Автор: Селиванова Светлана Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 97
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Повышение развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Повышение развития коммуникативных навыков учащихся на уроках
русского языка и литературы
Для современного этапа обучения русскому языку и литературе характерна комму-
никативная направленность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдви -
гается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.
Следует отметить, что у детей слабо сформированы коммуникативные навыки.
Они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые вы-
воды или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старают-
ся заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. при-
митивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самосто-
ятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допус-
кают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми
средствами в различных ситуациях общения я считаю главной задачей.
Эта задача очень актуальна. На уроках русского языка и литературы я сталкива-
юсь с низким уровнем мотивации к овладению и пользованию коммуникативными навы-
ками обучающихся, вследствие чего возникают проблемы межличностного сотрудниче -
ства на уроке, во внеурочной деятельности.
Чтобы решить проблему повышения уровня мотивации к развитию коммуника-
тивных навыков, на мой взгляд, необходимо:
использовать на уроках и во внеурочной деятельности современные технологии,
направленные на развитие коммуникативной компетенции обучающихся (коммуникатив-
ное обучение, ИКТ, игровое обучение и др.);
формировать мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми
средствами путем систематического использования всех форм учебного диалога; докладов
и сообщений; ролевых и деловых игр; учебных исследований и учебных проектов; обсу-
ждений, дискуссий, диспутов; упражнений психологического тренинга общения; выступ-
ление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в каче -
стве оппонентов; телекоммуникационных проектов, предполагающих составление текстов
для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также полу-
чение и чтение соответствующих сообщений и др.
Сформировать коммуникативные УУД и повысить уровень мотивации к овладе-
нию и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях обще-
ния позволяет использование на уроках технологии продуктивного чтения.
Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой
трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения
детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с
текстом на уроках:
I этап. Работа с текстом до чтения.
На этом этапе необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они осознали
необходимость обращения к тексту художественного произведения.
В среднем звене на основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети вы-
сказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности собы-
тий.
В старших классах на первом этапе можно предложить обучающимся статьи кри-
тиков о произведении, причем эти отзывы должны быть противоречивыми. Разный подход
к трактовке образа главного героя вызывает интерес у детей и заставляет их обратиться к
тексту произведения.
Также на данном этапе проводится знакомство с биографией писателя.
В среднем звене обращаю внимание на факты биографии, необходимые для пони-
мания изучаемого произведения. Это можно сделать с помощью опережающих индивиду-
альных заданий, предполагающих исследовательскую и проектную деятельность обучаю-
щихся. Например, подготовить вопросы для викторины «На родине М.Ю. Лермонтова» (6
класс), подготовить презентацию «Л.Н. Толстой и Ясная Поляна» (8 класс) и др.
В старших классах, работая с биографией писателя, важно составить у обучаю-
щихся целостное представление о его личности . В этом хорошо помогают учебные филь -
мы, заочные и очные экскурсии на родину мастеров художественного слова.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель анализа текста на этом этапе – создание его читательской интерпретации и,
главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 –6-м классах речь идёт о
собственно анализе. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родовой и жанровой спе -
цифике, в 9-11-м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего
историко-литературного процесса.
На данном этапе я считаю обязательным составление цитатных планов, цитатных
таблиц и характеристик героев, так как это помогает глубже проникнуть в художествен -
ную ткань произведения. Например, можно составлять цитатный план при изучении лю-
бого произведения. Также на данном этапе работы я использую фрагменты экранизаций
художественных произведений, предлагаю ученикам сравнить художественный текст и его
режиссерскую трактовку, выявить сходства и отличия, высказать и аргументировать свое
мнение по поводу экранизации.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка чи-
тательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной
мысли.
Важную роль на данном этапе играет концептуальная (смысловая) беседа по тек-
сту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей
на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.
Для беседы можно использовать различные типы вопросов:
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить,
воспроизвести некую информацию.
Уточняющие
вопросы. Обычно
начинаются
со
слов: То
есть
ты
говоришь,
что...?, Если я правильно понял, то...? (для предоставления собеседнику обратной связи).
Объясняющие
вопросы. Обычно
начинаются
со
слова почему? (направлены
на
установление причинно-следственных связей).
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть
элементы
условности,
предположения,
фантазии,
прогноза: Что
бы
изменилось,
если
бы...?, Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных
событий, явлений, фактов: Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отли-
чается от другого?
Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией
и практикой: Как бы вы поступили на месте героя?
Еще одним эффективным приемом является коллективное обсуждение прочитан-
ного, дискуссия. В процессе обсуждения происходит выявление и формулирование основ -
ной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
На данном этапе нельзя обойтись без выполнения творческих заданий. Я предла-
гаю обучающимся творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской
деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
формы). Например, проиллюстрировать сказки А.С.Пушкина(5 кл.), подготовить вариан-
ты оформления обложки книги и др.
Эффективным способом повышения мотивации обучающихся является использо-
вание игровых заданий, например, инсценировка эпизодов произведений, урок-путеше-
ствие, урок-ролевая или деловая игра и др.
В своей работе я использую задания, связанные с написанием собственных тек-
стов. Например, в старших классах написать письмо Печорину, Онегину, Базарову, Рас-
кольникову и т.д., сочинить стихотворение, басню, былину и др.
Важной частью работы по повышению мотивации обучающихся является прове-
дение читательских конференций и семинаров. В старших классах такая форма работы
позволяет обратиться к произведениям, которые из-за недостатка учебных часов остаются
за рамками школьной программы. Например, конференции «Русская литература на совре-
менном этапе развития» (11 кл.) и др. Обучающиеся обогащают свой читательский опыт,
знакомятся с опытом одноклассников и обращаются к произведениям, которые они реко-
мендуют для чтения.
В старших классах большую роль в развитии речевых УУД и повышении мотива-
ции обучающихся играет научно-исследовательская деятельность.
Элементами предметной среды, помогающими в применении данной технологии,
являются доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер учителя
Сегодня выпускник школы должен обладать навыками поиска, оценки, структури-
рования информации, умением работать в группе, способностью выявлять проблемы, на-
ходить пути их решения, применять на практике полученные знания. Эти требования нахо-
дят отражение во ФГОС ООО, определяющем систему планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования, которая включает
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Одним из наиболее важных навыков, приобретаемых школьниками в процессе обу-
чения, на мой взгляд, является навык смыслового чтения – вида чтения, предполагающего
адекватное понимание и интерпретацию текста с целью эффективного использования ин-
формации для ее последующего применения в собственной деятельности.
Навык чтения
по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и
многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных задач, как пони -
мание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль,
восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое
другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы , как восприятие, узнавание, пони -
мание, осмысление, рефлексия и др. поэтому овладение навыком чтения играет большую
роль в развитии коммуникативных УУД и повышении уровня мотивации к овладению и
пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.
Технология продуктивного чтения эффективна тем, что применяется на уроках и
во внеурочной деятельности, позволяет использовать широкий спектр методов и приемов,
элементов других технологий, способствующих формированию различных УУД у обучаю-
щихся. Она носит межпредметный характер, поскольку смысловое чтение является мета -
предметным результатом освоения школьниками основной образовательной программы
основного общего образования.
На уроках по другим предметам можно использовать:
этапы работы с текстом;
концептуальную беседу;
различные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее и др.);
элементы предметной среды.
Результаты применения предложенного решения:
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, про-
смотровое, поисковое и др.);
свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-
делового стилей, понимание их специфики;
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение);
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказа-
тельства (в том числе от противного);
адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослу-
шанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие
базы данных.