Автор: Ильина Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ,Детский сад№38
Населённый пункт: город Белово,Кемеровской области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Основные средства духовно–нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№38 Беловского городского округа
Доклад по теме
«Основные средства духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Подготовила
Воспитатель первой
квалификационной категории
Ильина Н.В.
2018 год
Основные средства духовно-нравственное воспитание дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение
нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного
воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное
отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям,
порядочность.
Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать
отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые
препятствуют формированию личности ребенка. Важную роль играет
воспитание нравственных чувств у дошкольников. Ребенок в процессе
общения с взрослыми приобретает привязанности, симпатии и любовь,
учится поступать в соответствии с совестью и моралью, воздерживаться от
отрицательных поступков. Если ребенок совершает ошибки, то он
испытывает волнение и огорчение, так как не радует близких людей и не
получает одобрения. Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость
являются основой воспитания нравственных чувств у дошкольников.
Основную роль должны играть доброта, поддержка и защита. Наглядным
примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны
помочь формировать и проявлять положительные качества, успокаивать,
подбадривать и радовать. В процессе нравственного воспитания
дошкольников появляется чувство собственного достоинства, долга и
справедливости, а также ответственность за свои поступки. В ходе игр,
познавательных и развивающих занятий ребенок приобретает
патриотические чувства, любовь к Родине и родному краю, уважение к людям
различных вероисповеданий и национальностей. При нравственном
воспитании дошкольников необходимо уделять особое внимание
осмыслению поступков. Дети должны осознавать свое поведение и
стремиться к нравственному содержанию действий. Нравственное
дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои
поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к
справедливости, дружбе, состраданию и добру. Эффективное нравственное
воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс
получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Нравственное
воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций,
развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. С
нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда,
в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к
окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при
воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных
оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка.
Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и
положительными поступками. Эффективного нравственного воспитания
дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны
действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность,
можно использовать примеры из художественных произведений и реальной
жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие,
развитие способности к эмпатии. При нравственном воспитании можно
использовать различные средства, в том числе художественные, природные,
музыкальные и т.д.
К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести:
художественные и творческие средства (живопись, музыка, литература, кино
и т.д.), которые направлены на эмоциональную окраску поведения людей и
событий; природные средства, которые вызывают гуманные чувства, желание
помощи и заботы, развивают нравственную сферу и многогранность
личности ребенка; трудовые и игровые средства, которые являются основой
практики нравственного поведения; социальная и семейная атмосферы,
которые должны быть наполнены доброжелательностью, любовью,
поддержкой и заботой.
Основные средства духовно- нравственного воспитания дошкольников
1.
Художественные средства- художественная литература,
изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств
очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к.
способствует эмоциональной окраски познаваемых моральных
явлений.
2.
Природа- она даёт возможность вызвать у детей гуманные чувства
,желание заботиться о тех кто слабее, кто нуждается в помощи, защите,
способствует формированию у ребёнка уверенности в себе.
3.
Собственная деятельность детей- это игра, труд, учение, общение.
Повседневная деятельность дошкольников – это обучение, игра,
детское творчество, труд- имеет свои особенности как функция
нравственного воспитания. У неё большое практическое значение ,так
как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на
ребёнка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми .
4.
Атмосфера в которой воспитывается ребёнок . Только в условиях
атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания,
человечности можно вырастить полноценную личность, дать
возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребёнке
способностей и талантов.
5.
Окружающая ребёнка обстановка . Окружение(семья, педагоги,
воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на
формирование его моральных установок. Окружающая ребёнка
обстановка становится средством воспитания чувств, представлений,
поведения.
Вся работа по данной теме строилась по принципу от простого к сложному. В
начале года работа велась по теме «Семья»,согласно календарно-
тематическому плану.
Родителям предложили оформить своё генеалогическое дерево, по которому
дети с удовольствием рассказывали о том ,кто на нём изображён. Все люди
рано или поздно начинают задумываться о своих корнях. Потому что
сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших
родственниках и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают
ощущение единства у детей, учат их понимать гордиться Родиной и
собственной семьёй. Родители проявили творчество и оформили его в самых
разных видах: «Кораблик», «Дерево жизни», «Клумба цветов».
Осенью папы
Ромы С, Ксюши К, Тимофея П. изготовили кормушки в виде деревянного
домика, из коробок и пластиковых бутылок. В течении всего года кормили
птиц, дети приносили, семечки, зерно, прививалось заботливое отношение к
пернатым.
На протяжении многих лет налажен тесный контакт с библиотекой .
Ежемесячно ведётся замена детской литературы, которую читаем вместе с
детьми в свободное время и перед сном как традиция.
По приглашению работников детской библиотеки на 6 апреля запланирована
экскурсия в библиотеку.
Ряд мероприятий прошёл по теме «Мой родной город». 16 февраля прошла
викторина «Расскажи о своём городе». Викторина показала хорошие знания
детей о том , что наш город Белово, почему его так назвали. А также название
посёлка и его улиц, достопримечательностей. Дети знают, что город славен
углём и угольной промышленностью. Через беседы, рассматривание картин,
открыток, иллюстраций , просмотор видеофильмов дети хорошо запомнили,
что наша страна Россия и столица нашей родины Москва.,что это город-
герой.
Через средства художественной литературы знакомили с творчеством
писателя К.Чуковского, С.Я. Маршака, а используя аудио и видео записи
знакомили с композитором П.И. Чайковским и его произведением «Времена
года». Свои знания о художественных произведениях дети отражали в
драматизациях, показывая сказки детям младшей группы «Репка», Маша и
Медведь».
К празднику « День защитника Отечества» подготовили и провели
спортивное развлечение «Смелые, сильные, ловкие»,с приглашением и
участием пап. А к 8 Марта мамы подготовили чаепитие, а дети для них
изготовили своими руками подарки и поздравления, открытки сотрудникам
детского сада. Наши дети знают название профессий сотрудников детского
сада и какую работу они выполняют, и уважительно относятся к труду
взрослых. Свои знания дети используют в игровой деятельности: в сюжетно-
ролевых играх «Дом», Семья», «Детский сад», «Библиотека», в
дидактических играх «Кому, что нужно для работы» , «Я и мой город»,
«Пофессии»
В результате средствами проведённой работы у детей сформировано:
доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к
старшим, взаимовыручка и взаимопомощь, любовь к родному краю, стране,
бережное отношение к природе.