Автор: Ксюпова Александра Галимжановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа–интернат №19"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Бородино»
Раздел: среднее образование
Министерство образования Омской области
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа-интернат №7»
Конспект урока по истории
«Бородино»
Разработала: Ксюпова А.Г.
Омск-20017
Тема: «Отечественная война 1812 года"
(2 часа)
Цель: Ознакомить учащихся с ходом Отечественной войны 1812г.
Задачи:
Обучающая: Формировать знания о ходе Отечественной войны 1812 г.
Развивающая: Способствовать развитию умений анализировать исторические события и
факты, работать с картой. Создать условия для развития речи, памяти, внимания,
мышления.
Воспитательная: Способствовать формированию чувства патриотизм.
Коррекционная: Корректировать ошибки произношения.
Словарь: Экспорт, независимость, захватническая, оборонительная.
Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года», карточки, картинки, атласы.
Ход урока:
I организационный момент
1)
Какой сейчас урок?
2)
Какой по счету урок?
Что мы будем делать?
читать
Сегодня на уроке мы будем отвечать на вопросы
работать по карте
-Еще мы будем оценивать свою работу на уроке, у вас есть листы самооценки, каждый
из вас будет оценивать себя на каждом этапе урока.
II. Актуализация знаний.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Мы изучали: «Внешнюю политику Александра I» (ответы учащихся)
-Сейчас я вам раздам карточки, чтобы проверить домашнее задание.
Один уч-ся выполняет у доски, остальные выполняют самостоятельно.
Проверка выполнения задания. Оценки.
-Что мы делали?
-Мы повторили домашнее задание, а теперь переходим к новой теме.
III. Изложение нового материала.
-Мы продолжим изучать раздел: «Внешняя политика России в XIX веке» и тема
нашего урока: «Отечественная война 1812 года»
Учащиеся записывают в тетрадь число, тему урока.
-Ребята, 1812 год-это какой век? Давайте посмотрим на ленте времени.
План урока:
1)Участники войны.
2) причины.
3)Вторжение Наполеона.
4)Характер войны.
5) соотношение сил.
6)Бородинское сражение.
Словарная работа.
1).Участники войны:
Россия. Император России - Александр
I(картинка)
Франция. Император –
Наполеон(картинка)
2). Причины войны:
Для России:
Для Франции:
Экономические убытки-сокращение
экспорта хлеба.(вспомнить значение слова
экспорт)
Несоблюдение Россией условий
Тельзитского мирного договора.
3).Вторжение Наполеона
12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась на территорию России. (Показать на
карте границу России, учащиеся выделяют границу у себя на карте, приклеить синих
солдатиков).
4). Характер войны:
Для России:
Защита свободы, независимости своей
Родины.
Для Франции:
Захватническая, грабительская.
5). Соотношение сил:
Силы между Россией и Францией были не равными. Работа с текстом.
Россия:
Франция:
Русская армия состояла из …..человек.
Французская армия состояла из……
человек.
Какая численность армии была у русской и французской армии? Сравнить численность.
Какое количество насчитывала «Великая» армия, какое количество человек было в русской
армии?
Учащийся выходит к доске и крепит численность армий.
-Сейчас мы продолжим работать с текстом и покажем на карте расположение русской
армии.
Русская армия была разделена на 3 части:
-1-ая армия под руководством М.Б.Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман.
-2-ая армия под руководством П.И.Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии.
-3-ая армия под руководством А.П.Тормасова должна была прикрывать пути возможного
наступления противника на Киев.
К доске выходят по одному ученику и находят расположение армий, крепят Солдатов на
карту, остальные клеят Солдатов у себя на карте.
-Ребята, какая была главная цель у Наполеона? Прочитайте в тексте, по какому городу он
хотел нанести главный удар?
(Ответы уч-ся). Ученик выходит к доске находит на карте г. Москву и крепит флажок.
-Как вы думаете, могла ли русская армия успешно обороняться от нападения французов?
(Ответы уч-ся)
-Что нужно было сделать русской армии, для обороны своей территории с наименьшими
потерями солдат? Найдите в тексе.
-Русской армии для успешного проведения боя необходимо было соединить 1-ую и 2-ую
армию. Соединение армий произошло в г. Смоленске, (показать на карте, один из уч-
хсявыходит к доске, находит на карте г. Смоленск и крепит флажок).
-Что мы делали?
-Мы работали по карте, читали, работали с текстом.
Оценки уч-хся.
IV.Закрепление.
-А теперь мы повторим, что изучили на уроке.
На доске карточки.
1). Какую войну вела Россия? Соедини линией.
Захватническая
Грабительская
Освободительная Россия
Справедливая Франция
Несправедливая
2). Государство, с которым воевала Россия в Отечественной войне 1812 года.
Швеция Турция Франция
3). Имя французского императора.
Петр I Наполеон Александр I
4). Наполеон наносил главный удар на:
Санкт – Петербург Москву Киев
-Что мы делали?
-Мы повторили изученный материал на уроке.
Оценки уч-хся.
V. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
Ответы уч-ся:
-Я узнал о событиях Отечественной войны 1812 года.
-Я узнал имя императора Франции, который хотел захватить Россию.
Д/З. Составить рассказ о биографии Кутузова.
- Подошло время посмотреть в листы самооценки. Оценка уч-хся.