Напоминание

"Видоизменения побегов"


Автор: Воронцова Елена Игнатьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Якшурская СОШ"
Населённый пункт: д.Якшур
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Видоизменения побегов"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок исследование по биологии для 6 класса « Видоизменения побегов».

Еще Сухомлинский отмечал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие

месяцы,

годы.

Это

развращает

морально,

калечит

человека

и



ничего

не

может

возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником

– в сфере мысли».
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а также мотивировать успешного ученика головоломным заданием – например, провести исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты исследования. В ходе работы над учебным исследованием происходит развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования, а также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Перед началом урока исследования класс делится на малые группы по 4 человека
. Учитель демонстрирует натуральные объекты – клубень, луковица, корневище, кочан капустный и просит озвучить, какие части растений лежат на столе, они вегетативные или генеративные. Задает вопрос « Чем они являются в растении»? На данном этапе учитель не делает никаких подсказок и выслушивает мнение учащихся не давая комментариев(чаще всего учащиеся высказывают мысль , что все это корень, смущает лишь кочан).
Учащиеся в группах выдвигаю гипотезу
: клубень-это…………. луковица-это……….. корневище –это………. кочан капусты -это…….. Каждый в группе берет исследование одного объекта и делится с результатами с другими членами группы.
Ход исследования.
1.Выполнить рисунки внешнего строения и поперечного среза изучаемого объекта( при необходимости используйте лупу). 2.Сделать условные обозначения на полученных рисунках. 3. Поделиться с результатами в своей группе. 4.В группе заполнить сравнительную таблицу( поставить в вертикальной графе «+» если, этот орган имеется). органы растения клубень луковица корневище кочан семя
корень стебель почки лист цветок плод 4.Группы делятся результатами исследований. 5.Формируютя новые временные группы по объектам исследований. 1гр-исследователи клубня 2гр- исследователи луковицы, 3гр.- исследователи корневища, 4гр. –исследователи кочана. Каждая группа получает печатный текст, над которым они работают, делают сжатый конспект и приходят к общему выводу. Исправляют ошибки допущенные в рисунках и пояснениях к ним. 6.Участники временных групп возвращаютя в прежние группы и делятся информацией, зачитывают выводы следующие из печатного материала. Исправляют рисунки. 7. В группе записывают вывод, подтверждение или опровержение своей гипотезы с аргументами. 8. Каждая группа выступает: знакомит с первоначальной гипотезой и какому выводу группа пришла в результате исследования 9. Домашнее задание. Найти информацию о других видоизменениях побегов.
Приложения.

Корневище
– видоизмененный подземный побег. Внешне оно несколько напоминает корень, от которого отличается наличием узлов, междоузлий, многочисленных придаточных корней, пазушными и верхушечной почками, отсутствием корневого чехлика. Вместо листьев на нем имеются чешуйки. Корневище может занимать в почве как горизонтальное (например, у вороньего глаза, ландыша, пырея), так и вертикальное (например, у валерианы, чемерицы) положение. Развиваясь под землей, побег утрачивает зеленую окраску. Растет корневище верхушкой, где расположена верхушечная почка. Ежегодно из почек корневища развиваются надземные побеги. Внутреннее строение корневища типично стеблевое. Корневища являются запасающими органами и обеспечивают возможность вегетативного размножения и расселения растений. Задание по тексту. Докажите, что корневище растения – это видоизменённый побег.
Луковица
— подземный укороченный побег с сочными листьями (запасающими питательные вещества), прикрепленными к короткому стеблю, называемому донцем. На верхушке донца располагается верхушечная почка, а в пазухах сочных чешуй — боковые почки, дающие начало молодым луковицам-деткам (лук репчатый, чеснок). Снаружи луковица у многих растений покрыта сухими чешуями, выполняющими защитную функцию. Луковицы могут возникать как видоизменения не только подземных, но и надземных побегов. Например, маленькие луковицы (бульбочки) развиваются в пазухах листa (у некоторых лилий) или в соцветиях (у некоторых видов лука). Задание по тексту. Докажите, что луковица растения – это видоизменённый побег.
Клубень
— видоизмененный подземный побег, образующийся на верхушке столона, запасающий питательные вещества в утолщенной стеблевой части и служащий для вегетативного размножения
(картофель, топинамбур) . Несет пазушные почки. Клубень картофеля при прорастании дает побеги, в пазухах листьев которых закладываются боковые почки. Те почки, которые находятся на уровне или выше уровня почвы, развиваются в зеленые надземные побеги; те же, что в почве, тоже развиваются в побеги, но в другие. Эти побеги называются столоны. Они белого цвета, тонкие, недолговечные, с почками в пазухах чешуевидных листьев. Столоны способствуют удалению будущих молодых клубней от материнского растения. Они могут давать боковые побеги. В верхушечной части столонов накапливаются питательные вещества, затем их рост в длину прекращается и происходит утолщение — так образуются клубни. На одном ветвящемся столоне может быть несколько клубней. Окучивают растение картофеля для того, чтобы как можно больше боковых пазушных почек развились в столоны и, следовательно, чтобы образовалось больше клубней и придаточных корней. Задание по тексту. Докажите, что клубень растения – это видоизменённый побег. Капуста белокочанная и савойская имеют ВИДОИЗМЕНЁННУЮ гигантскую верхушечную почку (кочан) .
Почка -
это ЗАЧАТОЧНЫЙ ПОБЕГ. В видоизменённом органе все его составные элементы тоже будут видоизменены. Достаточно выявить стебель с узлам и листьями, и междоузлиями ( как у любого побега) . Для доказательства необходимо выделить в почке видоизменённые листья, узлы, междоузлия и стебель. Листья - у всех на виду, узлы и междоузлия тоже есть, но расстояния между ними сильно укороченны. Стебель также имеется, сильно укороченный. А на его верхушке - КОНУС НАРАСТАНИЯ (это всё хорошо видно на поперечном срезе капусты) . Задание по тексту. Докажите, что кочан капусты– это зачаточный побег.
Выводы
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала 2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. 3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. 4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровье сберегающего подхода к обучению. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников.


В раздел образования