Напоминание

"ФГОС и здоровьесберегающие технологии"


Автор: Никитина Марина Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 8"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "ФГОС и здоровьесберегающие технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




ФГОС и здоровьесберегающие технологии

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

представляет собой совокупность требований обязательных при реализации

основных

образовательных

программ

общего

образования,

требований

к

структуре,

результатам

и

условия

реализации

основной

образовательной

программы.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как

воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного

отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По

мнению медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему

так

происходит?

Видимо,

дело

в

том,

что

мы,

взрослые,

ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А

можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм

ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно

поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень

низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

За

период

обучения

в

начальной

школе

прослеживается

про-

грессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся: часть функцио-

нальных

расстройств

переходит

в

стойкую

хроническую

патологию;

возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппарата,

органов

пищеварения;

увеличивается

число

нервно-психических

расстройств.

Среднее

и

старшее

звено

показывает

рост

хронических

заболеваний у школьников. За период обучения в школе число здоровых

детей уменьшается в 4 раза. Как же с этим бороться? Совместимы ли понятия

«школа» и «здоровье»?

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

основе

здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением

в деятельности педагога.

«Научным отцом» самого понятия здоровьесберегающих технологий

стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению,

оно

включает

в

себя

комплекс

взаимосвязанных

мер,

совокупность

педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала

физического и психического здоровья учеников и учителей.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают

совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий,

которые

направлены

на

обеспечение

и

защиту

здоровья,

формирование

правильного отношения к нему.

Основная цель здоровьесберегающих технологий в рамках реализации

ФГОС

-

формирование

основ

здоровьесберегающей

учебной

культуры:

умений

организовывать

успешную

учебную

работу,

создавая

здоровьесберегающие

условия,

выбирая

адекватные

средства

и

приемы

выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

Принципы здоровьесбережения заложены и в программу воспитания и

социализации школьников на всех уровнях образования.

Требования ФГОС к

уровню НОО

Требования ФГОС к

уровню ООО

Требования ФГОС к

уровню СОО

Формирование установки на

безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на

результат, бережному

отношению к материальным

и духовным ценностям

Осознание целостности

окружающего мира, освоение

основ экологической

грамотности, элементарных

правил нравственного

поведения в мире природы и

людей, норм

здоровьесберегающего

поведения в природной и

социальной среде

Формирование

первоначальных

представлений о значении

физической культуры для

укрепления здоровья

человека, о ее позитивном

влиянии на развитие

человека, о физической

культуре и здоровье как

факторах успешной учебы и

социализации

Формирование ценности

здорового и безопасного

образа жизни; усвоение

правил индивидуального и

коллективного безопасного

поведения в чрезвычайных

ситуациях, угрожающих

жизни и здоровью людей,

правил поведения на

транспорте и на дорогах

Развитие умения

планировать в

повседневной жизни свои

действия с применением

полученных знаний законов

механики,

электродинамики,

термодинамики и тепловых

явлений с целью

сбережения здоровья

Формирование умений

выполнять комплексы

общеразвивающих,

оздоровительных и

корригирующих

упражнений, учитывающих

индивидуальные

способности и особенности,

состояние здоровья и режим

учебной деятельности

Принятие и реализацию

ценностей здорового и

безопасного образа жизни,

потребности в физическом

самосовершенствовании,

занятиях спортивно-

оздоровительной

деятельностью, неприятие

вредных привычек:

курения, употребления

алкоголя, наркотиков

Бережное, ответственное и

компетентное отношение к

физическому и

психологическому

здоровью, как

собственному, так и других

людей, умение оказывать

первую помощь

Сформированность

представлений о здоровом

образе жизни как о

средстве обеспечения

духовного, физического и

социального благополучия

личности

Основные задачи:

предоставить школьнику возможности сохранения здоровья на

весь период обучения в школе;

формировать

у

обучающихся

знания,

умения

и

компетенции

ведения

здорового

образу

жизни,

направленные

на

снижение

уровня

заболеваемости;

формировать навыки сохранения работоспособности на уроках;

способствовать

формированию

системы

спортивно-

оздоровительной работы.

Здоровье

ребенка,

его

социально-психологическая

адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

его

бодрствования.

В

то

же

время

в

этот

период

происходит

наиболее

интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся

жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам

окружающей среды.

По

данным

Института

возрастной

физиологии

РАО,

школьная

образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с

действием которых связано 20 - 40 % негативных влияний, ухудшающих

здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют

проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы

влияния на здоровье учащихся:

стрессовая педагогическая тактика;

несоответствие методик и технологий обучения возрастным

и

функциональным возможностям школьников;

несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических

требований к организации учебного процесса;

недостаточная

грамотность

родителей

в

вопросах

сохранения

здоровья детей;

провалы в существующей системе физического воспитания;

интенсификация образовательного процесса;

функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и

укрепления здоровья;

частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

отсутствие

системной

работы

по

формированию

ценности

здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса

создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят

к

сбою

механизмов

саморегуляции

физиологических

функций

и

способствуют

развитию

хронических

болезней.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем

здоровья

обучающихся

создается

и

решается

в

ходе

ежедневной

практической

работы

учителей,

т.е.

связано

с

их

профессиональной

деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной

деятельности в сохранении и укреплении здоровья учеников.

Цель

современной

школы

подготовка

детей

к

жизни.

Каждый

школьник

должен

получить

за

время

учебы

знания,

которые

будут

востребованы

им

в

дальнейшей

жизни.

Достижение

названной

цели

в

нынешней

школе

может

быть

достигнуто

с

помощью

технологий

здоровьесберегающей

педагогики,

которые

рассматриваются

как

совокупность

приемов

и

методов

организации

учебно-воспитательного

процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном

взаимодействии

с

всеми

участниками

образовательных

отношений

(обучающимися,

родителями,

медицинскими

работниками,

коллегами)

планирует

свою

работу

с

учетом

приоритетов

сохранения

и

укрепления

здоровья. Тем не менее, только тогда можно сказать, что образовательный

процесс

осуществляется

по

здоровьесберегающим

образовательным

технологиям, если при реализации используемой педагогической системы

решается задача сохранения здоровья обучающихся и педагогов.

Основополагающей

целью

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

обучения

является

обеспечить

школьнику

возможность

сохранения

здоровья

в

период

обучения

в

школе,

сформировать

у

него

необходимые знания, умения и компетенции по здоровому образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-

ориентированного

подхода.

Осуществляемые

на

основе

личностно-

развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря

которым

обучающиеся

учатся

жить

вместе

и

эффективно

взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в

освоении

культуры

человеческих

отношений,

в

формировании

опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение

сферы общения и деятельности ученика, развитие его саморегуляции (от

внешнего

контроля

к

внутреннему

самоконтролю),

становление

самосознания

и

активной

жизненной

позиции

на

основе

воспитания

и

самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и

здоровье других людей.

По

определению

В.В.

Серикова,

технология

в

любой

сфере

-

это

деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной

предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой

сферы

и

потому

обеспечивающая

наибольшее

для

данных

условий

соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к

поставленной

проблеме,

можно

определить

как

здоровьесберегающую

педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения

между

образованием

и

воспитанием,

переводит

воспитание

в

рамки

человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на

сохранение

и

приумножение

здоровья

ребенка.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

должны

обеспечить

развитие

природных

способностей

ребенка:

его

ума,

нравственных

и

эстетических

чувств,

потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с

людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1.

условия

обучения

ребенка

в

школе

(отсутствие

стресса,

адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с

возрастными,

половыми,

индивидуальными

особенностями

и

гигиеническими требованиями);

3.

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки

возрастным

возможностям ребенка;

4.

необходимый,

достаточный

и

рационально

организованный

двигательный режим.

Данные

технологии

должны

удовлетворять

принципам

здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые

средства

должны

быть

обоснованными,

проверенными

на

практике,

не

наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет

заботы

о

здоровье

учителя

и

обучающегося -

все

используемое

должно

быть

оценено

с

позиции

влияния

на

психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к

случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект - субъектные взаимоотношения - обучающийся является

непосредственным

участником

здоровьесберегающих

мероприятий

и

в

содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным

особенностям учащихся -

объем

учебной

нагрузки,

сложность

материала

должны соответствовать возрасту учеников.

Комплексный,

междисциплинарный

подход -

единство

в

действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в

любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом

отмечают недостатки.

Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск

переутомления.

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться

сформировать, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по

сохранности

здоровья.

Перед

любым

учителем

неизбежно

встает

задача

качественного

обучения

предмету,

что

совершенно

невозможно

без

достаточного

уровня

мотивации

школьников.

Вот

почему

невозможно

избежать применения здоровьесберегающих технологий.

Следует

отметить,

что

все

здоровьесберегающие

технологии,

применяемые в образовательном процессе, можно разделить на три основные

группы:

технологии,

обеспечивающие

гигиенически оптимальные

условия

образовательного процесса;

технологии

оптимальной

организации

учебного

процесса

и

физической активности школьников;

– разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые

на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Психолого-педагогические

технологии

здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,

оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и

отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также

позволяет

решить

одновременно

несколько

различных

задач:

обеспечить

психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и

воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы,

побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.

п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения

знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического

или

детективного

содержания,

также

активизирующие

творческий

потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в

виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший

эффект

дает

использование

интерактивных

обучающих

программ,

которые

вызывают

неизменный

интерес

у

школьников,

одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно

отметить

и

прием

использования

литературных

произведений,

иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование

пословиц

при

изучении

понятия

монотонности

функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше

положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения

как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление

от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же

введение в урок литературных или исторических отступлений способствует

не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению

межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Одним

из

важнейших

аспектов

является

именно

психологический

комфорт школьников

во

время урока.

С одной

стороны,

таким образом

решается

задача

предупреждения

утомления

обучающихся,

с

другой

-

появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей

каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к

каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика

выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,

поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор

или небольшое историческое отступление

- вот далеко не весь арсенал,

которым

может

располагать

педагог,

стремящийся

к

раскрытию

способностей каждого ребенка.

Обучающиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку

или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои

знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает

эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не

справился,

что-то

не

смог

выполнить.

Более

того,

отсутствие

страха

и

напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных

психологических

барьеров,

смелее

высказываться,

выражать

свою

точку

зрения.

К

тому

же

каждый

ученик

уже

более

спокойно

реагирует

на

полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои

ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке,

воспринимаемая

как

временное

явление,

становится

дополнительным

стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет

стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных

возможностях.

Следует

заметить,

что

в

обстановке

психологического

комфорта

и

эмоциональной

приподнятости

работоспособность

класса

заметно

повышается,

что

в

конечном

итоге

приводит

и

к

более

качественному

усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением,

поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически

отсутствовали.

Как

показывают

исследования,

наиболее

опасным

фактором

для

здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить

человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в

будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень

важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит

не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи,

но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной

жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Среди

здоровьесберегающих

технологий

можно

особо

выделить

технологии

личностно-ориентированного

обучения,

учитывающие

особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное

раскрытие

его

потенциала.

Сюда

можно

отнести

технологии

проектной

деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве,

разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное

обучение

предполагает

использование

разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы

заинтересованности

каждого

ученика

в

работе

класса;

стимулирование

обучающихся

к

высказываниям

и

использованию

различных

способов

выполнения

заданий

без

боязни

ошибиться;

создание

педагогических

ситуаций

общения

на

уроке,

позволяющих

каждому

ученику

проявлять

инициативу,

самостоятельность,

избирательность

в

способах

работы;

создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

– создание положительного эмоционального настроя на работу всех

учеников в ходе урока;

– использование проблемных творческих заданий;

стимулирование

учеников

к

выбору

и

самостоятельному

использованию разных способов выполнения заданий;

– применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип,

вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

– рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были

ошибки, как они были исправлены.

Исходя

из

вышеизложенного,

становится

очевидным,

что

эти

технологии

позволяют

параллельно

решать

и

задачи

охраны

здоровья

школьников

как

в психологическом,

так и

в физиологическом

аспектах.

Именно

благодаря

использованию

современных

технологий

оказывается

возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику,

учесть

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка,

а

следовательно,

минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его

здоровью.

Это

предполагает

использование

индивидуальных

заданий

разных

типов

и

уровней,

индивидуального

темпа

работы,

выбор

учебной

деятельности,

личный

выбор

учащимися

блочно-модульных

систем

образовательного

процесса,

проведение

обучающих

игр,

проектную

деятельность,

коллективную

деятельность,

профилизацию

образования,

медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.

При

анализе

уроков

с

позиций

здоровьесбережения

в

последнее

десятилетие выдвигается требование к проведению физминуток как средству

разрядки.

Требования к организации и проведению физкультминуток:

1. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 8-14

минута занятия, в зависимости от возраста обучающихся, вида деятельности

и сложности учебного материала.

2.

Для

младших

школьников

наиболее

целесообразно

проведение

физкультминуток между 15-20 минутами.

3.

Упражнения

должны

быть

занимательны,

знакомы

и

интересны

учащимся, просто в своем выполнении.

4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и

форме.

5.

В

физкультминутки

включаются

упражнения

на

разные

группы

мышц.

6. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

7.

В

перерыве

между

двумя

уроками

целесообразнее

проводить

физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.

8. Во время проведения физкультминуток обучающиеся могут сидеть

за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах

между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах и

т.д.

Учитель должен:

1. Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.

2. Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

3. Знать основы терминологии физических упражнений.

Существуют специально разработанные комплексы упражнений для

выполнения на всех уровнях образования. На практике же мы видим, что

активно

проводятся

физминутки

с

младшими

школьниками.

В

уровне

основного

общего

образования

они

используются

лишь

эпизодически,

а

старшеклассников трудно представить себе весело прыгающими под музыку.

Кроме того, любому учителю жаль потраченного времени, так как оно не

помогает в изучении материала.

Однако понятие – деятельностный подход – позволяет нам по-новому

взглянуть на использование здоровьесберегающих технологий на уроке. В

здоровьесбережении выделяются разные понятия двигательной активности

на уроке:

1. физминутка;

2. динамическая пауза;

3. смена динамических поз.

Физминутка – специально разработанный комплекс упражнений; (см.

приложение

1).

Однако

ежедневное

ежеурочное

повторение

подобных

комплексов скорее вызовет отторжение и скуку учащихся, чем принесет

пользу. Поэтому следует использовать и другие виды разминок.

Динамические

паузы

любые

движения

в

качестве

смены

вида

деятельности

и

введения

двигательной

активности

на

уроке.

Довольно

активно начальная школа использует различные стихотворные физминутки,

пальчиковую

гимнастику,

гимнастику

для

глаз

с

использованием

презентаций, прыжки под музыку, ходьбу и бег на месте, аутотренинги-

релаксации.

Смена динамических поз – изменение положения тела в пространстве

во время урока. На этом приеме основаны, например, разноуровневые парты

в системе доктора Базарного. Или пришедшие из театральной педагогики

смены мизансцен урока.

А как же временя на прохождение программы? Тогда не логично ли

предположить, что двигательная активность на уроке должна быть и может

быть совмещена с активностью учебной? В действии ребенок будет ставить

перед

собой

цель

и

добиваться

ее

т.е.,

мы

возвращаемся

к

игровой

технологии на уроке. Игра – естественное состояние ребенка, это действие,

которое

активизирует

естественный

процесс

научения,

социализации,

адаптации к окружающим условиям. Игра может превосходно совместиться с

понятием «физминутка на уроке».

Пример

применения

игровой,

здоровьесберегащей

технологии

на

уроках английского языка.

Динамическая пауза для концентрации внимания.

«Японская печатная машинка»

Все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как

машина):

1)

хлопают

перед

собой

в

ладоши,

2)

двумя

руками

хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3)

не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо,

желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают

левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д.

Когда

класс

познакомился

с

набором

и

последовательностью

движений и выполняет их ритмично и синхронно, можно изменить

скорость движений согласно темпу, задаваемому ведущим. После

овладения и этим усложнением вводится речь. На каждый щелчок

участниками

произносятся

заранее

распределенные

порядковые

номера (на английском).

После «представления» (то есть произнесения под щелчки своего

номера, например, eight-eight) на следующий щелчок правой рукой

говорящий опять называет свой номер, а уже на щелчок левой —

любой другой номер (получается eight-two). Игрок, услышав свой

номер, в момент следующего щелчка всей группы правой рукой

должен произнести свой номер, потом одновременно со щелчком

левой рукой повторить его («представление»). С новым щелчком

правой руки — последний раз назвать свой номер и с щелчком

левой — произнести номер нового игрока, которому передается эта

своеобразная эстафета. Так речь переходит от одного к другому на

фоне общих для всех движений «машинки».

Данная

игра-разминка

тренирует

а)

координацию

движений,

б)

связь координации с произнесением слов, в) умение распределять

внимание.

Не

всем

ученикам

удается

быстро

усвоить

последовательность

движений,

они

путают

порядок

жестов,

не

попадают в общий ритм, не справляются с его переменами. Но это

только стимулирует их интерес. Введение же номера, числа, то есть

речи на щелчках при передаче эстафеты глазами «one-one», «two-

two»

и

т.

д.,

составляет

новое

затруднение.

Потом

начинается

передача «голосом» — «nine-nine, nine-one», «one-one, one-six» и т.

д., здесь уже надо посылать слово и быть готовым принять «голос»;

и

то

и

другое

требует

организованного

внимания

и

позволяет

учиться верно его распределять.

«Руки-ноги»

Класс

старается

безошибочно

выполнить

простые

движения

по

команде учителя: один хлопок - поднять руки, два хлопка - встать.

Если

руки

уже

подняты,

а

звучит

один

хлопок,

то

их

нужно

опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны

сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается

сбить учеников, тренируя их собранность.

Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате

работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из

участников.

Выполняет

его

хорошо

тот,

кто

способен

чётко

подчиняться

«нехитрым»

командам

задания.

В

упражнении,

выполняемом

сообща,

исполнитель

удерживает

внимание

на

собственной работе, борясь со стремлением повторять движения

соседей,

которые

могут

быть

неверными.

Упражнение

можно

включать в любой вид работы класса и на всех этапах и периодах

занятий.

Советуем

условие

игры

«Руки-ноги»

объяснять

очень

кратко:

«Один хлопок - команда рукам: их надо поднять или опустить; два

хлопка

-

команда

ногам:

нужно

встать

или

сесть», после чего

преподаватель тут же подает сигналы. Моментальное включение

учеников в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание,

используя сообразительность и находчивость. После нескольких

команд

все

уже

хорошо

ориентируются

в

задании

и

с

удовольствием его выполняют, едва успевая за быстрой сменой

команд.

Таким

образом,

используя

игровую

технологию

при

разработке

динамических пауз, необходимо следовать основному принципу

ФГОС – деятельностному подходу в образовании.

Хочется

закончить

словами

Жана-Жака

Руссо:

«Чтобы

сделать

ребёнка

умным

и

рассудительным

-

сделайте

его

крепким

и

здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он

находится в постоянном движении!»

Список литературы:

1. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников –

актуальное направление развития содержания образования на этапе

инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и

мониторинг.- 2011.-№3.

2. Букатов, В. М. Ершова, А. П. Хрестоматии игровых приемов

обучения/ В.М. Букатов, А.П. Ершов/ М., 2000 и. М., 2002

3. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений

работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного

процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и

мониторинг.- 2011.-№3.

4.

Елисеев,

В.В.

Рекомендации

по

сохранению

здоровья

школьников

на

уроке

и

оценке

эффективности

здоровьесберегающей

деятельности

школы

/В.В.

Елисеев

//Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.

5. Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент

здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина

//Начальная школа.- 2010.-№11.

6.

Хлопова,

А.

разработка

программы

«Школа

территория

здоровья» /А. Хлопова //Школьное планирование.- 2010.-№5.



В раздел образования