Автор: Воронцова Елена Игнатьевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ "Якшурская СОШ" Населённый пункт: д.Якшур Наименование материала: Разработка урока Тема: "Видоизменения побегов" Раздел: среднее образование
Урок исследование по биологии для 6 класса « Видоизменения побегов».
Еще Сухомлинский отмечал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие
месяцы,
годы.
Это
развращает
морально,
калечит
человека
и
…
ничего
не
может
возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником
– в сфере мысли».
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные
возможности
для
исследовательской
деятельности,
в
процессе
которой
обучающиеся
учатся
излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и
обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить
самостоятельную
отработку
пропущенного
учебного
материала
–
например,
провести
самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а
также
мотивировать
успешного
ученика
головоломным
заданием
–
например,
провести
исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты
исследования.
В ходе работы над учебным исследованием происходит развитие следующих исследовательских
умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса,
формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ
литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка
результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования, а также
развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового
сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Перед началом урока исследования класс делится на малые группы по 4 человека . Учитель
демонстрирует натуральные объекты – клубень, луковица, корневище, кочан капустный и просит
озвучить, какие части растений лежат на столе, они вегетативные или генеративные. Задает вопрос
« Чем они являются в растении»? На данном этапе учитель не делает никаких подсказок и
выслушивает мнение учащихся не давая комментариев(чаще всего учащиеся высказывают мысль ,
что все это корень, смущает лишь кочан).
Учащиеся в группах выдвигаю гипотезу : клубень-это………….
луковица-это………..
корневище –это……….
кочан капусты -это……..
Каждый в группе берет исследование одного объекта и делится с результатами с другими членами
группы.
Ход исследования.
1.Выполнить рисунки внешнего строения и поперечного среза изучаемого объекта( при
необходимости используйте лупу).
2.Сделать условные обозначения на полученных рисунках.
3. Поделиться с результатами в своей группе.
4.В группе заполнить сравнительную таблицу( поставить в вертикальной графе «+» если, этот
орган имеется).
органы растения
клубень
луковица
корневище
кочан
семя
корень
стебель
почки
лист
цветок
плод
4.Группы делятся результатами исследований.
5.Формируютя новые временные группы по объектам исследований. 1гр-исследователи клубня
2гр- исследователи луковицы, 3гр.- исследователи корневища, 4гр. –исследователи кочана. Каждая
группа получает печатный текст, над которым они работают, делают сжатый конспект и приходят к
общему выводу. Исправляют ошибки допущенные в рисунках и пояснениях к ним.
6.Участники временных групп возвращаютя в прежние группы и делятся информацией,
зачитывают выводы следующие из печатного материала. Исправляют рисунки.
7. В группе записывают вывод, подтверждение или опровержение своей гипотезы с аргументами.
8. Каждая группа выступает: знакомит с первоначальной гипотезой и какому выводу группа
пришла в результате исследования
9. Домашнее задание. Найти информацию о других видоизменениях побегов.
Приложения.
Корневище – видоизмененный подземный побег. Внешне оно несколько напоминает корень, от
которого отличается наличием узлов, междоузлий, многочисленных придаточных корней,
пазушными и верхушечной почками, отсутствием корневого чехлика. Вместо листьев на нем
имеются чешуйки. Корневище может занимать в почве как горизонтальное (например, у вороньего
глаза, ландыша, пырея), так и вертикальное (например, у валерианы, чемерицы) положение.
Развиваясь под землей, побег утрачивает зеленую окраску. Растет корневище верхушкой, где
расположена верхушечная почка. Ежегодно из почек корневища развиваются надземные побеги.
Внутреннее строение корневища типично стеблевое.
Корневища являются запасающими органами и обеспечивают возможность вегетативного
размножения и расселения растений.
Задание по тексту. Докажите, что корневище растения – это видоизменённый побег.
Луковица — подземный укороченный побег с сочными листьями (запасающими питательные
вещества), прикрепленными к короткому стеблю, называемому донцем. На верхушке донца
располагается верхушечная почка, а в пазухах сочных чешуй — боковые почки, дающие начало
молодым луковицам-деткам (лук репчатый, чеснок). Снаружи луковица у многих растений
покрыта сухими чешуями, выполняющими защитную функцию. Луковицы могут возникать как
видоизменения не только подземных, но и надземных побегов. Например, маленькие луковицы
(бульбочки) развиваются в пазухах листa (у некоторых лилий) или в соцветиях (у некоторых видов
лука).
Задание по тексту. Докажите, что луковица растения – это видоизменённый побег.
Клубень — видоизмененный подземный побег, образующийся на верхушке столона, запасающий
питательные вещества в утолщенной стеблевой части и служащий для вегетативного размножения
(картофель, топинамбур) . Несет пазушные почки. Клубень картофеля при прорастании дает
побеги, в пазухах листьев которых закладываются боковые почки. Те почки, которые находятся на
уровне или выше уровня почвы, развиваются в зеленые надземные побеги; те же, что в почве, тоже
развиваются в побеги, но в другие. Эти побеги называются столоны. Они белого цвета, тонкие,
недолговечные, с почками в пазухах чешуевидных листьев. Столоны способствуют удалению
будущих молодых клубней от материнского растения. Они могут давать боковые побеги. В
верхушечной части столонов накапливаются питательные вещества, затем их рост в длину
прекращается и происходит утолщение — так образуются клубни. На одном ветвящемся столоне
может быть несколько клубней. Окучивают растение картофеля для того, чтобы как можно больше
боковых пазушных почек развились в столоны и, следовательно, чтобы образовалось больше
клубней и придаточных корней.
Задание по тексту. Докажите, что клубень растения – это видоизменённый побег.
Капуста белокочанная и савойская имеют ВИДОИЗМЕНЁННУЮ гигантскую верхушечную почку
(кочан) .
Почка - это ЗАЧАТОЧНЫЙ ПОБЕГ. В видоизменённом органе все его составные элементы тоже
будут видоизменены. Достаточно выявить стебель с узлам и листьями, и междоузлиями ( как у
любого побега) .
Для доказательства необходимо выделить в почке видоизменённые листья, узлы, междоузлия и
стебель.
Листья - у всех на виду, узлы и междоузлия тоже есть, но расстояния между ними сильно
укороченны.
Стебель также имеется, сильно укороченный. А на его верхушке - КОНУС НАРАСТАНИЯ (это всё
хорошо видно на поперечном срезе капусты) .
Задание по тексту. Докажите, что кочан капусты– это зачаточный побег.
Выводы
1.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению
учебного материала
2.
Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3.
Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков
самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4.
Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
5.
Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа
чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровье
сберегающего подхода к обучению.
Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а
тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников.