Автор: Баранова Оксана Аркадьевна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МОУ ГООШ
Населённый пункт: г. Калязин, Тверской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологич. карта урока ИЗО "Выразительные возможности натюрморта"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по ИЗО в 6 классе по
теме : Выразительные возможности натюрморта.
Цель урока: Обобщить знания учащихся о натюрморте- как жанре ИЗО –искусства,
вспомнить и проанализировать различные техники изображения натюрморта, закрепить навык
работы в группах.
Задачи :
Предметные : научатся обобщать полученные знания, осваивать новые техники- как
выразительные возможности в жанре натюрморт, смогут анализировать и обобщать свои готовые
работы, самостоятельно выявлять особенности различных техник рисования.
Метапредметные: научатся излагать свое мнение в диалоге , аргументировать его, отвечать на
вопросы , осознанно использовать речевые средства ,в соответствии с ситуацией общения,
определять цель, проблему в деятельности.
Личностные : осознают свои интересы, опыт и знания. Осваивают новую учебную ситуацию,
получают эстетическое наслаждение.
Методы и формы обучения: обьяснительно- иллюстративный, исследовательский, выставка работ
учащихся, групповая работа.
Оборудование : альбомные листы, акварель, пастель, простой карандаш, инструменты для
гравировки, кисти.
Наглядный материал: изображенный натюрморт разными техниками рисования.
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формируемые
умения.(УУД)
Организационн
ый момент.
Подготовка
учащихся к
обобщению
изученного
материала.
-Перед вами на столе
ваза с цветами, перед
вазой стоит поднос, на
нем кувшин и фрукты.
Все вдруг замерло.
французы сказали бы-
натюр морт ( мертвая
природа), англичане
стайл лайф(тихая
жизь).
Как назовем мы эту
композицию….Натюрм
орт.
Слушают учителя
ставят перед собой
цели.
Регулятивные :
определяют
цель. Проблему в
учебной
деятельности.
Личностные:
Осознают свои
интересы, опыт и
знания.
Обобщение
ранее
изученного
материала.
Обьяснительно –
иллюстративный,
поисковый.
Хочу напомнить вам,
что натюрморт , как
самостоятельный вид
искусства появился в
голландии в начале 18
века. мы знаем таких
знаменитых
голландцев, как Л.
Клас и А. бейрен.
Сейчас мы с вами
повторим , а как
правильно выстроить
композиционно
натюрморт. -перед
учащимися слайды
построения
композиции
натюрморта.
Существует четыре
правила, которые мы
должны выполнять:-
-композиция
натюрморта должна
состоять из
предметов,
тематически
связанных между
собой,
-в состав натюрморта
должны входить
Воспринимают на слух
информацию.вспомин
ают и обощают
полученные знания о
натюрморте.
Сообщают свои
находки в разной
технике выполнения
натюрморта.
Познавательные
: вспоминают и
обобщают
усвоенный
материал по
заданным
основаниям.
Анализируют
выступления
одноклассников
по поисковым
темам,
анализируют
работуы-
натюрморты
знаменитых
голландцев.
Коммуникативн
ые:
корректируют
свои действия в
соответствии с
алгоритмом,
Самостоятельно
принимают
решение.
Личностные:
осваивают
новую учебную
ситуацию,
проявляют
интерес к
разным
техникам
рисования и
предметы,
разнообразные по
форме, величине,
фактуре и цвету,
-предметы должны
составлять единое
целое, но не
загораживать друг
друга,
-композиционный
центр должен
находиться на втором
плане и отличаться от
других предметов
форм ой и размером.
Задание поискового и
повторяющего
характера.
Каждой группе
описать свою технику
раскрашивания
натюрморта и
обосновать свой
выбор.(все это сделать
в течении 5-7 минут).
1 группа:
раскрашивает
натюрморт
акварелью.
Художник не только
запечатлевает
красоту формы и
цвета акварельными
красками или
масляными, но ищет
способы обратить
наше внимание на
совершенные формы
и прелесть цветовой
гаммы различных
предметов. Таковы
законы правильного
натюрморта.
Очень часто
начинающие
художники не могут
определиться с
материалом.
Зачастую выбор
стоит между
акварелью и
маслом. Однако
есть еще одна
группа
художественных
материалов –
Желание
использовать их
в своей
творческой
деятельности.
«мягкие». К ней
относится пастель.
Этот материал
приятный и простой
в работе.
Натюрморт является
наиболее
искусственным
жанром, как в
живописи, так и в
графике. В данном
случае выбор и
расположение всех
объектов
определяется не
реальной
обстановкой,
аОднако натюрморт
пастелью вовсе не
должен передавать
реальность, для
этого существуют
фотографии.
Художник способен
и имеет право на
свои собственные
фантазии и
оригинальное
изображение
предметов,
благодаря чему и
создаются работы,
похожие на сон.
Мастер выстраивает
тональность,
пытаясь найти
гармонию в своем
рисунке.
натюрморт-сон.
3 группа выполняет
графический
натюрморт.
(живопись
карандашом)
С помощью тех же
средств
рисунка: линии,
штриха, пятна —
художниками
создается
разнообразное
восприятие мира.
Все зависит оттого,
как художник
использует эти
средства
художественной
выразительности,
как он ведет линию
и кладет пятно, в
какой пропорции
использует светлое и
темное, как
передает
пространство и др.
Благодаря рисунку
мысль, наблюдение
фиксируются на
бумаге. Рисунок
выявляет отношение
художника к
изображаемому.
Почерк художника
отражает его
душевное состояние.
4 группа выполняет
натюрморт в виде
гравюры.
Знаменитый график
В.Фаворский,
рассказывая детям о
гравюре, писал:
Художник разными
штрихами разными
сочетаниями черного
и белого стремится
изобразить все цвета,
все. Что он видит.
Белым штрихом на
черном легко
передать яркую
молнию, блеск воды,
мелькание
освещенных листьев,
блеск кольчуг. Черным
пятном и штрихом
передать и мрачную
тучу, и темную зелень
дуба и масть коня, и
плащ воина. И если
приглядеться, то
видишь, что черное и
белое все время
кажется разным: то
тяжелым и грузным,
то легким и
воздушным.
Отображение мира с
помощью черного и
белого
Творческая
практическая
деятельность.
Исследовательск
ий. Работа в
группах.
Советы для
работающих в
группе.
1. Не соревнуемся,
а сотрудничаем!
2. Командиров нет!
3. Нет “спящих”;
каждый выполняет
свою работу.
4. Ответственность
несут все.
5. Работаем с
удовольствием.
6. Все дружно! Все
вместе!
- Попробуйте
создать такой
натюрморт, чтобы
он отражал ваши
чувства и
переживания , в
данной вам
технике
изображения
.
(каждая группа
работает своей
техникой).
Готовят рабочее
место. Используя
алгоритм, выполняют
натюрморт каждая
группа своей
техникой.
Познавательные:
вспоминают
правила работы
в группах.,
устанавливают
аналогии для
понимания
закономерносте
й использования
их решения
поставленной
задачи.
Регулятивные.:
Определяют
цель , проблему
в деятельности
Работают по
плану,
принимают
самостоятельны
е решения.
Итоги урока.
Рефлексия.
Выставка работ
учащихся.
Организует выставку
работ учащихся.
Защита своих
работ.
В конце урока каждая
группа выходит к
доске и защищает
свою технику
выполнения
натюрморта. Перед
ними стоит общий и
главный вопрос:
почему вы считаете ,
что ваш натюрморт
выиграет от того , что
Отвечают на
поставленный вопрос
Защищают свою
технику рисования.
Анализируя ее.
Коммуникативн
ые: излагают
лично свое
мнение,
аргументируют
его, отвечают на
вопросы.
Осознанно
используют
речевые
средства в
соответствии с
ситуацией
общения.
Личностные:
Получают
эстетическое
наслаждение.
вы его раскрасите
своей техникой. Упор
на ключевые фразы
-1.живопись-передача
форм предметов с
помощью цветовой
гаммы,
реалистичность
рисунка, его
жизненность.
2.пастель- рисунок во
сне, нет предела для
творчества и
фантазии.
3.графика( простой
карандаш)-с помощью
линии, штриха, пятна
создается
разнообразное
восприятие мира
художником.
4. гравюра.-с
помощью черного и
белого художник
стремится изобразить
все цвета, все , что он
видит.
Итог урока.
-Достиг ли урок своей
цели.
Выставление оценок.