Напоминание

Актуальные подходы к офтальмо–гигиеническим требованиям и условиям организации учебной работы воспитанников со зрительной депривацией


Автор: Толстогузова Ирина Геральдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с 451
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные подходы к офтальмо–гигиеническим требованиям и условиям организации учебной работы воспитанников со зрительной депривацией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальные подходы к офтальмо-гигиеническим требованиям и условиям

организации учебной работы воспитанников со зрительной

депривацией

Приоритетным

направлением

ФГОС

второго

поколения

является

развитие

потенциала личности. В свою очередь для реализации нового образовательного стандарта

необходима

специально

организованная

деятельность

по

его

введению

в

общеобразовательную

практику,

создание

системы

научно-методиче ского

сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

Не

секрет,

что

в

прошлом

главной

целью

начального

образования

считалось

обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень умений и навыков

ученика.

В новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его

применять,

развивать

и

умело

их

использовать.

При

этом

успешность

ребенка

оценивается

не

только

его

учебными

умениями,

но

и

уровнем

общего

личностного

развития.

Теперь на первой ступени школьного обучения ребенка должны научить не только

читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и

анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению. При этом

особенно

важна

и

ответственная

роль

«нового»

учителя,

психологически

и

профессионально

подготовленного

к

работе

в

условиях

новых

образовательных

стандартов.

В

условиях

действия

новых

стандартов

во

многом

изменяется

и

организация

обучения. На сегодняшний день изменяются программы обучения, учебники и подход к

их

изучению

тоже

принципиально

изменится.

По

требованию

новых

стандартов

полученные

знания

не

должны

стать

для

ребенка

«мертвым

грузом»,

абстрактным

набором фактов, далеких от его интересов и восприятия. Школьник должен научиться

самостоятельно

находить

и

наращивать

знания,

умело

применять

их

в

жизни,

использовать

для описания окружающих предметов, процессов, явлений.

Поэтому еще на этапе начального обучения у ученика должна быть сформирована

обширная

система

знаний

как

задел

успешности

на

всех

последующих

ступенях

обучения,

воспитания

умение

учиться

и

потребность

в

познании

нового,

развита

способность

к

самоорганизации

и

саморазвитии

в

сочетании

с

разносторонним

развитием личности. В этом и заключается идея стандартов.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество,

становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На

смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда

личность ученика становится центром внимания педагога. Новое школьное образование

должно,

таким

образом,

в

большей

степени,

чем

прежнее,

участвовать

в

развитии

человеческого

потенциала,

носить

личностный

смысл,

строиться

на

деятельностной

основе

и

помогать

ребенку

в

процессе

учебной

карьеры

становиться

более

компетентным, «оспособленным», уверенным и успешным в решении широкого круга не

только учебных, но и жизненных задач и проблем.

В

содержании

стандартов

нового

поколения

большое

значение

придается

духовному,

патриотическому,

гражданскому

воспитанию,

раскрытию

творческого

потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам подготовки выпускников

образовательных учреждений к адаптации в новых социально-экономических условиях.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед

учительством

задачу

формирования

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Все

это

достигается

путем

сознательного,

активного

присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН)

рассматриваются

как

производные

от

соответствующих

видов

целенаправленных

действий, т.к. они формируются,

применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В

связи

с

этим

особую

важность

приобретает

учебнометодическое

обеспечение

образовательного процесса.

Общеобразовательные стандарты второго поколения предполагают существенные

изменения

в

образовательной

системе,

так

как

предъявляют

принципиально

новые

требования как к процессу обучения/воспитания, так и к «результаты» - выпускник у

средней школы в 2019 году.

Принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу ставится

ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому:

организовывать с детьми работу над проектами;

разрабатывать творческие программы;

не «вбивать» знания, а развивать личность.

Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые

предъявляются

к

результатам

освоения

основной

общеобразовательной

программы.

Новый

стандарт

ориентирован

на

метапредметные

(межпредметные)

знания

и

личностный результат.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности

освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций,

формирования целостной картины мира. Программа универсальных учебных действий

(УУД)

и

призвана

обеспечить

формирование

универсальной

способности

человека

-

умения учиться.

В проекте новых ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ), обращается особое внимание на специальные задачи обучения и воспитания детей

с различными категориями воспитанников, в том числе слепых и слабовидящих.

Как пиш

ет Н.Н. Малофеев: «Диапазон возможностей развития и обучения детей с

ОВЗ

чрезвычайно

велик:

от

способности

обучаться

на

равных

с

нормально

развивающимися

сверстниками

до

необходимости

построения

специально

адаптированной

к

возможностям

ребенка

индивидуальной

программы

образования.

Такой диапазон характерен для

каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ».

Далее автор продолжает: «СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов,

на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоления

существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения

психического

развития

и

неспособностью

ребенка

к

освоению

цензового

уровня

образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются:

-

уровнем результата (цензовый - нецензовый);

-

структурой основной образовательной программы;

-

планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ

для их освоения.

Предлагается четыре варианта стандарта, которые представляют собой системные

характеристики:

-

требований к уровню конечного результата школьного образования,

-

структуре образовательной программы,

-

условиям

получения

образования

в

очерченном

диапазоне

образовательных

потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени

должна

обеспечить

сохранение

возможности

перехода

ребенка

с

одного

варианта

стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального

использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на

получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом

процессе обучения.

Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с

ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих

различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.

Каждый вариант СФГОС определяет:

-

требования к структуре основной образовательной программы

(соотношение академического компонента и жизненной компетенции);

-

требования

к

результатам шк

ольного

образования

на

каждой

его

ступени

(цензовый, нецензовый, индивидуальный);

-

требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых

результатов образования.

«Главные задачи современной шк

олы - раскрытие способностей каждого ученика,

воспитание

порядочного

и

патриотичного

человека,

личности,

готовой

к

жизни

в

высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено

так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,

умело реагировать на разные жизненные ситуации». Данное положение абсолютно точно

корреспондируется с целями образования детей с ОВЗ. Не важен статус учреждения,

которое

посещает

такой

ребенок,

специальное

оно

или

общеобразовательное.

Принципиально

другое,

оно

обязано

обеспечить

раскрытие

способностей

особого

ученика.

В

нашем

случае

вопрос

о

необходимости

воспитания

ребенка

с

ОВЗ

«порядочным человеком, готовым к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»,

стоит ещё острее. Ответ на этот вопрос мы попытались дать в концепци

и

проекта

СФГОС для детей с ОВЗ. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы

выпускники

могли

самостоятельно

ставить

и

достигать

серьёзных

целей,

умело

реагировать на разные жизненные ситуации».

В

школах-интернатах

для

детей

с

нарушением

зрения

(Ш-1У

вида)

ведется

коррекционно-воспитательная

и

лечебно-восстановительная

работа,

направленная

на

нормализацию хода психического и физического развития слепых и слабовидящих детей

и на преодоление вторичных отклонений в развитии, обусловленных зрительными и

другими нарушениями центральной нервной системы.

Решение

коррекционных

задач

в

учебно-воспитательном

процессе

школы

осуществляется

не

только

педагогическими

средствами.

Современная

офтальмология

(Э.С. Аветисов, А.И. Добромыслов, Л.И. Медведь и др.)

разработала

эффективные

способы

медицинской

коррекции,

направленные

на

восстановление и развитие важных зрительных функций (остроты зрения, бинокулярного

зрения

и

др.).

Коррекция

зрительных

функций

медици

нскими

средствами

у

детей

с

тяжелыми формами нарушения зрения создает условия для активного его включения в

познавательную деятельность, повышает возможность чувственного познания.

Однако высокий уровень познавательных возможностей определяется не только

состоянием

функции

анализатора,

но

и

степенью познавательной

активности

и

потребности

личности,

уровнем

овладения

рациональными

приемами

чувственного

познания (Т.П. Головина, М.И. Земцова, А.И. Зотов, Ю.А.Кулагин, А.Г. Литвак, И.С.

Моргулис,

А.Ф.

Самойлов,

Е.М.

Украинская,

В.А.Феоктистова).

Формированию

их

большое место должно отводиться на любом общеобразовательном уроке.

На современном этапе в тифлопедагогике научно обоснованы и в общем виде

определены:

задачи,

содержание,

организационные формы,

дидактические

средства

коррекционно-педагогической

деятельности

учителя

начальной школы для детей с нарушением зрения и тифлопедагога детского сада (М.И.

Земцова, Н.Б. Лурье, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Т.П. Свиридюк, И.В. Сироткина,

Ф.А. Феоктистова).

В соответствии с изменениями в современной образовательной политике, которые

изначально предполагают сближение общей и специальной образовательных систем, в

настоящее время в России особенно значимым и актуальным является внедрение модели

инклюзивного

образования

детей

с

нарушениями

в

развитии,

что

не

является

исключением относительно воспитанников со зрительной патологией.

Развитие

инклюзивной

модели

образования

обеспечивает

возможность

большинству детей данной категории обучаться в общеобразовательных

учреждениях, где с одной стороны, учитываются их реальные возможности, а с другой,

удовлетворяются специфические образовательные потребности.

Учет реальных возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей

ребенка с нарушением зрения на начальной ступени образования в условиях инклюзии

осуществляется за счет разработки и реализации программ по развитию зрительного

восприятия, ориентировки в пространстве, а также создания санитарно-гигиенических

условий организации педагогического процесса при реализации этих программ.

Гигиена (от др.-греч. Ъутщ «здоровая», из дута «здоровье») - медицинская наука,

изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации

благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий. Как следствие, гигиена

имеет

два

объекта

изучения

-

факторы

среды

и

реакцию

организма,

и

пользуется

знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук,

изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Эргономика

-

научная

дисциплина,

изучающая

трудовые

процессы

с

целью

создания

оптимальных

условий

труда,

что

способствует

увеличению

его

производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы,

здоровье и работоспособность человека.

Этика (греч.

Ц

О

ШОУ

, от др.-греч. цво^ - этос, «нрав, обычай») - философская

дисциплина,

предметом

исследования

которой

являются

мораль

и

нравственность.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порожденные

совместным

общежитием,

нормы,

сплачивающие

общество,

преодоление

индивидуализма

и

агрессивности.

По

мере

развития

общества

к

этому

смыслу

добавляется

изучение

совести,

добра

и

зла,

сострадания,

дружбы,

смысла

жизни,

самопожертвования и т. д. Выработанные этикой понятия - милосердие, справедливость,

дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и

отношений.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и

нравственных норм определенной социальной группы. В науке под этикой понимают

область знания, а под моралью или нравственностью - то, что она изучает. В живом языке

это разграничение пока отсутствует.

Эстетика (нем.

АмкеНк,

от

др.-греч.

шовцощ

— «чувство,

чувственное

восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном

творчестве,

в

природе

и

в

жизни,

об

искусстве

как

особой

форме

общественного

сознания. Согласно А.Ф. Лосеву, в его понимании предмета эстетики, этим предметом

является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась.

Лосев

отмечал,

что

практически

каждая

область

общественной

жизни

может

стать

источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально -

исторической конкретики.

Техника

безопасности

(ТБ)

-

«охрана

труда»

-

управление

производственной

деятельностью,

направленной

на

предотвращение

травм

и

заболеваний,

связанных

с

производством. Означает набор требований к поведению работников и выполнению ими

своей рабочей функции, направленных на предотвращение опасных ситуаций для жизни

и здоровья, как самих работников, так и их окружения.

В комплект технических средств обучения, формирования мобильности, развития

зрения

детей

вводятся

специализированные

технические

средства

и

специальные

компьютерные

технологии.

Особые

требования

предъявляются

к

инструментам,

игрушкам, наглядным пособиям, дидактическим играм и специальным приспособлениям,

используемым как средство коррекции и компенсации первичного дефекта (например,

оптические средства).

Однако для правильной организации предметно-пространственной коррекционно-

развивающей среды необходимо знать основные принципы ее построения.

Дети

с

нарушениями

зрения

ограничены

в

непосредственном

зрительном

восприятии окружающего мира: они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома,

движущиеся

предметы,

птиц

на

деревьях,

самолет

в

небе

и

т.

д.

Поэтому

чтобы

обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо:

1)

создавать соответствующие условия для зрительного восприятия;

2)

оптимально использовать наглядные пособия;

3)

применять специальные методы обучения и вести коррекционно - педагогическую

работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

4)

подходить

к

обучению

индивидуально,

учитывая

психофизиологические

особенности детей.

В настоящее время является актуальной проблема охраны и развития зрения детей

в условиях дошкольного и начального обучения. На момент выпуска из специального

дошкольного образовательного учреждения, благодаря проведению комплекса лечебно-

восстановительной

и

коррекционно-педагогической

работы

удается

достигнуть

стабилизации зрительных функций и зрительного восприятия у данной категории детей.

Однако

переход

к

новым

условиям

деятельности,

увеличение

зрительной

нагрузки,

отсутствие

специальной

медико-психолого-педагогической

поддержки

приводит

к

регрессу достигнутых результатов.

Кроме того, на сегодняшн

ий день имеется стойкая тенденци

я к росту числа детей

со

зрительной

патологией

ранее

не

охваченных

тифлопедагогической

помощью

в

дошкольном

возрасте

и

продолжающих

обучение

в

условиях

общего

образования.

Перечисленные

обстоятельства

требуют

создания

оптимальных

условий

обучения

и

уровня

компетенции

педагогов

начальных

классов

общеобразовательной

школы

по

вопросам развития и охраны зрения.

Отсюда возникает проблема преемственности между дошкольным и начальным

школьным образованием, которая тоже является одной из актуальных на сегодняшний

день.

Понятие

преемственности

в

его

сущностной

характеристике

предполагает

непрерывный

процесс

воспитания

и

обучения

ребенка,

имеющий

общие

и

специфические

цели

для

каждого

возрастного

периода,

что

подразумевает

наличие

тесной

взаимосвязи

между

различными

ступенями

развития,

проявляющейся

в

сохранении тех или иных элементов при переходе детей на новый этап развития.

Одним из ключевых моментов в реализации преемственности между дошкольным

учреждением

и

начальной

ступенью

образования

выступает

именно

готовность

к

обучению в школе.

Говоря о готовности к школе детей с нарушениями зрения, необходимо отметить

значительное

отставание

у

них

формирования

познавательных

интересов,

и

как

следствие,

изменение

количества

и

качества

представлений

о

явлениях

и

предметах

окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению

успеваемости.

Современными

офтальмологами

и

тифлопедагогическими

исследованиями

Э.С.

Аветисова, Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, В.А. Феоктистовой,

Л.В. Фомичевой и др.) доказана необходимость оказания определенной поддержки детям

с нарушением зрения путем организации определенных коррекционно-развивающих и

лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие их познавательной

деятельности.

В настоящее время в нашей стране специальная поддержка детей с нарушением

зрения

на

государственном

уровне

осуществляется

в

большинстве

своем

только

в

дошкольном

возрасте.

Однако,

исходя

из

научных

данных,

созревание

зрительного

анализатора

завершается

к

5-7

годам.

Благодаря

проводимым

леч е б н о -

восстановительным

и

коррекционноразвивающим

мероприятиям,

удается

достичь

стабилизации зрительных

функций (остроты зрения, цветоразличения, поля зрения, глазодвигательных функций) и

подготовить ребенка к овладению учебными навыками. В тоже время зрительная система

в

этом

возрасте

продолжает

активно

формироваться,

и

в

условиях

нового

вида

деятельности с увеличением зрительной нагрузки происходит регресс уже достигнутого

уровня в дошкольный период, что требует преемственности в оказании необходимой

поддержки

и

продолжения

работы

в

совершенствовании

качественных

характеристик

зрительных функций на начальной ступени школьного образования.

Результаты научных исследований офтальмологов института глазных болезней им.

Гельмгольца

и

института

коррекционной

педагогики

РАО

подтверждают,

что

прекращение

лечения

и

отсутствие

специальных

коррекционных

занятий,

а

также

не соблюдение

соответствующих

санитарног и г и е н и ч е с к и х

у с л о в и й

в

общеобразовательной

школе

приводит

к

тому,

что

при

поступлении

ребенка

с

нарушением

зрения

в

школу

возникают

рецидивы

зрительных

нарушений.

Поэтому,

очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить

полученные результаты лечения зрения, а также проводить коррекционнопедагогическую

работу с детьми в период начального школьного обучения.

Одной

из

основных

целей

правильной

организации

урока/занятия,

наряду

с

наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более

продолжительное время работоспособности воспитанника со зрительной депривацией.

Зрительная

работоспособность

-

это

способность

зрительного

анализатора

выполнять работу заданной сложности (размер объекта, его контраст с фоном и т. п.) с

определенной

скоростью

и

надежностью

различения.

Иными

словами

-

способность

ребенка

с

нарушением

зрения

выполнять

зрительную

работу

с

доступным

числом

негрубых ошибок в течение определенного времени.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники.

Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия

зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются

выраженными изменениями основных зрительных функций.

Составляя сетку занятий, распределяя программный материал при планировании и

написании

конспектов

необходимо

учитывать

данную

специфику

детей

с

дефектами

зрения.

Для

предупреждения

расстройств

зрения

у

детей

необходимо

своевременное

проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают

в себя требования:

к освещению и учебному оборудованию;

к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может

быть

причинен

используемыми

на

занятиях

техническими

средствами

обучения

(например, компьютерами).

Офтальмологические

рекомендации

к

организации

условий

проведения

уроков/занятий включают в себя:

рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;

специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

Создание санитарно-гигиенических условий организации

педагогического процесса детей с нарушением зрения.

Прекращение специально организованной лечебно-восстановительной работы и

отсутствие коррекционных занятий, направленных на развитие зрительного анализатора,

а

также

несоблюдение

офтальмо-гигиенических

условий

по

охране

зрения

в

период

начального

обучения

в

общеобразовательной

школе

способствует

резкому

снижению

функции центрального зрения (остроты зрения, бинокулярности фиксации,

локализации стереоскопического видения) у детей со зрительной патологией. Отсутствие

специальной

поддержки

для

данной

категории

детей

приводит

к

снижению

различительной

способности

зрительного

анализатора,

темпа

и

качества

зрительной

работы и, как следствие, к снижению школьной успеваемости в целом. Наряду с этим,

вызывает

тревогу

широкое

распространение

на

ступени

начальной

школы

такого

зрительного

заболевания

как

близорукость,

которое

встречается

у

5-6%

учащихся,

в

последующем их количество увеличивается до 40%, что связано с периодом роста и

формирования глазного яблока как оптической системы под влиянием неблагоприятных

условий зрительной работы.

Для комфортной зрительной работы детей с нарушением зрения большое значение

имеют следующие моменты:

1.

Величина объекта зрительного различения. Более близкое расположение объектов

зрительной

работы,

к

которому

вынуждены

прибегать

учащиеся

с

низкой

остротой

зрения

для

улучшения

видимости,

приводит

к

утомлению

в

следствии

повышенной

нагрузки на мышечный аппарат глаз, шеи и спины. Кроме того, зрительная работа на

очень близком расстоянии от глаз ведет к световому дискомфорту, так как голова затеняет

рабочую поверхность и создает на ней резкие перепады освещенности.

Поэтому при чтении и списывании с книги на уроках и при выполнении домашних

заданий целесообразно использовать подставки для книг.

2.

Правильная

посадка

учащегося,

требующая

соответствия

размеров

школьной

мебели его росту. При этом наиболее удобными являются одноместные школьные парты,

которые позволяют расположить их, исходя из величины угла зрения ребенка. Парты

располагаются в 3-4 ряда с широкими промежутками. Первый ряд от доски находится на

расстоянии 1,5 - 2 метра. Расстояние между партами должно составлять не менее 0,5

метра. Стол учителя не должен располагаться на фоне окна. Классная доска должна

иметь матовое покрытие темно-зеленого цвета. Посадка учащегося за партой

должна

быть

следующая:

спина

прямая

с

легким

наклоном

головы

вперед;

плечи

расположены на одном уровне, поясница касается спинки стула; между грудью и краем

стола должно быть расстояние не больше размера кулака.

3.

Освещенность класса и рабочего места ученика. Достаточным считается уровень

освещенности

парты

не

ниже

150ЛК

при

лампах

накаливания

и

300ЛК

при

люминесцентном освещении. Если освещенность на поверхности парт первого ряда(1

метр от окна) принять за 100%, то во втором ряду она составляет 40%, а в третьем - 25%.

Причем

в

третьем

от

окон

ряду

в

пасмурную

погоду

даже

при

использовании

искусственного

освещения

может

быть

недостаточно

света.

Отсюда

возникает

необходимость в течении года 2-3 раза менять места посадки учащихся. Рассаживая

детей, педагог должен учитывать и остроту зрения учащихся. Так, ученики с более

низкой остротой зрения должны располагаться ближе к столу преподавателя и классной

доске.

Ближе

к

окнам

следует

посадить

детей

с

пониженным

световосприятием

(заболевания

сетчатки,

зрительных

нервов,

глаукома).

Дети

с

патологией

хрусталика

(катаракта, афакия) должны сидеть дальше от окон, т. к. они зачастую плохо переносят

повышенную

освещенность.

Учитывая,

что

патология

зрения

чаще

всего

носит

комбинированный

характер,

оптимальной

общепринятой

освещенностью

считается

освещенность

не

ниже

500ЛК.

Также

важны

такие

качества

освещенности

как

стабильность,

равномерность

распределения

светового

потока,

отсутствие

прямых

и

отраженных

бликов.

Снижают

зрительную

работоспособность

и

тени

от

предметов,

расположенных

между

источниками

света

и

рабочей

поверхностью.

Так,

наиболее

комфортным

для

зрительной

работы

является

комбинированное

освещение,

предполагающее сочетание общего и местного освещения.

4.

Режимы

зрительных

нагрузок.

Для

учащихся

с

низкой

остротой

зрения

предполагается

непрерывное

использование

зрения

в

течение

15-20

минут.

Поэтому

наиболее целесообразным будет проведение учителем

зрительных физкультминуток через каждые 15 минут, которые снимали бы как общее, так

и зрительное утомление.

Таким образом, соблюдение всех выше перечисленных рекомендаций по созданию

санитарно-гигиенических

условий

во

время

осуществления

педагогического

процесса

обучения

детей

с

нарушением

зрения

и

организация

специальных

коррекционно-

развивающих

занятий

будет

способствовать

предупреждению

проблем,

связанных

с

состоянием зрительных функций, и как следствие, повышению успеваемости учащихся

данной категории в период начального обучения.

Принципы, определяющие содержание коррекционно-педагогической работы:

1.

Системность.

Принци

п

обеспечивает

единство

диагностики,

коррекции

и

развития,

т.

е.

системный

подход

к

анализу

особенностей

развития

и

коррекции

зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

2.

Принцип развивающего обучения. Работа строится на основе положения о ведущей

роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она

направлена обучить воспитанников умениям использовать зрительное восприятие как

основу для формирования основных умственных действий и операций (анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, классификации).

3.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание

работы

построено

с

учетом

развития

основных

особенностей

умственного

развития

детей, индивидуального подхода к ним.

5.

Принцип доступности.

Максимальное

раскрытие

перед

ребенком

механизмов

зрительного

восприятия

с

целью

их

полного

понимания.

Использование

в

заданиях

максимально

разнообразного

материала,

относящегося

к

разным

областям

знаний

и

различным образовательным предметам.

6.

Деятельностный

принцип.

Занятия

проходят

на

взаимоотношениях

сотрудничества, взаимопомощи, соревнований детей, которые облегчают

усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют

речевому

развитию,

формированию

положительной

мотивации

к

познавательной

деятельности. При выполнении заданий контролируется и оценивается правильность их

выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Цель

коррекционно-педагогической

работы

направлена

на

создание

системы

комплексной

помощи

в

освоении

основной

образовательной

программы

общего

образования,

коррекцию

недостатков

в

физическом

и

психическом

развитии

обучающихся и их социальную адаптацию. А также на достижение воспитанниками с

нарушением

зрения

достаточного

уровня

обучаемости

и

готовности

к

продолжению

образования на следующих ступенях обучения без специальной тифлопедагогической

помощи

и

медицинской

поддержки

путем

обеспечения

максимального

развития

и

автоматизации всех зрительных функций детей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

1.

Организация

учебно-воспитательного

процесса

с

учетом

зрительных

возможностей детей.

2.

Создание

щадящего

режима

в

учебно-воспитательном

процессе

(соблюдение

определенных

санитарно-гигиенических

норм,

дозировки

зрительной

нагрузки,

использование специальных методов и средств обучения).

3.

Обеспечение необходимого плеоптико-ортоптического лечения с последующим

анализом динамики развития зрительных возможностей учащихся.

4.

Осуще ствление

коррекционно-развивающей

работы

п о с р ед с т в ом

систематического

проведения

коррекционных

занятий

по

развитию

и

коррекции

зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.

5.

Проведение

диагностических

исследований

и

контрольных

срезов

по

определению динамики развития детей, коррекции и компенсации недостатков развития.

6.

Обеспечение

медико-психолого-педагогического

сопровождения

учебно-

воспитательного процесса с учетом возможностей и личностных особенностей каждого

ребенка.

Методы, используемые в работе с детьми с нарушением зрения направлены на

активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов - это:

-

психофизиологический;

-

психолого-педагогический.

Психофизиологический

метод

со стоит

в

исполь зовании

с п е ц и а л ь н о

организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность

анализатора и улучшает состояние основных функций зрения. Психофизиологические

методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов

и изображений в разных условиях адаптации и пространственной локализации.

Психолого-педагогический

метод

направлен

на

развитие

анализа

и

синтеза

сенсорной

информации,

ее

интерпретацию

и

категоризацию,

развитие

мышления,

памяти, внимания.

Направления работы:

1.

Диагностическая

работа.

Имеет

своей

целью

не

только

необходимость

определить реальный уровень готовности каждого воспитанника к школьному обучению,

но

и

потребность

наметить

пути

и

объем

коррекционно-развивающей

работы.

Учет

диагностических

результатов

позволяет

разработать

для

каждого

ученика

индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.

2.

Коррекционно-развивающая работа.

Обеспечивает своевременную специализированную помощь по развитию зрительного

восприятия и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом

развитии детей с нарушением зрения в условиях общеобразовательного учреждения;

способствует

формированию

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

3.

Консультативная

работа.

Обеспечивает

непрерывность

специального

сопровождения

детей

с

нарушением

зрения

и

их

семей

по

вопросам

реализации

дифференцированных

психолого-педагогических

условий

обучения,

воспитания,

коррекции, развития и социализации обучающихся.

4.

Информационно-просветительская

работа.

направлена

на

разъяснительную

деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для

данной

категории

детей

со

всеми

участниками

образовательного

процесса

-

обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Диагностика проводится с помощью диагностического инструментария, который

должен

представлять

из

себя

комплексную

систему,

позволяющую

выявить

уровень

развития всех важнейших функций.

Контрольные

психолого-педагогические

исследования

проводятся

в

начале

и

в

конце учебного года по всем разделам программы.

Группы

комплектуются

с

учетом

возраста,

клинической

формы

заболевания,

состояния

основных

зрительных

функций,

уровня

сформированности

зрительного

восприятия. Оптимальная наполняемость группы - 4человека. Это обеспечивает хорошее

сочетание индивидуальной и фронтальной работы. Занятия проводятся по 30 минут.

Выявление уровня развития зрительного восприятия каждого ребенка позволяет

решить целый комплекс неотложных задач как дидактических, так и специальных:

1.

Определить готовность ребенка к школе.

2.

Заранее спрогнозировать появление трудностей в обучении.

3.

Определить

причины

уже

имеющихся

или

намечающихся

трудностей

и

своевременно перейти к их устранению.

4.

Получить материал для разработки индивидуальной коррекционной программы.

Основной формой работы является занятие-урок.

В . А .

Ф е о кт и с то в а

сч и т а е т,

ч то

ко р р е к ц и о н н а я

н а п р а в л е н н о с т ь

общеобразовательного урока определяется следующими условиями:

-

программным содержанием учебного предмета;

-

составом и возрастом учащихся;

-

степенью нарушения зрения.

По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную

часть.

1.

Вводная часть. Задачей вводной части является развитие зрительной памяти,

внимания,

наблюдательности

учащихся,

создание

у

учащихся

положительного

эмоционального

фона.

Возможна

интеллектуальная

разминка

(фронтальная

форма

работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на

активизацию мыслительной деятельности, на основе данных, полученных с помощью

зрительного восприятия. Продолжительность вводной части - 5 минут.

2.

Основная часть. Задания составлены с учетом их направленности на работу по

основной

теме

занятия.

В

системе

заданий

реализован

принци

п

«спирали»,

т.е.

возвращение

к

одному

и

тому

же

заданию,

но

на

более

высоком

уровне.

Продолжительность основной части - 20минут.

3.

Заключительная

часть.

Подведение

итогов

работы.

Обсуждение

результатов

работы

и

тех

трудностей,

которых

возникли

у

детей

при

выполнении.

Продолжительность заключительной части - 5 минут.

В

целях

поддержания

у

учащихся

интереса

к

обучению

занятия

необходимо

проводить с использованием заданий в игровой, занимательной форме. При этом дети

должны

выполнять

их

практически,

что

существенно

повысит

интеллектуальную

насыщенность, будет стимулировать речевую

активность

и

способствовать

полноценному

формированию

их

познавательных

интересов.

На

коррекционных

занятиях

необходимо

оценивать

личностные

достижения

учащихся

путем

соотнесения

уровня

развития

умений

учащегося

с

программными

требованиями.

Задача

педагога

-

помочь

ребенку

понять,

как

правильно

выполнять

каждое задание и в случае необходимости вернуться еще раз к нему.

Учащиеся первого класса должны уметь:

быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку (находить верх, низ,

середину листа, нужную клетку);

классифицировать печатные буквы по разным основаниям;

узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих

предметов;

самостоятельно

показывать

и

называть

цвета,

выделять

оттенки

цветов,

раскладывать

от

светлого

к

темному,

описывать

цвета

предметов,

находящихся

на

расстоянии нескольких метров;

узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар,

куб,

цилиндр),

находить

одинаковые

по

цвету

и

величине,

но

разные

по

форме

геометрические

фигуры,

находить

предметы

такой

же

формы,

как

предъявляемые

фигуры, группировать фигуры двух видов;

дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый

малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;

проводить прямые линии без отрыва от заданного начала к заданному концу, не

выводить свою линию за ограничительные линии;

оценивать

взаимоположение

предметов

в

пространстве,

узнавать

положение

предмета в пространстве;

конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из

частей предметного изображения;

свободно и точно определять содержание картины, воспринимать и моделировать

позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей,

знать части суток, времена года, режим дня школьника;

выполнять

советы

учителя

по

подготовке

рабочего

места

в

школе

и

дома;

соблюдать

правильную

осанку

во

время

работы;

правильно

пользоваться

учебными

принадлежностями;

понимать

учебную

задачу,

поставленную

учителем;

определять

последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном

темпе;. проверять свою работу по образцу, по результату; учиться правильно оценивать

свое отношение к учебной деятельности; учиться работать вместе с товарищем.

Учащиеся второго класса должны уметь:

быстро и правильно ориентироваться на листе бумаги в клетку и узкую линейку;

копировать объекты с больши

м количеством деталей;

классифицировать письменные буквы по разным основаниям;

анализировать

сложную

геометрическую

форму,

выделяя

все

конфигурации

составных частей;

называть формы четырехугольника;

знать призму, пирамиду, параллелепипед, конус;

выделять оттенки цветов в окружающем;

создавать цветовые гаммы по насыщенности;

использовать явления природы для ориентировки во времени;

воспроизводить и моделировать позы;

знать понятие недели;

определять возрастные отношения между членами семьи;

определять пространственные отношения;

пользоваться

простейшими

схемами,

таблицами;

использовать

образцы

при

выполнении в работе и контроле;

уметь

самостоятельно

готовить

рабочее

место

в

классе

и

дома;

привычно

соблюдать правильную осанку;

выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в коррекционной

работе;

придерживаться заданного темпа работы;

овладевать отдельными приемами контроля;

оценивать работу товарища;

планировать учебные занятия в режиме дня.

Учащиеся третьего класса должны уметь:

быстро и правильно ориентироваться на листе в широкую линейку;

выполнять конструирование из палочек, геометрических фигур по словесному

указанию, по предъявлению с опорой на образы зрительной памяти и зарисовывать их;

находить все фигуры (разной формы, цвета, размера, положения в пространстве)

заданной формы;

узнавать предметы в разных модальностях;

выполнять работу, используя алгоритм действия;

использовать образцы в процессе самостоятельной работы, уметь самостоятельно

составлять простой план, схемы, таблицы;

пересказывать сказку, используя цветные символы;

описывать

содержание

картины,

устанавливать

логические

связи

между

персонажами с опорой на собственный опыт;

уметь

видеть

зависимость

изменения

характеристики

предмета

от

изменения

пространственных отношений между частями;

привычно готовить рабочее место для занятий и труда; самостоятельно выполнять

основные

правила

гигиены

учебного

труда,

режима

дня;

понимать

учебную

задачу.

Поставленную учителем и действовать строго в соответствии с ней; работать в заданном

темпе;

выполнять

пооперационный

контроль

работы

(своей

и

товарища);

оценивать

учебные действия по образцу оценки учителя.

Учащиеся четвертого класса должны уметь:

быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги;

использовать клетки, как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения

предметов,

фигур;

перемещать

изображение

в

выбранном

направлении;

изменять

направленность;

выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат;

узнавать,

соотносить,

локализовывать

ранее

усвоенные

формы

в

новом

пространственном положении;

определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы

измерения;

понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы;

понимать объективность природы времени;

переводить пространственные, линейные отношения в смысловые; оценивать на

глаз расстояние до определенного предмета;

при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы,

диаграммы;

привычно выполнять правила гигиены учебного труда; уметь определять задачи

деятельности,

планировать

основные

этапы

ее

выполнения;

использовать

наиболее

рациональные способы выполнения заданий, показанные учителем; осваивать разные

способы

контроля;

оценивать

качество

выполненной

работы

(своей

и

товарища)

в

соответствии с принятыми требованиями.

Рассмотрим

требования,

предъявляемые

к

наглядным

пособиям

согласно

рекомендациям Е.Н. Подколзиной.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности: предметы должны быть

удобными

для

зрительного

и

осязательного

обследования,

ярко

окрашенными,

традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены

и выделены цветом.

Требования,

предъявляемые

к объемной

наглядности:

характерные

признаки

объектов

и

предметов

должны

соответствовать

оригиналу

или

быть

максимально

приближены к нему. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей

предмета в модели или макете.

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам:

они

выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали,

характеризующие

изображаемый

предмет.

Игрушк

и,

изображающие

человека

или

животное,

должны

передавать

все

части

тела

и

правильное

их

пропорциональное

соотношение. При демонстрации новых, не знакомых детям игрушек, предметов педагог

обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками,

свойствами,

качествами,

формирует

у

детей

планомерность

зрительно-осязательного

восприятия.

Требования,

предъявляемые

к рельефной

наглядности:

рельефная

наглядность

рассчитана

на

восприятие

детьми,

имеющими

глубокую

зрительную

патологию.

Целесообразно

использовать

рельефную

наглядность

и

в

работе

со

слабовидящими

детьми,

имеющими

прогрессирующие

зрительные

заболевания

и

большую

потерю

зрения. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее

с

реальными

предметами.

Недопустимо

неправомерно

сильно

увеличивать

размер

изображений,

что

не

способствует

эффективности

их

восприятия.

Необходим

индивидуальный дифференцированный подход с учетом остроты зрения и поля зрения.

Наиболее оптимальные размеры рельефных цветных рисунков 12х19 см (по данным Б. К.

Тупоногова). Используются рельефные рисунки при изучении живой и неживой природы.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности:

в

изображении

должна

соблюдаться

пропорциональность

соотношений

по

величине

в

соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных

заданий), высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и

дальнего планов (четкая перспектива).

Характерные

признаки

изображаемых

предметов

должны

быть

точно

переданы.

Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь

четкую

форму

изображения

предметов

и

контрастный

колорит.

Нельзя

использовать

предметы

с

блестящей

поверхностью,

а

также

стилизованные

изображения

с

недостаточно

четким

контуром.

Материал,

используемый

в

качестве

раздаточного,

должен

быть

оптимальных

размеров:

10x10;

20x30.

При

подборе

или

изготовлении

наглядности

этого

вида

следует

учитывать,

что

способность

различать

изображения

зависит от остроты центрального зрения.

Так,

например,

размеры

отдельных

деталей

должны

соответствовать

степени

амблиопии. При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны

использоваться объекты размером 5-10 мм, при амблиопии средней (0,2-0,3) и слабой (0,4

и выше) степени - соответственно 2-3 и 1-0,3 мм.

Детям

с

низкой

остротой

зрения

необходимо

предварительное

тактильное

обследование объекта.

Следует

также

учитывать

тот

факт,

что

дети

с

нарушением

зрения

лучше

воспринимают

изображения

в

цветовом

исполнении,

чем

черно-белые,

силуэтные

и

контурные.

Восприятие

цветных

изображений

стимулирует

зрительную

реакцию,

активизирует

зрительные

функции,

создает

у

детей

положительный

эмоциональный

настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных

цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает

колбочковый

аппарат

сетчатки

глаз,

способствуя

закреплению

результатов

лечения,

направленного

на

повышение

остроты

зрения.

В

то

же

время

следует

избегать

использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-

зеленого

цветовых

оттенков,

так

как

они

хуже

всего

воспринимаются

детьми

со

зрительной патологией.

Требования,

предъявляемые

к графическим

пособиям:

они

должны

быть

выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей,

должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления.

Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень

простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное

содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т. е. быть легко узнаваемыми.

Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных

графических пособиях.

Четкая цветовая контрастность рисунков и схем делает их более доступными для

детей

с

глубокими

нарушениями

зрения,

содействует

развитию

остаточных

функций

зрительного анализатора.

Демонстрируемая

наглядность

должна

быть

размещена

таким

образом,

чтобы

каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей,

на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии). Не допускается наслоение

одного предмета на другой (кроме специальных заданий).

Например,

во

время

рассматривания

картины

дети

должны

подходить

к

ней,

видеть, что на ней изображено. Нельзя допускать ответов с места, пока педагог не

убедится в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают. Лучше давать ребенку

возможность рассматривать и отвечать на вопросы, стоя у картины. Педагог своими

вопросами помогает выделять в картине главные и второстепенные объекты, побуждает

детей к активному восприятию содержания.

В

ряде

случаев

(например,

при

ознакомлении

детей

с

многоплановыми

сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует

внести

в

группу

до

начала

занятия

для

того,

чтобы

дети

могли

предварительно

рассмотреть

ее.

После

окончания

занятия

эта

наглядность

некоторое

время

может

оставаться в группе.

Зная особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения, педагоги

должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Следует

учитывать, что дети с нарушениями зрения

значительно

больше

времени

тратят

на

то,

чтобы

увидеть

предметы,

узнать

их

по

характерным признакам.

Все

предметы,

с

которыми

сталкиваются

дети,

должны

быть

доступны

для

всестороннего

ознакомления.

Выбор

наглядного

материала

в

учебных

целях

должен

осуществляться

обязательно

с

учётом

психологической

природы

пространственного

образа,

возникающего

на

его

основе.

Педагог

должен

сопровождать

демонстрацию

наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Дети

должны

рассматривать

индивидуальный

иллюстративный

материал:

игрушки,

рисунки

и

другие

предметы

-

на

расстоянии

не

менее

2030

см

от

глаз

(расстояние

от

локтя

до

кончиков

пальцев).

На

таком

расстоянии

глаза

меньше

напрягаются и устают.

Для

рисования

хорошо

использовать

мольберты,

а

для

рассматривания

иллюстраций на столе надо ставить подставку (угол наклона 12-15°). Это позволяет

ребенку не сгибаться над тетрадью, работать, не наклоняясь над столом, и соблюдать

удобное положение рук. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне

глаз: один - для рассматривания сидя, другой - стоя.

При

показе

практических

действий

(вырезание,

лепка,

рисование,

конструирование

и

др.)

педагог

приглашает

детей

к

себе,

чтобы

они

видели,

как

выполнять работу. Однако не следует использовать образцы и показ постоянно, так как

это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей.

Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления

следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим

демонстрационным материалом.

Для

создания

контрастности

желательно

использовать

фоновые

экраны.

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна

быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше

различают темные объекты на светлом

фоне по сравнению со светлым на темном; дети также лучше воспринимают заполненные

силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных заданий). Для близоруких

детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для

дальнозорких - наоборот.

Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей.

При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения лишние объекты.

Фон изображения также должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих

восприятие предмета и его качеств.

Таким образом, коррекция элементарных зрительных функций осуществляется за

счет усиления признаков предъявляемого объекта и имеет положительные последствия:

облегчается различимость признаков, их

симультанное восприятие, усиливается зрительный образ, что способствует устойчивости

представлений.

Усиление

зрительного

образа

может

быть

достигнуто

не

только

в

результате подбора оптимальных характеристик изображений (яркость, размер, контраст,

цвет, форма, плотность деталей и т. д.), но и за счет увеличения изображения на сетчатке

глаза с помощью оптических средств.

Эффективным

средством

формирования

адекватных

представлений

об

окружающем мире являются технические средства обучения (диапозитивы, диафильмы,

демонстрация

кинофрагмента).

Они

способствуют

активному,

яркому

восприятию

демонстрируемых

объектов,

явлений,

событий.

Педагог,

сопровождая

показ

комментариями, концентрирует внимание детей на отдельных важных деталях объектов,

на связях между эпизодами на содержательной стороне явлений.

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет

раскрыть

качества

и

свойства

предмета,

отличительные

и

общие

признаки.

Использование

наглядности

стимулирует

познавательную

активность,

позволяет

поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в

доступной форме.

Литература:

1.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для

детей с нарушением зрения. - М.: ГороД, 1998.

2.

Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных

учреждениях компенсирующего вида: учеб. -метод. пособие. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»,

2006.

3.

Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников

с нарушением зрения // Дефектология. - 2001. - №

2.

- С. 84-88.

4.

Тупоногов Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-

воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект //Дефектология. -

1998. - № 5. - С. 58-62.

5.

Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей

раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие. - М.: Экзамен, 2004.

6.

Фомичева

Л.В.

Клинико-

педагогические

основы

обучения

и

воспитания

детей

с

нарушением

зрения:

О ф т а ль молог и ч е с к и е

и

гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учеб.-метод. пособие. - СПб.: КАРО,

2007.



В раздел образования