Из опыта работы воспитателя детского дома по реализации программы духовно-нравственного воспитания
Автор: Шкурова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: КОУ "Детский дом № 4" Населённый пункт: Омск Наименование материала: доклад Тема: Из опыта работы воспитателя детского дома по реализации программы духовно-нравственного воспитания Раздел: среднее профессиональное
Шкурова И.А., Казённое образовательное учреждение Министерства
образования Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей «Детский дом № 4»
Из опыта работы воспитателя детского дома по реализации программы
духовно-нравственного воспитания
Православная церковь, имея идеальные представления о предназначении
человека, его борьбе
с собственными искушениями и греховностью, много
веков даёт нам те нравственные ориентиры, которые российский народ, в своей
массе, поддерживает и осознанно стремится им следовать. Однако, у юных
россиян ещё недостаточно сформированы
те нравственные качества, столь
необходимые нашему обществу.
Молодёжь, а особенно подростки, в силу своего возраста и отсутствия
необходимого
жизненного
опыта,
стремятся
к
протестным
действиям
и
к
поклонению (под воздействиям медиа - индустрии) всему чужеродному, не
присущему нашему менталитету.
Недавний пример: скандальный случай с панк – молебном в главном
православном
храме
страны
–
тому
свидетельство.
В
СМИ
постоянно
циркулирует
информация
о
вступлении
молодых
(девушек
и
юношей)
с
русскими именами – фамилиями в экстремистко – исламские организации; где
готовят террористов, чьи действия угрожают жизням россиян.
Эти случаи доказывают тот факт, что идёт информационная война. И не
на физическое устранение, а за души наших детей. Агрессивная пропаганда
против добра
уже приносит свои горькие плоды в виде
свершившихся
терактов. Все понимают, что наши дети – лёгкая добыча для экстремистов и
радикалов . Это всё – следствие отсутствия пристального внимания к чаяниям
молодёжи со стороны взрослых членов общества.
Только Церковь давно говорит о проблемах будущих поколений. Ни раз,
от разу, как депутаты и государственные служащие, а постоянно.
Третий год я работаю по своей Программе «Знание основ православной
культуры – путь к формированию национального самосознания». Программа
имеет
годовой
цикл.
Её
продолжительность
–
36
часов.
Рассчитана
на
воспитанников в возрасте от 12 до 17 лет.
Каждую осень, после очередного выпуска детей из стен детского дома, я
подытоживаю
результаты
от
реализации
Программы
и
провожу
её
корректировку, с учётом появления «подросших птенцов».
Основная цель создания Программы духовно- нравственного воспитания
как раз и направлена на развитие диалога между педагогом,
подготовленным
именно
к такому виду общения, и подростком, ищущим ответы
на свои
животрепещущие вопросы. Например, такие (из моего опыта):
-Почему
идёт
национальная
вражда,
ведь
все
мы
–
граждане
одной
страны?
- Зачем учиться, если можно
жить безбедно и безболезненно дальше,
продав, к примеру, почку?
- Почему нельзя гулять после 22-х часов и всю ночь, если в Москве, как
показывает ТВ, народ ночами только и радуется жизни?
- Почему нельзя выбросить младенца, если никто не узнает?
А если
узнает, то всё равно лишат родителя прав, а ребёнок станет жить в детском
доме?
- Почему те, кто много работает, получают небольшие деньги, и зачем
высшее образование, если учителя, к примеру, имея
его, получают всего 12
тысяч?
И много – много других вопросов ищут свои ответы. При этом, как
известно, детям нельзя лгать. Но если воспитанникам не говорить, что только
Церковь,
в
данный
исторический
момент,
оплот
нравственности
и
единственный ориентир, что, же говорить? Порою, взрослые, и если даже они
- педагоги, сами дезориентированы в реалиях жизни.
Отсутствие
идеологии,
национальной
идеи,
всё
больше
заботит
(в
кавычках) нашу оппозиционную интеллигенцию и чиновников, и всё больше
(
без
кавычек),
раздражает
простой
народ.
Далее
разговоров
–
дело
не
движется.
Моя роль воспитателя, старшего товарища и советчика « государевым»
детям, даёт мне права и полномочия
оказывать им социальную поддержку,
указывая (имея, конечно, собственные представления и свои идеологические
ориентиры). Сколько же сил, энергии и убеждений необходимо иметь в своём
арсенале педагогу детского дома, одному Богу ведомо…
Приходится часто работать (идеологически) в противовес влиянию СМИ,
пропаганде и прочему.
Конечно,
есть
и
у
нас
воскресная
школа,
приходят
и
волонтёры
от
различных общественных организаций патриотического толка. Но они ведут
узко – направленную деятельность (часто суженную до фото - отчета
от
встречи с детьми): верующие – ведут в храм, патриоты – на митинг, а сама
молодёжь (сужу от увиденного) – в оба направления не стремится, а отходит в
сторону, попивая пиво…
Я,
как
педагог
такого
специфического
учреждения,
как
детский
дом,
понимаю свою деятельность по просвещению подростков, в контексте общей
культуры народа, и его духовной составляющей, но не разговорами уровня
«хорошо» и «плохо», а примерами из сегодняшней жизни, из нашей славной
истории.
Как это выглядит на практике?
В
прошлом
году,
посвящённом
200-летию
победы
русского
народа
в
Отечественной
Войне
1812
года,
мои
воспитанники
сочинили
речёвку
«Сибирякам – Героям 12-года!», отправив её для участия в конкурсе «Алые
паруса», за что получили свидетельство о публикации на образовательном
сайте. В этом году мы с детьми впервые (для всех нас!) попробовали себя в
научно-исследовательской деятельности, приняв участие в областном конкурсе
«Говорящие
святыни»,
посвящённом
700-летию
со
дня
рождения
Сергия
Радонежского. Наша работа «Сергий Радонежский – покровитель православных
учащихся. Молитва русскому святому» участвовала в номинации «Пример для
подражания» и получила Диплом 1-й степени, а трое детей моей группы стали
дипломантами и получили ценный подарок.
На каникулах мы с детьми проводим открытое занятие «Путешествие в
Древнерусское искусство. Иконы и иконописцы». Я приготовила презентацию
воспитательского часа, мои дети – всё остальное (кроссворды, экскурсионный
обзор и прочее).
Таким
образом,
я
считаю,
что
только
совместные
усилия
по
поиску
нравственных идеалов в нашей
истории и реальной жизни, имеют смысл.
Показать
детям,
КТО
и
КАК
смог
устоять
перед
собственным
страхом,
преодолев дурную наследственность, либо слабое здоровье, сохранил Душу
свою и состоялся, как Человек - активным членом общества.
Мы говорим и о современных героях России. Например, о выпускнике
Омского
общевойскового
училища
(теперь
–
вновь
именуется
–
кадетский
корпус) – майоре Денисе Ветчинове, который в военном конфликте России и
Грузии в 2008 году - спас жизни более десяти журналистам, имея восемь (!)
ранений,
одно
из
которых
–
в
голову,
погибая,
защищал
своих
соотечественников. Настоящий русский витязь и герой современной истории.
Вот на таких примерах: милосердия, силы духа, стойкости характера и
самоотверженного служения Отчизне, я и стараюсь воспитывать своих детей.
Если у домашних детей – есть родители, то здесь всё иначе. Кто, если не я? От
кого ещё дети узнают, что и в современном мире тоже есть место подвигу?
За период реализации моей Программы, могу с уверенностью сказать, что
она
не
утратила
свою
актуальность.
Мои
подростки
чаще
и
легче
стали
обращаться
с определёнными
понятиями, связанными
с формулировкой
нравственных и духовных ценностей народов России. Я радуюсь, когда дети
задают вопросы. А ответы мы ищем не через «поисковик» интернета, а из
«Российской газеты» (рубрика Марии Городовой) и из истории Православной
Церкви, изучая жития христианских святых, чтимых народом.
Моя Программа имеет культурологический, а не богословский аспект,
следуя ей, я следую принципу « от простого к сложному». От обсуждения, к
примеру, фильмов белорусского производства «Притчи» до понимания Миссии
(предназначения) Человека на Земле – через всеобъемлющий образ Сына Божия
– Иисуса Христа.
Если чётко означить путь, имея цель и сроки, то легко двигаться самой,
увлекая моих подопечных, лишь указав направление …