Автор: Шахмарданов Камал Инибалаевич
Должность: учитель Физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Бут–Казмалярская СОШ"
Населённый пункт: . Бут–Казмаляр Магарамкентского района Республики Дагестан
Наименование материала: доклад
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»
Раздел: полное образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и
здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.
Ориентация на здоровье-сберегающие технологии в обучении являются одной из
главных и актуальных задач всей системы образования.
Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится
создание
оптимальных
условий
для
реализации
здоровье-сберегающих
технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою
работу в качестве учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками,
учителями,
родителями
и
выпускниками
таким
образом,
чтобы
здоровье-
сбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.
Новое,
это
хорошо
забытое
старое,
наполненное
усовершенствованным
понятийным аппаратом, а вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда большое
внимание.
Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная
ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровье-
сберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная
среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.
Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным
специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом
здоровье;
30-35%
детей,
поступающих
в
школу,
уже
имеют
хронические
заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и
осанки,
в
четыре
раза
увеличивается
количество
нарушений
психического
здоровья,
в
три
раза
увеличивается
число
детей
с
заболеванием
органов
пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям
не
готовы
к
службе
в
Вооруженных
силах.
Подобное
состояние
здоровья
-
результат
длительного
неблагоприятного
воздействия
не
только
социально-
экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с
этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление
здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового
образа жизни.
Цель: обобщить изученные материалы по данной теме; выявить пути и способы
формирования культуры здоровья, применить на практике.
Задачи:
1.Обобщение передового педагогического опыта по данной теме.
2.Активное
использование
здоровье-сберегающих
технологий
в
деятельности
учителя физической культуры
3. Обучение принципам ЗОЖ и здоровье-сбережения учеников на уроках и во
внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению.
Длительность работы над опытом: К сожалению, здоровый образ жизни не
занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в
нашем обществе. В основе педагогического опыта учителей физкультуры должны
лежать основополагающие приоритеты:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
1
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма
развития психофизиологических возможностей детей.
3.
Индивидуально-дифференцированный
подход
–
основное
средство
оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Ведущая педагогическая идея опыта: мотивировать детей учителей и родителей
к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое
здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно,
интеллектуально, духовно, но и физически.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности
всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом
усваивать
полученные
знания
и
в
будущем
способны
заниматься
производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению
Всемирной
организации
здравоохранения, здоровье -
это
состояние
полного
физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство само регуляции в организме, гармония физиологических
процессов,
максимальная
адаптация
к
окружающей
среде
(педагогическое
определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое
определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего
душевного
комфорта,
адекватная
поведенческая реакция
(медицинское определение).
Социальное здоровье:
- это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье:
- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной
сферы
в
жизнедеятельности,
основу
которого
определяет
система
ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье:
- система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и
общественная характеристика.
Здоровье
человека,
в
первую
очередь,
зависит
от
стиля
жизни.
Этот
стиль
персонифицирован.
Здоровый
образ
жизни
объединяет
все,
что
способствует
выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых
функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность
усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного
здоровья.
2
Понятие "здоровье сберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в
педагогическом
лексиконе
в
последние
несколько
лет
и
до
сих
пор
воспринимается
многими
педагогами
как
аналог
санитарно-гигиенических
мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровье
сберегающие
образовательные
технологии",
примитивных
представлениях
о
содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей
важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.
По-разному
понимают
этот
термин
и
преподаватели
общеобразовательных
учреждений.
Некоторые
считают,
что
ЗОТ
-
это
одна
или
несколько
новых
педагогических
технологий,
альтернативных
всем
другим,
и
поэтому
можно
выбирать:
работать
ли,
например,
по
технологиям
С.
Френе,
В.
Зайцева,
М.
Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения".
Другой
вариант
понимания
можно
обозначить
как
«мифологизацию
представления
здоровьесберегающих
технологиях»:
будто
никогда
в
школах
невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.
Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного
образовательного
результата
в
обучении,
воспитании,
развитии.
Например,
технология В.Н. Зайцева ориентирована на достижение оптимальных результатов
в овладении младшими школьниками обще учебными умениями; цель системы
развивающего
обучения
Л.В.
Занкова
-
всестороннее
гармоничное
развитие
личности и т.д.
Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и
единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия,
одной из задач, связанных с достижением главной цели.
Под
здоровье
сберегающей
образовательной
технологией
(Петров)
понимает
систему,
создающую
максимально
возможные
условия
для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического
здоровья
всех
субъектов
образования
(учащихся,
педагогов и др.).
Функции здоровье сберегающей технологии:
формирующая:
осуществляется
на
основе
биологических
и
социальных
закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат
наследственные
качества,
предопределяющие
индивидуальные
физические
и
психические свойства.
информативно-коммуникативная:
обеспечивает
трансляцию
опыта
ведения
здорового
образа
жизни,
преемственность
традиций,
ценностных
ориентации,
формирующих
бережное
отношение
к
индивидуальному
здоровью,
ценности
каждой человеческой жизни;
диагностическая:
заключается
в
мониторинге
развития
учащихся
на
основе
прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность
действий
педагога
в
соответствии
с
природными
возможностями
ребенка,
обеспечивает
инструментально
выверенный
анализ
предпосылок
и
факторов
перспективного
развития
педагогического
процесса,
индивидуальное
прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здраво творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
3
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается
в
переосмыслении
предшествующего
личностного
опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально
достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические
прививки,
обеспечение
двигательной
активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая
подготовка,
физиотерапия,
аромотерапия,
закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии
обучения
здоровью (включение
соответствующих
тем
в
предметы
общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности
учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к
здоровьесберегающим технологиям:
1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и
необходимости ее незамедлительного разрешения
2.
Признание
педагогами
школы
своей
солидарной
ответственности
за
неблагополучие состояния здоровья школьников
3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение
компетенций)
Реализация
полученной
подготовки
на
практике,
в
тесном
взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями
Негативные тенденции:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более
10-12%)
-
стремительный
рост
числа
функциональных
нарушений
и
хронических
заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников
- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного
аппарата, почек и мочевыводящих путей
-
увеличение
числа
школьников,
имеющих
несколько
диагнозов
(у
20%
страшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)
К недостаткам образования, в частности, относятся:
- Невыполнение норм САНПиНА
- недостаточная освещенность классов;
- плохой воздух школьных помещений;
- неправильная форма и величина школьных столов;
- перегрузка учебными занятиями;
- дозировки домашнего задания.
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье
учащихся:
4
Активно изучаемые и обсуждаемые:
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
-
использование
преимущественно
обучающих
технологий,
в
ущерб
воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
-
несоблюдение
гигиенических
требований
в
организации
образовательного
процесса;
- недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые вопросы:
-
недостаточная
компетентность
педагогов
в
вопросах
здоровья,
здоровье-
сберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах
здоровья;
-
слабое
использование
технологий,
дающих
учащимся
опыт
«успеха»
и
«радости»,
необходимый
для
поддержания
психологического
здоровья
и
эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
Педагогические
факторы,
оказывающие
неблагоприятное
воздействие
на
здоровье учащихся:
-
стрессовая
тактика
авторитарной
педагогики;
интенсификация
учебного
процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации
учебного процесса;
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1)
обстановку
и
гигиенические
условия
в
классе
(кабинете):
температуру
и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,
рассказ,
рассматривание
наглядных
пособий,
ответы
на
вопросы,
решение
примеров,
задач
и
др.
Норма
–
4-7
видов
за
урок.
Частые
смены
одной
деятельности
другой
требуют
от
учащихся
дополнительных
адаптационных
усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной
деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число
видов
преподавания:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6)
наличие
и
выбор
места
на
уроке
методов,
способствующих
активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы,
5
как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор
способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в
роли
учителя,
обучение
действием,
обсуждение
в
группах,
ролевая
игра,
дискуссия,
семинар,
ученик
как
исследователь);
методы,
направленные
на
самопознание
и
развитие
(интеллекта,
эмоций,
общения,
воображения,
самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами),
умение
учителя
использовать
их
как
возможности
инициирования
дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место,
содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из
3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к
занятиям,
стремление
больше
узнать,
радость
от
активности,
интерес
к
изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой
мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым
образом
жизни;
демонстрация,
прослеживание
этих
связей;
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка
понимания
сущности
здорового
образа
жизни;
формирование
потребности
в
здоровом
образе
жизни;
выработка
индивидуального
способа
безопасного
поведения,
сообщение
учащимся
знаний
о
возможных
последствиях
выбора
поведения и т.д.;
12)
психологический
климат
на
уроке;
- наличие
на
уроке
эмоциональных
разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14)
плотность
урока,
т.е.
количество
времени,
затраченного
школьниками
на
учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных
отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
-
быстрый
темп,
«скомканность»,
нет
времени
на
вопросы
учащихся,
быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю
вопросы,
учитель
может
прокомментировать
задание
на
дом,
попрощаться
с
учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Положения здоровье-формирующего образования
урока физической культуры в школе
1.
Создание
такой
общеобразовательной
программы,
которая
формирует
и
обеспечивает здоровье учащихся.
Деятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами
медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь
6
родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в
целом.
2. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.
Контрольные
испытания,
задания,
тестирования
и
т.д.
должны
лишь
давать
исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий,
суть
которых
-
учащийся
должен
в
каждый
очередной
период
времени
продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого
не
произошло,
то
учитель
должен
внести
в
индивидуальные
задания
соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся
не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с
самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше,
чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать
учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении
результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними»
значениями.
В
таком
случае
сильный
ученик
не
чувствует
потребности
в
повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает
стремления к нему. Если ученик не понимает значимости учебного материала, то
и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает
ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается
системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как
бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.
3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого
урока
физкультуры
–
на
других
уроках
и
переменах:
физкультминуты,
физкультпаузы,
динамические
(подвижные)
перемены.
Такой
активный
отдых
призван
решать
целый
ряд
задач:
предупреждение
раннего
умственного
утомления
и
восстановление
умственной
работоспособности
активизацией
мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных
явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком
дыхании
и
в
ритмичных
чередованиях
сокращений
и
расслаблений
мышц,
обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий
длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и
другое.
4. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях
Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим.
Все
это
достаточно
полно
регламентируется
соответствующими
санитарно-
гигиеническими нормами.
Традиционная
система
физического
воспитания,
ориентированная
на
рекомендуемую
(подчеркиваю
-
не
обязательную
для
исполнения,
а
рекомендуемую)
Министерством
образования
РФ
программу,
рассчитана
на
определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием
и инвентарем. При отсутствии же подобных условий программа становится в
полной мере невыполнимой, и преподаватель физической культуры всю тяжесть
её
освоения
переносит
на
предлагаемые
в
программе
нормативы,
то
есть
фактически
переносит
бремя
ответственности
за
эффективность
физического
воспитания с себя на учеников. Более того, учитывая сложившиеся в нашем
7
образовании отношение к нормативам, ориентированным на «среднего» ученика,
сами по себе они в нынешней интерпретации являются важнейшим фактором не
воспитания у учеников физической культуры, а отчуждения от неё. Вместе с тем,
решение
этого
вопроса,
причем
на
основе
индивидуальных
ориентиров,
не
вызывает никаких принципиальных трудностей.
К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и
понимают
его
по-своему.
Одни
внедряют
обучающую
программу
«Уроки
здоровья»,
другие
организуют
соревнования
классов,
третьи
используют
универсальную
программу,
рекомендованную
Министерством
образования,
четвертые ограничиваются фито чаем и витаминными салатами и т.д.
У
данной
деятельности
в
школе
есть
несколько
направлений:
обеспечение безопасной школьной среды; организация учебного процесса таким
образом, чтобы он не вредил здоровью; использование методик, соответствующих
возрасту
и
возможностям
учеников;
правильная
организация
двигательного
режима
и
физкультурно-оздоровительной
работы;
формирование
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни;
взаимодействие
с
медицинскими
учреждениями, анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению.
Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения
в
школе.
Для
этого
необходимо:
- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни;
- научить
школьников
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни;
- обучить
школьников
приемам
мобилизации
и
релаксации
и
духовного
самосовершенствования.
Поставленные задачи решаются через:
1) совершенствование методики проведения урока,
2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми
обучающимися,
3) коррекцию
знаний
школьников
на
основе
диагностики
развития
способностей и природных задатков,
4) мотивацию школьников к учению.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что
особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости
(бег,
прыжки,
подвижные
игры,
туризм,
ориентирование),
способствующие
расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной
систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем
самым,
общему
укреплению
здоровья
и
повышению
работоспособности
организма.
Освобожденным
от
занятий
физической
культурой,
а
также
детям,
относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и
сообщения по ЗОЖ.
На
некоторых
уроках
использовать
вопросы
и
задания,
позволяющие
узнать,
понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
8
2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете
их в своей жизни?
3.Назовите 10 причин сказать:" Нет" наркотикам.
4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы
владеете?
5.Как правильно дышать:
— ртом
— носом
— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из
основ нашего здоровья.
Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых
плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.
Это
особенно
важно
в
современных
условиях с
резко
обострившейся
экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.
Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем,
заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к
науке.
Основными проблемами можно считать следующие:
1. Низкий авторитет предмета
2. Слабая материально-техническая база
3. Перегруженность залов.
Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе,
соединяющий
в
одно
целое
уроки
физкультуры
и
спортивные
внеклассные
мероприятия.
Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега,
прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу
детей в основной медицинской группе и подготовительной с учетом дозировки
физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них
жизненно важные двигательные умения и навыки.
С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности надо проводить
на
свежем
воздухе.
Все
уроки
должны
иметь
высокую
моторную
плотность. На уроках использовать фронтальный и групповой методы. При
этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Творческая
атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят
тщательно
продуманные
объяснение
учебного
материала,
постановка
задач
в
последовательности
их
реализации
и
решения,
разъяснение
сущности
двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов.
Материа л
урока
необходимо
располагать
в
ст рогой
л о г и ч е с ко й
последовательности
от
простого
к
сложному:
эстафета
сменяется
ведением
баскетбольного
мяча,
имитационные
упражнения
–
лазанием
по
канату,
прыжковый бег – передачей мяча в парах.
Широко использовать различные варианты подвижных игр, основанные на
соревновательных
элементах,
всевозможные
игровые
эстафеты
с
предметами.
Применять мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и
набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в
9
напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения,
успокоения,
временного
отдыха
для
регулирования
дыхательной
и
сердечно-
сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят
уверенность в своих силах.
По
отдельным
разделам
программы
можно
использовать
карточки
с
упражнениями
трех
степеней
трудности.
Если
ученик
недостаточно
хорошо
выполняет
то
или
иное
упражнение,
он
получает
карточку-задание
с
коэффициентом трудности «1», с указанием срока для выполнения. По окончании
указанного
срока
учащийся
обязан
сдать
учебный
норматив
или
выполнить
разученное упражнение. После этого он получает карточку с коэффициентом «2»,
а после выполнения и этого задания – карточку с коэффициентом «3». Кроме того,
карточки могут быть с моделями движений и описанием порядка выполнения
различных
упражнений
из
всех
разделов
учебной
программы.
Это
позволяет
осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Что касается здоровье-сбеоежения, то на уроках с соответствующим содержанием
надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни,
обучать
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями
с
использованием
их
для
досуга
и
отдыха.
Ребята
ясно
видят
связь
предмета
«Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим
развитием в дальнейшем.
Для
обеспечения
эффективного
здоровье-сберегающего
процесса
необходимо
соблюдать
санитарно-гигиенические
условия
обучения,
нормировать
учебную
нагрузку
и
режим
занятий,
использовать
здоровье-сберегающие
технологии
с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический
климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в
ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.
Рекомендации:
1.
Активно
внедрять
здоровьесберегающие
технологии
в
урочной
и
внеурочной деятельности.
2.
Систематически пополнять материально-техническую базу ОУ.
3.
Изыскать
возможность
предоставления
учащимся
начального
звена
помещения для малого спортивного зала.
4.
Пропаганда
здорового
образа
жизни,
через
совместные
мероприятия
педагогов, учеников и родителей (Дни здоровья, посещение бассейнов и лыжных
баз, походы выходного дня).
ЛИТЕРАТУРА
1.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих
технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г.
Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.(Областная целевая программа «Развитие
образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
2.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа»
Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
3.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего
образования// Валеология.-2004.-№1.
10
4.
Вашлаева
Л.П.,
Панина
Т.С.
Теория
и
практика
формирования
здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации//
Валеология.-2004.-№4.
5. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа
здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.
6.Сократов
Н.В.,
Тиссен
П.П.
«Здоровьесберегающие
технологии
в
образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство
ОГПУ. 2007 г.
7. Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки
в стране Здоровье». СПб., Образование и культура, 1999 г.
8.
Карасева
Т.В.
Современные
аспекты
реализации
здоровьесберегающих
технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
9.Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для
учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.
10. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в
образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.
11. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная
школа», 2006, № 6.
11