Напоминание

"Основные средства духовно–нравственного воспитания дошкольников"


Автор: Ильина Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ,Детский сад№38
Населённый пункт: город Белово,Кемеровской области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Основные средства духовно–нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№38 Беловского городского округа

Доклад по теме

«Основные средства духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Подготовила

Воспитатель первой

квалификационной категории

Ильина Н.В.

2018 год

Основные средства духовно-нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение

нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного

воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное

отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям,

порядочность.

Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать

отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые

препятствуют формированию личности ребенка. Важную роль играет

воспитание нравственных чувств у дошкольников. Ребенок в процессе

общения с взрослыми приобретает привязанности, симпатии и любовь,

учится поступать в соответствии с совестью и моралью, воздерживаться от

отрицательных поступков. Если ребенок совершает ошибки, то он

испытывает волнение и огорчение, так как не радует близких людей и не

получает одобрения. Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость

являются основой воспитания нравственных чувств у дошкольников.

Основную роль должны играть доброта, поддержка и защита. Наглядным

примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны

помочь формировать и проявлять положительные качества, успокаивать,

подбадривать и радовать. В процессе нравственного воспитания

дошкольников появляется чувство собственного достоинства, долга и

справедливости, а также ответственность за свои поступки. В ходе игр,

познавательных и развивающих занятий ребенок приобретает

патриотические чувства, любовь к Родине и родному краю, уважение к людям

различных вероисповеданий и национальностей. При нравственном

воспитании дошкольников необходимо уделять особое внимание

осмыслению поступков. Дети должны осознавать свое поведение и

стремиться к нравственному содержанию действий. Нравственное

дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои

поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к

справедливости, дружбе, состраданию и добру. Эффективное нравственное

воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс

получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Нравственное

воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций,

развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. С

нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда,

в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к

окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при

воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных

оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка.

Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и

положительными поступками. Эффективного нравственного воспитания

дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны

действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность,

можно использовать примеры из художественных произведений и реальной

жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие,

развитие способности к эмпатии. При нравственном воспитании можно

использовать различные средства, в том числе художественные, природные,

музыкальные и т.д.

К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести:

художественные и творческие средства (живопись, музыка, литература, кино

и т.д.), которые направлены на эмоциональную окраску поведения людей и

событий; природные средства, которые вызывают гуманные чувства, желание

помощи и заботы, развивают нравственную сферу и многогранность

личности ребенка; трудовые и игровые средства, которые являются основой

практики нравственного поведения; социальная и семейная атмосферы,

которые должны быть наполнены доброжелательностью, любовью,

поддержкой и заботой.

Основные средства духовно- нравственного воспитания дошкольников

1.

Художественные средства- художественная литература,

изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств

очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к.

способствует эмоциональной окраски познаваемых моральных

явлений.

2.

Природа- она даёт возможность вызвать у детей гуманные чувства

,желание заботиться о тех кто слабее, кто нуждается в помощи, защите,

способствует формированию у ребёнка уверенности в себе.

3.

Собственная деятельность детей- это игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – это обучение, игра,

детское творчество, труд- имеет свои особенности как функция

нравственного воспитания. У неё большое практическое значение ,так

как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на

ребёнка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми .

4.

Атмосфера в которой воспитывается ребёнок . Только в условиях

атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания,

человечности можно вырастить полноценную личность, дать

возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребёнке

способностей и талантов.

5.

Окружающая ребёнка обстановка . Окружение(семья, педагоги,

воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на

формирование его моральных установок. Окружающая ребёнка

обстановка становится средством воспитания чувств, представлений,

поведения.

Вся работа по данной теме строилась по принципу от простого к сложному. В

начале года работа велась по теме «Семья»,согласно календарно-

тематическому плану.

Родителям предложили оформить своё генеалогическое дерево, по которому

дети с удовольствием рассказывали о том ,кто на нём изображён. Все люди

рано или поздно начинают задумываться о своих корнях. Потому что

сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших

родственниках и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают

ощущение единства у детей, учат их понимать гордиться Родиной и

собственной семьёй. Родители проявили творчество и оформили его в самых

разных видах: «Кораблик», «Дерево жизни», «Клумба цветов».

Осенью папы

Ромы С, Ксюши К, Тимофея П. изготовили кормушки в виде деревянного

домика, из коробок и пластиковых бутылок. В течении всего года кормили

птиц, дети приносили, семечки, зерно, прививалось заботливое отношение к

пернатым.

На протяжении многих лет налажен тесный контакт с библиотекой .

Ежемесячно ведётся замена детской литературы, которую читаем вместе с

детьми в свободное время и перед сном как традиция.

По приглашению работников детской библиотеки на 6 апреля запланирована

экскурсия в библиотеку.

Ряд мероприятий прошёл по теме «Мой родной город». 16 февраля прошла

викторина «Расскажи о своём городе». Викторина показала хорошие знания

детей о том , что наш город Белово, почему его так назвали. А также название

посёлка и его улиц, достопримечательностей. Дети знают, что город славен

углём и угольной промышленностью. Через беседы, рассматривание картин,

открыток, иллюстраций , просмотор видеофильмов дети хорошо запомнили,

что наша страна Россия и столица нашей родины Москва.,что это город-

герой.

Через средства художественной литературы знакомили с творчеством

писателя К.Чуковского, С.Я. Маршака, а используя аудио и видео записи

знакомили с композитором П.И. Чайковским и его произведением «Времена

года». Свои знания о художественных произведениях дети отражали в

драматизациях, показывая сказки детям младшей группы «Репка», Маша и

Медведь».

К празднику « День защитника Отечества» подготовили и провели

спортивное развлечение «Смелые, сильные, ловкие»,с приглашением и

участием пап. А к 8 Марта мамы подготовили чаепитие, а дети для них

изготовили своими руками подарки и поздравления, открытки сотрудникам

детского сада. Наши дети знают название профессий сотрудников детского

сада и какую работу они выполняют, и уважительно относятся к труду

взрослых. Свои знания дети используют в игровой деятельности: в сюжетно-

ролевых играх «Дом», Семья», «Детский сад», «Библиотека», в

дидактических играх «Кому, что нужно для работы» , «Я и мой город»,

«Пофессии»

В результате средствами проведённой работы у детей сформировано:

доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к

старшим, взаимовыручка и взаимопомощь, любовь к родному краю, стране,

бережное отношение к природе.



В раздел образования