Напоминание

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»


Автор: Шахмарданов Камал Инибалаевич
Должность: учитель Физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Бут–Казмалярская СОШ"
Населённый пункт: . Бут–Казмаляр Магарамкентского района Республики Дагестан
Наименование материала: доклад
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»
Раздел: полное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и

здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.

Ориентация на здоровье-сберегающие технологии в обучении являются одной из

главных и актуальных задач всей системы образования.

Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится

создание

оптимальных

условий

для

реализации

здоровье-сберегающих

технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою

работу в качестве учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками,

учителями,

родителями

и

выпускниками

таким

образом,

чтобы

здоровье-

сбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.

Новое,

это

хорошо

забытое

старое,

наполненное

усовершенствованным

понятийным аппаратом, а вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда большое

внимание.

Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная

ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровье-

сберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная

среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным

специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом

здоровье;

30-35%

детей,

поступающих

в

школу,

уже

имеют

хронические

заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и

осанки,

в

четыре

раза

увеличивается

количество

нарушений

психического

здоровья,

в

три

раза

увеличивается

число

детей

с

заболеванием

органов

пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям

не

готовы

к

службе

в

Вооруженных

силах.

Подобное

состояние

здоровья

-

результат

длительного

неблагоприятного

воздействия

не

только

социально-

экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с

этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление

здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового

образа жизни.

Цель: обобщить изученные материалы по данной теме; выявить пути и способы

формирования культуры здоровья, применить на практике.

Задачи:

1.Обобщение передового педагогического опыта по данной теме.

2.Активное

использование

здоровье-сберегающих

технологий

в

деятельности

учителя физической культуры

3. Обучение принципам ЗОЖ и здоровье-сбережения учеников на уроках и во

внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению.

Длительность работы над опытом: К сожалению, здоровый образ жизни не

занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в

нашем обществе. В основе педагогического опыта учителей физкультуры должны

лежать основополагающие приоритеты:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

1

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма

развития психофизиологических возможностей детей.

3.

Индивидуально-дифференцированный

подход

основное

средство

оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Ведущая педагогическая идея опыта: мотивировать детей учителей и родителей

к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое

здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно,

интеллектуально, духовно, но и физически.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности

всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом

усваивать

полученные

знания

и

в

будущем

способны

заниматься

производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению

Всемирной

организации

здравоохранения, здоровье -

это

состояние

полного

физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

- это совершенство само регуляции в организме, гармония физиологических

процессов,

максимальная

адаптация

к

окружающей

среде

(педагогическое

определение);

- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу

которого составляют морфологические и функциональные резервы,

обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и

моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое

определение);

- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус

общего

душевного

комфорта,

адекватная

поведенческая реакция

(медицинское определение).

Социальное здоровье:

- это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье:

- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной

сферы

в

жизнедеятельности,

основу

которого

определяет

система

ценностей,

установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье:

- система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и

общественная характеристика.

Здоровье

человека,

в

первую

очередь,

зависит

от

стиля

жизни.

Этот

стиль

персонифицирован.

Здоровый

образ

жизни

объединяет

все,

что

способствует

выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых

функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность

усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного

здоровья.

2

Понятие "здоровье сберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в

педагогическом

лексиконе

в

последние

несколько

лет

и

до

сих

пор

воспринимается

многими

педагогами

как

аналог

санитарно-гигиенических

мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровье

сберегающие

образовательные

технологии",

примитивных

представлениях

о

содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей

важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.

По-разному

понимают

этот

термин

и

преподаватели

общеобразовательных

учреждений.

Некоторые

считают,

что

ЗОТ

-

это

одна

или

несколько

новых

педагогических

технологий,

альтернативных

всем

другим,

и

поэтому

можно

выбирать:

работать

ли,

например,

по

технологиям

С.

Френе,

В.

Зайцева,

М.

Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения".

Другой

вариант

понимания

можно

обозначить

как

«мифологизацию

представления

здоровьесберегающих

технологиях»:

будто

никогда

в

школах

невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.

Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного

образовательного

результата

в

обучении,

воспитании,

развитии.

Например,

технология В.Н. Зайцева ориентирована на достижение оптимальных результатов

в овладении младшими школьниками обще учебными умениями; цель системы

развивающего

обучения

Л.В.

Занкова

-

всестороннее

гармоничное

развитие

личности и т.д.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и

единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия,

одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Под

здоровье

сберегающей

образовательной

технологией

(Петров)

понимает

систему,

создающую

максимально

возможные

условия

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального,

личностного

и

физического

здоровья

всех

субъектов

образования

(учащихся,

педагогов и др.).

Функции здоровье сберегающей технологии:

формирующая:

осуществляется

на

основе

биологических

и

социальных

закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат

наследственные

качества,

предопределяющие

индивидуальные

физические

и

психические свойства.

информативно-коммуникативная:

обеспечивает

трансляцию

опыта

ведения

здорового

образа

жизни,

преемственность

традиций,

ценностных

ориентации,

формирующих

бережное

отношение

к

индивидуальному

здоровью,

ценности

каждой человеческой жизни;

диагностическая:

заключается

в

мониторинге

развития

учащихся

на

основе

прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность

действий

педагога

в

соответствии

с

природными

возможностями

ребенка,

обеспечивает

инструментально

выверенный

анализ

предпосылок

и

факторов

перспективного

развития

педагогического

процесса,

индивидуальное

прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на

здраво творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние

3

собственного организма и повысить устойчивость к различного рода

стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает

адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается

в

переосмыслении

предшествующего

личностного

опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально

достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные

концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья

подрастающего поколения.

Типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические

прививки,

обеспечение

двигательной

активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая

подготовка,

физиотерапия,

аромотерапия,

закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии

обучения

здоровью (включение

соответствующих

тем

в

предметы

общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности

учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к

здоровьесберегающим технологиям:

1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и

необходимости ее незамедлительного разрешения

2.

Признание

педагогами

школы

своей

солидарной

ответственности

за

неблагополучие состояния здоровья школьников

3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение

компетенций)

Реализация

полученной

подготовки

на

практике,

в

тесном

взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями

Негативные тенденции:

- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более

10-12%)

-

стремительный

рост

числа

функциональных

нарушений

и

хронических

заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников

- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного

аппарата, почек и мочевыводящих путей

-

увеличение

числа

школьников,

имеющих

несколько

диагнозов

20%

страшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)

К недостаткам образования, в частности, относятся:

- Невыполнение норм САНПиНА

- недостаточная освещенность классов;

- плохой воздух школьных помещений;

- неправильная форма и величина школьных столов;

- перегрузка учебными занятиями;

- дозировки домашнего задания.

Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье

учащихся:

4

Активно изучаемые и обсуждаемые:

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

- несовершенство учебных программ;

- авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

-

использование

преимущественно

обучающих

технологий,

в

ущерб

воспитательным;

- недостаток двигательной активности учащихся;

- неправильное питание учащихся;

-

несоблюдение

гигиенических

требований

в

организации

образовательного

процесса;

- недостаточное финансирование школы.

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые вопросы:

-

недостаточная

компетентность

педагогов

в

вопросах

здоровья,

здоровье-

сберегающих технологий;

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах

здоровья;

-

слабое

использование

технологий,

дающих

учащимся

опыт

«успеха»

и

«радости»,

необходимый

для

поддержания

психологического

здоровья

и

эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;

- неблагополучное состояние здоровья учителей;

Педагогические

факторы,

оказывающие

неблагоприятное

воздействие

на

здоровье учащихся:

-

стрессовая

тактика

авторитарной

педагогики;

интенсификация

учебного

процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

- несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации

учебного процесса;

- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1)

обстановку

и

гигиенические

условия

в

классе

(кабинете):

температуру

и

свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие

монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,

рассказ,

рассматривание

наглядных

пособий,

ответы

на

вопросы,

решение

примеров,

задач

и

др.

Норма

4-7

видов

за

урок.

Частые

смены

одной

деятельности

другой

требуют

от

учащихся

дополнительных

адаптационных

усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной

деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число

видов

преподавания:

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6)

наличие

и

выбор

места

на

уроке

методов,

способствующих

активизации

инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы,

5

как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор

способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в

роли

учителя,

обучение

действием,

обсуждение

в

группах,

ролевая

игра,

дискуссия,

семинар,

ученик

как

исследователь);

методы,

направленные

на

самопознание

и

развитие

(интеллекта,

эмоций,

общения,

воображения,

самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими

нормами),

умение

учителя

использовать

их

как

возможности

инициирования

дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место,

содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из

3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к

занятиям,

стремление

больше

узнать,

радость

от

активности,

интерес

к

изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой

мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и

здоровым

образом

жизни;

демонстрация,

прослеживание

этих

связей;

формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка

понимания

сущности

здорового

образа

жизни;

формирование

потребности

в

здоровом

образе

жизни;

выработка

индивидуального

способа

безопасного

поведения,

сообщение

учащимся

знаний

о

возможных

последствиях

выбора

поведения и т.д.;

12)

психологический

климат

на

уроке;

- наличие

на

уроке

эмоциональных

разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14)

плотность

урока,

т.е.

количество

времени,

затраченного

школьниками

на

учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных

отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

-

быстрый

темп,

«скомканность»,

нет

времени

на

вопросы

учащихся,

быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю

вопросы,

учитель

может

прокомментировать

задание

на

дом,

попрощаться

с

учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Положения здоровье-формирующего образования

урока физической культуры в школе

1.

Создание

такой

общеобразовательной

программы,

которая

формирует

и

обеспечивает здоровье учащихся.

Деятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами

медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь

6

родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в

целом.

2. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.

Контрольные

испытания,

задания,

тестирования

и

т.д.

должны

лишь

давать

исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий,

суть

которых

-

учащийся

должен

в

каждый

очередной

период

времени

продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого

не

произошло,

то

учитель

должен

внести

в

индивидуальные

задания

соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся

не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с

самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше,

чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать

учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении

результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними»

значениями.

В

таком

случае

сильный

ученик

не

чувствует

потребности

в

повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает

стремления к нему. Если ученик не понимает значимости учебного материала, то

и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает

ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается

системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как

бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха

Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого

урока

физкультуры

на

других

уроках

и

переменах:

физкультминуты,

физкультпаузы,

динамические

(подвижные)

перемены.

Такой

активный

отдых

призван

решать

целый

ряд

задач:

предупреждение

раннего

умственного

утомления

и

восстановление

умственной

работоспособности

активизацией

мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных

явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком

дыхании

и

в

ритмичных

чередованиях

сокращений

и

расслаблений

мышц,

обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий

длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и

другое.

4. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях

Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим.

Все

это

достаточно

полно

регламентируется

соответствующими

санитарно-

гигиеническими нормами.

Традиционная

система

физического

воспитания,

ориентированная

на

рекомендуемую

(подчеркиваю

-

не

обязательную

для

исполнения,

а

рекомендуемую)

Министерством

образования

РФ

программу,

рассчитана

на

определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием

и инвентарем. При отсутствии же подобных условий программа становится в

полной мере невыполнимой, и преподаватель физической культуры всю тяжесть

её

освоения

переносит

на

предлагаемые

в

программе

нормативы,

то

есть

фактически

переносит

бремя

ответственности

за

эффективность

физического

воспитания с себя на учеников. Более того, учитывая сложившиеся в нашем

7

образовании отношение к нормативам, ориентированным на «среднего» ученика,

сами по себе они в нынешней интерпретации являются важнейшим фактором не

воспитания у учеников физической культуры, а отчуждения от неё. Вместе с тем,

решение

этого

вопроса,

причем

на

основе

индивидуальных

ориентиров,

не

вызывает никаких принципиальных трудностей.

К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и

понимают

его

по-своему.

Одни

внедряют

обучающую

программу

«Уроки

здоровья»,

другие

организуют

соревнования

классов,

третьи

используют

универсальную

программу,

рекомендованную

Министерством

образования,

четвертые ограничиваются фито чаем и витаминными салатами и т.д.

У

данной

деятельности

в

школе

есть

несколько

направлений:

обеспечение безопасной школьной среды; организация учебного процесса таким

образом, чтобы он не вредил здоровью; использование методик, соответствующих

возрасту

и

возможностям

учеников;

правильная

организация

двигательного

режима

и

физкультурно-оздоровительной

работы;

формирование

ценности

здоровья

и

здорового

образа

жизни;

взаимодействие

с

медицинскими

учреждениями, анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению.

Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику

возможность

сохранения

здоровья

за

период

обучения

в

школе.

Для

этого

необходимо:

- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по

здоровому образу жизни;

- научить

школьников

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни;

- обучить

школьников

приемам

мобилизации

и

релаксации

и

духовного

самосовершенствования.

Поставленные задачи решаются через:

1) совершенствование методики проведения урока,

2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми

обучающимися,

3) коррекцию

знаний

школьников

на

основе

диагностики

развития

способностей и природных задатков,

4) мотивацию школьников к учению.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что

особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости

(бег,

прыжки,

подвижные

игры,

туризм,

ориентирование),

способствующие

расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной

систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем

самым,

общему

укреплению

здоровья

и

повышению

работоспособности

организма.

Освобожденным

от

занятий

физической

культурой,

а

также

детям,

относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и

сообщения по ЗОЖ.

На

некоторых

уроках

использовать

вопросы

и

задания,

позволяющие

узнать,

понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:

1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".

8

2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете

их в своей жизни?

3.Назовите 10 причин сказать:" Нет" наркотикам.

4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы

владеете?

5.Как правильно дышать:

— ртом

— носом

— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из

основ нашего здоровья.

Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых

плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Это

особенно

важно

в

современных

условиях с

резко

обострившейся

экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.

Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем,

заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к

науке.

Основными проблемами можно считать следующие:

1. Низкий авторитет предмета

2. Слабая материально-техническая база

3. Перегруженность залов.

Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе,

соединяющий

в

одно

целое

уроки

физкультуры

и

спортивные

внеклассные

мероприятия.

Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега,

прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу

детей в основной медицинской группе и подготовительной с учетом дозировки

физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них

жизненно важные двигательные умения и навыки.

С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности надо проводить

на

свежем

воздухе.

Все

уроки

должны

иметь

высокую

моторную

плотность. На уроках использовать фронтальный и групповой методы. При

этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Творческая

атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят

тщательно

продуманные

объяснение

учебного

материала,

постановка

задач

в

последовательности

их

реализации

и

решения,

разъяснение

сущности

двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов.

Материа л

урока

необходимо

располагать

в

ст рогой

л о г и ч е с ко й

последовательности

от

простого

к

сложному:

эстафета

сменяется

ведением

баскетбольного

мяча,

имитационные

упражнения

лазанием

по

канату,

прыжковый бег – передачей мяча в парах.

Широко использовать различные варианты подвижных игр, основанные на

соревновательных

элементах,

всевозможные

игровые

эстафеты

с

предметами.

Применять мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и

набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в

9

напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения,

успокоения,

временного

отдыха

для

регулирования

дыхательной

и

сердечно-

сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят

уверенность в своих силах.

По

отдельным

разделам

программы

можно

использовать

карточки

с

упражнениями

трех

степеней

трудности.

Если

ученик

недостаточно

хорошо

выполняет

то

или

иное

упражнение,

он

получает

карточку-задание

с

коэффициентом трудности «1», с указанием срока для выполнения. По окончании

указанного

срока

учащийся

обязан

сдать

учебный

норматив

или

выполнить

разученное упражнение. После этого он получает карточку с коэффициентом «2»,

а после выполнения и этого задания – карточку с коэффициентом «3». Кроме того,

карточки могут быть с моделями движений и описанием порядка выполнения

различных

упражнений

из

всех

разделов

учебной

программы.

Это

позволяет

осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Что касается здоровье-сбеоежения, то на уроках с соответствующим содержанием

надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни,

обучать

самостоятельным

занятиям

физическими

упражнениями

с

использованием

их

для

досуга

и

отдыха.

Ребята

ясно

видят

связь

предмета

«Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим

развитием в дальнейшем.

Для

обеспечения

эффективного

здоровье-сберегающего

процесса

необходимо

соблюдать

санитарно-гигиенические

условия

обучения,

нормировать

учебную

нагрузку

и

режим

занятий,

использовать

здоровье-сберегающие

технологии

с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический

климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в

ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.

Рекомендации:

1.

Активно

внедрять

здоровьесберегающие

технологии

в

урочной

и

внеурочной деятельности.

2.

Систематически пополнять материально-техническую базу ОУ.

3.

Изыскать

возможность

предоставления

учащимся

начального

звена

помещения для малого спортивного зала.

4.

Пропаганда

здорового

образа

жизни,

через

совместные

мероприятия

педагогов, учеников и родителей (Дни здоровья, посещение бассейнов и лыжных

баз, походы выходного дня).

ЛИТЕРАТУРА

1.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих

технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г.

Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.(Областная целевая программа «Развитие

образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа»

Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.

3.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего

образования// Валеология.-2004.-№1.

10

4.

Вашлаева

Л.П.,

Панина

Т.С.

Теория

и

практика

формирования

здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации//

Валеология.-2004.-№4.

5. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа

здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.

6.Сократов

Н.В.,

Тиссен

П.П.

«Здоровьесберегающие

технологии

в

образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство

ОГПУ. 2007 г.

7. Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки

в стране Здоровье». СПб., Образование и культура, 1999 г.

8.

Карасева

Т.В.

Современные

аспекты

реализации

здоровьесберегающих

технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.

9.Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для

учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.

10. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в

образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.

11. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная

школа», 2006, № 6.

11



В раздел образования