"Анализ выполнения самостоятельной работы по дисциплинам и ПМ"
Автор: Арешева Анжелика Игоревна Должность: преподаватель бухгалтерского учета Учебное заведение: ФКПОУ "СТИБ" Населённый пункт: п.Сиверский Наименование материала: статья Тема: "Анализ выполнения самостоятельной работы по дисциплинам и ПМ" Раздел: среднее образование
ФКПОУ «Сиверский-технику интернат бухгалтеров»
Минтруда и соцзашиты РФ
Сообщение
По теме «Анализ выполнения самостоятельной работы по дисциплинам и ПМ»
для заседания ЦК
Арешева А.И.
Анатоль Франс « Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,
обучая слишком многому. Возбудите только любопытство.
Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте
мозг. Достаточно заронить в него искру.
Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».
Одной из важнейших стратегических задач современной
профессионального образования является формирование профессиональной
компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики
по всем специальностям среднего профессионального образования новых
образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования,
как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития; использовать информационно-коммуникативные
технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке
студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа
обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и
умения использовать различные средства информации с целью поиска
необходимого знания.
Программа среднего профессионального образования исходит из того,
что
должен
знать
и
уметь
обучающийся,
а
преподаватель
базируется
на
реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты.
Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути
задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в его распоряжении
возможности, чтобы развить познавательные интересы обучающего, вывести
его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным
материал, который опирается на фундаментальные знания.
Одной из форм, помогающих решить эту задачу, являются продуманные
и
систематизированные,
логически
и
целенаправленно
разработанные
задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых
перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая
которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески
применять их в новых условиях.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная
и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине или
междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Как
правило эта, часть самостоятельной работы выполняется студентами более с
большой охотой и желанием, т.к. они знают, что преподаватель поможет,
подскажет или она выполняется в команде.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по
заданию преподавателя, но без его непосредственного его участия. Она более
страшит студентов, т.к. многие из них не умеют самостоятельно находить
нужную информацию, а если и находят, то не знают, как ей воспользоваться
или применить для данного задания.
При внеаудиторной самостоятельной работе по своим дисциплинам и
ПМ обучающимся предлагаю следующие виды работ:
1. Составить опорный конспект по теме…
2. Сформулировать вопросы…
3. Сформулировать собственное мнение…
4. Продолжить фразу…
5. Дать определения следующим терминам…
6. Составить презентацию
7. Написать реферат.
8. Составить отчёт по теме…
9. Разработать алгоритм последовательности действий…
10. Составить таблицу с целью систематизации материала…
11. Заполнить таблицу, используя…
12. Составить тематический кроссворд.
13.Решить ситуационные задачи.
14.Подготовиться к семинару, деловой игре.
15. Составить тест по теме.
При анализе выяснилось, что в целом только единицы обучающихся, из
всех курсов могут работать самостоятельно.
По ОБЖ- 12% ( Егоричев И, Быков И, Краснаперов В, Виктория);
БЖ- 45 % ( Микку В, Морошкин В, Невзорова О, Антонов С( презентации),
Ионова Е, Котова Е, Панферова И, Савельева Е)
ПМ.01- 32% ( Невзорова О, Курзина Ю, Морошкин В,, Лобасова У, Демченко
С, Котова Е, Горячева Н, Папинский А, Долгих М, Панферова И, Малыхина
К, Назарбаева Н)
УП.05- 21% ( Худаева С, Кононенко Д, Тавакалова Н, Ибрагимова Н)
В последние годы работы замечаю все более и более усиливающиеся
характерные изменения в основной массе студентов, и, похоже, это уже не
случайные проявления.
В основном это:
Низкий уровень школьной обученности (тут уж ничего не поделаешь) –
принимаем как должное.
Неумение учиться- Не могут концентрироваться на достаточно долгое время;
не приучены к произвольному вниманию, к мыслительным усилиям, не
понимают этой необходимости. Аналитическое и критическое мышление у
многих на занятиях работать «отказывается". Нежелание учиться- Слабая
профессиональная мотивация – особенно, когда выбор специальности
совершают 15-летние. Зачастую в 18-19 лет он заявляет: «Я по специальности
работать не буду, не хочу, передумал, мне просто нужен хоть какой-то
диплом! Не оставаться же со свидетельством о девяти классах!»
Нет целостной системы требований- Средств воздействия на
неуспевающего студента фактически нет: стипендии не хватает даже на
необходимые карманные расходы, отчислить двоечника – проблема из
проблем. Воззвания типа: «Хорошо учиться – хорошо, а плохо учиться –
плохо!», работа с родителями обучающихся, не слишком, мягко говоря,
эффективна.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод:
Несоответствие целей и задач СПО, сформулированных в ФГОС-3
реальной ситуации на рынке труда;
Неопределенность целей обучения для большинства студентов,
следствием чего является низкая мотивация получения именно
профессиональных компетенций;
Несоответствие требований ФГОС реальным возможностям
большинства обучаемых;
Противоречивость целей и задач, решаемых системой СПО.
На мой взгляд, нужно искать новые подходы к СРС.
Предложения:
1.
индивидуально-дифференцированный подход к заданиям;
2.
задания, предлагаемые преподавателем, должны быть проблемными,
творческими,
разнообразными,
т.е.
повышающими
мотивацию
к
процессу обучения, познания;
3.
предлагать студентам, самостоятельно, подготовить задание, для
решения его всей группой на последующих занятиях ( при этом
стимулировать лучшее задание -оценкой, денежными средствами,
грамотой)
Варианты критериев оценки самостоятельной работы студентов
педагогом:
Вариант 1
1.Уровень усвоения студентом учебного материала;
2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических
и ситуационных задач;
3. Уровень сформированности общеучебных умений;
4. Обоснованность и чёткость изложения материала;
5. Оформления материала в соответствии с требованиями;
6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.
7. Показатели творческой деятельности:
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
-
самостоятельное
комбинирование
известных
способов
деятельности
в
новой ситуации;
-видение возможных путей решения данной проблемы;
- построение принципиально нового способа решения проблемы;
Вариант 2
№ Основные общеучебные умения и навыки
Должен
владеть
студент
колледжа
Владеет ли на данный
Момент (ОК, ПК)
1.
Конспектировать, составлять план, тезировать
2.
Цитировать материал.
3.
Подготовить реферат, доклад, сообщение
4..
Выступить в рефератом, докладом,
сообщением
5.
Быстро читать с различными целями(для
усвоения важных деталей, для критической
оценки, для долговременного запоминания).
6.
Вести исследовательскую деятельность.
7.
Логически осмысливать материал, выделяя в
нём главное.
8.
Систематизировать и классифицировать
явления.
9.
Соотносить, сравнивать факты, явления,
концепции, точки зрения.
10.
Строить умозаключения, обобщения на
основе анализа собранного фактического
материала.
11.
Наблюдать.
12.
Делать обоснованные выводы.
13.
Критически оценивать информацию, давать
ей оценку.
14.
Использовать полученные знания в действии.
15.
Осуществлять самоконтроль в ходе
деятельности и корректировать её.
16.
Проявлять творческую инициативу по разным
направлениям деятельности.