Автор: Дигаева Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования
Населённый пункт: город Зея
Наименование материала: статья
Тема: Пословицы и поговорки как неотъемлемая часть духовного и нравственного развития обучающихся
Раздел: среднее образование
Дигаева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр
образования
г.Зея
Амурская область
Пословицы и поговорки как неотъемлемая часть духовного и
нравственного развития обучающихся
Для
гармоничного
развития
современной
личности
необходимо
приобщение
к
сокровищам
духовной
культуры
русского
народа,
которое
может осуществляться и через знакомство с древнейшими традиционными
жанрами русского фольклора - пословицами и поговорками.
В последнее время интерес к пословицам и поговоркам заметно вырос.
Все чаще встречаем мы их на полосах газет и журналов, слышим из уст
политиков и публицистов.
Мудрость русского
народа как нельзя лучше
воплощена в пословицах и поговорках – метких и остроумных фразах о тех
или иных событиях и явлениях, кратких и очень точных высказываниях на
злобу
дня,
когда
остроумие
отдельных
авторов
становится
мудростью
многих,
они
подхватываются
слушателями,
передаются
другим,
через
некоторое время становятся достоянием многих людей. И это не случайно:
едва ли можно указать на какую-либо иную форму словесно-художественного
творчества
народа,
которая
могла
бы
соперничать
с
пословицами
и
поговорками по известности, убедительности, способности жить долго. Это
обусловлено
не
только
отраженной
в
них
житейской
мудростью,
их
эстетическими качествами, но и, конечно, достоинствами языка.
К пословицам обращаются, когда изучают духовный мир народа, его
нравственные законы, стиль мышления, - то, что называют менталитетом.
Пословицы
и
поговорки
советуют,
как
поступить,
предупреждают
о
последствиях, напоминают о промахах или ошибках. В пословицах мы ищем
оправдание своих действий, форму выражения иронии и эмоциональную
оценку.
Нет нужды много говорить о том, что ничто так не украшает нашу речь,
делая
её
нестандартной,
образной
и
выразительной,
как
уместное
употребление половиц.
И, наверное, нет необходимости в многословном обосновании тезиса о
желательности
обращения
к
этому
"живокипящему"
источнику
в
школе
всякий
раз,
когда
это
только
возможно,
-
на
уроках
русского
языка,
литературы, истории.
Языковое пространство пословиц очень обширно. Народные изречения
-
превосходный
материал
для
разных
видов
разбора.
Лексика
пословиц
отличается меткостью, ясностью и общедоступностью.
При изучении орфографии и пунктуации можно и нужно использовать
пословицы в качестве дополнительного материала. (Приложение 1.1)
1.
Запишите пословицы, вставляя ъ и ь там, где это необходимо.
Черепком нап.юсь, дубинкой отоб.юсь.
Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел.
Горе в чужой земле без..языкому.
2.
Прочитайте предложения. Как называются такие выражения? Спишите
их, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму на месте
пропусков.
Щи да каша – пищ.. наша.
Ч..ет кошка, чье мясо съела.
На бедного Макара все ш..шки валятся.
3.
Запишите пословицы и поговорки, восстанавливая их. При списывании
обозначьте орфограммы.
Хорошо жить в почете у миру…
Щеголь Ивашка..
Счастье в оглобли…
4.
Спишите
пословицы,
вставляя
пропущенные
буквы,
подбирая
проверочные слова и обозначая орфограммы на месте пропусков.
Мелок бро.. –по самый ро..
Был бы поко.., да пришел моро..
Только у моло..ца и золотца, что пуго..ка оло..ца.
В
учебниках
по
русскому
языку
представлено
недостаточное
количество малых жанров устного народного творчества. Представленный
материал
можно
использовать
на
уроках
русского
языка
при
изучении
синтаксиса и пунктуации, а также во внеурочной деятельности.
На
уроке
учитель
реализует
не
только
обучающие
цели,
но
и
развивающие и воспитывающие. Малые жанры устного народного творчества
заставляют задуматься ребенка, развивают наблюдательность, стремление к
размышлению и познанию окружающей действительности. Таким образам,
пословицы и поговорки являются как средством обучения и развития, так и
средством воспитания.
НАРОДНАЯ
МУДРОСТЬ
КАК
ИСТОЧНИК
НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
Фольклор
–
это
народное
творчество,
включающее
в
себя
произведения, передающие основные важнейшие представления народа о
главных
жизненных
ценностях:
трудолюбии,
взаимоотношениях
в
семье,
дружбе, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитывались
дети в прошлые столетия, воспитываются и сейчас. Изучение народного
творчества дает человеку знание о русском народе и, в конечном итоге, о
самом себе, ведь язык народа – его величайшее богатство. Ни в одной из
форм устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа,
не отражается так ясно его история, быт, мировоззрение, как в пословицах и
поговорках.
Пословицы
и
поговорки
создавались
столетиями
и
тысячелетиями,
показывая, сколько ума и мудрости таится в этом жанре устного народного
творчества. Созданные в незапаметные времена, пословицы и поговорки,
переходя из уст в уста, из поколения в поколение, поддерживали устои
народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа.
Пословицы
и
поговорки
издавна
любимы
их
создателем-народом,
они
являются
неотъемлемой
частью
живой
народной
речи.
Недаром
народ
говорит:
"Пословица
недаром
молвится",
"Русская
пословица
ко
всему
пригодится", "Пословица груба, да правда люба". Пословицы и поговорки
воспитывают в человеке чувство патриотизма, любви к родной земле.
Русский народ создал пословицы о добре и зле, учении, дружбе,
смелости и трусости, вежливости, бережливости, долге, тщеславии, спеси,
похвале,
о
личности
и
обществе,
правде
и
совести,
труде
и
лени.
Семантический состав пословиц и поговорок позволяет учителю не только
анализировать малые жанры устного народного творчества с точки зрения
орфографии и пунктуации, но и обращаться к моральным аспектам пословиц
и поговорок. (Приложение 2.1.)
В настоящий момент каждого учителя русского
языка и литературы
волнует падение интереса к чтению настоящей художественной литературы у
наших
учащихся,
пугает
низкая
коммуникативная,
языковая
и
филологическая компетенция, эстетическая глухота наших учащихся.
Русский
язык
-
учебный
предмет,
познавательная
ценность
которого
чрезвычайно высока: на таких уроках воспитывается личность.
К.Ушинский
писал:
"Мы
учим
русскому
народному
языку
на
пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в
пословицах, не знаем".
Приложение (1.1)
1.
Запишите пословицы и поговорки, вставляя разделительные ь и ъ там,
где это необходимо. Условия выбора знаков обозначьте графически.
Черепком нап..юсь, дубинкой отоб..юсь.
Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел.
Горе в чужой земле без..языкому.
Один хлеба не с..ешь.
Найдешь кел..ю и под ел..ю.
Хочется пирожок с..есть, да не хочется в подпол..е лесть.
Худое молчан..е лучше доброго ворчан..я.
2.
Прочитай предложения. Как называются такие предложения? Спишите
их, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму на месте
пропуска.
Щи да каша – пищ.. наша.
Ч..ет кошка, чьё мясо съела.
В ч..жой монастырь со своим уставом не ходят.
Без сч..стья и в лес по грибы не ходи.
По щ..чьему веленью, по моему хотенью.
Лиха беда – нач..ло.
На ч..жой роток не накинешь платок.
Не радуйся нашедш.., не плачь потерявш..
Всякому овощ.. своё время.
Клин клином выш..бают.
Обещ..нного три года ждут.
С парш..вой овцы хоть шерсти клок.
2.
Запишите пословицы, восстанавливая их. При списывании обозначьте
орфограммы.
Хорошо жить в почете у миру…
Щеголь Ивашка …
Счастье в оглобли…
Ел бы пирог…
Чьим умом живешь…
Хорош садовник…
Ученый водит…
На чужой каравай…
Клевета что уголь…
Долг платежом красен…
Материал для справок: …рот не разевай; …а неуч сзади ходит;… да в печи
сжёг; …не впряжёшь; …да ответ большой;…не обожжёт, так замарает;
…что
ни
год,
то
рубашка;…красен;…
того
и
песенку
поешь;…крупен
крыжовник.
3.
Спишите
пословицы,
вставляя
пропущенные
буквы,
подбирая
проверочные слова и обозначая орфограммы на месте пропуска.
Мелок бро.. – по самый ро..
Был бы поро.., да пришел моро..
Только у моло..ца и золо..ца, что пуго..ка оло..ца.
Каковы дру..ки, таковы и пиро..ки.
По пляске погу..ка, по песне припе..
4.
Спишите пословицы, вставляя ь, где это необходимо.
Чьим умом живёш…, того и песенку поёш..
Хороша молодеж.., а к поре никого не найдеш..
Всяк подьячий любит калач.. горячий.
Дают ему горш.., да виш… не хорош..
Ни родись ни хорош.., ни пригож.., а родись счастлив.
5.
Спишите пословицы, раскрывая скобки и обозначая орфограммы.
(Не)имя красит человека, а человек имя.
Без труда (не)вытащишь и рыбку из пруда.
Жизнь выдавай, а тайны (не)раскрывай.
Что написано пером, (не)вырубишь топором.
(не)пером пишут, а умом.
(Не)будь овцой, так и волк (не)съест.
Ласковое слово самому ничего (не)стоит, а другому много даёт.
(Не)вежа бога прогневляет.
(Не)друг, кто в худе потакает, а друг, кто правду изрекает.
(Не)счастным бывает тот, кто много желает.
(Не)досол на столе, пересол на спине.
Сторонушка и (не)дальняя, а печальная.
На чужой стороне и весна (не)красна.
Около печи (не)льзя (не)нагреться.
(Не)море топит корабли, а ветры.
(Не)правдой нажитое впрок (не)пойдёт.
Кулик (не)велик, а все-таки правда.
ПРИЛОЖЕНИЕ (2.1.)
Добро. Зло
Выразительно прочитайте предложения. Почему каждый человек через
данные понятия оценивает свои слова и поступки? Докажите, что добро – это
благо, а зло – что-то дурное, вредное.
Жизнь дана на добрые дела.
Нам добро, никому зло – то законное житьё.
Делай добро и жди добра.
Делать добро – себе, а делать худо – себе ж.
Добра желаешь, добро и делай!
Добро не умрет, а зло пропадёт.
Добро поощряй, а зло порицай.
Добро творить – себя веселить.
Доброе дело без награды не останется.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Добрые дела и по смерти живут.
Добрые слова дороже богатства.
Добрый человек в добре проживёт век.
Зло тихо лежать не может.
Лихому служить – будешь тужить.
Много у лихого силы, да воли ему нет.
На лихо - лихо, на добро – добро.
Не всяк злодей, кто часом лих.
-Объясните значение выражений желать добра, творить зло.
-Подберите синонимы к словам любовь, милосердие, трудолюбие.
Учение
Выразительно прочитайте данные предложения. Запишите выражения
народной
мудрости,
объясняя
значимость
учения,
знания.
Объясните,
почему учение – это тяжкий труд, но необходимый каждому человеку.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Наука учит только умного.
Без муки нет и науки.
Без терпенья нет ученья.
Век живи – век учись.
Для ученья нет старости.
Добро того учит, кто слушает.
Дерево и учитель познаются по плоду.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Многое ученье трудов требует.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
Не кичись, а учись.
Неграмотный что слепой.
Почитай учителя как родителя.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
Ученье лучше богатства.
-Подберите антонимы к словам неграмотный, недоучка, безделье, худое,
старание, прилежание.
Дружба
Запишите мудрые мысли. Объясните значение слова дружба. Способен
ли каждый человек быть настоящим другом? Наличие каких нравственных
качеств человека предполагает дружба? Может ли человек прожить без
настоящих друзей?
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без друга жить – самому себе постылым быть.
Без друга – сирота, с другом – семьянин.
Вдруг не станешь друг.
Верному другу цены нет.
Всякий избирает друга по своему нраву.
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Доброе братство лучше богатства.
Друг в нужде – истинный друг.
Друга на деньги не купишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружбу помни, а зло забывай.
-Найдите в данных высказываниях слова, которые характеризуют
дружбу.
- Объясните значение выражений цены нет, ничего не жаль.
- Проанализируй пунктограммы в простых предложениях.
Смелость. Трусость.
Выразительно
прочитайте
предложения.
Какая
мысль
их
объединяет? Раскройте значение слов смелость, трусость. Надо ли
быть смелым?
Смелость города берет.
Бой отвагу любит.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Смелый боец и в ученье и в бою молодец.
Умел да смел – пятерых одолел.
Храброму смерть не страшна.
Волка бояться – от белки бежать.
Грозит мышь кошке, да издалека.
Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
Сердце соколье, а смелость воронья.
Страх по пятам за неправдой ходит.
-Подберите
синонимы
к
слова
благородство,
умелый,
осторожность,
предусмотрительность,
торопливость,
опрометчивость.
Вежливость
Объясните
значение
вежливости
как
нравственного
качества
личности.
Какова
роль
вежливости
в
общении
людей?
Почему
с
вежливым
человеком
всегда
комфортно
общаться?
Как
вежливость
соотносится
с
профессионализмом?
Нужны
ли
данные
качества
современному человеку?
Спеси боятся, а вежливость чтут.
Где больше двух, там говорят вслух.
В просьбе поклон не в потерю.
Не будь в людях приметлив, дома приветлив.
Не слушал начала, так жди конца.
Не трудно ласково слово, да споро.
Поклоном поясницы не переломишь.
Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль
помнит.
Стол спасибом красится.
Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.
- П о д б е р и т е
с и н о н и м ы
к
с л о в а м
воспитанность,
благодарность, доброжелательность, духовность.
- Назовите слова с безударной гласной.
Бережливость. Долг.
Объясните
значение
слов бережливость,
долг. В
чем
состоит
основа
порядочности
человека?
Всегда
ли
мы
предъявляем к себе такие же требования, как к другим?
Бережная вещь два века живёт.
Без копейки рубля нет.
Бережливость дороже богатства.
Бережливость – не скупость.
Грош к грошу – оно капитал.
Курица по зернышку клюёт, да сыта живёт.
Займом богат не будешь.
Долг не велик, да спать не велит.
Тщеславие. Спесь. Похвальба.
Объясните
значения
слов тщеславие, спесь, похвальба.
Проанализируйте своё поведение: нет ли у вас этих качеств?
Какова их основа? Часто ли вы встречаете данные качества?
Ваше отношение к ним.
Вырос наш жук больше медведя.
Высоко летишь, да низко садишься.
Гоголем на воду, камнем ко дну.
Гордым быть – глупым слыть.
Лежит на соломе, а говорит с ковра.
Не подымай носу – спотыкнешься.
Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.
Ни перед кем шапки не ломает.
Похвала – молодцу пагуба.
Умной спеси не бывает.
Хвастлива собака была, да волки съели.
- Объясните значение фразеологизмов задирать нос, ломать
шапку.