Автор: Бурим Елизавета Брониславна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Усьманская ООШ
Населённый пункт: Усьман
Наименование материала: разработка урока обществознания
Тема: Урок обществознания в 6 классе "Учимся размышлять"
Раздел: среднее образование
Урок обществознания в 6 классе
«Учимся размышлять»
Дата урока: 21.11.2018
Тип урока – повторительно-обобщающий
Технология проблемного обучения
Оборудование
уроков: Мультимедиапроектор,
компьютер,
учебник
«Обществознание» 6 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,
Москва «Просвещение» 2014г., рабочие листы.
Цели урока
Обучающая – показать детям алгоритм мыслительных операций.
Развивающая - дать возможность индивидуально и в группах провести
мыслительный процесс от вопроса к выводу.
Воспитывающая – дать почувствовать, что сложные логические задачи
можно решить, если следовать правилам логического мышления.
Задачи урока:
1.
Проверить усвоение темы «Потребности человека».
2.
Определить глубину понимания таких понятий как «духовный мир».
«мир мыслей», «мир чувств».
3.
Дать алгоритм мыслительных операций.
4.
Провести групповой и индивидуальный тренинг решения
мыслительных операций от постановки вопроса к выводу.
5.
Дать психологические установки на решение логических,
мыслительных заданий.
6.
Дать возможность каждому обучающемуся почувствовать радость от
решения поставленной задачи.
Формируемые УУД
Предметные:
Научатся использовать понятие «потребность», «духовный мир»;
«мысли», «чувства», «эмоции»
Классифицировать
основные
виды
потребностей
и
приводить
конкретные примеры из жизни;
Научатся
понимать
важность
и
необходимость
развития
логического мышления как части духовного мира человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника;
анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное
мнение, суждения
Личностные:
Оценивать свою деятельность, потребности, достижения.
Почувствовать радость от возможности решения трудных задач .
Метапредметные:
Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализировать
вопросы (регулятивные);
Выявлять признаки объекта, приводить примеры, формулировать
ответы (познавательные)
Взаимодействовать
в
ходе
групповой
работы,
ведут
диалог,
участвуют в дискуссии (коммуникативные)
Этапы урока
1.
Организационно-мотивационный.
2.
Проверка знаний.
3.
Постановка проблемы, целей и задач урока.
4.
Актуализация знаний. Введение алгоритма мыслительной
деятельности.
5.
Первичное усвоение.
6.
Закрепление.
7.
Домашнее задание.
8.
Рефлексия.
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Организационно-мотивационный.
Предлагает каждому обучающемуся
прочесть текст на карточке и
определить, какой вид потребностей
скрыт в этих стихах. Записывает на
доске слово «деятельность»
Читают стих и называет вид
потребностей. Остальные
проверяют и высказывают своё
мнение.
2.
Проверка знаний.
А какие виды деятельности сейчас
мы использовали? Записывает
слова «игра», «учеба».
Игра. Учеба.
Как называется тот процесс,
который позволил вам правильно
ответить на вопросы? Что вы для
этого делали? Записывает слова
«мысли»,
Думали. Мыслили.
А какие чувства у вас возникали в
ходе этой игры? А какие эмоции вы
наблюдали у своих товарищей и у
себя? «Записывает слова
«чувства», «эмоции».
Радость. Интерес.
Смех, удивление, смущение.
Давайте вспомним пирамиду
Маслоу. Работаем в группах. Перед
вам пирамида, но она не заполнена.
Ваша задача быстро, правильно и
аккуратно заполнить схему и
Класс делиться на три группы и
заполняет схему. Заполненные
схемы вывешиваются на доску и
оцениваются ребятами.
привести примеры. Учитель
наблюдает за работой учащихся и
делает отметки в листе оценки.
Что находится на вершине
пирамиды? Что входит в понятие
«духовные потребности»?
Духовные потребности
Знания. Культура, религия, мысли,
чувства, эмоции.
3.Актуализация знаний. Введение алгоритма мыслительной
деятельности.
Рене Декарт- французкий философ,
математик
физик и физиолог,
создатель аналитической геометрии
и современной алгебраической
символики, автор метода
радикального сомнения в
философии сказал : ….
Как выдумаете, чему мы должны
сегодня учиться?
Для того, чтобы научиться
правильно решать различные
мыслительные задачи вам
предлагается простой алгоритм
действий. Стр.40 учебника. Раздел
«Учимся размышлять».
Смотрят первый слайд
«Я мыслю, следовательно я
существую»
Учиться думать, размышлять,
высказывать свои мысли.
Читают цепочкой пункты алгоритма
в учебнике.
4. Первичное усвоение.
Учитель предлагает рассмотреть
картины Ф.П. Решетникова
«Прибыл на каникулы», «Опять
двойка» и «Переэкзаменовка». Дает
наводящие вопросы, побуждая
детей использовать слова,
написанные на доске.
Учащиеся описывают картины.
Опираясь на алгоритм находят
взаимосвязь картин. Определяют их
содержание и эмоциональное
состояние.
Какие выводы для себя лично вы
можете сделать, анализируя эти
картины?
Рассуждения детей об
ответственности
Чем мы сейчас с вами занимались?
Мыслили. Рассуждали, делали
выводы.
5. Первичное закрепление (если позволит время)
Учитель предлагает
проанализировать картину З.И.
Шевандероновой «В сельской
библиотеке»
Анализируют картину. Что видят.
Зачем дети пришли в библиотеку?
Как они там себя чувствуют?
7.
Домашнее задание
Вы хорошо усвоили сегодняшний
урок, поэтому получаете задание,
Учащиеся записывают задание в
дневники.
которое подготовит вас к изучению
новой темы. Учитель раздает и
объясняет д.з.
Называет оценки за урок.
5. Рефлексия учащиеся оставляют на столе смайлик со своими
эмоциями в конце урока.
Завершение урока.
Приложения
1.
Я сижу, болею,
Сам себя жалею
2.
В коридоре, в классе ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
3.
Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике.
4.
Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
5.
Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
6.
У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
7.
Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой.
8.
“ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар самовар”
«Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки и паучки»
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
Лист оценки ответов учащихся
№
Фамилия имя
Проверка д.з
Работа на
уроке
Итоговая
оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Домашнее задание . В тетради по обществознанию заполни таблицу.
Успех
Грех
Дать определение этому
понятию.
Определить причины успеха.
К чему может привести успех?
Приведи пример достижения
тобой успеха в каком нибудь
деле.
Дать определение этому
понятию.
Определить причины греха.
К чему может привести грех?
Приведи пример избавления от
какого либо греха.
Рефлексия