Напоминание

"Формирование и совершенствование универсальных учебных действий на уроках химии"


Автор: Ожгибесова Лариса Станиславовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №4"
Населённый пункт: Десногорск, Смоленская область
Наименование материала: программа
Тема: "Формирование и совершенствование универсальных учебных действий на уроках химии"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение

«Средняя школа №4»

муниципального образования «город Десногорск»

Смоленской области

Программа

« Формирование и совершенствование

универсальных учебных действий

на уроках химии»

Составила Ожгибесова

Лариса Станиславовна,

учитель химии

Данная программа составлена для изучения, освоения и совершенствования

методов

и

способов

формирования

универсальных

учебных

действий

на

уроках и во внеурочных занятий по химии в старших классах школы в

профильном обучении.

Цель - формирование и совершенствование УУД на уроках химии.

Задачи:

*способствовать

развитию

современной

социально

адаптированной

личности, с учетом его творческих способностей и интересов.

*создать оптимальные условия для развития каждого обучающегося с учетом

его способностей и потребностей,

*мотивировать

обучающихся

к

самостоятельной

познавательной

деятельности,

*формировать

и

развивать

исследовательскую

культуру

обучающихся,

вовлекая их в творческую деятельность,

Возникновение

понятия

«универсальные

учебные

действия»

связано

с

изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к

развитию личности обучающего. УУД обеспечивают способность учащегося

к саморазвитию и само совершенствованию посредством сознательного и

активного присвоения нового социального опыта.

Функции УУД:

1. Регуляция учебной деятельности

-

принятие

и

постановка

учебных

целей

и

задач,

поиск

и

эффективное

применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и

задач;

контроль,

оценка

и

коррекция

процесса

и

результатов

учебной

деятельности.

2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности

-

готовность

к

непрерывному

образованию

на

основе

умения

учиться,

формирование

гражданской

идентичности

и

толерантности

жизни

в

поликультурном

обществе,

развитие

социальной

и

профессиональной

мобильности.

3. Обеспечение успешности обучения

-формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в

любой предметной области познания.

Виды УУД:

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся,

Регулятивные

-

обеспечивают

организацию

учащимся

своей

учебной

деятельности,

Познавательные - включают общеучебные, логические действия, действия

постановки и решения проблем,

Коммуникативные

обеспечивают

социальную

компетентность,

умение

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем,

строить

продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Использование современных педагогических и информационных

технологий.

Основные образовательные технологии, элементы которых я реализую в

своей работе, направленные на формирование и совершенствования УУД

обучающихся:

технология дифференцированного обучения,

технология обучения в сотрудничестве,

технология проблемного и исследовательского обучения,

технология развития критического мышления,

технология проектирования

технология проблемного диалога и полилога.

Реализация данных технологий интегрирована с информационно-

коммуникативными и здоровьесберегающими технологиями.

Развитие регулятивных УУД (предполагаемые результаты).

Обучающиеся должны уметь

10 класс

11 класс

-Самостоятельно формулировать

учебную проблему,

-Выдвигать версии решения

проблемы, осознавая конечный

результат, выбирать из предложенных

учителем средства достижения цели,

-Составлять план решения проблемы,

корректируя его с предложенным

учителем,

-Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно

-Планировать свою индивидуальную

образовательную траекторию,

-Свободно пользоваться

выработанными критериями оценки и

самооценки,

-Самостоятельно составлять план

решения проблемы,

-Самостоятельно осознавать причины

успеха и неуспеха,

-Давать оценку своим личностным

качествам,

-Определять направление своего

развития.

Коммуникативные УУД (предполагаемые результаты).

Обучающиеся должны уметь

10 класс

11 класс

-Самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие в паре, в

группе,

-Определять общие цели,

-Распределять роли и функции,

-Договариваться друг с другом

-Отстаивать свою точку зрения,

приводить аргументы, подтверждая

их фактами,

-Учиться критично относиться к

своему мнению,

-Уметь выдвинуть контраргументы,

-Понимая позицию другого,

различать в его речи: мнение,

доказательство, факты; гипотезы,

аксиомы и теории,

-Уметь взглянуть на ситуацию с иной

позицию и договариваться с людьми

иных позиций

Познавательные УУД (предполагаемые результаты).

1. Общеучебные универсальные действия

Действия

Тип урока

Самостоятельное выделение и

формулирование познавательной

цели

Урок открытия новых знаний,

обретения новых умений и навыков

Поиск и выделение необходимой

информации

Урок открытия новых знаний,

обретения новых умений и навыков

Урок-исследование

Комбинированный урок

Знаково-символическое

моделирование

Урок открытия новых знаний,

обретения новых умений и навыков

Урок-исследование

Урок систематизации знаний

Умение структурировать знания

Урок систематизации знаний

Урок-исследование

Умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание в

устной и письменной форме

Урок развивающего контроля

Комбинированный урок

Выбор эффективных способов

решения задач

Урок развивающего контроля

Урок-исследование

Комбинированный урок

Рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка

Урок развивающего контроля

Урок отработки умений и рефлексии

процессов и результата деятельности

2.Логические УУД

Анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение –

действия формируются и развиваются на всем протяжении обучения, на

уроках разных типов.

3.Действия постановки и решения проблем

Формулирование учебной проблемы; самостоятельное создание способов

решения проблем (задач) творческого и поискового характера – действия

формируются и развиваются на всем протяжении обучения, на уроках разных

типов.

Уровни развития оценки.

1.Отсутствие оценки - обучающийся полагается на отметку учителя,

воспринимает её некритически, не воспринимает аргументацию оценки.

2. Адекватная ретроспективная оценка – критически относится к отметкам

учителя, не может и не пытается оценить свои возможности, может оценить

действия других.

3. Неадекватная прогностическая оценка – пытается оценить свои

возможности, часто допускает ошибки, учитывая внешние признаки задачи, а

не её структуру.

4. Потенциально адекватная прогностическая оценка – может с помощью

учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую

перед ним задачу, но делает это с затруднениями.

5. Актуально адекватная прогностическая оценка – обучающийся

самостоятельно ещё до решения задачи свои силы.

Программа направлена на формирование умения правильно оценивать себя и

сверстников, на повышение уровня развития оценки.

Уровни сформированности целеполагания.

1. Отсутствие цели – ученик плохо различает учебные задачи разного типа,

отсутствие реакции на новизну задачи, нуждается в контроле.

2. Принятие практической задачи – обучающийся осознает, что надо делать

только в процессе решения практических задач,

3. Переопределение познавательной задачи в практическую – обучающийся

осознает, что сделал и что надо делать только в в процессе решения

практических задач,

4. Принятие познавательной задачи – ученик осуществляет решение

познавательной задачи, не изменяя её,

5. Переопределение практической задачи в теоретическую -

обучающийся четко осознает свою цель и структуру найденного способа

решения,

6. Самостоятельная постановка учебных целей – ученик выдвигает

содержательные гипотезы, умеет исследовать способы действий.

Программа направлена на формирование и совершенствование

целеполагания как УУД.

Для освоения, развития и совершенствования УУД

проводятся уроки разные по форме организации:

1. Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, ,

теоретическое и практическое занятие.

2. Уроки в форме соревнования и игр: путешествие, конкурс, турнир,

эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, ,

викторина и т.п.

3. Уроки: исследование, изобретательство, мозговая атака, репортаж,

4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:

урок мудрости, откровение

5. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,

регламентированная дискуссия, панорама, диалог, «живая газета», устный

журнал.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:

суд, следствие.

7. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы:

КВН, «следствие ведут знатоки», диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.



В раздел образования