Автор: Ожгибесова Лариса Станиславовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №4"
Населённый пункт: Десногорск, Смоленская область
Наименование материала: программа
Тема: "Формирование и совершенствование универсальных учебных действий на уроках химии"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение
«Средняя школа №4»
муниципального образования «город Десногорск»
Смоленской области
Программа
« Формирование и совершенствование
универсальных учебных действий
на уроках химии»
Составила Ожгибесова
Лариса Станиславовна,
учитель химии
Данная программа составлена для изучения, освоения и совершенствования
методов
и
способов
формирования
универсальных
учебных
действий
на
уроках и во внеурочных занятий по химии в старших классах школы в
профильном обучении.
Цель - формирование и совершенствование УУД на уроках химии.
Задачи:
*способствовать
развитию
современной
социально
адаптированной
личности, с учетом его творческих способностей и интересов.
*создать оптимальные условия для развития каждого обучающегося с учетом
его способностей и потребностей,
*мотивировать
обучающихся
к
самостоятельной
познавательной
деятельности,
*формировать
и
развивать
исследовательскую
культуру
обучающихся,
вовлекая их в творческую деятельность,
Возникновение
понятия
«универсальные
учебные
действия»
связано
с
изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к
развитию личности обучающего. УУД обеспечивают способность учащегося
к саморазвитию и само совершенствованию посредством сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
Функции УУД:
1. Регуляция учебной деятельности
-
принятие
и
постановка
учебных
целей
и
задач,
поиск
и
эффективное
применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и
задач;
контроль,
оценка
и
коррекция
процесса
и
результатов
учебной
деятельности.
2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности
-
готовность
к
непрерывному
образованию
на
основе
умения
учиться,
формирование
гражданской
идентичности
и
толерантности
жизни
в
поликультурном
обществе,
развитие
социальной
и
профессиональной
мобильности.
3. Обеспечение успешности обучения
-формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в
любой предметной области познания.
Виды УУД:
Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся,
Регулятивные
-
обеспечивают
организацию
учащимся
своей
учебной
деятельности,
Познавательные - включают общеучебные, логические действия, действия
постановки и решения проблем,
Коммуникативные
–
обеспечивают
социальную
компетентность,
умение
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем,
строить
продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Использование современных педагогических и информационных
технологий.
Основные образовательные технологии, элементы которых я реализую в
своей работе, направленные на формирование и совершенствования УУД
обучающихся:
технология дифференцированного обучения,
технология обучения в сотрудничестве,
технология проблемного и исследовательского обучения,
технология развития критического мышления,
технология проектирования
технология проблемного диалога и полилога.
Реализация данных технологий интегрирована с информационно-
коммуникативными и здоровьесберегающими технологиями.
Развитие регулятивных УУД (предполагаемые результаты).
Обучающиеся должны уметь
10 класс
11 класс
-Самостоятельно формулировать
учебную проблему,
-Выдвигать версии решения
проблемы, осознавая конечный
результат, выбирать из предложенных
учителем средства достижения цели,
-Составлять план решения проблемы,
корректируя его с предложенным
учителем,
-Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно
-Планировать свою индивидуальную
образовательную траекторию,
-Свободно пользоваться
выработанными критериями оценки и
самооценки,
-Самостоятельно составлять план
решения проблемы,
-Самостоятельно осознавать причины
успеха и неуспеха,
-Давать оценку своим личностным
качествам,
-Определять направление своего
развития.
Коммуникативные УУД (предполагаемые результаты).
Обучающиеся должны уметь
10 класс
11 класс
-Самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в паре, в
группе,
-Определять общие цели,
-Распределять роли и функции,
-Договариваться друг с другом
-Отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы, подтверждая
их фактами,
-Учиться критично относиться к
своему мнению,
-Уметь выдвинуть контраргументы,
-Понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение,
доказательство, факты; гипотезы,
аксиомы и теории,
-Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позицию и договариваться с людьми
иных позиций
Познавательные УУД (предполагаемые результаты).
1. Общеучебные универсальные действия
Действия
Тип урока
Самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели
Урок открытия новых знаний,
обретения новых умений и навыков
Поиск и выделение необходимой
информации
Урок открытия новых знаний,
обретения новых умений и навыков
Урок-исследование
Комбинированный урок
Знаково-символическое
моделирование
Урок открытия новых знаний,
обретения новых умений и навыков
Урок-исследование
Урок систематизации знаний
Умение структурировать знания
Урок систематизации знаний
Урок-исследование
Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме
Урок развивающего контроля
Комбинированный урок
Выбор эффективных способов
решения задач
Урок развивающего контроля
Урок-исследование
Комбинированный урок
Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
Урок развивающего контроля
Урок отработки умений и рефлексии
процессов и результата деятельности
2.Логические УУД
Анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение –
действия формируются и развиваются на всем протяжении обучения, на
уроках разных типов.
3.Действия постановки и решения проблем
Формулирование учебной проблемы; самостоятельное создание способов
решения проблем (задач) творческого и поискового характера – действия
формируются и развиваются на всем протяжении обучения, на уроках разных
типов.
Уровни развития оценки.
1.Отсутствие оценки - обучающийся полагается на отметку учителя,
воспринимает её некритически, не воспринимает аргументацию оценки.
2. Адекватная ретроспективная оценка – критически относится к отметкам
учителя, не может и не пытается оценить свои возможности, может оценить
действия других.
3. Неадекватная прогностическая оценка – пытается оценить свои
возможности, часто допускает ошибки, учитывая внешние признаки задачи, а
не её структуру.
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка – может с помощью
учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую
перед ним задачу, но делает это с затруднениями.
5. Актуально адекватная прогностическая оценка – обучающийся
самостоятельно ещё до решения задачи свои силы.
Программа направлена на формирование умения правильно оценивать себя и
сверстников, на повышение уровня развития оценки.
Уровни сформированности целеполагания.
1. Отсутствие цели – ученик плохо различает учебные задачи разного типа,
отсутствие реакции на новизну задачи, нуждается в контроле.
2. Принятие практической задачи – обучающийся осознает, что надо делать
только в процессе решения практических задач,
3. Переопределение познавательной задачи в практическую – обучающийся
осознает, что сделал и что надо делать только в в процессе решения
практических задач,
4. Принятие познавательной задачи – ученик осуществляет решение
познавательной задачи, не изменяя её,
5. Переопределение практической задачи в теоретическую -
обучающийся четко осознает свою цель и структуру найденного способа
решения,
6. Самостоятельная постановка учебных целей – ученик выдвигает
содержательные гипотезы, умеет исследовать способы действий.
Программа направлена на формирование и совершенствование
целеполагания как УУД.
Для освоения, развития и совершенствования УУД
проводятся уроки разные по форме организации:
1. Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, ,
теоретическое и практическое занятие.
2. Уроки в форме соревнования и игр: путешествие, конкурс, турнир,
эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, ,
викторина и т.п.
3. Уроки: исследование, изобретательство, мозговая атака, репортаж,
4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:
урок мудрости, откровение
5. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,
регламентированная дискуссия, панорама, диалог, «живая газета», устный
журнал.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
суд, следствие.
7. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы:
КВН, «следствие ведут знатоки», диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.