Напоминание

Законодательные основы и государственное регулирование обеспечения прав детей в системе образования


Автор: Болотова Светлана Сергеевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №30
Населённый пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Законодательные основы и государственное регулирование обеспечения прав детей в системе образования
Раздел: среднее образование





Назад




Законодательные основы и государственное регулирование обеспечения прав детей в системе образования. Болотова С.С Учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №30 г. Ульяновска В Конституции РФ , Международной конвенции по правам человека ,Всеобщей Декларации прав человека закреплены права человека ,гражданина и в целом личности. Права ребёнка являются не менее важными ,и их правовое, законодательное закрепление и регулирование имеет очень важное значение . Одним из наиболее существенным является право на образование. Права детей нуждаются в особой защите и особых механизмах её осуществления , так как дети уязвимы и зависимы от мира взрослых, законодательство предусматривает такие механизмы. Государство особым образом участвует в обеспечении прав детей в системе образования. Создаются новые законы , обеспечивающие и регулирующие права детей. Так, согласно закону «Об основных гарантиях прав детей»ст.4 «Целями государственной политики в интересах детей являются : а)осуществление прав детей ,недопущение их дискриминации; б)формирование правовых основ гарантий ребёнка; в)содействие физическому , интеллектуальному, психологическому духовному развитию детей, воспитанию в них патриотизма.» Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих приоритетах : а) законодательное обеспечение прав детей; б) поддержка семьи в целях обеспечения воспитания детей;
в) ответственность должностных лиц ,граждан за нарушения прав и законных интересов ребёнка. В законе об основных гарантиях прав ребёнка сказано, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка в семье, образовательном учреждении не могут ущемляться права ребёнка. Дети – будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно отражает состояние и уровень развития общества. Следует отметить права детей – инвалидов в системе образования. Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения ,где нередко подвергаются жестокому ,унижающему человеческое достоинство обращению Реализация в полном объёме предусмотренных международными и российскими законодательными актами прав детей - предмет внимания и заботы органов государственной власти и местного самоуправления. Эффективность административного управления в этой сфере наряду с совершенствованием законодательства имеет решающее значение для достижения поставленной цели. Региональные проекты Ульяновской области «Семья», «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей», областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Ульяновской области», Региональная комплексная образовательная программа подготовки детей и подростков к жизни в семье «Мир семьи», такие проекты, как «Здоровая семья», «Если ребёнок не такой, как все», «Круг заботы», «Протяни руку будущему», «Мы разные, но мы вместе» позволяют увеличить финансовые ресурсы и осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение статуса семьи, совершенствование существующей системы государственной поддержки материнства и детства, выработку инновационных стратегий проведения семейной политики, защиты прав материнства и детства. Право на образование, по Конституции РФ, относится к числу прав и свобод человека и гражданина нашей страны. Соблюдение прав детей в системе образования имеет важнейшее значение как для каждого ребёнка,
так и для общества в целом, развитие которого определяется наличием у его граждан творческих компетентностей, готовности к перманентному переобучению и повышению образовательного уровня, освоению вновь появляющихся технологий и корректировке сформировавшегося образа жизни. Формирование таких качеств возможно только при государственных гарантиях соблюдения прав личности в системе образования. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, надзор за исполнением законодательства в области образования и контроль качества образования являются теми процедурами, которые позволяют, с одной стороны, создать предпосылки для реализации образовательных прав детей, а с другой стороны, проконтролировать их соблюдение. Представленный в материалах конференции опыт работы надзорных органов Ульяновской, Белгородской, Тульской областей иллюстрирует это утверждение. Проблема социального сиротства в настоящее время - одна из самых острых проблем детства. Наиболее эффективным методом её решения является совместная согласованная деятельность, основанная на социальном партнерстве органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, общественных организаций. Примером такой деятельности служит успешная реализация проекта Приволжского федерального округа по поддержке детских домов и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, «ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО». Важнейшими направлениями этой работы являются профилактика социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социально- психологического и правового сопровождения замещающих семей и выпускников образовательных учреждений. Особая роль в системе взаимодействия органов власти и населения принадлежит Уполномоченным по правам человека и по правам ребёнка. Им приходится выполнять нелёгкие посреднические функции между человеком и государством в случаях, когда права человека нарушаются, когда необходимо решать самые острые, трудно разрешимые проблемы нашей жизни
Координирующую роль в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов детей и подростков, оказания помощи семье в её жизнеобеспечении, а также принятия конкретных мер к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, играют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Демографическая ситуация 90-х годов, характеризующаяся снижением рождаемости, привела к значительному разрушению системы дошкольных образовательных учреждений. В последние годы наметились положительные тенденции в данном направлении: и повышение рождаемости, и увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счёт строительства новых зданий, возврата в действующую сеть зданий детских садов, используемых не по назначению, открытия дополнительных дошкольных групп в действующих детских садах и общеобразовательных школах, групп кратковременного пребывания детей. Однако в целом положение еще достаточно критично. Решению проблемы обеспечения государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования способствует развитие новых альтернативных форм дошкольного образования и предоставление родителям права их выбора. Высокое качество предоставляемых услуг может быть обеспечено развитием инновационных процессов в системе дошкольного образования, в том числе через систему конкурсов, грандовой поддержки лидеров, системной работы по повышению мастерства педагогических кадров и их социальной защищённости. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает нормативные основы конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образование в интересах развития государства, общества и личности, определяет государственные требования к структуре основной образовательной программы, условиям реализации и результатам её освоения. Таким образом, ФГОС является важнейшим инструментом гарантии прав детей на доступное и качественное образование. Образовательные стандарты общего образования нового поколения выполняют задачи обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования, равных возможностей осуществления прав граждан на образование.
Ученик имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. В свою очередь реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Особенно показательны в этом отношении одаренные дети - будущая гордость и большая надежда любой страны. В условиях модернизации российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей, обновляются его содержание, формы и методы. Неизменной остаётся цель всемерного обеспечения условий для личностного развития ребёнка, полной реализации всех его возможностей. Особого внимания требуют вопросы доступности и повышения качества образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, для осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарной системе, создания условий для их благополучной социализации. Для решения этой задачи должны всемерно использоваться Интернет-технологии и дистанционные формы обучения. Необходимы новые подходы к реализации права ребёнка на полноценное физическое воспитание, оздоровление и занятия спортом, обеспечивающие увеличение возможностей получения спортивно-оздоровительных услуг по месту обучения и жительства, стимулирование труда учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, а в конечном счёте - улучшение показателей здоровья детского населения. Результаты социологических исследований показывают, что уровень правовой компетентности в обществе остаётся достаточно низким, что является почвой для правонарушений как со стороны несовершеннолетних, так и в отношении них. В связи с этим одной из важнейших задач правового обучения становится помощь не только детям, но и родителям в постижении истин семейной педагогики, семейных ценностей. Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребёнка использовать правовые правила в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушений .


В раздел образования