Напоминание

"Жизнь и творчество актрисы Салаватского драмтеатра Г.Г.Насыровой"


Автор: Иванова Валентина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Семенкино МР Аргазинского района
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Жизнь и творчество актрисы Салаватского драмтеатра Г.Г.Насыровой"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования Республики Башкортостан

МБУ Отдел образования администрации

МР Аургазинский район

МБОУ СОШ с.Семёнкино

Исследовательская работа

Жизнь и творчество актрисы Салаватского

драматического театра Г.Г. Насыровой

Выполнила

ученица 6 класса

Ахмадиева Азалия Ильшатовна

Руководитель

Зам. директора по ВР

Иванова В.Н.

Семёнкино 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА

1.

АУРГАЗИНСКИЙ

ПЕРИОД

САЛАВАТСКОГО

БАШКИРСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.

1.1.

Драматический

кружок

при

районном

доме

культуры

как

первооснова театра.

1.2. Создание первого профессионального театра в Аургазинском

районе.

1.3.

Аургазинский

драматический

театр

в

годы

Великой

Отечественной войны.

ГЛ А ВА

2 .

Ж И З Н Е Н Н Ы Й

И

Т В О Р Ч Е С К И Й

П У Т Ь

Г.Г.НАСЫРОВОЙ.

2.1. Биография Г.Г. Насыровой, как отражение театральной жизни.

2.2. Роли, сыгранные известной актрисой Г. Насыровой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Богата история культуры нашего Аургазинского района. Но

особое внимание обращает на себя основание Салаватского башкирского

государственного драматического театра, первоначально учрежденного как

районный

Аургазинский

колхозно-совхозный

театр.

От

самого

его

рождения до расцвета работала в нем уроженка села Семёнкино Газиза

Насырова.

Имя этой артистки известно лишь в определенных кругах -

деятелей искусства, краеведов, жителей села Семёнкино и города Салавата.

Вошло это имя в книгу «Аургазинский район. Годы и судьбы» в 8

строчках, есть и в книге «Башкортостан. Краткая энциклопедия».

Но хотелось бы, чтобы эту уникальную актрису, у которой была

мечта сыграть на большой сцене театра «Нур» в Уфе, помнили и почитали

не только в нашем Аургазинском районе.

Целью нашей исследовательской работы является изучение

жизни и творчества артистки Салаватского государственного башкирского

драматического театра Г.Г. Насыровой.

Объект исследования: жизнь и творчество Г. Насыровой.

Предмет исследования: жизнь и творчество артистки Салаватского

башкирского драматического театра Г.Г. Насыровой.

Гипотеза исследования: мы предположили, что жизнь и творчество

артистки Г.Г. Насыровой является уникальным и тесно взаимосвязано с

историей Салаватского башкирского драматического театра.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы и электронных ресурсов;

- изучение фотоархива артистки и архивных материалов районного

музея, районной газеты;

- изучение воспоминаний современников;

- опрос старожилов села Семенкино.

Практическая значимость нашего исследования определяется тем,

что его результаты будут интересны и полезны не только ученикам нашей

школы, нашего района, но и жителям всей многонациональной Республики

Башкортостан.

ГЛАВА 1. АУРГАЗИНСКИЙ ПЕРИОД САЛАВАТСКОГО

БАШКИРСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.

1.1. Драматический кружок при районном доме культуры как первооснова

театра.

Жизнь и творческий путь Народной артистки БАССР Г.Г. Насыровой

тесно переплелась с историей театра. 60 лет она проработала в этом театре.

После революции 1917 года Башкирское правительство начинает

уделять

большое

внимание

развитию

национального

искусства

в

республике. Выделяются средства на культурно-просветительную работу,

образуются самодеятельные коллективы. В этот период в Стерлитамаке

открывается

первый

национальный

драматический

театр.

По

этому

примеру, в 1929 году в республике повсеместно начинают создаваться

национальные театры. В деревнях, районных центрах создаются кружки

художественной

самодеятельности,

молодежь

выступает

с

концертами,

одноактными спектаклями.

Не

остаются

в

стороне

от

этого

процесса

и

жители

Аургазинского

района.

Доброе

начинание

коллектива

публика

высоко

оценила. Она с нетерпением ожидает выхода новых программ. Растет тяга

к

творчеству

и

у

самих

артистов.

Однако

для

дальнейшего

развития

районного

кружка

самодеятельности

у

сельского

клуба

маловато

возможностей. Не хватает сценических костюмов, нет даже руководителя,

который бы направил работу в нужное русло. Вся ответственность ложится

на

плечи

коллектива

учителей.

Осознавая

это,

руководство

района

направляет заведовать районным клубом Султана Кунакбаева - выпускника

Стерлитамакского педагогического училища.

Приезд

нового

руководителя

оживляет

культурно-

просветительную работу в районе. В кружок самодеятельности начинает

тянуться талантливая сельская молодежь. Выходившие на сцену прежде

только

с

концертными

номерами,

учителя

делают

попытки

поставить

масштабные произведения.

При районном клубе открывается драматический кружок.

Заведующий клубом С. Кунакбаев с жаром берется за это дело, его давняя

мечта близка к осуществлению. Возлагая на кружок большие надежды, он

принимается

за

организационную

работу,

приобретает

необходимые

материалы. Волнует его еще один важный вопрос - подобрать подходящего

руководителя

драмкружка.

Эта

мысль

не

дает

ему

покоя.

Людям

талантливым

для

выступления

с

концертными

номерами

не

нужно

большой

подготовки.

А

для

постановки

драмы

требования

другие.

Непременно нужен руководитель кружка. Султан Кунакбаев советуется с

инструктором

райкома

комсомола

Губайдуллой

Якуповым.

Скоро

комсомольский работник, оставив основную работу, приходит в районный

драмкружок в качестве руководителя.

О с е н ь ю

1 9 3 2

год а

д р а м к ружо к

п р и

р а й о н н ом

к л у б е

сформировывается окончательно. Коллектив выпускает драму по пьесе

татарского драматурга К.Тинчурина "Голубая шаль". Эта успешная работа

самодеятельных

артистов

стала

большим

праздником

для

любителей

искусства.

Представление

кружковцев

не

оставляет

равнодушными

секретаря

Аургазинского

райкома

партии

Сабира

Измайлова

и

председателя исполкома Шаихтара Вагапова. Они понимают неоценимую

роль

искусства

в

духовном

развитии

человека

в

переломный

период

истории

страны

и

загораются

идеей

образования

профессионального

театра в райцентре.

1.2. Создание первого профессионального театра в районе.

В

скором

времени

бюро

райкома

партии

поднимает

вопрос

о

создании в Аургазах профессионального театра. Члены бюро принимают

решение

ходатайствовать

об

открытии

колхозно-совхозного

театра

и

привлечь к этому квалифицированные кадры.

Весной 1933 года, незадолго до начала посевной, драмкружок под

руководством Г.Якупова обретает статус профессионального и начинает

основательную работу.

Из

сохранившегося

архива

аургазинской

районной

газеты

и

фотографии

труппы

театра

нам

удалось

установить

имена

первых

артистов:

Султан Кунакбаев,

А. Акбашев, Абдиев, Газиза Уметбаева,

Тимер Бакиев, Файзуллин, Сафин, Газиза Насырова, Ишбулатова, Х.Баев,

Б.Ягафарова, Губайдулла Якупов, Н.Хасанов.

Аургазинский

театр,

перейдя

в

разряд

профессиональных

театров, быстро завоевал симпатии народа. За полгода театр, выпустив

около десятка спектаклей, был признан публикой.

В тот период в башкирско-татарской литературе ощущалась нехватка

писателей-сатириков, поэтому артисты театра сами, подглядев из жизни

картинки быта, воплощали их на сцене. В их сатирических произведениях,

интермедиях,

фельетонах

высмеивались

человеческие

и

общественные

пороки - лень, хулиганство, пьянство. Эта сатирическая часть программы

под названием "Крючок" сохранялась в репертуаре театра вплоть до конца

30-х годов.

Осенью 1933 года в театр после окончания Уфимского техникума

искусств, приехали молодые артисты Галлям Галиев, Фаяз Вахитов, Накия

Алтынбаева,

из

Стерлитамакского

педагогического

училища

-

Бикташ

Калимуллин. Приезд молодых артистов вдохновил творческий коллектив.

Они, требовательно оценивая каждое произведение, выносили

спектакли на суд зрителя с ответственностью профессионалов. Конечно,

пополнение коллектива профессиональными кадрами не означает решения

всех проблем. Несмотря на диплом об окончании специального учебного

заведения, уровень способностей артистов разный. В театре все не могут

быть "звездами". Театр - организм особый, он развивается в творческом

соревновании.

Чтобы

руководить

этим

сложным

организмом,

нужен

дельный

режиссер.

После

приезда

из

техникума

молодых

артистов,

профессиональная неподготовленность режиссера театра Г.Якупова стала

сильно ощутимой. Коллектив театра избирает своим режиссером Тимера

Бакыева. Молодой руководитель принимается за дело. Он ставит пьесы

башкирских,

татарских,

русских

драматургов.

Однако

со

временем

меняется

сознание

народа,

требования

к

театру

растут.

Потому

и

появляется

настоятельная

необходимость

в

режиссере

современно

мыслящем,

чувствующем

тонкости

сценического

искусства,

способном

донести его в массы.

Башкирское правительство и Управление искусств уделяют

должное

внимание

развитию

очагов

культуры

в

республике.

Для

повышения профессионального уровня Аургазинского театра Башкирское

правительство

направляет

сюда

в

качестве

режиссера

Елизавету

Сыртланову-Шляхтину,

известного

деятеля

искусств,

заслуженную

артистку

Башкортостана.

Опытная

артистка

в

союзе

с

режиссерами

Тимером

Бакыевым

и

Ахметом

Садыковым

начинает

свою

работу

с

изучения

индивидуальных

способностей,

творческих

возможностей

каждого артиста.

В

конце

1935г.

Аургазинский

колхозно-совхозный

театр

из

самодеятельного

драмкружка мало-помалу

переходит

на

уровень

профессионального. Артистам удается создавать яркие образы, раскрыть

характеры персонажей в соответствии с идейной нагрузкой, не отходя от

требований времени.

Среди наиболее удачных спектаклей - постановки Е.Сыртлановой-

Шляхтиной

-

"Сибиряк

Гильман"

А.Тагирова,

"Галиябану"

М.Файзи

и

другие.

В

них

правдиво

изображаются

характеры

современности,

драматизм освободительной борьбы.

В 1936 г. Аургазинский театр со спектаклем "Сибиряк Гильман"

занял I место в Республиканской олимпиаде театров, проводившейся в

Уфе. После этого громкого успеха Башкирское правительство оказывает

еще большую поддержку театру в плане усиления его материальной базы.

Республиканское

правительство

подарило

коллективу

машину

-"полуторку", до этого театру приходилось гастролировать на лошадях и

быках. С появлением грузовой машины творческая жизнь артистов резко

изменилась.

Прежде гастрольные маршруты пролегали по Аургазинскому и

близлежащим

районам,

а

теперь

появилась

возможность

выезжать

на

"полуторке" далеко за пределы Толбазов.

Особенно заметен профессиональный рост Аургазинского театра в

период с 1939 по 1940 годы.

Изучая архивы газетных публикаций, мы установили, что большого

успеха театр достиг, поставив спектакль по пьесе А.Островского "Без вины

виноватые" в переводе на башкирский язык Е.Сыртлановой-Шляхтиной.

К

началу

40-х

годов

Аургазинский

театр

достиг

уровня

профессионального коллектива, завоевал доверие зрителя. В эти годы были

поставлены спектакли Т. Гиззата, Г. Насыри, Б. Бикбая "Карлугас", М.

Гафури "Черноликие", получившие достойную оценку зрителей по всему

Башкортостану.

1.3.

Аургазинский

драматический

театр

в

годы

Великой

Отечественной войны.

С началом Великой Отечественной войны в Аургазах, как и по всей

стране, началась мобилизация. Всех мужчин колхозно-совхозного театра

проводили на фронт. И "полуторка", полученная в подарок за олимпиаду,

вместе с шофером ушла на войну. Из артистов остались 7 женщин и один

мальчик-подросток. Но, несмотря на это, театр хотел выжить. В трудные

дни он стремился быть поближе к народу.

В этот тяжелый период многие колхозно-совхозные театры навсегда

закрыли

свои

двери.

Сохранилось

только

два

из

них

-

Баймакский

и

Аургазинский.

Аургазинцы создали из драматического коллектива агитбригаду. С

первых

дней

войны,

перестроившись

на

военный

лад,

артисты

днем

работали в колхозе, а вечером, несмотря на голод, холод, запрягали быков и

ехали из деревни в деревню, стараясь поднять настроение людей.

В это время по указу Совнаркома СССР, в Давлеканове, ставшем

военным городком, закрываются все учреждения культуры. Башкирское

правительство присоединяет Давлекановский театр к Аургазинскому. Это

решение правительства вдохнуло новые силы в погибающий театр.

Возобновилась творческая жизнь после прихода Ибрагима Ахмерова

- бывшего директора Давлекановского театра, артистов Мажита Аминева,

Барыя Сафина, Нажибека Хафизова. Появилась возможность снова ставить

спектакли на профессиональном уровне.

И. Ахмеров, наряду с работой артистом, исполняет обязанности

директора. Ему без особого труда удается наладить работу, а также достать

средства,

необходимые

для

коллектива.

Но,

скоро

все

мужчины,

приехавшие из Давлекановского театра, также уходят на фронт. Снова

творческие силы театра сосредотачиваются в руках женщин.

В это время в помощь театру по собственной инициативе приезжают

драматург и композитор Х.Ибрагимов и баянист М.Зарипов. Они готовят

для коллектива концертные номера, интересные программы, гастролируют

вместе с театром.

В 1943 году в театр с фронта после ранений возвращаются артисты.

И.Ахмеров,

А.Мифтахов,

художник

Х.Галимов

и

талантливая

подрастающая

молодежь

составляют

костяк

творческого

состава.

Аургазинский театр, не сломивший силу духа, не потерявший творческого

пыла, выступает везде, где возможно, стараясь поднять дух народа, хоть

немного согреть его сердце.

И в зимние морозы, и в весеннюю слякоть, и в жаркую летнюю

пору театр не прекращает гастроли, продолжая работу на полях и на токах.

Аургазинский театр не прервал связи с народом, стараясь осветить своим

творчеством тяжелые дни, став для трудящихся духовной поддержкой,

вместе

с

ним

встретил

весну

Победы

и

радовал

своим

выступлением

аургазинских зрителей ещё 10 лет.

ГЛ А ВА

2 .

Ж И З Н Е Н Н Ы Й

И

Т В О Р Ч Е С К И Й

П У Т Ь

Г.Г.НАСЫРОВОЙ.

2.1. Биография Г.Г. Насыровой, как отражение театральной жизни.

Газиза – старшая дочь многодетной семьи Махмузы и Галиаскара

Насыровых, родилась 15 сентября 1916 года. Дом находился у пригорка

(ныне по улице Советская, недалеко от мечети).

Отец работал сторожем,

мать обслуживала колхозный сепаратор. Заботу о младших взяла на себя

Газиза, ведь в семье росли кроме неё Нафиса (1919 г.р.), Галимулла (1922

г.р.), Насиха, Нурия, Бибисара, Халяф, Минивали. Газиза закончила всего-

то начальную школу. Рано ей пришлось искать работу. Так судьба привела

её в село Толбазы, где нашла работу в сельской больнице.

В

Толбазах

она

узнала,

что

для

создающегося

театра

района

требуется костюмер и перешла работать туда.

Недолго проработала и костюмером. Для одной из постановок

вскоре

потребовался

мальчик-подросток.

Роль

была

предложена

Насыровой. Пригодился ей опыт выступлений в сельском клубе у себя в

деревне - играла не хуже других.

В

1935

году

артист

того

же

театра

Бикташ

Гатауллович

Калимуллин

сделал

ей

предложение,

и

Газиза

вышла

за

него

замуж.

Бикташ Калимуллин стал ей поддержкой в творческой биографии.

Но в 1941 году Бикташа Гатаулловича, также как и других

артистов театра, призвали на войну. В то время, когда он защищал родное

Отечество, Газиза вместе с семью артистками Аургазинского колхозно-

совхозного театра боролась за сохранение театра.

События тех давних времен описаны в

пьесе «Семь девушек»

Нажипом

Асанбаевым,

работавшим

позже

режиссером

в

салаватских

стенах

театра.

Эти

хрупкие

молодые

женщины,

проявляя

стойкость

и

мужество, отстояли театр.

Газиза Насырова и её подруга Закия Ахмерова исполняли

мужские роли. Конечно, мужские образы были не очень выигрышными.

Слава к ним пришла позже.

Газиза

Насырова

с

мужем

воспитали

сына

по

имени

Марат.

Но

Газизе он является пасынком. Своих детей у артистки не было. Всю свою

жизнь она заботилась о своих братьях и сестрах и престарелых родителях.

Обосновавшись

в

городе

Салавате,

она

перевезла

туда

и

родителей,

помогла устроиться на работу в качестве костюмера сестре Насихе. Другая

сестра

также

переехала

в

Салават.

Брат

Галимулла

обосновался

в

Фёдоровском районе.

В настоящее время из родственников актрисы в селе Семенкино

проживают только потомки двоюродного брата – Залия Фаткуллина (в

девичестве - Насырова) и ее семья.

2.2. Роли, сыгранные известной актрисой Г. Насыровой.

На основе проведенных исследований нам удалось выяснить, что

Газиза Галиаскаровна сыграла в театре более 60 ролей, практически все

художественные типы башкирских женщин:

- фольклорные образы по произведениям М.Бурангулова, Д.Юлтыя,

Х.Ибрагимова;

- крестьянские

типы из произведений М.Гафури, С.Мифтахова,

Х.Давлетшиной;

- многоплановые реалистичические образы М.Карима, И.Абдуллина,

А.Мирзагитова, Н.Асанбаева, А.Атнабаева и другие.

«Театр Газизы Насыровой, каким она его представляет себе, - это

театр просвещения, институт народного образования, в котором есть место

многим и многим школам и направлениям мысли»,- писал об артистке в

статье «Актриса в меняющемся мире» С.Саитов [3,с. 4].

«Нашей

актрисе

всегда

присуща,

так

сказать,

избыточная

образность

сценической

речи.

Вкус

к

преувеличенным

формам

театральной поэтики, широкая и насыщенная палитра сценических красок

- одно из главных свойств искусства Газизы Насыровой. И её подлинная

актёрская сущность – взрывной темперамент, стремительность реакций,

разящее

остроумие,

склонность

к

безудержной

импровизации

полноценно

проявлялись,

прежде

всего,

в

комедийных,

особенно

сатирического направления ролях» [3,с. 4]

Мы собрали сведения о сыгранных ролях в различных пьесах

Газизой Насыровой.

В ходе исследования мы, кроме изучения литературы и архивных

материалов,

воспоминаний,

встретились

и

получили

информацию

от

жителей села Семёнкино: Фаткуллиной Халиды Галимовны, Рахимовой

Рахили Ярулловны, Фаткуллиной (Насыровой)

Залии Хайрушевны, а

также

учительницы

башкирского

языка

и

литературы

Семенкинской

средней школы Ишмуратовой Салимы Газизьяновны.

Полученные из разных источников данные, мы включили в сводную

таблицу.

Таблица 1.

Роли Г.Г. Насыровой в репертуаре Салаватского государственного

драматического театра

Роль

Название

постановки

Автор

Режиссёр

Годы

работ

ы

театр

а

1

Старшая

жена

Ишана

«Голубая шаль»

К.Тинчурин

В.К.Сайфуллин

1932

2

Галимаба

ну

«Галиябану»

М.Файзи

Е.Сыртланова-

Шляхтина

3

Левониха

«Левониха на

орбите»

А.Макаенок

В.К.Сайфуллин

4

Кукушкин

а

«Доходное место»

А.Островский

В.К.Сайфуллин

5

Асма

«Когда счастье

улыбнется

Х.Вахит

В.К.Сайфуллин

6

Мать бая

Хужиана

«Бай и батрак»

Х.Ниязи

В.К.Сайфуллин

7

Хозяйка

«Ученик дьявола»

Б.Шоу

В.К.Сайфуллин

8

Юмабика

«Смелые

девушки»

Т.Гиззат

В.К.Сайфуллин

9

«Незнакомые

люди»

Л.Устинов

В.К.Сайфуллин

10

«Чудак»

Н.Хикмет

В.К.Сайфуллин

11

«Обжалованию не

подлежит»

Т.Абдумомунов

В.К.Сайфуллин

12

«Поток»

Т.Гиззат

В.К.Сайфуллин

13

«Эзоп»

Г.Фиггерейду

В.К.Сайфуллин

14

«В ночь лунного

затмения»

М.Карим

В.К.Сайфуллин

15

Председат

ель

сельсовет

а Наталья

Ковшик

«Калиновая

роща»

ФА.Корнейчук

16

Сафура

«Матери ждут

сыновей»

А.Мирзагитов

А.Нурмухаметов

78-88

17

Бану

«Утренний туман

Ф.Богдинов

18

Фагиля

«Зимогоры»

С.Мифтахов

Р.Аюпов

19

Уборщиц

«Перед смертью»

Ш.Рахматуллин

а

20

Надзирате

льница

«Одна любовь и

тысячи

влюблённых»

В.Сайфуллин

21

«Тайфун»

(«Гроза»)

Джио-юй

Х.Усманов

22

«Казыриха»

(«Стряпуха»)

В.Курочкин

Х.Усманов

23

«Любовь и честь»

А.Муртазин

Ф.Г.Галяутдинов

24

«Умырзая»

(«Подснежник»)

Л.В.Елшанкин

Пер.В.К.Сайфулл

ин

Л.В.Валеев

25

«Салават»

Я.Апушкин

Х.Усманов

26

«Башмачки»

Х.Ибрагимов

Ф.Г. Галяутдинов

27

«Незваный гость»

Н.Наджми»

Ф.Г.Галяутдинов

28

«Иргиз»

Х.Давлетшина

Л.В.Валеев

90-ые

29

«В день свадьбы»

В.Розов

Л.В.Валеев

30

«Дочь Ганга»

Ф.Гинзбург

Ф.Г.Галяутдинов

31

«К нам парни

приехали»

Н.Асанбаев

Ф.Г.Галяутдинов

32

«С сердцем не

шутят»

И.Абдуллин

Ф.Г.Галяутдинов

50-ые

33

«Последний день

лета»

А.Атнабаев

Ф.Г.Галяутдинов

50-ые

34

«В поисках

счастья»

В.Розов

Х.Усманов

57-60

35

«Тансулпан»

К.Даян

Х.Усманов

57-60

36

«Огненный

вихрь»

А.Мирзагитов

Х.Усманов

57-60

37

«Раушан»

Г.Ахметшин

Р.Аюпов

60-63

38

«Райса»

Н.Асанбаев

Р.Аюпов

60-63

39

«Файзи»

Н.Асанбаев

Р.Аюпов

60-63

40

«Неспетая песня»

М.Карим

Р.Аюпов

60-63

41

«Первая любовь»

Х.Вахит

Р.Аюпов

60-63

42

«Страна Айгуль»

М.Карим

Л.В.Валеев

43

«Забыть

Герострата»

Т.Горин

А.Нурмухаметов

44

«Там, где

собираются

друзья»

Т.Миннуллин

А.Нурмухаметов

45

«Клятва

Ф.Асянов

К.Надыршин

81-88

46

«Кровавая

судьба»

Г.Лорки

К.Надыршин

81-88

47

«Антигона»

Софокл

К.Надыршин

81-88

48

«Наедине со

всеми»

А.Гельман

К.Надыршин

81-88

49

«Бездна»

Л.Валиев

Г.Ильясова

88-90

50

«Тополя моей

юности»

К.акбашев

Г.Ильясова

88-90

51

«Расстрелянный

табун»

Ф.Буляков

Г.Ильясова

88-90

52

«Железная

женщина»

Ш.Ташбеков

Г.Ильясова

88-90

Как видно из таблицы, Газиза Насырова сыграла роли в пьесах

различных жанров у разных авторов.

Уникальность творчества Г. Насыровой заключается еще в том, что

она не имела соответствующего образования, но была очень талантлива и

обаятельна как актриса.

Газизе Насыровой было присвоено звание Заслуженной артистки

БАССР в 1966 году и Народной артистки в 1974 году. Она оставила сцену

в 1993 году. Не стало её 25 апреля 1994 года.

Газиза Галиаскаровна Насырова оставила яркий след не только в

истории

своего

родного

села

Семёнкино,

Аургазинского

района,

Салаватского драматического театра,

но и во всей культурной жизни

многонациональной Республики Башкортостан.

Заключение

В результате анализа изученной литературы,

электронных ресурсов,

изучения

архивных

материалов,

воспоминаний

современников,

опроса

старожилов села Семенкино, мы выявили следующее.

1.

Жизненный

и

творческий

путь

артистки

Г.Г.Насыровой

тесно

взаимосвязано с историей Салаватского государственного драматического

театра. 60 лет проработала она в этом театре.

2. Ее творчество уникально: она сыграла более 60 ролей и, только

благодаря своему таланту и трудолюбию, стала Заслуженной артисткой

БАССР в 1966 году и Народной артисткой в 1974 году.

3. Имя Г. Насыровой помнят и чтут односельчане и люди, которые

интересуются культурной жизнью района и республики.

Таким

образом,

задачи

нашего

исследования

выполнены.

Цель

достигнута.

Использованная литература

1.

«Башкортостан. Краткая энциклопедия». Научное издательство

«Башкирская энциклопедия». - Уфа, 1996

2.

Сафин

М.Х.,

Ивлева

В.А..

«История

села

Семёнкино».-

Стерлитамакская городская типография, 2004

3.

Саитов С.

«Актриса в меняющемся мире» // «Экономика и

мы», №32, 1999.

4.

Карабулатова

А.

К.,

Сайфуллина

З.

В.

«Драматическое

искусство Башкортостана».- Уфа: Китап, 2005

5.

Сайфуллин В. «Салауат дәүләт башкорт драма театры». - 2-ая

уфимская городская типография, 1968

6.

Сафин М.Х. «Аургазинский район. Годы и судьбы. 75-летию

района посвящается».- Уфа, «Новый стиль», 2005

Приложение



В раздел образования