Напоминание

"Исконно русские и заимствованные слова."


Автор: Дремкова Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г.Кимры,Тверской области
Наименование материала: Методическая разработка урока в 5 классе
Тема: "Исконно русские и заимствованные слова."
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока № 118

Тема урока

Исконно русские и заимствованные слова.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока

1) тренировать в умении различать исконно русские и заимствованные

слова

и

выяснять

необходимые

сведения

о

словах

этих

групп

по

этимологическому и толковому словарям;

2) учить пользоваться этимологическим и орфоэпическим словарями

для определения значения и правильного произношения иноязычных

слов.

3) воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемый

результат

Предметные умения

УУД

Знать основные пути

пополнения словарного состава

русского языка

Личностные

: формирование

навыков индивидуальной и

коллективной исследовательской

деятельности;

Регулятивные: самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель; искать и

выделять необходимую

информацию;

Познавательные: объяснять

языковые явления, выявляемые в

ходе исследования частей речи;

Коммуникативные: слушать и

слышать друг друга; с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации.

Основные

понятия

Исконно русские слова, заимствованные слова, этимология,

лингвистика

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература

Устный опрос, самостоятельная

работа, работа в группах

Учебник,

приложение

Подготовка учащихся к усвоению материала

Цель

Содержание

Организация,

мотивировка

у ч а щ и х с я

н а

освоение

нового

м а т е р и а л а ,

с

учетом

изученного ранее

1.

Приветствие.

Приветствие. Слайд 1

Звучит песенка крошки енота. Учитель:

У нас сегодня не совсем обычный урок. К нам пришли гости.

Когда крошка енот пел песенку, я смотрела на вас, мы обменялись улыбками.

Поприветствуйте наших гостей и подарите свои улыбки.

(Приветствие гостей)

Эпиграф к уроку (слова Д. Э. Розенталя)

Мы изучаем сейчас раздел «Лексикология и фразеология» и уже познакомились с

разными

группами

слов.

А

ещё

мы

изучили

несколько

очень

важных

орфографических правил. И сейчас по следам домашнего задания мы повторим

эти правила.

2.

Проверка домашнего задания.

По следам домашнего задания. Слайд 2

Работа на компьютере 3 человека // остальные – задание на экране (словарный

диктант)

Предл _гать, р_сток, бе_крайний, ц_ркуль, р_стовщик, к_саться, и_бежать,

ш_пот.

3.

Проблемная ситуация.

Мотивация на решение проблемы.

Прочитайте стихотворение на экране и скажите, о чём пойдёт речь на

уроке?

Запись темы урока Слайд 4

Определение целей урока. (Формулируют учащиеся)

Постановка проблемного вопроса: можно ли утверждать, что язык – «живой

организм»? Слайд 5

Изучение нового материала

Цель

Содержание

Постановка учебной

задачи

и

открытие

новых знаний

Беседа:

как

вы

понимаете

понятия

«исконно

русские

слова»

и

«заимствованные слова»?

Работа в группе: по вопросам в учебнике стр. 37, 38

1

группа:

Объясните,

почему

в

языке

непрерывно

исчезают

одни

и

возникают другие слова?

2 группа: Назовите основные пути обогащения словарного состава языка.

3 группа: Какие основные способы словообразования вы знаете?

Мини-исследование. Работа с учебником стр. 38-39

Выводы делают учащиеся// слайд презентации №6

Первичное закрепление знаний

Цель

Содержание

Первичное

закрепление новых

знаний

Контроль и

самоконтроль

Лексическое лото. Слайд 7

Зарядка для глаз

Работа с этимологическим словарём Упр. 480

Динамическая пауза

Работа

в

группах

заменить

слова

синонимами.

(Шофёр,

лингвистика…см.

листочки цветные)

Запись предложения под диктовку:

На финише наших спортсменов ждали радостные болельщики.

Задание: синтаксический разбор предложения.

На доске слова: биатлон, фристайл, сноуборд кёрлинг

Вопрос: что объединяет эти слова? Каковы признаки заимствования?

Из этимологии этих слов Выросткова В. (проект «Создай свой словарик»)

Выступления 2-х учеников по своим проектам.

Упр. 482(по заданию)

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов

деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и

практических навыков на данном уроке.

Сегодня на уроке:

я узнал…

я научился…

я не понял…

Самооценка работы в течение урока по смайликам: «Я всё понял», «Остались

вопросы», «Было трудно, но я старался», «Я ничего не понял»

Информация о домашнем задании

Учебник § 47 ,

упр. 485



В раздел образования