Автор: Дёмкина Наталия Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа"с.Студёнка
Населённый пункт: с.Студёнка Турковский район, Саратовская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Реализация инновационных технологий в физической культуре и спорте"
Раздел: среднее образование
Реализация инновационных технологий в физической культуре
и спорте
Формирование у школьников здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, а
также сознательного отношения к собственному здоровью и уровню физической
подготовленности, является самой главной социальной задачей всего школьного
сообщества, которая в нашей школе осуществляется через совокупность инноваций и
инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения
образовательного процесса связано с перестройкой организации уроков физической
культуры и внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы в целом. В связи
с этим мы изменили основную программу «Здоровье» и дополнительные подпрограммы в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
по физической культуре, направленные на формирование понимания ценности физической
культуры, как средства, которое можно использовать в течение всей жизни для укрепления
и поддержания здоровья. Целенаправленное изменение программ и подпрограмм
физкультурного образования, вносящее в образовательную среду элементы новшества,
улучшает характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной
системы в целом.
Главной целью основной программы и дополнительных подпрограмм является
повышение объема физкультурно-спортивной активности учащихся. Для достижения цели
и решения задач физкультурного образования мы используем инновационные подходы и
технологии. Ведущими инновационными технологиями в нашей работе являются:
1. Технология спортивно-ориентированного физического воспитания.
В основе этой технологии лежит использование спортивных игр и других видов спорта
для управления процессом целенаправленного изменения физического состояния и
работоспособности обучающихся посредством использования спортивной тренировки.
Учащиеся свободно выбирают вид спорта для занятий в соответствующей учебно-
тренировочной группе и имеют право перехода в другую группу из числа имеющихся в
образовательном учреждении. Занятия в учебно-тренировочных группах проводятся 3 раза
в неделю по 90 мин за пределами учебного расписания школы. Эта технология
обеспечивает высокий уровень качества физического воспитания, проявляющийся в
опережении нашими учениками уровня физической подготовленности учащихся других
школ г. Бердска, серьезном улучшении показателей их здоровья, поведения,
психологической устойчивости и активного отказа от вредных привычек и
здоровьеразрушающих зависимостей.
2. Технология олимпийского образования.
В основе этой технологии лежит олимпийское образование, целью которого является
приобщение школьников к идеалам и ценностям и идеалам олимпизма, которые
ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности,
связанные со спортом. В технологии олимпийского образования осуществляется
комплексный подход воздействия на обучающихся по трём направлениям - на сознание,
чувства и поведение. В практике работы по олимпийскому образованию применяются
разнообразные формы и методы. Центральное место среди них занимает работа по
разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения как во время
учебного процесса в рамках учебных дисциплин, так и во внеурочное время (физическая
культура, музыка, ИЗО, география). Систематически проводятся олимпийские уроки,
уроки олимпийских знаний, познавательные и этические беседы. В школе ежегодно
проводятся малые олимпийские игры, которые ориентируют участников на духовно-
нравственные и эстетические ценности. Эти состязания формируют стремление к
самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному поведению и
т.д.
3. Технология формирования здорового образа жизни.
Эта технология основана не только на охране здоровья учащихся, но и на формировании,
укреплении их здоровья, на воспитание у них культуры здоровья и на содействие в
стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Формирование навыков здорового
образа жизни у обучающихся начинается в начальных классах. Знакомство с правилами
здорового образа жизни, укрепления здоровья происходит в ходе различных мероприятий:
спортивные праздники, подвижные игры, занятия в спортивных секциях, туристические
походы, классные часы, беседы. Использование технологии формирования здорового
образа жизни в учебном процессе позволяет учителю сформировать ответственность у
обучающихся по отношению к своему здоровью, эффективно проводить профилактику
асоциального поведения. Для учащихся эти технологии полезны тем, что обучают их
планировать индивидуальное развитие своего здоровья на основе навыков
саморегуляции, понимания физических и психических процессов, происходящих в их
организме, на основе рационального, здоровьесозидающего поведения.
Внедрение и использование инновационных технологий способствует повышению
эффективности системы физкультурного образования в школе, обеспечению комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий в школе, развитию основных физических качеств
и способностей у обучающихся. Благодаря применению инновационных технологий мы
воспитываем устойчивый интерес и положительное эмоционально-ценностное отношение
к урокам физической культуры, к физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, что в наш век высоких технологий, очень важно. Эти технологии
позволяют школьникам расширять функциональные возможности организма, приобретать
умения и навыки в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности,
формировать культуру движений, приобретать знания о физической культуре и спорте, их
истории и современном развитии. Понимать ценность роли здорового образа жизни и
устойчивых здоровых привычек, и наряду с этим формировать сознательное отношение к
собственному здоровью.