Автор: Еремина Евгения Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9 города Мценска Населённый пункт: город Мценск Наименование материала: методическая разработка Тема: экологическое представление дошкольников Раздел: дошкольное образование
Направлением нашего детского сада является экологическое развитие детей.
Поэтому одной из основных наших задач является формирование
экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых
составляют достоверные знания по экологии и практические умения,
направленные на охрану природы. Дошкольное детство - это начальный этап
формирования личности человека. В это же время закладывается хорошее
отношение к природе, к себе и окружающим людям. С другой стороны
происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное
проникновение научно- технического прогресса во все сферы, которые
диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства
обучения и воспитания на основе современных методов и новых
интегрированных технологий. Одним из перспективных методов,
способствующих решению этой проблемы, является метод проектной
деятельности. Под проектом понимается – продукт сотрудничества и
сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала
детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия
разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр,
прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с
темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию
среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и
поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.
Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной
деятельности детей заключается в практико- ориентированной сущности, что
позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического
взаимодействия. Специфика метода эко проектов заключается в том, что
педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с
окружающей средой (природной и социальной); педагогическое
взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности,
опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с
принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в
определенную тему или проблему. Природа оставляет глубокий след в душе
ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием,
динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый
услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых
снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу,
тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.Сегодня все чаще
слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего
тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой красотой, так как
предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального
сырья, загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить
радиоактивные отходы. Сохранение достижений цивилизации перед лицом
экологических проблем - задача, которую придется решать людям.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной
нарушения экологического равновесия послужило потребительское
отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология не только наука о
взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой,
это мировоззрение. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого
придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А.
Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума,
чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу",
чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и
словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили
дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного
воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров,
Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).
Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания
были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации
З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.
Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и
методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как
основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и
расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А.
Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и
др.). Экологическому образованию дошкольников в последнее время
уделяется особое внимание. Экологическая культура дошкольника может
быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В
дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается
эмоционально-ценностное отношение к окружающему, природному миру.
Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных
учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут
способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать
наблюдательность; способствовать обогащениючувственного опыта;
развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы. Поэтому,
перед нами стоит задача: как можно больше создавать условия, чтобы
формирование динамических представлений об изменениях в живой природе
проходило успешно