квалиметри

ческие

шкалы

3 замера

1,2 полугодие 10

класса,

1полугодие

11

класса

Увеличение процента выпускников

школы, продолживших обучение в

системе ВПО, СПО по избранному

профильному направлению

Статистика

2 замера

в сентябре после

окончания

школы

и

через

год

3

Сформированность

профессиоведческой

компетенции

1 0 0 %

у ч а щ и х с я

п р о ш л и

п р о ф е с с и о н а л ь н ы е

п р о б ы

и

представили отчеты

Дневник

профессиона

льной пробы

1

р а з

п о с л е

прохождения

профпробы

н а л и ч и е

с о б с т в е н н о й

профессиограммы

Защита

проекта

по

выбранной

профессии

1 раз

4

Повышение

мотивации учащихся к

изучению

профильных

предметов

Увеличение

процента

учащихся,

мотивированных на академическую

успешность

Психологиче

ские

методики

1

р а з

в

полугодие

Прогнозируемый социально-экономический эффект

1.

Для учащихся

Личностный рост выпускника

Психологическое благополучие

Быстрая

социализация

и

адаптация

в

школьном

и

постшкольном

пространстве

Эффективное использование в старшей школе времени для подготовки

к поступлению в учреждения профессионального образования

Осознанный выбор профессии и работа по полученной специальности

Экономия времени на «поиск себя» в профессии

Удовлетворенность качеством жизни

2.

Для родителей

Сокращение материальных затрат на обучение (переобучение) детей

Удовлетворенность качеством образовательной услуги

3.

Для региона и государства

Эффективное

использование

и

оптимизация

затрат

на

обучение

студентов

Удовлетворение потребности регионального и федерального рынков

труда в кадровых ресурсах.

Список использованных документов и источников информации

1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1.С дополнениями от

22 августа 2004 года N 122 ФЗ.

2. Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области» от 12 июля 2001

года N 1641-282.

3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «Об утверждении

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

4. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783 «Об утверждении

Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

5. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении

федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для

образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы

общего образования».

6. Концепция новых образовательных центров, 2006 г.

7. Постановление правительства Пермского края от 03.08.2007 года № 176-п «О

подпроекте «Новые образовательные центры» краевого проекта «Новая школа».

8.Тьюторство в аспекте результативности образования. Приложение к газете «1

сентября» № 27-28, 2004 г.

9.Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Т.М. Ковалева., М.

Педагогический университет, « 1 сентября», 2010 г.



В раздел образования