Автор: Дремкова Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г.Кимры,Тверской области
Наименование материала: Методическая разработка урока в 5 классе
Тема: "Исконно русские и заимствованные слова."
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока № 118
Тема урока
Исконно русские и заимствованные слова.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока
1) тренировать в умении различать исконно русские и заимствованные
слова
и
выяснять
необходимые
сведения
о
словах
этих
групп
по
этимологическому и толковому словарям;
2) учить пользоваться этимологическим и орфоэпическим словарями
для определения значения и правильного произношения иноязычных
слов.
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемый
результат
Предметные умения
УУД
Знать основные пути
пополнения словарного состава
русского языка
Личностные
: формирование
навыков индивидуальной и
коллективной исследовательской
деятельности;
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель; искать и
выделять необходимую
информацию;
Познавательные: объяснять
языковые явления, выявляемые в
ходе исследования частей речи;
Коммуникативные: слушать и
слышать друг друга; с достаточной
полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Основные
понятия
Исконно русские слова, заимствованные слова, этимология,
лингвистика
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литература
Устный опрос, самостоятельная
работа, работа в группах
Учебник,
приложение
Подготовка учащихся к усвоению материала
Цель
Содержание
Организация,
мотивировка
у ч а щ и х с я
н а
освоение
нового
м а т е р и а л а ,
с
учетом
изученного ранее
1.
Приветствие.
Приветствие. Слайд 1
Звучит песенка крошки енота. Учитель:
У нас сегодня не совсем обычный урок. К нам пришли гости.
Когда крошка енот пел песенку, я смотрела на вас, мы обменялись улыбками.
Поприветствуйте наших гостей и подарите свои улыбки.
(Приветствие гостей)
Эпиграф к уроку (слова Д. Э. Розенталя)
Мы изучаем сейчас раздел «Лексикология и фразеология» и уже познакомились с
разными
группами
слов.
А
ещё
мы
изучили
несколько
очень
важных
орфографических правил. И сейчас по следам домашнего задания мы повторим
эти правила.
2.
Проверка домашнего задания.
По следам домашнего задания. Слайд 2
Работа на компьютере 3 человека // остальные – задание на экране (словарный
диктант)
Предл _гать, р_сток, бе_крайний, ц_ркуль, р_стовщик, к_саться, и_бежать,
ш_пот.
3.
Проблемная ситуация.
Мотивация на решение проблемы.
Прочитайте стихотворение на экране и скажите, о чём пойдёт речь на
уроке?
Запись темы урока Слайд 4
Определение целей урока. (Формулируют учащиеся)
Постановка проблемного вопроса: можно ли утверждать, что язык – «живой
организм»? Слайд 5
Изучение нового материала
Цель
Содержание
Постановка учебной
задачи
и
открытие
новых знаний
Беседа:
как
вы
понимаете
понятия
«исконно
русские
слова»
и
«заимствованные слова»?
Работа в группе: по вопросам в учебнике стр. 37, 38
1
группа:
Объясните,
почему
в
языке
непрерывно
исчезают
одни
и
возникают другие слова?
2 группа: Назовите основные пути обогащения словарного состава языка.
3 группа: Какие основные способы словообразования вы знаете?
Мини-исследование. Работа с учебником стр. 38-39
Выводы делают учащиеся// слайд презентации №6
Первичное закрепление знаний
Цель
Содержание
Первичное
закрепление новых
знаний
Контроль и
самоконтроль
Лексическое лото. Слайд 7
Зарядка для глаз
Работа с этимологическим словарём Упр. 480
Динамическая пауза
Работа
в
группах
заменить
слова
синонимами.
(Шофёр,
лингвистика…см.
листочки цветные)
Запись предложения под диктовку:
На финише наших спортсменов ждали радостные болельщики.
Задание: синтаксический разбор предложения.
На доске слова: биатлон, фристайл, сноуборд кёрлинг
Вопрос: что объединяет эти слова? Каковы признаки заимствования?
Из этимологии этих слов Выросткова В. (проект «Создай свой словарик»)
Выступления 2-х учеников по своим проектам.
Упр. 482(по заданию)
Этап рефлексии
Цель
Содержание
Оценка результатов
деятельности
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и
практических навыков на данном уроке.
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…
Самооценка работы в течение урока по смайликам: «Я всё понял», «Остались
вопросы», «Было трудно, но я старался», «Я ничего не понял»
Информация о домашнем задании
Учебник § 47 ,
упр. 485