Автор: Комарова Елена Николаевна
Должность: учитель информатики и технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Юмагузино Кугарчинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Мастер – класс по информатике
Тема: "Методы и приёмы организации работы обучающихся на уроках информатики"
Раздел: полное образование
Мастер класс
по информатике «Обмен опытом»
Союз трех фундаментальных учебных
дисциплин — языка, математики и
информатики — образует нераздельную
основу современного образования.
А.П. Ершов
Проблема, над которой я работаю «Реализация интегрирующей функции предмета
информатика средствами инновационных методов обучения».
Одним из инновационных методов обучения является метод проектов, который
реализуется с использованием современных информационных технологий.
В условиях информационного общества, когда знания в мире стремительно устаревают,
необходимо не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать
самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических
задач.
Успешность обучения зависит от уровня владения умениями планировать, организовывать
и контролировать собственные учебные действия.
Сформированность рациональных умений приводит к решению учебно-познавательных
задач наиболее коротким и экономным путем, а это способствует положительной мотивации
учащихся,
а
она
в
свою
очередь
благотворно
влияет
на
приобретение
учащимися
высоко
развитых умений учиться.
Опыт
применения
метода
проектов
обеспечивает
индивидуализацию
обучения,
создание
положительной
мотивации,
активизацию
познавательной
деятельности,
стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия.
Работа над проектом включает определенные этапы выполнения, которые стоит четко
спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
Применение данного метода дает стабильно высокие результаты обучения учащихся по
предмету информационно – коммуникационные технологии и интегрируемым предметам.
Повышен интерес учащихся к предметам, сформирована положительная мотивация
обучения, в работе осознанно осуществляются межпредметные связи.
Учащиеся с интересом выполняют учебные и учебно-воспитательные проекты, участвуют
в различных конкурсах, конференциях, выставках, где занимают призовые места.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят
вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально
развитой личности.
В новом мире методики традиционной системы образования, делающие акцент на
запоминание и репродуктивную деятельность более не эффективны.
Выпускник XXI века должен уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы
информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в
любой предметной области.
Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты
интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины,
не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других
предметах.
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное
внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо
подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях.
В сложившейся ситуации интеграция информатики и информационных технологий с
другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Интеграция
является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического
обогащения педагога и повышения качества обучения.
В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения,
но также средством и рабочей средой обучения.
Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления
об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.
Реализация интегрирующей функции предмета информатика проходит в следующих
направлениях: через проведение интегрированных уроков, использование межпредметных связей
на различных этапах урока, отработки навыков и умений работы с большими потоками
информации, в том числе поиск, обработка, хранение информации.
Интеграция достигается использованием проектной технологии.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще
в начале прошлого столетия в США. Его называли методом проблемы. Основатель метода
американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе,
через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях,
которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из
реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. И тогда проблема устанавливает цель мысли, а
цель контролирует процесс мышления.
Основным тезисом современного понимания метода проектов стали слова: «Все, что
я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».
В основу метода проектов положена идея - направленность на результаты.
Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы.
В моей педагогической деятельности метод проектов нашел широкое
распространение и приобрел большую популярность в силу сочетания теоретических знаний и
их практического применения для решения конкретных проблем окружающей
действительности.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из
носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности
своих учеников. При этом изменяется психологический климат в классе, приоритетной
становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
В образовательной деятельности я стремлюсь реализовать интегрирующую функцию
предмета средствами новых информационных и педагогических технологий, исходя из того, что
предмет информатика является одним из основополагающих.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель – предметник должен развивать
логическое мышление учащихся. При этом особое внимание уделяется развитию таких
логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Свои уроки я начинаю с логических разминок.
В начальной школе:
графические диктанты;
развивающие игры на внимание;
упражнения на тренировку памяти и установления логических связей
между понятиями.
В средней и старшей школе: логические разминки проходят в форме
работы с ребусами,
решения логических задач,
мозгового штурма.
На следующем этапе урока я использую видеоматериал или компьютерную
интерактивную презентацию с помощью, которой проводится объяснение нового материала, что
позволяет активизировать внимание учащихся, а используемые интерактивные элементы
помогают осуществить проверку усвоения учебного материала.
Компьютерная презентация сопровождает и поясняет объяснения учителя. Использование
презентации делает рассказ учителя более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение
позволяет учащимся воспринимать информацию не только на слух, но и визуально, когда
понимание достигается не только посредством устного слова, но и зрительного образа. Такое
использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий
эффект.
Практическая работа выполняется в форме интегрированного мини – проекта,
индивидуально или малыми группами по два человека.
При организации проектной деятельности со школьниками я руководствуюсь
особенностями развития ребенка. Первые творческие работы учащиеся выполняют
индивидуально, так как на этом этапе в центре внимания ученика находится он сам.
В процессе обучения зона внимания ученика расширяется, он начинает соотносить себя с
окружающими. Теперь ребенок может работать как индивидуально над проектом, так и в
небольшой группе, как правило, в парах.
На следующем этапе, когда возрастает внимание к окружающему коллективу, можно
организовать выполнение коллективного проекта. Уровень познавательного интереса учащихся
возрастает при выполнении интегрированной практической работы.
Работа над проектом, который предполагает наличие межпредметных связей,
способствует воссоздания целостной картины мира у каждого участника проекта.
Навыки работы с информацией необходимы учащимся в каждой предметной области. Они
помогают найти логические связи между изучаемыми объектами, быстро и легко найти
информацию об объекте.
В 5-7 классах обучение организовано по программе Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ».
Сам курс предполагает проведение проектной и исследовательской деятельности, практические
работы ориентированы на межпредметные связи.
В 5-7 классе учащиеся, изучая, предмет информатика, приобретают необходимые навыки
работы с информацией.
Основная задача, которую я стараюсь решить на этом этапе – доказать подопечным
важную роль информации в жизни современного успешного человека.
Максимального результата можно добиться, используя метод проектов при организации
урока.
Чтобы показать великую силу информации, в 5 классе мои ученики выполняют
индивидуальную творческую работу «Сказка об информации», продуктом которой является
сборник произведений учащихся. Чтобы качественно выполнить работу над проектом, учащиеся
должны владеть знаниями не только информатики, но и смежных дисциплин – русский язык,
литература, изобразительное искусство.
При изучении в 6 классе темы «Классификация» я предлагаю учащимся задания на
составление классификационных схем с использованием знаний из других предметных областей
- русский язык, математика, биология, история, география и другие.
Данный вид работы мотивирует учащихся на активные действия и способствует
наилучшему усвоению программного материала по интегрируемым предметам.
Особый интерес у обучаемых вызывают мультимедийные проекты. Повышенное влечение
к сети Интернет необходимо использовать для повышения качества обучения.
Ребята, с удовольствием работая в сети, не только добывают информацию, но и
обрабатывают ее совместно в интерактивном режиме, коллективно оформляя результаты.
Курс 8-9 класса ориентирован на изучение возможности использования компьютера в
различных предметных областях. Здесь межпредметная связь наиболее тесная.
Особое внимание необходимо обратить на интегрируемые предметы.
В старших классах внедрена работа над дипломным проектом.
Одна из основных задач, стоящих перед современным образованием – подготовка
выпускника к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной
среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных
информационных технологий обучения.
Для решения задачи в старшей школе организована работа учащихся над рефератом,
оформленным по ГОСТу.
Цель такой работы - создание условий для индивидуальной образовательной активности
школьников в процессе, становления их способности к самоопределению, самоорганизации,
осмысления жизненных перспектив.
Время работы над рефератом 3-4 месяца. Это проект долговременный.
Практикуются так же проекты по заказам. Например, к нам обратились работники
детского сада, т.к им нужно было отправить на конкурс видеоматериал о проведённом
мероприятии. Мы с ребятами смонтировали фильмы.
Выполняют ребята и заказы учителей.
Итоговый контроль проводится в форме научно – практической конференции.
Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с
различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по
различным предметам.
Преимущества такой работы неоспоримы:
1.
Межпредметная связь, присутствующая в каждом проекте показывает единство
процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть
взаимозависимость различных наук.
2.
Выполнение проекта способствует повышению мотивации учения,
формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и
рассмотрению явления с нескольких сторон.
3.
Тройственный союз учитель информатики – ученик – учитель предметник
способствует развитию коммуникативных навыков делового общения.
4.
Работа над проектом оказывает положительное влияние на выбор будущей
профессии.
5.
Данный вид деятельности готовит плавный переход учащихся к вузовской
системе обучения.
6.
Выполненные проекты составляют основу школьной медиатеки и готовы к
применению на уроках.
Контроль за усвоением знаний осуществляю с использованием новых информационных
технологий:
Тестовые задания создаю, используя среду MyTest
Для удобства работы установлена программа iTALK
Метод проектов - один из составляющих воспитательной системы.
Сегодня
многие
говорят
о
пагубном
влиянии
компьютерных
технологий
на
хрупкое
сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и
доклады, дают рекомендации.
Да, я согласна, что нравственное воспитание школьников сегодня не имеет высокой
эффективности.
Сейчас общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты,
форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово".
Я, как учитель информатики, пытаюсь нейтрализовать отрицательное влияние
современных нововведений.
"Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Наряду с "минусами" в
использовании информационных технологий, есть и свои "плюсы":
Подготовка и организация презентаций проектов
Использование образовательных порталов
Посещение сайтов научно-популярных журналов
Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира
Участие в Интернет-олимпиадах, творческих конкурсах
Создание школьного сайта, домашних страничек
Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования
творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся,
позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.
Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности
детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации.
В течение года учащиеся выполняют контрольные работы в форме мини – проектов.
Тематика выполненных проектов охватывает различные предметные области:
изобразительное искусство, музыка, естествознание, химия, математика и другие.
Основной целью, которая достигается работой над проектами, является привитие
учащимся навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей
учебной, а затем профессиональной деятельности.
Полученные знания и умения, позволяют достигать достаточно хороших
результатов.
Подготовка детей к различным олимпиадам и конкурсам также организуется в форме
проекта. Ведь в конкурсах и олимпиадах важно не только содержание знаний, но и навыки
соединения различных видов мышления с подходами к решению проблемы.