Напоминание

"Экологические группы птиц"


Автор: Смирнова Галина Ивановна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Урок биологии в 7 классе
Тема: "Экологические группы птиц"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 47»

города Кирова

Урок биологии в 7 классе

Экологические группы птиц

Автор: Смирнова Галина Ивановна

Учитель биологии и географии

МБОУ СОШ с УИОП №47 г. Киров

Киров 2018

Объяснительная записка.

В курсе изучения животных тема «Экологические группы птиц» относится к разделу

«Класс птицы». Она занимает шестой по счету урок в данном разделе, между темой

«Сезонные явления в жизни птиц» и темой «Происхождение, значение и охрана

птиц». Так как учащиеся уже обладают основными знаниями и определенными

универсальными учебными действиями по разделу «Птицы», эту тему вполне можно

изучать в форме групповой работы сменного состава.

При организации такой формы работы важно учитывать:

1.

Скорость выполнения и освоения учебного материала в каждой группе. Если какая-

то группа выполняет свою работу раньше, можно дать задания по тексту учебника

(найти примеры птиц данной экологической группы), если другая группа

задерживается, то учитель может помочь и скорректировать их работу.

2.

Сама форма групповой работы сменного состава предполагает участие каждого

ученика группы в достижении общего результата. Причем, самые непоседы чаще

всего подводят итоги работы в группах (не комплексуют и знают, что есть в группе

«знайки», за счет которых можно показать себя).

Эпиграф «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться»

ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ »

Цель: научить выявлять характерные экологические адаптации птиц к разным местам

обитания, способам добывания пищи, гнездостроения.

Задачи:

Развивать познавательную деятельность об экологическом многообразии птиц,

которое связано с разными местами обитания, разными типами питания и разными

местами гнездования через решение проблемных задач и поиски ответов на вопросы и

задания разного уровня сложности

продолжить формирование биологического мышления, умения обосновывать

принадлежность птиц к той или иной экологической группе, развитие познавательного

интереса, развитие устной речи, различных видов памяти;

продолжить формирование умений работы в группах и индивидуально, формировать

экологическое мышление и культуру.

Ожидаемый результат:

1. Учащиеся должны уметь называть экологические группы птиц, понимать

морфологические отличия между ними.

2. Учащиеся должны развивать логическое мышление путем установления причинно-

следственных связей между экологическими адаптациями птиц и их принадлежностью к той

или иной экологической группе

3.формирование настойчивости, упорства в достижении общей цели при работе в группе,

умений вести записи по ходу работы и вносить свой вклад в общее дело. (заполнять

кластер, таблицы, слушать и слышать соседей, предлагать свои варианты решений)

Оборудование: имеющиеся чучела птиц, презентации с изображением птиц,

принадлежащих к разным экологическим группам, информационные листы с заданиями для

групп.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы учащихся на уроке: группы сменного состава.

ХОД УРОКА

I. Вводно - мотивационный

Организационный момент: приветствие, распределение учеников класса на 5 групп по

названию птиц: оляпка, клест, глухарь, пересмешник, зимородок. Группы свободного

объединения, при входе в кабинет дети берут бумажки, лежащие на столе, чистой

поверхностью вверх, на нижней стороне написаны названия птиц (если класс 25 человек, то

по 5 одинаковых названий). На ученических столах стоят таблички с названиями данных

птиц. При такой форме дети быстро без задержки рассаживаются в группы

Задание «третий лишний» (подведение к теме урока) СЛАЙД №1

Перед вами фото с изображениями птиц, посмотрите внимательно и подумайте, кого вы

исключите из каждого ряда и почему?

Страус Утка Дрофа

Серая цапля Серый журавль Ястреб

Учитель: Какую тему сегодня мы будем изучать?

Предполагаемый ответ учащихся Многообразие птиц.

Какую цель вы определите для себя на уроке?

Учащиеся: Найти ответ на вопрос: «Почему птицы такие разные?»

Учитель: действительно, надо научиться выявлять экологические особенности птиц.

Тема урока « Экологические группы птиц» - СЛАЙД №2

II этап актуализации знаний (фронтальный опрос):

1.

Назовите среды обитания организмов.(наземно-воздушная, почвенная, водная,

организменная)

2.

Чем одна среда обитания отличается от другой (экологическими факторами,

например количеством света, воздуха и т.д)

3.

Чем отличается понятие « место обитания» от понятия «среда обитания» (Место

обитания - это часть любой среды с более конкретными условиями обитания)

III. Информационно – операционный этап (изучение нового материала с применением

приемов:

1.

Кластер для изучения экологических групп птиц по месту обитания

2.

Анализ презентации для изучения экологических групп птиц по местам гнездования

3.

Развивающий канон для изучения экологических групп птиц по способам

добывания пищи

1. Работа с кластером

По

проделанной

работе

с

кластером

сделать

вывод

через

выполнение

задания

ДОПОЛНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1.

Наша группа выявляла адаптивные признаки птицы (название)…………………………

2.

Она принадлежит к… (название экологической группы)…………………………………

Экологические

группы птиц по

местам обитания

Открытых

водоемов

Птицы леса

Открытых

пространств

Агроценозов

(садов, парков,

огородов)

Болот и

побережий

3.

Потому что у (название птицы)…… ………есть приспособления к условиям обитания,

такие как: (устно перечисляете из кластера): …………………………………………………

Каждой группе выдается:

1.

Информационный лист с изображением кластера на первой странице, на обратной

стороне листа - задание на соответствие в форме таблицы (по анализу презентации)

и развивающий канон (смотрите ниже)

2.

Фото птицы с описанием (хотя бы 3 экземпляра на группу для удобства работы в

группе)

Объяснение хода работы в группах.

Предупредить детей, что от их слаженной работы и дисциплины в группе зависит оценка

каждого на уроке. У вас на столах лежат информационные листы, на которых есть 3

задания. Если группа справляется со всеми заданиями правильно, и принимают участие в

работе все члены группы, то ставится отметка «5».Если группа справится и с

дополнительными заданиями, то еще выставится по одной оценке.

Объяснение заданий группам сменного состава для работы с кластером

1.Используя фото и текст-описание птицы, определяете, к какой экологической группе

она относится, и вписываете название птицы в знак кластера

2. Из текста выбираете адаптации(приспособления) птицы к этим местам обитания и

вписываете их в знаки кластера

3.Работаете 5 минут, как только вы заканчиваете работу по своей птице, поднимаете

руку. (каждая группа заканчивает по времени по-разному). Если ваша группа чуть раньше

закончит работу, открываете учебник на стр.233-237, в тексте находите описание своей

экологической группы птиц и выясняете, какие ещё птицы относятся к этой группе.

Плюс, минус 1-2 минуты ждем другие группы.

4.Как только группы готовы, любой ученик из группы переходит в соседнюю, забирая с

собой только описание птицы, для обучения следующей группы и внесения данных в

кластер соседней группы. (Этот этап идет уже быстрее). Так меняются ученики в группах

(уходит из группы другой ученик с этим же описанием птицы), переходя по часовой

стрелке, пока «своя птица» не вернется в группу. После этого нужно попросить детей

вернуться в свою первоначальную группу для формулировки вывода после работы с

кластером.

4.

Каждая группа отчитывается устно за проделанную работу. (Пункты вывода под

кластером). Можно своими словами, но выдерживая логику.

P. S. Во время заслушивания отчетов групп включать соответствующий слайд

экологической группе птиц, кроме хищных. Мы рассматриваем их в экологических группах

по типу питания.

Раздаточный материал каждой группе по описанию своей птицы для

работы с кластером (чтобы детям с противоположных мест не тянуться к

одному описанию, лучше их напечатать сразу штуки 3)

степная дрофа

1.Птицы лугов, степей, саванн много времени

проводят на земле. В связи с тем, что птицам

в этих условиях трудно укрываться от

хищников, чтобы во время их заметить и быть

незаметными, природа их наградила

сильными высокими ногами, длинной шеей,

покровительственной окраской.

ЗАДАНИЯ: 1.Определите, к какой

экологической группе

относится птица, впишите

название птицы в знак

кластера

2. Из текста выберите адаптации

(приспособления) птицы к этим местам

обитания и впишите их в знаки кластера

Серый гусь

2.Адаптивные черты птиц, такие, как

лодкообразное тело, плавательные

перепонки между пальцами на ногах,

оперение густое и плотное, хорошо

развитая копчиковая железа (обеспечивают

водоотталкивающие свойства перьевого

покрова), ныряние - позволили им занять

определенное место в водоемах.

ЗАДАНИЯ: 1.Определите, к какой

экологической группе относится

птица, впишите название птицы в

знак кластера

2. Из текста выберите адаптации (приспособления) к этим местам обитания и

впишите их в знаки кластера

Серая цапля

3.Чтобы птицам не увязнуть в

топких местах, у них голенастые

высокие ноги; длинные, широко

расставленные в стороны

пальцы, небольшие перепонки

между пальцами, длинная шея

.

ЗАДАНИЯ: 1.Определите, к какой экологической

группе относится птица, впишите

название птицы в знак кластера

2. Из текста выберите адаптации(приспособления) к этим местам обитания и

впишите их в знаки кластера

Глухарь

4.В эту экологическую группу входят разные

птицы, живущие в кронах деревьев, в

кустарниках и на земле. Те птицы, которые

обитают на земле, имеют сильные ноги с

крупными когтями для разрывания

поверхностного грунта в поисках пищи, сильный

клюв. У дятла свободные пальцы

противопоставлены друг другу с цепкими

коготками для охватывания веток и упругий

хвост, которым он опирается о ствол дерева

.

ЗАДАНИЯ: 1.Определите, к какой экологической группе

относится птица, впишите название птицы в знак кластера

2. Из текста выберите адаптации (приспособления) к этим местам обитания

и впишите их в знаки кластера

Серая ворона

5.В условиях культурных ландшафтов

живут наиболее знакомые всем птицы. К

ним в первую очередь принадлежат

воробьинообразные. Часто зимой образуют

шумные стаи возле населенных пунктов,

где хорошо ориентируются, кормятся на

свалках и помойках. Наиболее крупные из

них - это представители семейства

вороновых, у которых клюв сильный

конусообразный, ноздри прикрыты

щетинками, чтобы не попадал мелкий мусор, крылья широкие

.

ЗАДАНИЯ: 1.Определите, к какой экологической группе

относится птица, впишите название птицы в знак кластера

2. Из текста выберите адаптаци (приспособления) к этим местам обитания и

впишите их в знаки кластера

2 .Анализ презентации (5 минут) «Экологические группы птиц по местам

гнездования» (просматривают видеоматериал презентации) Работа 2 минуты.

На обратной стороне информационного листа задание №2 заполните первый столбик

таблицы, используя следующие термины: наземногнездящиеся , норники, кроногнёздные,

дуплогнездные, кустарниковые,

Зкологическая

группа

Место гнездования

птицы строят свои гнёзда в кроне деревьев (иволги, зяблики, вороны).

1.

птицы располагают свои гнёзда около кустов или в самих кустах (крапивник,

малиновка).

2.

располагают свои гнезда прямо на земле (жаворонки, коньки, овсянки,

кулики, утки, гуси).

птицы ищут укромные места в дуплах (дятлы, синицы, пищухи, мухоловки).

3.

береговые ласточки, щурки, зимородки обитают в норах

3.Работа над Развивающим каноном

Экологические группы птиц

по типу питания:

(работа на обратной стороне информационного листа

«Развивающий канон» (задания логически поисковые, требуется найти алгоритм

составления конструкции и установить скрытую логическую связь)

Объяснение задания.

«Развивающий канон»

Читаете в среднем столбике адаптации

птиц к способу добывания пищи. Стрелками (вправо или влево) показываете соответствие

адаптаций какой либо экологической группе

Экологическ

ие группы

Адаптации птиц к способу добывания пищи

Экологическ

ие группы

расти

тельн

оядн

ые

хищн

ые

всеяд

ные

насе

комо

ядны

е

1.

Небольшие по размеру птицы, шустрые, с тонкими

заостренными или широко раскрывающимися

клювами (кукушки, ласточки, малиновки, скворцы,

соловьи, дятлы)

2.

Имеют

мощный

клюв

благодаря

которому

могут

проламывать плотные оболочки плодов, острые загнутые

концы клюва помогают ми вытаскивать семена из шишек

различных

деревьев.

(куриные,

попугаи,

клесты,

дубоносы)

3.

У

них

сильные

ноги

с

мощными

загнутыми

когтями,

благодаря

которым

они

схватывают

добычу,

сильный

крючковидный клюв, планирующий полет у дневных птиц

и

бесшумный

полет

у

ночных

птиц

из-за

мягкого

оперения, отличное зрение и слух. (ястреб, пустельга,

сипуха, сыч).

У

птиц

падальщиков

высокая

приспособленность

к

дальним

перелетам,

в о

в р е м я

к о т о р ы х

о н и

и

разыскивают

трупы

крупных

животных. Голая

шея

не

позволяет

скапливаться

на

ней

остаткам

пищи.,

отравление при поедании падали у них не происходит, так

как.

желудок

этих

птиц

вырабатывает

вещество,

нейтрализующее трупный яд (гриф,, белоголовый сип,)

4.

Имеют конусовидный клюв, который помогает им питаться

различными видами пищи (сорока, ворона, галка)

Если

какая-то

группа

заканчивает

работу

раньше других по основному материалу, то

им можно выдать задания на установление

соответствия рисунков формы клюва и ног

птиц с их описанием. Дети с удовольствием

обсуждают

данный

материал

в

группах.

Параллельно

идет

закрепление

материала

( п р и м е н е н и е

в

н о в о й

с и т у а ц и и )

и

промежуточный контроль.

IV. Подводим итог урока

Закрепление

1

-

в

виде

вопроса

(возвращение к цели)

? Почему

к

теме

нашего

урока

был

взят

эпиграф «Здесь мало увидеть, здесь нужно

всмотреться» (дают обоснованные ответы)

На

полях

информационного

листа

с

кластером дети пишут список своей группы

для того, чтобы проверить и оценить работу

всех детей.

Промежуточный контроль и закрепление (2)

в форме установления соответствия рисунков и их описанием

«Чьи это головы»

По форме клюва догадайтесь, кто здесь кто?

Найдите соответствие между буквами с описанием и цифрами рисунка и ответы занесите

в таблицу

А). Дятел выдалбливает из-под коры деревьев личинок насекомых

Б) .Клест извлекает семена из шишек

В). Певун ловит насекомых

Г) .Сокол разрывает мясо жертвы

Д) Ножеклюв летает низко над поверхностью воды, рассекая ее нижней челюстью, и

«зачерпывает» рыбу

Е) Фламинго отцеживает пищу из придонной воды озер и болот

Ж) .Дубонос раскалывает семечки и орешки

З). Змеешейка прокалывает рыбу острым клювом

И). Вальдшнеп ищет корм в мягкой земле

К) Тукан поедает плоды тропических деревьев

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

«Чьи это ноги»

По рисункам определите, кто из птиц

имеет такие ноги? Найдите соответствие между описанием (буквы) и рисунками (цифры)

A.

Орел имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу.

Б. У дятла два пальца расположены впереди на ноге и два — позади, это помогает ему

держаться на стволе дерева.

B.

Фазан ( разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами.

Г. Лысуха имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить по плавающим водным

растениям не проваливаясь.

Д. Африканский страус при ходьбе опирается на два пальца, он может даже бегать со

скоростью более 50 км/ч.

Е. Цапля бродит по воде, ее вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему

она не проваливается в ил.

Ж. Ноги куропаток покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нем.

З. Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании.

И. У птиц, садящихся на деревья, например у воробья пальцы приспособлены к

обхватыванию веток.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

V

Рефлексивно – оценочный этап (слайд презентации по рефлексии).

Прочитайте высказывания и определите для себя, какое чувство осталось у вас после этого

урока. Поставьте цифру высказывания над своей фамилией в информационном листе.

1.

Урок полезен, все понятно

2.

.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.

Еще придется потрудиться.

4.

Да, трудно всё-таки учиться!

V Домашнее задание:

Изучить текст учебника §49

Найти интересную информацию о птице, название которой у вас на табличках в

группе.

Прочитать рассказ писателя В. Бианки «Сумасшедшая птица» для обсуждения на

следующем уроке.

Используемая литература:

1.

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология 7 класс

2.

Н.Л. Галеева «Сто способов формирования учебного успеха на уроках биологии»

Москва 2016

3.

Информация с курсов ЦПКРО г. Кирова «Урок в рамках ФГОС» под руководством И.А.

Акперовой

4.

Интернет сайты. (фото птиц, приспособления птиц и т.д.)



В раздел образования