Автор: Ильина Ольга Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методическая разработка урока, посвященного Дню Снятия блокады Ленинграда"
Раздел: полное образование
Методическая разработка урока «Память моя блокадная» , проводимого в
форме литературно- музыкальной композиции ( разработано и проведено
преподавателем истории и обществознания Ильиной О.В.)
Цель: привитие интереса к событиям Второй Мировой войны, блокады Ленинграда
Задачи: подведение к пониманию собственной сопричастности к событиям блокады
Воспитание уважения к событиям блокады и войны, к памяти об этих событиях
Развитие навыков социального партнёрства.
Литературно- музыкальная композиция сопровождается презентацией ( автор – художник-
фотограф Сергей Ларенков) и музыкой- саундтреки из кф «Реквием по мечте», «Бой с тенью»,
произведениями классической музыки в исполнении Ванессы Мей.
Участники- обучающиеся разных ступеней, число участников- неограниченное, минимальное
число- пять. При подготовке использованы материалы интернет- изданий
Память моя блокадная, честная не плакатная,
Не подведи меня. Не потеряй ни дня.
Если не мы, то кто же миру поведать сможет
Новую "Илиаду" - быль про нашу блокаду.
Ты не жалей меня, память моя блокадная,
Боль миллионократная. Сердце мое храня,
Ты не жалей меня.
Если не мы, то кто же правду вернуть поможет.
Правду невероятную, страшную, непонятную,
Правду, в оковы взятую, и клеветой распятую,
Правду, в гробу сокрытую и глубоко зарытую:
Память моя блокадная, переживи меня.
Выходит девочка
Девочка: Ну вот, как январь, так в школе начинается "Опять война, опять блокада:": Это когда
было? При царе Горохе! Какое нам до этого дело?! 60 с лишним лет прошло. Нет, ну было, ну
война, ну блокада, ну трудно конечно людям приходилось. А сейчас-то что? Сейчас-то все хорошо:
А стих какой-нибудь учить все равно придется. Пару получать не хочется, а то мама опять гулять
неделю не выпустит.
/Раздается телефонный звонок/
Девочка:Кстати, вот и мама: Да, мамочка. Уроки, конечно же, буду делать, я только пришла:
Мама, ну я поем чего-нибудь. Не хочу я твои макароны, а суп - тем более:
Ой, ладно, мам, холодильник на месте стоит, и еда в нем всегда есть. Разберусь:
Мамочка, ты мне лучше вот что скажи: нам опять задали стих про блокаду выучить. У нас есть что-
нибудь? Не хочется самой искать: Хорошо, поняла. Спасибо, мама. На полке : с дедушкиной
фотографией: серая книжка: Ага, вот она!/Садится, листает книгу. Из книги выпадает листок/
Девочка: А это еще что такое? Бумажка какая-то:
Девочка разворачивает письмо и начинает читать. В блокадную комнату проходит другая
девочка и садится за стол.
"Здравствуй, мама. Прости, что так долго не писала. Я и тетя Аня живем в осажденном городе.
Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. Что означает эта дистанция, мы знаем по
разрывам снарядов на улицах. В городе страшно: он пустеет и превращается в призрак. Даже не
верится, что это наш город. Люди умирают:, очень много людей умирает от холода и от голода."
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных:
"Радио у всех работает и днем и ночью. Из-за того, что не хватает электричества, оно иногда не
говорит, а шепчет. Иногда просто метроном стучит, и этому тоже рады. Значит, город жив. По
радио передают стихи."
А люди слушали стихи
Как никогда - с глубокой верой,
В квартирах, черных, как пещеры,
У репродукторов глухих.
"Это здорово. Это хорошо. Это отвлекает от мыслей о еде .Знаешь, мама, с едой совсем было
плохо. В ноябре есть было совсем нечего; тете Ане по рабочей карточке выдавали 250 граммов
хлеба, а мне - только 125. Было страшно, берегли каждую крошечку. Потом, когда по Ладоге
пошли машины, хлеба стали давать побольше. Но есть хотелось всегда."
Выжить – цель и желанная участь,
Чтоб пером нацарапать повесть,
Как в одних умирала трусость,
Как в других просыпалась совесть…
Только выжить – всего-то и надо,
Старый очень, неважно, иль молод…
Им, блокадникам, - жаль Ленинграда,
Холод страшен был – внутренний холод!
В сорок первом жизнь билась со смертью,
Встав за грань и порог истощенья
Тягой к жизни стегала, как плетью,
У врагов не моля снисхожденья!...
Умирали за Родину роты
И не слышали сводок хвалебных.
Умирали, ползли на работу
Для победы и…карточек хлебных.
"Когда наконец блокада закончится и можно будет все купить, я куплю полкило пряников, полкило
хлеба и литр хлопкового масла. Раскрошу пряники и хлеб, оболью обильно маслом, хорошенько
все это разотру и перемешаю и буду наслаждаться, наемся до отвала…мы будем есть горячие,
жирные блинчики и пухлые, толстые оладьи. Боже мой, мы так будем кушать, что самим станет
страшно.. Тетя достала какого-то масла, которое наливали в краску, и мы жарили на нем хлеб. Так
его есть плохо. Правда, после этого масла живот немного болел, но это ничего. Наверное, в
декабре, я точно не помню, нам поставили печку, но мы ее топили, когда было что варить. Дров
совсем не было, и мы жгли мебель. А за водой ходили на реку. Далеко, конечно, но ближе воды
нет. Пока ее до дома довезешь, она замерзала. Никто не уходил без воды, даже если начинали
стрелять."
Опять налет, опять сирены взвыли,
Опять зенитки начали греметь,
И ангел с Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались - просто силы берегут:
Наполненные ведра и кастрюли
Привязаны к саням. Но люди ждут:
"В январе, а может быть в феврале, когда стали эвакуировать из города, мне тоже говорили, что
надо уезжать. Что там я смогу ходить в школу и быть с вами. Тетя Аня к тому времени ушла на
завод работать и говорила, что если я уеду, то ей будет легче, не нужно будет ходить домой.
Только я знаю, что я правильно не поехала. Я здесь пользу принесу. Сначала мы с мальчишками
дежурили на крышах, гасили "зажигалки". А потом меня на завод взяли. Я теперь с тетей Аней
работаю. На заводе сейчас вообще женщины, старики и дети работают. Делаем оружие и снаряды,
чтобы поскорее победить немцев. Тогда всем хорошо будет."
Гневным стоном сирены завыли –
В небе тучи стервятников снова!
Как ладонями город прикрыли
Тучи – словно молились покрову…
Нет воды. Утром будет молитва,
Шёпот тихий сухими губами –
Лишь о будущем ( каждый день – битва),
О Победе своих над врагами.
Нет вина на печальные тризны.
Смерть привычна. Жестоки итоги -
Жизнь ушла на Дороге их жизни,
А другой не бывает дороги…
…На Фонтанке лёд – стылая корка,
Только чёрные пятна местами:
Санки с трупом – везут их из морга
Под слепыми от горя мостами.
Нет, не выжить, окопы не роя…
Сколь героев в родимой отчизне?
Жертвы мы, или, может, герои?
Всё равно – каждый тянется к жизни!...
…Метроном – звука точного сила,
Пострашней поднебесного грома,
И, когда бы меня ни спросили –
Слышу, чувствую стук метронома!
Не хотелось погибнуть нелепо,
Быть убитым фашистским снарядом…
Бомбы падают гулко и слепо -
ДО СИХ ПОР, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, РЯДОМ!
Демонстрация презентации
"Мамочка, ты теперь домой не пиши, мы теперь на заводе - на казарменном положении. На
заводе и живем и работаем, потому что до завода ходить далеко. Да и легче всем вместе
выживать. Мама, если от отца письмо получишь, ты нам напиши. От него мы ничего не получали.
Мы теперь чаще писать будем. Поцелуй за меня сестренку. Вам привет от тети Ани. Твоядочь
Маша . 2марта 1942 года."
/Девочка задумчиво вертит письмо в руках. Набирает мамин номер телефона/
Мама, я в книжке про блокаду письмо нашла. Там в конце написано "Твоя дочь Маша": Что? Это
бабушкино письмо, она в городе всю блокаду жила:
/убирает телефон/
- Странно так, казалось, это все давно было и меня это никак не касается. А оказывается вот оно
все здесь, в моих руках память, память моей семьи, моей страны, жизнь бабушки :
Девочка : 27 января 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады.
Никогда никого НЕ БОМБИТЕ!
Окончанье войны - Главный праздник…
Повезло…Вот он – я: жив, смотрите!
Я зовусь страшным словом – БЛОКАДНИК!
Вспоминают блокадные дети,
Зализавшие раны подранки.
Вот и я вспоминаю дни эти –
Берега лет военных Фонтанки!
…Как мне вспомнить всё это хотелось:
Всю блокадную, страшную повесть,
Где в одних просыпалась смелость,
А в других просыпалась совесть!
Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.
У Вечного огня!: Я знаю, что хочу:
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.
Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу,
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь:
Свет Вечного огня:
…Как мне вспомнить всё это хотелось:
Всю блокадную, страшную повесть,
Где в одних просыпалась смелость,
А в других просыпалась совесть!
Враг никогда не сможет нас сломить
И не возьмет нас никаким измором
И жизнью смерть сумели победить
И победили человек и город