Автор: Щукина Анна Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МКОУ "Сосновская СОШ"
Населённый пункт: пос. Сосновый, Тульская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактическая программа "Детям о здоровье"
Раздел: среднее образование
мкоу
<<€основская
средняя
общеобразовательная
1школа)
директор
ь]
€огласовано:
зам'
директора
по
€емилетова
Ё'А.
уР
11рограмма
по
формированик)
зож
<{етям
о
здоровье>
€оставитель
программь{
:
|1едагог-психолог
1{]укг:на
А.А.
2018 г
Раосмотрено
на
заседании
педсовета
от
30.01.18г.
||ояснительная
записка
€огласно
ст.
!{р
4\,42
3акона
РФ
<Фб
образовании>),
где
четко
обо-
значена
ответственность
образовательного
учрех{дения
за
х{изнь
и
сохран-
ность
детей,
укрепление
здоровья
детей
изабота
о
нем -
одна
из
главнь1х за-
дач
11]коль1.
Фбразование
-
необходимьтй, если
не
самьтй
ва>кньтй
элемент
социа_]1ьно-
культурного и
экономического
р&звития
странь1.
Б
этой
связи
на образование
как
целостну}о
государственну}о
систему'
обеспечива}ощу}о
социальное
развитие
личности,
ло)кится'
помимо
прочих'
задача
сохранения
физи-
ческого,
психического
и
нравственного
здоровья
подраста}ощего
поколения.
Формировани1о
3дорового образа
)кизни
|школьников'
как
один
из
вариантов,
мо)кет способствовать
ре€|лизация
профилактической
шлкольной
программьт
<{етям
о
здоровье)), направлент1ая
на
укрепление
3доровья
обунатощихся, составленной с
учетом
их
возрастнь1х'
психофи3иологических
особенностей
и
в
соответ
ствии
с
физиолого-гигиеническими
нормативами.
Актуальность
программь|
|[рограмма
формирования
здорового
и
безопасного
образа я{изни'
а
такх{е
организация
работь1
по
её
реализации
составлена
в
соответствии
со
€тандартом
второго
поколения)
с
унётом
реального
состояния
здоровья
детей
и
факторов
риска,
оказь1ва}ощих
существенное
влияние
на
состояние
здоровья
детей:
.
неб.:тагог{риятнь1е
соц!1;ш1ьнь1е,
эк$но|\'{ически*
и
эк0ло|]и'ческие
условия;
в
фак'горь1
р!{ска,
1{1\.1е}о|!1ие
мест0
в
шшФ.,]е.
ко1]ор}}}е
шри.водят
к
,укуд[]]е}]}'т}{}
здс-}р*вья;
детейт
на1]р.1ная
с
первс}1'о
1-{};1{3
с:6у.гения;
Ф
акт1,1вно
{эорьтируемь1е
в
&1лад1ше&4
1школь}1(}&{
возрасте
1(0}.{г1лексь1
:знаний,
у*'г
ан.о
вок,
прави"ц
п0веде
н
ия'
пр ивь!!!
ек
;
ш
особенн0сти
отно1шения
1школьник0в
к
своеь.{у
зд0р0вь}о,
су11{е*твеЁ]Ё{о
отдичаю]-|диеся
от
таковь1х
у
в3росль1х,
что
сг3яза|1о
с
стсутствиеь,{
у
детей
ог{ь}та
(нездоровья)
{за
искл}*!{€ние&я
детей
с
серьёзт+ьаьяи
хроЁя}1чес|<им|1
заболеваъаъаяьаи}
&
восприятие}.{
ре6ёттк*ьа
с0стоян1.{я
боле:зни
}.]1авнь!ь,{
о6разом
как
{)'ран''чения
свободь:
{глеобходй;\{ФЁ1Б
ле}1{ать
в
постели,
болез:*сннь1е
утсоль:),
неспсэсоб}{0сть1о
пр(]гн03ировать
пс}следствия
св00гФ
отнФ'лен}:1я
к
зд{]рФ1}ьг*'
что
обусловл1.{вает,
в
сво}<э
очередь'
11ев0с{1р!1ят}'1€
ребёнэ<ом
деятель}|Фсти)
св}!3анной
с
укре:{"]тением
3дор0вья
и
профттлакт'гткой
его
нару1шений,
как
актуаль}1оЁт
и
згта.+имой.
[ель
программь[:
формирование
}
детей
представления
о
ценности
здоровья
и
необходимости
береэкного
отно1шения
к
нему'
ва>кнейтпие
коммуникативнь1е
навь1ки,
спо
со
б
ству}ощие
успе1пной
социальной
адалт
ации,
помо
чь сделать
осознанньтй
вьтбор
здорового
стиля
ж|4зни;
3адачи
программь!:
Фбразоваупельньуе"
-
в
процессе ознакомления
со
здоровь|м
образом
)кизни
на
доступнь1х
примерах
г1оказать
детям
связь
ме)кду
прининой
и
следствием
(связь
вреднь1х
привь1чек
с
болезнями);
-
формирование
здорового
х{и3ненного
стиля
и
реализация
иъ|дивидуал
ьн
ь1х спо
с о б
н
о
стей
ках<дого
уче
ни
ка
;
-г{ривитие
детям
элементарнь1х
гигиенических
навь1ков
(мьттьё
рук,
исполь3ование
носового платка лРи чихании
и
ка1пле
и
т.
д.);
Боспштпатпельньте:
-х(елание
бьтть
зёоровьтлл ёуъиой
ы
7пелол4;
-вьтработать
привь1чку
использовать
полученнь1е
знания
в
повседневной
)кизни;
Ррзвшватооцие:
-
рас1пирение
круго3ора
1школьников
в
области
принципов
здоровья
и
физинеской
культурь1
и
спорта;
-формирование
позиции
признания
ценнос7пш
з0оровья'
чувства
о/пве1пс1пвеннос1пы
за
сохранение
и
укрепление
своего
здоровья
'
растлирение
знаний
и
навьтков
по гигиенической культуре.
Бозраст
детей,
участву!ощих
в
реали3ации
программь|
|{рощамма
расочитана
для
работь1
с
детьми
6
-
10
лет.
€редства,
рекомендации
_
используемьте
на
занятиях
средотва'
позволят
}{аглядно
объястаить
нову}о
тему'
Ёеобходим0
использовать
доступнь1е.
методьт
объяснения'
г|озволя}ощие
вкл}очать
вообра)кение
детей:
-
мультимедийньте
црезен
т
ацр|и,
-
муля)ки'
-
фланелегра(:,
-
нагляднь:е
пособия,
-
рисунки
и тестовь1е
задану|яэ
-
наш1ядньтй
инвентарь
(дл'
кахсдой
темь1
урока),
-
пла1(ать1
и видео
фильмьт.
€труктура
уроков
1.
Бвоёншя
час/пь.
3адачей
вводной части
является
создание
у
учащихся
определенного
положительного
эмоционального
настроя.
[ля
каждого
урока
подобраньт
специа_]1ьнь1е
упражнения
элементь1
театр
ализации
или
ролевь1е
ищь1,
стимулиру}ощие интерес обунагощих
и
повь1|па}ощие
мотиваци}о
для
запоминания
и
усвоения
знаний
о
3Ф[..
2.
9сновная
ч{'сп'ь.
Бклточает
в себя
несколько
разделов:
Факть:
краткая
информа|7Б1, используе\,1ая
в
целях
экономии
вреп,{ени
для
объяснения
ка>кдой
темь!.
3десь
кратко
излох{ень:
фактьт
о
принципах:, здорового
образа
)кизни,
которь|е
учитель
мо)кет
использовать
при
подготовке
урока
у!ли
изло}(ить
в
доступной
форме
детям.
{ействия
_
использование
действеннь{х'
привлека}ощих
внимание
детей
илл}о
стр
аций,
рассказов,
наглядно
сти,
демонст
рация
действий
(и
с
участием
ребят),
ито п0зволит вкл}очиться
детскому
вообрат<ени}о
и
будет
способствовать
осознанито
необходимости
вести
здоровь1й
образ
)кизни.
€редства'
рекомендации
_
используемь1е
т1а
занятиях
средства'
позволя}ощие
наглядно
о5ъяснить
нову}о
те\4у.
Ёеобходимо
использовать
до
стуг1нь1е
м
етодьт объясн
е|1и
я,
позволя}ощие
вкл}очать
вообра>т<ение
детей.
3.
3агчтгочцп'е-/!ьная
час/пь.
3адана:
подведение
итогов
занятия'
обсуждении
результатов
работьт
учащихся
и
тех
фактов'
которь1е
они
узнали.
€ушественнь1м
моментом
здесь
явля}отся
ответь1
учащихся
на
вопрос,
чем
я{е
они
занимались и
чему
научилиоь
на
данном
уроке.
Резпоме
_
обобще|{ие
кл}очевь1х
мьтслей
урока.
|!роверка
-
повторение
и
закрепление
знаний,
полученнь1х
на
дан!{0м
уроке,
вопрось!
к
следу}ощему
заняти1о
с
использова1{иеп,{
нагляднь]х
пособий
(
<<раскрась
картинку)
или
<дорисуй
картинку>>,
<<ла6иринт)>'
полезнь1е схемь1
и
другое).
1{'зелкрг
на
память
-
это
различньте
предметьт
(буклеть1,
нат<лейт<и
и
другой
раздаточнь:й
материал)
на
тему
урока,
к0т0рь1е
разда}отся
детям
в
конце
занятия.
[ематическое
планирование
:
]\ъ
[ема
и за|{ятия.
Фсновное
содерж{ание.
[ополнительнь!е
материаль!
1
1{летчатка
-
природньтй
очиститель.
|1резентация
<1{летчатка)'
Ёаглядное
пособие
к
уроку:
<<|1айди
скрь!ть1е
очистители)
2
Бода
-
природньтй
очиститель.
|1резентация
<<Бода>.
}1аглядное
пособие
к
уроку:
к}{он
глирутощий
клоун).
-)
(ровообращение.
|1резентация
<1{ровообращение>.
Ёаглядное
пособие
к
уроку:
<€осудьт
и
клетки
крови).
4
Физичеокие
упрая{нения.
[[рез
ентац
ия
<<Ф
изичеокие
упр
ая{нения)'
Ёаглядное
пособие
к
уроку
<Бидьт
физической
активнооти.
!оюисуй
и
оаскоась>
5
€он.
[[резентация
<€он>>.
Ёаглядное
поообие
к
уроку:
(найди
кроватки
ма[ь|1пам)'
6
3убьт.
|1резентация
к3убьт>.
Ёаглядное
поообие
к
уроку:
кйойте
руки
перед
едой>
7
€олнечньтй
свет.
|1резентация
<<€олнечньтй
овет).
Ёаглядное
пособие
к
уроку:
<<€олнце>>.
8
€ахар.
|1резентация
<<(ахар>.
Ёатлядное
пособие
к
уроку:
<<\1айди
нерафинированнь1е
продукть1).
9
Ёаркотики
и
алкоголь.
|{резентация
<Ёаркотики
и алкоголь).
Бидео
ролики.
Ёаглядное
пособие
к
уроку:
<"11абиринт>,
<€осудь1
и клетки
крови)).
10
Функции
мозга.
|1резентация
<Функции
мозга).
Ёаглядное
пособие
к
уроку:
<9то
метпает
работе
мозга
-
подпи11]и
ответь|).
]]4спользованная
литература
:
1.
{зятковская
в.н.,
3ахлебнь1й
А.н.
3кологическое
образование
в
условиях
реализации
Ф[Ф€
в
вопросах и
ответах:
книга
для
1пкольного
администратора'
учителя,
психолога.
-1!1.:
Фбразование
и
экология
(в
редакционной
подготовке).
2.
{зятковская
Б.Ё.
Ребенок
с
неврологическим
диагнозом:
секреть1
успе1пной
унебьт:
1{нига
для
родителей,
1пкольнь1х
психологов
и
медицинских
работников.
-
м.:Фбразование
и
экология.2009.
-
56
с.
3.
{зятковская
Р.Ё.
|{роектируем
содер)кание
внеурочной
деятельности
по
формировани}о
экологической
культурь1'
здорового
и безопасного
образа
я{изни:
}1етодинеское
пособие
-
Р1.:
Фбразование
и
экология.2012,
-
72
о.
4.
[ригорьев
!.Б.,
€тепанов
|{.Б.
Бнеурочная
деятельность
1пкольников.
Р1:
|{росвещение,
201;0.
5.
€оветова
Б.Б.
3ффективнь1е
образовательнь1е
технологии.
Ростов
н|!:
Феникс,
2007.
6.
{ьтхан
[.Б.
[еория
и практика
здоровьесберегатощей
деятельности
в
1пколе.
Ростов
н/{: Фенико,2009
7
.
Фбразовательнь1е
здоровьесберегатощие
технологии:
опь1т
работь1
методиче
ского
о
бъедине
ния
учителей
начальнь1х
классов/авт.
-сост.
Б.
Ф.
Феоктисто
ва.
-
Болгогра
д,2009
3.
3аватски
!.
[етям
о
здоровье/
1{ак
научить
ва|пего
ребенка
бьтть
3доровь1м:
[{ер.
с англ.
_
3аокский:
<<Асточник
жизни),
2006.
-
48
с.
9.
3аватски
[.!роки
о
здоровом
образе
х(и3ни:
|{.р.
с англ.
-
3аокский:
<<йсточник
х{и3ни)>,
|996.
-
35
с.