Напоминание

Из опыта работы воспитателя детского дома по реализации программы духовно-нравственного воспитания


Автор: Шкурова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Детский дом № 4"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: доклад
Тема: Из опыта работы воспитателя детского дома по реализации программы духовно-нравственного воспитания
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Шкурова И.А., Казённое образовательное учреждение Министерства

образования Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей «Детский дом № 4»

Из опыта работы воспитателя детского дома по реализации программы

духовно-нравственного воспитания
Православная церковь, имея идеальные представления о предназначении человека, его борьбе с собственными искушениями и греховностью, много веков даёт нам те нравственные ориентиры, которые российский народ, в своей массе, поддерживает и осознанно стремится им следовать. Однако, у юных россиян ещё недостаточно сформированы те нравственные качества, столь необходимые нашему обществу. Молодёжь, а особенно подростки, в силу своего возраста и отсутствия необходимого жизненного опыта, стремятся к протестным действиям и к поклонению (под воздействиям медиа - индустрии) всему чужеродному, не присущему нашему менталитету. Недавний пример: скандальный случай с панк – молебном в главном православном храме страны – тому свидетельство. В СМИ постоянно циркулирует информация о вступлении молодых (девушек и юношей) с русскими именами – фамилиями в экстремистко – исламские организации; где готовят террористов, чьи действия угрожают жизням россиян. Эти случаи доказывают тот факт, что идёт информационная война. И не на физическое устранение, а за души наших детей. Агрессивная пропаганда против добра уже приносит свои горькие плоды в виде свершившихся терактов. Все понимают, что наши дети – лёгкая добыча для экстремистов и радикалов . Это всё – следствие отсутствия пристального внимания к чаяниям молодёжи со стороны взрослых членов общества. Только Церковь давно говорит о проблемах будущих поколений. Ни раз, от разу, как депутаты и государственные служащие, а постоянно.
Третий год я работаю по своей Программе «Знание основ православной культуры – путь к формированию национального самосознания». Программа имеет годовой цикл. Её продолжительность – 36 часов. Рассчитана на воспитанников в возрасте от 12 до 17 лет. Каждую осень, после очередного выпуска детей из стен детского дома, я подытоживаю результаты от реализации Программы и провожу её корректировку, с учётом появления «подросших птенцов». Основная цель создания Программы духовно- нравственного воспитания как раз и направлена на развитие диалога между педагогом, подготовленным именно к такому виду общения, и подростком, ищущим ответы на свои животрепещущие вопросы. Например, такие (из моего опыта): -Почему идёт национальная вражда, ведь все мы – граждане одной страны? - Зачем учиться, если можно жить безбедно и безболезненно дальше, продав, к примеру, почку? - Почему нельзя гулять после 22-х часов и всю ночь, если в Москве, как показывает ТВ, народ ночами только и радуется жизни? - Почему нельзя выбросить младенца, если никто не узнает? А если узнает, то всё равно лишат родителя прав, а ребёнок станет жить в детском доме? - Почему те, кто много работает, получают небольшие деньги, и зачем высшее образование, если учителя, к примеру, имея его, получают всего 12 тысяч? И много – много других вопросов ищут свои ответы. При этом, как известно, детям нельзя лгать. Но если воспитанникам не говорить, что только Церковь, в данный исторический момент, оплот нравственности и
единственный ориентир, что, же говорить? Порою, взрослые, и если даже они - педагоги, сами дезориентированы в реалиях жизни. Отсутствие идеологии, национальной идеи, всё больше заботит (в кавычках) нашу оппозиционную интеллигенцию и чиновников, и всё больше ( без кавычек), раздражает простой народ. Далее разговоров – дело не движется. Моя роль воспитателя, старшего товарища и советчика « государевым» детям, даёт мне права и полномочия оказывать им социальную поддержку, указывая (имея, конечно, собственные представления и свои идеологические ориентиры). Сколько же сил, энергии и убеждений необходимо иметь в своём арсенале педагогу детского дома, одному Богу ведомо… Приходится часто работать (идеологически) в противовес влиянию СМИ, пропаганде и прочему. Конечно, есть и у нас воскресная школа, приходят и волонтёры от различных общественных организаций патриотического толка. Но они ведут узко – направленную деятельность (часто суженную до фото - отчета от встречи с детьми): верующие – ведут в храм, патриоты – на митинг, а сама молодёжь (сужу от увиденного) – в оба направления не стремится, а отходит в сторону, попивая пиво… Я, как педагог такого специфического учреждения, как детский дом, понимаю свою деятельность по просвещению подростков, в контексте общей культуры народа, и его духовной составляющей, но не разговорами уровня «хорошо» и «плохо», а примерами из сегодняшней жизни, из нашей славной истории. Как это выглядит на практике? В прошлом году, посвящённом 200-летию победы русского народа в Отечественной Войне 1812 года, мои воспитанники сочинили речёвку
«Сибирякам – Героям 12-года!», отправив её для участия в конкурсе «Алые паруса», за что получили свидетельство о публикации на образовательном сайте. В этом году мы с детьми впервые (для всех нас!) попробовали себя в научно-исследовательской деятельности, приняв участие в областном конкурсе «Говорящие святыни», посвящённом 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. Наша работа «Сергий Радонежский – покровитель православных учащихся. Молитва русскому святому» участвовала в номинации «Пример для подражания» и получила Диплом 1-й степени, а трое детей моей группы стали дипломантами и получили ценный подарок. На каникулах мы с детьми проводим открытое занятие «Путешествие в Древнерусское искусство. Иконы и иконописцы». Я приготовила презентацию воспитательского часа, мои дети – всё остальное (кроссворды, экскурсионный обзор и прочее). Таким образом, я считаю, что только совместные усилия по поиску нравственных идеалов в нашей истории и реальной жизни, имеют смысл. Показать детям, КТО и КАК смог устоять перед собственным страхом, преодолев дурную наследственность, либо слабое здоровье, сохранил Душу свою и состоялся, как Человек - активным членом общества. Мы говорим и о современных героях России. Например, о выпускнике Омского общевойскового училища (теперь – вновь именуется – кадетский корпус) – майоре Денисе Ветчинове, который в военном конфликте России и Грузии в 2008 году - спас жизни более десяти журналистам, имея восемь (!) ранений, одно из которых – в голову, погибая, защищал своих соотечественников. Настоящий русский витязь и герой современной истории. Вот на таких примерах: милосердия, силы духа, стойкости характера и самоотверженного служения Отчизне, я и стараюсь воспитывать своих детей. Если у домашних детей – есть родители, то здесь всё иначе. Кто, если не я? От кого ещё дети узнают, что и в современном мире тоже есть место подвигу?
За период реализации моей Программы, могу с уверенностью сказать, что она не утратила свою актуальность. Мои подростки чаще и легче стали обращаться с определёнными понятиями, связанными с формулировкой нравственных и духовных ценностей народов России. Я радуюсь, когда дети задают вопросы. А ответы мы ищем не через «поисковик» интернета, а из «Российской газеты» (рубрика Марии Городовой) и из истории Православной Церкви, изучая жития христианских святых, чтимых народом. Моя Программа имеет культурологический, а не богословский аспект, следуя ей, я следую принципу « от простого к сложному». От обсуждения, к примеру, фильмов белорусского производства «Притчи» до понимания Миссии (предназначения) Человека на Земле – через всеобъемлющий образ Сына Божия – Иисуса Христа. Если чётко означить путь, имея цель и сроки, то легко двигаться самой, увлекая моих подопечных, лишь указав направление …


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники