Напоминание

Повышение развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы


Автор: Селиванова Светлана Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 97
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Повышение развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Повышение развития коммуникативных навыков учащихся на уроках

русского языка и литературы

Для современного этапа обучения русскому языку и литературе характерна комму-

никативная направленность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдви -

гается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Следует отметить, что у детей слабо сформированы коммуникативные навыки.

Они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые вы-

воды или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старают-

ся заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. при-

митивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самосто-

ятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допус-

кают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми

средствами в различных ситуациях общения я считаю главной задачей.

Эта задача очень актуальна. На уроках русского языка и литературы я сталкива-

юсь с низким уровнем мотивации к овладению и пользованию коммуникативными навы-

ками обучающихся, вследствие чего возникают проблемы межличностного сотрудниче -

ства на уроке, во внеурочной деятельности.

Чтобы решить проблему повышения уровня мотивации к развитию коммуника-

тивных навыков, на мой взгляд, необходимо:

использовать на уроках и во внеурочной деятельности современные технологии,

направленные на развитие коммуникативной компетенции обучающихся (коммуникатив-

ное обучение, ИКТ, игровое обучение и др.);

формировать мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми

средствами путем систематического использования всех форм учебного диалога; докладов

и сообщений; ролевых и деловых игр; учебных исследований и учебных проектов; обсу-

ждений, дискуссий, диспутов; упражнений психологического тренинга общения; выступ-

ление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в каче -

стве оппонентов; телекоммуникационных проектов, предполагающих составление текстов

для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также полу-

чение и чтение соответствующих сообщений и др.

Сформировать коммуникативные УУД и повысить уровень мотивации к овладе-

нию и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях обще-

ния позволяет использование на уроках технологии продуктивного чтения.

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой

трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения

детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с

текстом на уроках:

I этап. Работа с текстом до чтения.

На этом этапе необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они осознали

необходимость обращения к тексту художественного произведения.

В среднем звене на основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети вы-

сказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности собы-

тий.

В старших классах на первом этапе можно предложить обучающимся статьи кри-

тиков о произведении, причем эти отзывы должны быть противоречивыми. Разный подход

к трактовке образа главного героя вызывает интерес у детей и заставляет их обратиться к

тексту произведения.

Также на данном этапе проводится знакомство с биографией писателя.

В среднем звене обращаю внимание на факты биографии, необходимые для пони-

мания изучаемого произведения. Это можно сделать с помощью опережающих индивиду-

альных заданий, предполагающих исследовательскую и проектную деятельность обучаю-

щихся. Например, подготовить вопросы для викторины «На родине М.Ю. Лермонтова» (6

класс), подготовить презентацию «Л.Н. Толстой и Ясная Поляна» (8 класс) и др.

В старших классах, работая с биографией писателя, важно составить у обучаю-

щихся целостное представление о его личности . В этом хорошо помогают учебные филь -

мы, заочные и очные экскурсии на родину мастеров художественного слова.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель анализа текста на этом этапе – создание его читательской интерпретации и,

главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 –6-м классах речь идёт о

собственно анализе. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родовой и жанровой спе -

цифике, в 9-11-м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего

историко-литературного процесса.

На данном этапе я считаю обязательным составление цитатных планов, цитатных

таблиц и характеристик героев, так как это помогает глубже проникнуть в художествен -

ную ткань произведения. Например, можно составлять цитатный план при изучении лю-

бого произведения. Также на данном этапе работы я использую фрагменты экранизаций

художественных произведений, предлагаю ученикам сравнить художественный текст и его

режиссерскую трактовку, выявить сходства и отличия, высказать и аргументировать свое

мнение по поводу экранизации.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка чи-

тательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной

мысли.

Важную роль на данном этапе играет концептуальная (смысловая) беседа по тек-

сту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей

на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

Для беседы можно использовать различные типы вопросов:

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить,

воспроизвести некую информацию.

Уточняющие

вопросы. Обычно

начинаются

со

слов: То

есть

ты

говоришь,

что...?, Если я правильно понял, то...? (для предоставления собеседнику обратной связи).

Объясняющие

вопросы. Обычно

начинаются

со

слова почему? (направлены

на

установление причинно-следственных связей).

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть

элементы

условности,

предположения,

фантазии,

прогноза: Что

бы

изменилось,

если

бы...?, Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных

событий, явлений, фактов: Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отли-

чается от другого?

Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией

и практикой: Как бы вы поступили на месте героя?

Еще одним эффективным приемом является коллективное обсуждение прочитан-

ного, дискуссия. В процессе обсуждения происходит выявление и формулирование основ -

ной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

На данном этапе нельзя обойтись без выполнения творческих заданий. Я предла-

гаю обучающимся творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской

деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

формы). Например, проиллюстрировать сказки А.С.Пушкина(5 кл.), подготовить вариан-

ты оформления обложки книги и др.

Эффективным способом повышения мотивации обучающихся является использо-

вание игровых заданий, например, инсценировка эпизодов произведений, урок-путеше-

ствие, урок-ролевая или деловая игра и др.

В своей работе я использую задания, связанные с написанием собственных тек-

стов. Например, в старших классах написать письмо Печорину, Онегину, Базарову, Рас-

кольникову и т.д., сочинить стихотворение, басню, былину и др.

Важной частью работы по повышению мотивации обучающихся является прове-

дение читательских конференций и семинаров. В старших классах такая форма работы

позволяет обратиться к произведениям, которые из-за недостатка учебных часов остаются

за рамками школьной программы. Например, конференции «Русская литература на совре-

менном этапе развития» (11 кл.) и др. Обучающиеся обогащают свой читательский опыт,

знакомятся с опытом одноклассников и обращаются к произведениям, которые они реко-

мендуют для чтения.

В старших классах большую роль в развитии речевых УУД и повышении мотива-

ции обучающихся играет научно-исследовательская деятельность.

Элементами предметной среды, помогающими в применении данной технологии,

являются доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер учителя

Сегодня выпускник школы должен обладать навыками поиска, оценки, структури-

рования информации, умением работать в группе, способностью выявлять проблемы, на-

ходить пути их решения, применять на практике полученные знания. Эти требования нахо-

дят отражение во ФГОС ООО, определяющем систему планируемых результатов освоения

основной образовательной программы основного общего образования, которая включает

личностные, метапредметные и предметные результаты.

Одним из наиболее важных навыков, приобретаемых школьниками в процессе обу-

чения, на мой взгляд, является навык смыслового чтения – вида чтения, предполагающего

адекватное понимание и интерпретацию текста с целью эффективного использования ин-

формации для ее последующего применения в собственной деятельности.

Навык чтения

по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и

многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных задач, как пони -

мание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль,

восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое

другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы , как восприятие, узнавание, пони -

мание, осмысление, рефлексия и др. поэтому овладение навыком чтения играет большую

роль в развитии коммуникативных УУД и повышении уровня мотивации к овладению и

пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Технология продуктивного чтения эффективна тем, что применяется на уроках и

во внеурочной деятельности, позволяет использовать широкий спектр методов и приемов,

элементов других технологий, способствующих формированию различных УУД у обучаю-

щихся. Она носит межпредметный характер, поскольку смысловое чтение является мета -

предметным результатом освоения школьниками основной образовательной программы

основного общего образования.

На уроках по другим предметам можно использовать:

этапы работы с текстом;

концептуальную беседу;

различные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее и др.);

элементы предметной среды.

Результаты применения предложенного решения:

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, про-

смотровое, поисковое и др.);

свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-

делового стилей, понимание их специфики;

владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения

собеседника, признавать право на иное мнение);

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказа-

тельства (в том числе от противного);

адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослу-

шанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие

базы данных.



В раздел образования